«Программа обучения по классу шестиструнной гитары»


Заматаева Ольга Павловна

учитель гитары КГУ «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Пояснительная записка

      Шестиструнная гитара в нашей стране завоевывает все большую популярность. Любовь к инструменту и желание научиться хорошо играть приводят детей в музыкальные школы, школы искусств, центры дополнительного образования и др. центры художественно-музыкальной направленности. Обучение игре на гитаре создает условия для социального и культурного самоопределения учащихся, их творческой самореализации; помогает решать актуальные современные художественно-эстетические и духовно-нравственные задачи. Основной задачей учителя по классу гитары является развитие творческих задатков учащихся, научить его самостоятельно разучивать и грамотно исполнять произведения из репертуара музыкальной школы, сформировать у него навыки чтения нот с листа, игры в ансамблях. Актуальностью данной программы является введение раздела «История исполнительства», использование современных методик обучения, аудио и видео мастер-классов.

     Цель программы:

– пробудить у учащегося любовь к музыке, научить его слушать и чувствовать музыку, эмоционально реагировать на музыкальные образы, обогатить его духовный мир.

     Задачи программы:

– обучить ребенка игре на гитаре;

– развить слух;

– привить навыки самостоятельной работы;

– выработать у каждого ученика правильную посадку, постановку рук;

– обучить естественным и целесообразным приемам звукоизвлечения на основе активного слухового контроля.

Используемые методы работы над программой:

– слуховая наглядность;

– исполнительский показ;

– прослушивание аудио и видео записей.

Программа рассчитана на 5 лет.

Длительность урока 45 минут (один академический час),

количество уроков (часов) в неделю – 2,

всего учебных часов в году – 68.

Примерные условия для реализации программы:

– наличие кабинета;

– наличие музыкального инструмента;

– наличие аудио и видео материалов для проведения урока;

– наличие учебного материала.

Ожидаемые результаты:

Выпускник должен знать: основы музыкальной грамоты, устройство гитары, весь диапазон строя гитары, гаммы и термины в объеме пройденного материала, историю возникновения гитары и выдающихся деятелей гитаристики.

Выпускник должен уметь: настроить гитару, самостоятельно и правильно разобрать и выучить произведение соответствующего уровня сложности, используя всю палитру темброво-динамических красок инструмента, подобрать по слуху мелодию и несложный аккомпанемент, читать с листа пьесы различного характера, исполнять произведения выпускной экзаменационной программы.

Учебно-тематический план

Первый класс

Учебный элемент Теория Практика Общее кол-во часов
1 История исполнительского искусства 3   3
2 Музыкально-теоретическая подготовка 7 9 16
3 Постановка игрового аппарата 5 9 14
4 Учебно-техническая работа 7 14 21
5 Художественная работа 6 8 14
  Всего:     68

История исполнительского искусства (история возникновения гитары, устройство гитары, творчество М.Каркасси, Ф.Карулли, Х.Сагрерас, Э.Торлаксон).

Музыкально-теоретическая подготовка (строй гитары, расположение нот на грифе до V лада, аппликатура, обозначения ладов, струн, пальцев обеих рук, длительности нот, метроритм, строение мажорного лада).

Постановка игрового аппарата (посадка гитариста, постановка правой руки, постановка левой руки).

Учебно-техническая работа (упражнения по открытым 1,2,3 струнам  (арпеджио), упражнения по открытым 4,5,6 струнам  (функция баса), способ звукоизвлечения тирандо, упражнения для левой руки в I позиции, гаммообразное движение, несложные пьесы с аккомпанементом преподавателя для каждой струны в отдельности и в разных соотношениях (Э.Торлаксон),А.Виницкий  знакомство со штрихами легато, нонлегато, чтение с листа;

 Гаммы C-dur, G-dur,D-dur через открытые струны в 1-2 октавы в пределах 1-й и 2-й позиций, 4-6 этюдов с несложной фактурой и простым метроритмом, 8-10 пьес различного характера).

 Художественная работа (динамика, работа над характером произведения).

