Я иду в школу


Ансабаева Айгерим Айтбаевна

воспитатель КГКП  я/с «Балбөбек»

Учебно-методическое пособие

«Я иду в школу».

 Программа социально-психологической подготовки к школе детей 5-6 лет.  

В связи с переходом на 12-ти летнее образование возникла объективная необходимость подготовки к школе детей 5-6 лет. Программа способствует развитию у детей предпосылок школьного обучения в условиях детского сада с применением интерактивных методов обучения. Программа направлена на профилактику  адаптации в школе с применением  новых подходов к организации педагогического процесса. Программа предназначена воспитателям, психологам дошкольных организаций, родителям

                                                            Введение

Все, у кого есть дети «предшкольного» возраста знают: готовность к школе – одна из самых волнующих тем. И не зря. Потому что, от того, как сложится школьная жизнь у ребенка, во многом зависит его будущее. Почти все авторы, исследующие готовность к школе, а значит профилактику дезадатации, особое место в изучаемой проблеме уделяют развитию у детей произвольности. Однако с одной стороны произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Д. Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение, позволяющее ребёнку подняться на более высокую ступень развития рождается в ролевой игре, в коллективе детей, именно игру он называл «школой произвольного поведения». Процесс школьного обучения с самых первых шагов опирается на некий уровень развития произвольного поведения. Требования, предъявляемые к общей и специальной подготовке к школе настолько серьёзны, что становится очевидным: ребёнка нельзя готовить к систематическому обучению от случая к случаю. Нельзя также полагаться на то, что готовность к школе созреет автоматически.  Большую роль в этом процессе играет социальная среда, воспитание в семье и детском саду. Существуют раз­личные мнения взрослых по поводу того, когда начинать и в течение какого времени готовить детей к школе, кто же должен готовить детей к школьной жизни?

С поступлением в школу претерпевает изменения не только организация жизни и основная деятельность ребёнка, но и его общественное положение. Ребёнок переходит из знакомого коллектива сверстников и взрослых с установившимися в нём определёнными отношениями в общество незнакомых ребят и взрослых. В прежнем коллективе он занимал определённое место, знал свои права, обязанности и преимущества, а в формирующемся школьном обществе ребёнок должен снова утверждать себя. Его обязанности и права определяются уже на много точнее и жёстче, чем в дошкольный период, их соблюдение положительно оценивается по другим критериям, чем те, к которым он привык. Один из важных критериев оценки деятельности ребёнка не только в школе, но и в семье, в кругу ровесников становится успех в обучении.

Однако достичь его непросто. Дошкольник должен владеть знаниями о себе, о людях, уметь адекватно реагировать в различных социальных ситуациях, владеть навыками бесконфликтного общения, эмпатией для того, чтобы процесс адаптации к новым условиям не стал препятствием успешного обучения в школе и дальнейшему формированию личности.

Основные положения

Многие годы дошкольная подготовка детей сводилась к обучению детей счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Однако, готовность к школе имеет ряд и других параметров. Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «хочу». Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. Еще одним компонентом школьной готовности психологи выделяют волевую готовность. Это означает умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями.

Важным компонентом является также и коммуникативная готовность. Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как с взрослыми (учителями), так и со сверстниками. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми. Во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.

Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.

Новый образовательный стандарт дошкольного воспитания и обучения изменил сложившийся стереотип подготовки детей к школе, обозначив социальную компетентность, как составляющую готовности детей к школе. Неоценимую помощь в воспитании у детей нравственных категорий, умения познать себя оказал курс С.А. Назарбаевой «Самопознание». Однако на нашвзгляд необходим специальный курс социально-психологической подготовки детей к школе. Это особенно важно в период перехода на 12-ти летнее образование и начала обучения с 6-ти лет.

Цели и задачи

При создании программы мы исходили из особенности развития само­сознания в старшем дошкольном возрасте. Именно эти особенности позволяют начать специальное обучение – развитие социального чувства или обучение успеху, а сводятся они к следующему:

• У ребенка возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстников.

• Он может оценивать сверстников, а это помогает ребенку оценивать самого себя.

• Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы; развивается способность мотивировать самооценку, самокритичность; появляется осознание себя во времени, личное осознание

Цель: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок успешного школьного обучения, осуществлять социально-­педагогическую поддержку дошкольников.

Задачи:

• Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

• Развитие произвольности психических процессов, снятие двигательной расторможенности.

• Становление адекватной самооценки, самостоятельности и самоконтроля.

• Формирование коммуникативных способностей детей во взаимоотношениях: ребенок-ребенок, ребенок-учитель, ребенок-родители.

• Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

• Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

• Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствие с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Предлагаемая программа позволяет достигнуть такого уровня функционального и психического развития, при котором процесс адаптации к новым социальным условиям будет проходить успешнее.

Основная идея программы: Успеху можно научить.

Благодаря специальному обучению – игровым тренингам, в которых акцент делается только на положительных качествах личности ребенка и оценках, обучение и упражнение в социальном поведению осуществляется в безопасной среде, т.е каждый имеет право на ошибку. Это придает ребенку силы, уверенность в себе и приведет к успеху.

Программа состоит из 3 блоков

1 блок «Кто такой Я»

Цель: воспитание у дошкольника стремления к познанию себя, расширение представлений о своих возможностях

2 блок «Я в мире людей»

Цель:          развитие ценностных ориентаций и правильного отношения к

общественно принятым нормам поведения

3 блок «Почему я так поступаю»

Цель: формирование адекватной самооценки, развитие критического отношения к оценке взрослого и сверстников

Методологической основой программы стали: учения К.Д.Ушинского, А.В.Запорожца, JI.CВыготского о сущности игры и ее познавательной и разви­вающей направленности, теория возрастной периодизации Эльконина, согласно которой ведущей деятельность в дошкольном возрасте является игровая, фунда­ментальные труды Е. А. Аркина, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной; исследования возрастных психофизиологических особенностей детей, условий и закономерно­стей их развития, влияние различных факторов на формирование детской лично­сти таких учёных П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.

Учебный план

Блок тема задачи Количество часов
Кто такой Я 1.  «Нет ничего слаще, чем звук имени твоего» 2.  «Кто такой Я» 3.  «Я иду в школу» 4.  «Я хотел бы быть» 5.  Жил был я» 6.»Моя   вселенная» Развивать уверенность в себе и своих силах. Помочь ребенку почувствовать и осознать свои способности, таланты. Способствовать эмоциональному развитию 6
Я в мире людей 1.  «Здравствуй друг» 2.  «Как доставить человеку радость» 3.  «Моя будущая учительница» 4.  «Что такое доброта» 5.  «Давайте жить дружно» 6.«Как    вести себя в школе» Поддержать желание передавать свое эмоциональное состояние, понимать настроение и поступки другого человека; быть самобытным и открытым в межличностномобщении. 6
Почему я так поступаю   1. «Если бы я был» 2. «Маленький труд лучше большого безделья» 3.«Когда я    был маленький» 4.«Кто людям добра желает» 5.«Какой у  меня характер» 6. «Я первоклассник» Поощрять умения детей           делать осознанный выбор в различных ситуациях. Формировать опыт успешного участия в различных видах деятельности   6

В основу методики обучения положено обучение через межличностное групповое общение, направленное на самостоятельный поиск необходимой информации, на выработку определенного решения. Методика интерактивного обучения позволяет проводить коррекцию общения, самооценки всех участников взаимодействия, воспитывать позитивное отношение к интересам членов группы, способствует самовыражению личности, воспитывает умение свободно мыслить, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других.

Основные принципы проведения игровых тренингов-занятий:

1. Принцип свободного участия

Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-нибудь из детей не захочет принимать участие, постарайтесь найти для него игру, в которую он смог бы спокойно играть в другой части комнаты. Разрешите детям спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.

2. Принцип взаимного уважения

Это своего рода кодекс правил взаимодействия. Вы можете в беседе с детьми расширить это понятие, например:

– каждый имеет право высказать свои мысли и предложения;

– каждый имеет право быть выслушанным;

– каждый имеет право выбора;

– спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосования.

3. Принцип осознанности

Перед началом занятия взрослый (педагог или психолог) объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их.

4. Принцип рефлексии.

Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия ведущий совместно с детьми подводит итоги: что больше всего понравилось, что меньше всего понравилось, какой опыт приобрели.

Социальный портрет ребенка, как ожидаемый результат

В основе социального портрета лежит совокупность качеств ребенка, которые

1) Формируются в процессе освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования и программы «Я иду в школу»;

2) Являются показателями его развития в личностной (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка и морально-нравственное развитие), интеллектуальной (формирование высших психических функций, накопление социального опыта и др.) и физической (сила, выносливость, гибкость, ловкость и др.) сферах.

3)          Способствуют решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту. В соответствии с вышесказанным социальный портрет ребенка освоившего программу «Я иду в школу», как итоговый результат и целевой ориентир системы выглядит следующим образом.

Это ребенок:

• эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе      первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

• имеющий первичные представления о себе, семье, об обществе, о государстве, мире и природе;

• овладевший предпосылками учебной деятельности;

имеющий “внутреннюю позицию ученика”, эмоционально – положительное отношение к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.

Отбор качеств в «социальный портрет» ребенка 6 лет осуществлялся:

• по принципу интегративности (т.е. возможности формирования каждого каче­ства в ходе освоения всех или большинства образовательных областей);

• в соответствии с возрастными новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного детства, если процесс его развития был правильно организован;

• с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения основной образовательной программы.

Диагностика психологической и социальной  готовности к школе

Наиболее достоверным диагностическим методом, можно считать наблюдение за тем, как ребенок ведет себя в повседневных ситуациях, как он играет с ребятами, что он делает, когда в доме много незнакомых людей. Психологи заметили, что дети, имеющие проблемы в межличностном общении, боятся смотреть в глаза собеседнику, часто имеют такие привычки, как грызение ногтей, непроизвольное подергивание головой, плечами или другими частями тела, порой болезненно реагируют на   слова   окружающих.

Зачастую в игре ребенок проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других, да и для него самого. Например, девочка, играя с куклой, наказывает ее, повторяя фразу: «Так тебе и надо, дрянная девчонка! Иди в угол, чтобы я тебя больше не видела…» Ваш сын, играя с мальчиками, стремится к «победе» любой ценой. «Я лучше знаю! У тебя все равно не получится!» –  кричит он. Присмотритесь к играм детей –  не правда ли, порой в них зеркально отображается наша   взрослая   жизнь?!

Для того,  чтобы определить, как ребенок отно­сится  к  себе,   что для  него  значимо в  отношениях с другими людьми, можно применять  психологические те­сты.

Несколько советов,   как  их  использовать:

–   выберите  время,   когда  ребенок  находится   в  хо­рошем  настроении;

–  ребенок не должен думать, что его оценивают и проверяют,  лучше эти  занятия  проводить в  виде игры;

–  не говорите ребенку, что он что-то сделал, ответил или  нарисовал  неправильно.

С будущими первоклассниками два раза в год (октябрь, май) проводится исследование психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию:

“Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения” (предложенный авторами М.М. Семаго и Н.Я. Семаго);

Беседа по выявлению сформированности “внутренней позиции школьника” (разработана Н.И. Гуткиной);

Методика “Определение мотивов учения” (разработана М.Р. Гинзбургом). Автор этой методики отметил, что для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);

широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);

“позиционный” мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);

“внешние” мотивы;

игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную – сферу (игровой);

мотив получения высокой отметки (отметка).

Методика “Мотивационные предпочтения” (“МП”) (автор Д.В. Солдатов). Методика специально создана для определения мотивационной готовности к школьному обучению. Тест позволяет оценить, какой из трех мотивов – игровой, трудовой или учебный – является у ребенка доминирующим.

Исследование    самооценки   по  методике   «Лесенка»

           Ребенку   предлагают   нарисовать   лесенку   с   семью   ступеньками,   где,   средняя   ступенька   имеет   вид    площадки,    и  объяснить   задание.

Инструкция:

    «Если,   всех  детей  рассадить   на   ступеньки.    То  на    верхних   ступеньках    окажутся    хорошие   дети.   Чем   выше,  тем   лучше,   а   на  нижних,    не   очень   хорошие    («плохие»,   «очень  плохие»,    «самые   плохие»),   на   средней   ступеньке   дети   не   плохие   не   хорошие.    Покажи,   на   какую   ступеньку   ты   поставишь    себя.