Примерный перечень произведений, рекомендуемых для составления репертуара 1 класса

  1. В.Калинин «Вальс»
  2. А.Иванов-Крамской (обр.) р.н.п. «Под окном черемуха колышется»
  3. А.Иванов-Крамской «Маленький вальс»
  4. В.Калинин В (обр.) «Как под горкой под горой»
  5. В.Калинин «Маленький испанец»
  6. Ф.Карулли «Андантино»
  7. Ф.Карулли «Ларгетто
  8. Ф.Сор Этюд a-moll
  9. М.Каркасси  «Вальс»

10.А.Кофанов Этюд «Полдень»

11.М.Каркасси «Аллегретто»

12.М.Джулиани «Аллегро»

Примерный перечень произведений, рекомендуемых

 для исполнения на академических концертах

Р.н.п. «Во кузнице»

В.Калинин «Полька»

Х.Сагрерас Этюд a-moll

М.Каркасси «Андантино»

Г.Гладков  Песенка черепахи

В.Калинин  Этюд a-moll

Ф.Сор «Андантино»

М.Каркасси «Аллегретто»

А.Иванов-Крамской (обр.) р.н.п. «Под окном черемуха колышется»

Второй класс

Учебный элемент Теория Практика Общее кол-во часов
1 История исполнительского искусства 3   3
2 Музыкально-теоретическая подготовка 4 5 9
3 Постановка игрового аппарата 2 8 10
4 Учебно-техническая работа 8 23 31
5 Художественная работа 6 9 15
  Всего:     68

История исполнительского искусства (творчество М.Джулиани, Ф.Сора, Д.Агуадо, А.Иванова-Крамского, В.Калинина). 

Музыкально-теоретическая подготовка (расположение нот на грифе до VIII лада, термины, пунктирный ритм).

Постановка игрового аппарата (корректировка посадки гитариста, корректировка постановки правой руки, корректировка постановки левой руки).

Учебно-техническая работа (способы звукоизвлечения апояндо и тирандо, работа над штрихами легато, нонлегато, знакомство со штрихом стаккато, приемы игры арпеджиато, глиссандо, натуральные флажолеты нисходящее легато, малое баррэ (3-4 струны),  арпеджио в различных фигурациях, 4-х, 5-и-звучные аккорды, игра в ансамбле, чтение с листа; гаммы  F-dur  (откр. I  позиция),  G-dur типовая  2-х  окт., 4-6 этюдов на аккорды, арпеджио, легато, пассажи, баррэ, 8-10 пьес различного характера.

Примерный перечень произведений,

рекомендуемых для составления репертуара 2 класса

  1. А.Иванов-Крамской (обр.) «Утушка луговая» ансамбль
  2. В.Яшнев (обр.) р.н.п. «Среди долины ровныя»
  3. А.Варламов На заре ты ее не буди
  4. В.Калинин Домой на ранчо
  5. Н.Кошкин Вальс
  6. П.Чайковский Французская песенка
  7. Г.Перселл Ария
  8. С.Сайказ Менуэт
  9. Ю.Шилин Блюз
  10. А.Кофанов Романс
  11. Ф.Таррега Этюд C-dur
  12. Л.Альмейда Прелюдия
  13. Ф.Сор Андантино
  14. Н.Кост Этюд D-dur
  15. К.Смолин Блюз E-dur

Примерный перечень произведений, рекомендуемых

 для исполнения на академических концертах

И.Кригер  Менуэт

Ф.Карулли  Вальс

А.Иванов-Крамской  Этюд C-dur

Ф.Сор  Анданте

М.Джулиани  Аллегро

А.Иванов-Крамской  Этюд E-dur

Третий класс

Учебный элемент Теория Практика Общее кол-во часов
1 История исполнительского искусства 3   3
2 Музыкально-теоретическая подготовка 2 5 7
3 Постановка игрового аппарата 2 6 8
4 Учебно-техническая работа 8 25 33
5 Художественная работа 6 11 17
  Всего:     68

История исполнительского искусства (творчество А.Сеговии, Ф.Тарреги, М.Льобета). 

Музыкально-теоретическая подготовка (расположение нот на грифе до XII лада, термины, морденты, форшлаги, триоли).

Постановка игрового аппарата (корректировка посадки гитариста, корректировка постановки правой руки, корректировка постановки левой руки).