     На    какой    ступеньке,    ты,    ты    какой:    «хороший  –  плохой»,    «добрый  –  злой»,      «умный  –  глупый»,    «сильный   –   слабый»,    «смелый-    трусливый».   Почему   ты   себя    сюда   поставил?   Ты    всегда   такой?   и  т.д.

         Способ  выполнения    задания Тип    самооценки
1.  Не  раздумывая,   ставит   себя   на  самую  высокую  ступеньку.  «Я   хороший.  Хороший   и   больше   не   какой,    так   сказала   мама»   2.   После   колебаний,   ставит   себя   на   высокую   ступеньку.   «Я,   конечно  хороший,   но   иногда   ленюсь.  Мама   говорит,   я  неаккуратный».   3.   Обдумав  задание,  ставит   себя   на  вторую,  или   третью   ступеньку,   ссылаясь   на  реальные   ситуации,   считая,   что  оценка   взрослого   такая  же   либо    несколько   ниже.   4.   Ставит   себя   на  нижние  ступеньки,   свой   выбор   не    объясняет   либо    ссылается  на   мнение    взрослых   «Мама    так   сказала».     Неодекватнно      завышенная      самооценка         Завышенная        Самооценка            Адекватная         Самооценка              Заниженная        самооценка

           Если    ребенок   ставит   себя  на   среднюю   ступеньку,   это  говорит   о  том,   что  он   не  понял  задание,   либо   не  хочет   его   выполнять. 

           Дети   с   неадекватно    завышенной    самооценкой     очень   подвижны,   несдержанны,   часто    начатое   дело  не   доводят  до   конца.   Дети   внешне   привлекательные,  стремятся  к  лидерству,   направлены   на   «себя».

          Дети   с  адекватной   самооценкой   склонны   анализировать   результаты   своей   деятельности,   они  уверены  в  себе,  активны,  уравновешены,   быстро  переключаются    с  одной   деятельности  на  другую   в   достижении  цели.  Этим   детям   свойственно   стремление   к   успеху.

        Дети   с   заниженной   самооценкой   нерешительны,   малообщительны,    недоверчивы,   молчаливы,  готовы   расплакаться   в   любую   минуту,   не  стремятся  к  сотрудничеству.  Дети   имеют  низкий   социальный   статус,   для   них    важна   похвала,   ободрение.

                        Тест   на   определение   уровня   притязаний 

                                и   потребности    в   достижениях.

    Для  определения   уровня  притязаний   предлагается   выполнить   задания   различной   степени    сложности

Инструкция:

   «Сейчас   мы  будем    составлять   узоры.    У  меня   три    вида    заданий:   легкие,   средней  сложности  и  трудные».   Выбери,   какое  задание   ты   будешь   выполнять.   Если  выберешь,    трудное   задание   получишь –  5   баллов,    среднее  –  4  балла,   легкое   –   3.   Посмотрите,   вот  легкие,  вот    трудные.   Выбери   то,   с  каким   сможешь,    справится,   старайся   больше   набрать   очков.

                 Суть   задания,    чтобы   из    красных,   белых  и    красно-белых    

         квадратиков   составить   узор.

                            Квадраты,    из  которых   выполняется    узор.

                                                Задания     легкие.                          

                                       Задания   средней    трудности.

                                                   Задания     трудные.

                      По    результатам   теста   дети   делятся   на   4   группы.

Действия    ребенка  при  выполнении  задания Уровень  притязаний
1.  Выбирает   после  достижения  успеха  более  сложные  задания,  а  после   неудачи  –  менее   сложные         2.Стремится  выбирать  более  сложные  задания,   независимо  от   постигшей  его   неудачи  и  степени   трудности  предыдущих  заданий.       3.Всегда  выбирает  несложные  задания,  независимо  от  того   достигает   успеха   или  нет         4.Достигает   успеха,    и  неудачи  не  влияют  на  выбор  задания.  Задания   выбираются   хаотично,  независимо   от  их   трудности Адекватная  реакция  на  успех,   неудачу, Стремление  к  успеху   Неадекватная реакция  на  неудачу, стремление  к  успеху.   Неадекватная  реакция   на   успех, свойственно   стремление  избегать   неудач.   Неадекватная   реакция на  успех  характерна для  детей  мл.   возраста

Тест на развитость самоконтроля

Предложите ребенку рассмотреть по очереди 4 картинки. Попросите его описать изображенные на них ситуации и предложить свои варианты разре­шения  проблем.