Учебно-техническая работа (работа над штрихами легато, нонлегато, стаккато, приемы игры арпеджиато, расгеадо, вибрато, натуральные флажолеты, легато, большое баррэ (5 струн),   арпеджио в различных фигурациях, 5-и, 6-и  – звучные аккорды, игра в ансамбле, чтение с листа; гаммы  C-dur типовая  2-х  окт.  (C-E) ,  b-moll гарм. типовая  2-х  окт.  (b-e) в различном ритмическом оформлении, 4-6 этюдов на аккорды, арпеджио, легато, пассажи, баррэ, 8-10 пьес различного характера).

Художественная работа (динамика, агогика, работа над образом, форма и цельность произведения).

Примерный перечень произведений, 

рекомендуемых для составления репертуара 3 класса

1.А.Иванов-Крамской (обр.) р.н.п. «Сама садик я садила»

2.Е.Ларичев (обр.) р.н.п. «Ах, вы, сени мои, сени»

3.М.Глинка Признание

4.А.Сихра Вальс

5.Н.Шишкин Ночь светла

6.В.Козлов Вальс

7.В.Козлов Шарманка

8.А.Филимонов Осень наступила

9.Р.Диенс Милонга

10.В.Морков Сальтарелла

11.Л.Бетховен Сурок

12.Д.Леннон, П.Маккартни Мишель

13.В.Гомес Романс

14.Ф.МолиноТанец

15.А.Гедике Сарабанда

Примерный перечень произведений, рекомендуемых

 для исполнения на академических концертах

Л.Вайс  «Менуэт»

А.Иванов-Крамской  (обр.) «Ты пойди, моя коровушка, домой»

Ф.Сор  Этюд e-moll

В.Калинников  «Миниатюра»

М.Высотский  (обр.) «Уж как пал туман»

Ф.Карулли  Этюд D-dur

Четвертый класс

Учебный элемент Теория Практика Общее кол-во часов
1 История исполнительского искусства 3   3
2 Музыкально-теоретическая подготовка 2 5 7
3 Постановка игрового аппарата   6 6
4 Учебно-техническая работа 8 25 33
5 Художественная работа 6 13 19
  Всего:     68

История исполнительского искусства (творчество Д.Вильямса, Д.Брима, А.Виницкого). 

Музыкально-теоретическая подготовка (расположение нот на грифе до XIX лада, термины, трели).

Постановка игрового аппарата (корректировка посадки гитариста, корректировка постановки правой руки, корректировка постановки левой руки).

Учебно-техническая работа (работа над штрихами легато, нонлегато, стаккато, приемы игры арпеджиато, расгеадо, вибрато, натуральные  и искусственные флажолеты, тамбурин, большое баррэ (6 струн), 5-и, 6-и  – звучные аккорды,    арпеджио в различных фигурациях, игра в ансамбле;

гаммы  G-dur типовая  3-х  окт.  (G-H) ,  e-moll мел., f-moll типовая  3-х  окт.  (f-a) в различном ритмическом оформлении, чтение с листа, 4-6 этюдов на аккорды, арпеджио, легато, пассажи, баррэ, 8-10 пьес различного характера, в том числе полифонические произведения, произведения крупной формы, ансамбли, аккомпанементы).

 Художественная работа (динамика, агогика, работа над образом, форма и цельность произведения).

Примерный перечень произведений, 

рекомендуемых для составления репертуара 4 класса

1.З.Беренд Английская песня «Зеленые рукава»

2.С.Кулешов (обр.) р.н.п. «Я на горку шла»

3.А.Иванов-Крамской (обр.) р.н.п. «Я на камушке сижу»

4.Ф.Милано «Канцона»

5.П.Роч «Хабанера»

6.С.Иродье «Голубка»

7.Ф.Таррега Прелюдия «Слеза»

8.Д.Леннон, П.Маккартни «Вчера»

9.Дж.Дауленд «Жалоба»

10.Г.Санз «Французский танец»

11.Д.Скарлатти «Жига»

12.Ф.Карулли «Рондо»

13.Н.Рота Слова любви

14.Песня из репертуара Д. Дассена (обр. Ионкиной О.) «Бабье лето»

15.Песня из репертуара Р. Блэкмора (обр. Ионкина А.) «Дым над водой»

Примерный перечень произведений, рекомендуемых

 для исполнения на академических концертах

Лози Я.А. Сарабанда

А.Иванов-Крамской Танец

Л.Брауэр Этюд a-moll

Г.Гендель Сарабанда

В.Козлов Бурлеска

Ф.Сор Этюд a-moll

Требования к уровню подготовки выпускника

Выпускник должен знать: основы музыкальной грамоты, устройство гитары,  весь диапазон строя гитары, гаммы и термины в объеме пройденного материала, историю возникновения гитары и выдающихся деятелей гитаристики.

Выпускник должен уметь: настроить гитару, самостоятельно и правильно разобрать и выучить произведение соответствующего уровня сложности, используя всю палитру темброво-динамических красок инструмента, подобрать по слуху мелодию и несложный аккомпанемент, читать с листа пьесы различного характера, исполнять произведения выпускной экзаменационной программы.

Пятый класс.

Учебный элемент Теория Практика Общее кол-во часов
1 История исполнительского искусства 3   3
2 Музыкально-теоретическая подготовка 1 4 5
3 Постановка игрового аппарата   4 4
4 Учебно-техническая работа 8 25 33
5 Художественная работа 6 17 23
  Всего:     68

История исполнительского искусства (творчество И.Прести – А.Лагойи,  Т.Эмануэля, Н.Кошкина, Е.Попляновой, В.Козлова, С.Орехова). 

Музыкально-теоретическая подготовка (закрепление расположения нот на грифе до XIX лада, термины, трели).

Постановка игрового аппарата (корректировка посадки гитариста, корректировка постановки правой руки, корректировка постановки левой руки).

Учебно-техническая работа (работа над штрихами легато, нонлегато, стаккато, приемы игры искусственные флажолеты, пиццикато, тремоло, игра в ансамбле, чтение с листа;

гаммы  F-dur типовая  3-х  окт.  (F#) ,  b-moll мел. типовая  3-х  окт.  (b-e) в различном ритмическом оформлении, 4-6 этюдов на тремоло и другие виды техники, 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 5-6 пьес различного характера, включая ансамбли, аккомпанементы).

 Художественная работа (динамика, агогика, работа над образом, форма и цельность произведения, задания на самостоятельную интерпретацию произведений, задания на самостоятельную интерпретацию произведений и подбор репертуара).

Примерный перечень произведений, 

рекомендуемых для составления репертуара 5 класса

  1. Н.Мордасов Блюз (пер. О. Ионкиной)
  2. В.Морков Русская плясовая «Камаринская»
  3. П.Панин Сентиментальная пьеса
  4. И.Рехин Вальс Бовари
  5. В.Козлов Хоровод
  6. Дж.Дауленд Гальярда
  7. Г.Санз Павана
  8. Ф.Таррега Мазурка «Аделита»
  9. А.Иванов-Крамской Вариации на р.н.п. «Тонкая рябина»
  10. Д.Скарлатти Соната
  11. А.Грибоедов Вальс (дуэт)
  12. А.Кватромано Венесуэльский вальс «Отъезд»
  13. А.Ионкин Вариации на тему р.н.п. «Кольцо души девицы»
  14. Р.Визе Пассакалия
  15. Э.Пухоль Этюд «Шмель»

Примерные экзаменационные программы

Л.Милан Павана

Д.Чимароза Соната

Э.Вила Лобос Прелюдия №4

А.Иванов-Крамской Вариации на тему романса А. Варламова  «На заре ты ее не буди»

***

И.С.Бах Сарабанда h-moll

Г.Альберт Соната e-moll

А.Иванов-Крамской Вариации на тему русской народной песни

«Ахти, матушка, голова болит»

Ф.Морено-Торроба Элегия

Список использованной литературы

  1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1987
  2. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. –  М., 1970
  3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1986
  4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1986
  5. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Части I,II,III,IV– М., «Тоника» 1991
  6. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М., 1987
  7. Музыкальный журнал «Мир гитары». Вып. I,II – 1993
  8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1977
  9. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. – М., 1992
  10. Музыкальный альманах «Гитара» Вып. I,II. –  М. 1986, 1990
  11. Начальное обучение на  шестиструнной гитаре. Сост. Гитман А. – М. «Престо» 1997
  12. Торлаксон Э. Первые шаги гитариста – сайт «Исландская гитарная школа».