Результаты. Если ребенок объясняет, что причины неудач в скамейке, качелях, горке,  краске, т. е. неудачи не зависят от персонажей, видимо, он еще не умеет оценивать себя и контролировать свои действия. Если ребенок видит причину в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит у него развиты навыки самоконтроля и самооценивания. Если ребе­нок видит причину неудач и в герое, и в объекте, это может говорить о хорошей способности к раз­ностороннему  анализу ситуаций.

Диагностика самостоятельности мышления

Цель:    выявить    готовность    детей    самостоятельно принимать решения.

Материал: иллюстрация, на которой изображен мальчик (девочка) на перекрестке трех дорог.

 Вопрос: по какой дороге ты пойдешь? Если пойдешь    направо – можешь делать что хочешь; если налево – будут говорить, что делать; если прямо – ничего не известно.

                           Диагностика    «Усвоение    социальных    норм ценностей»

Материал:  лица девочек с разными выражениями – злое, безразличное, доброе. Стихи А.Барто

Ход:   детям   читают   стихотворение   «Зайка»,   Как   ты думаешь, кто хозяйка Зайки, какая девочка оторвала лапу Мишки? А какая девочка жалеет Мишку?

Методика оценки эмоционального отношения к школе

Общее эмоциональное отношение к школе можно диагностировать с помощью оригинальной методики М. Р. Гинзбурга. Материал: 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека (“хороший-плохой”, “чистый-грязный”, “быстрый-медленный” и т. п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставят две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной – дети в школьной форме с портфелями, на другой –  ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.

Инструкция:

“Вот это –  школьники, они идут в школу; а это –  дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь”.

Далее зачитывается  прилагательное и ребенок должен поместить карточку в одну из коробочек.  Прилагательные предлагаются  в случайном порядке. Чем больше у школьников положительных прилагательных, тем позитивнее отношение к школе и наоборот.

«Школа зверей»

(Проективная методика выявления негативных реакций на школьное обучение)

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивитель­ное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, рас­слабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказа­лись на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотри­те вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».

1.  Анализ  качества  и  взаимодействия персонажей  показывает  особенности  коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в отношения друг с другом (играют, изображены в учебной  деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий  между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях  со сверстниками. В противном случае можно говорить  о трудностях в построении контакта.

2.   Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка  

Необходимо проследить, нет ли противопоставления  между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

3.   Изображение учебной деятельности

         В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок  не изображает школу зверей или людей можно сделать предположение, что у ребенка не сформирована  позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

4. Цветовая гамма

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка. Мрачные  тона могут свидетельствовать о не угнетенном состояния.

Литература

  1. Ауэзов М. Мысли разных лет. Алма-Ата. 1981
  2. Аралова М. А. Чему учить ребенка в детском саду // Воспитатель ДОУ. – 2007. – № 2. – С. 54 – 61
  3. Асанова А.М. Не при детях будет сказано. //Дошкольное образование в Казахстане. – №2. – с.32
  4. Байгабулова К. Сказки-обучалки.// Алматы. Аруна  – 2010.
  5. Буре Р. С. Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
  6. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали // Ребенок в детском саду, 2006, № 5. – с. 16 – 17
  7. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 1985. – 143 с.
  8. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методика решения психолого-педагогических ситуаций // Воспитатель ДОУ. – 2007. – № 2. – С. 49 – 51
  9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – СПб.: Акцидент, 1996. – 224 с.
  10. Діңсаламова Б. Қазақ тілін үйренеміз// Алматы. Атамура
  11. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
  12. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
  13. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.
  14.  Клименкова О. Игра как азбука общения.//Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с. 7-14.
  15. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
  16. Меренков А. В., Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе // Дошкольное воспитание, 2001, № 8. – с. 27 – 34