«Работа над музыкальным образом в миниатюре «Легенда» с применением традиционных и инновационных технологий»


Аверьянова Светлана Владимировна

учитель народного отделения КГУ «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Цель: Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений.

Задачи урока:

Обучающие:

– знакомить учащегося с произведением, с новой терминологией

–   работать над фразировкой,динамическим разнообразием, возрастающими техническими трудностями;

– продолжить освоение приемов звукоизвлечения(штрихи),обучение выразительному исполнению;

 Развивающие:

– развивать музыкального кругозор, слух, образное мышление, творческое воображение;

 – Развивать познавательный интерес к изучению региональной музыки;

– Развивать техническую оснащённость.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к национальной музыке, трудолюбие, усидчивость, внимание;

– воспитывать эстетический вкус на лучших образцах казахской музыки;

– воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: фортепиано, шертер, ноты,  ноутбук, портреты композиторов

План урока:

– Организационный момент

– Основной этап (прослушивание пьесы «Легенда» в исполнении преподавателей Аверьяновой С.В. и Маликаджаровой Д.К.(кобыз) , в записях интернета.

– Рефлексия (оценивание и дом.задание)

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию открытый урок специальности  в классе фортепиано с ученицей 2  класса.

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем мы урок,

Чтобы тему нам узнать

Нужно кроссворд  отгадать

(разгадывание кроссворда. Ключевое слово «Легенда»)

  1Л а д  
  2.т Е м п  
  3 а р м о н и я
  4. м Е   л   о   д   и   я  
  5. т   о Н   и   к   а  
6. к р е щ е н Д о  
  7. м А   ж   о   р  

1. Этот музыкальный строй

Из октавы ни ногой

Звукоряд определяет

А название все знают,

Вы спросите у ребят,

Что такое это?

(Лад)

2. Есть в мелодии и СКОРОСТЬ!
СКОРОСТЬ — этим словом  назовём.
БЫСТРО, МЕДЛЕННО — не новость,
Его  мы сами задаём!

                                             (Темп)

3. Аккорды в произведении

4. Как называется основа любого музыкального произведения

5. Самая главная ступень лада.

6 Как в музыке называется усиление звука

7. Семь звуков — в них свой колорит,
Звучания тональность,
Сегодня  гамма зазвучит,
Как светлая реальность.

                                      (Мажор)

Учитель: вот и получилось у нас ключевое слово «Легенда». Камила, как ты думаешь, как слово «легенда» связана с нашим уроком специальности?

(ответ ученицы)

Учитель: Правильно, мы разучиваем на уроке пьесу Г.Жубановой «Легенда», и сегодня на уроке мы с тобой попробуем передать музыкальный образ пьесы.

2. Основное

1.  Показ презентации

Краткий рассказ учащемуся о биографии Г.Жубановой и времени,  в котором она жила и творила.

 Учитель: Композитор Газиза Жубанова в своем творчестве старалась совместить казахское народное искусство и фольклор .  На основе фольклора осуществляется показ психологической сущности, духа казахского народа, особенности народного характера. И в произведении «Легенда», которое мы сейчас разучиваем на уроке специальности лаконично, емко переданы настроения, навеянные родным фольклором.

 Прежде всего мы с ученицей решили покопаться в словарях и найти объяснение слова «легенда».Что же это такое?

Рассказ-сообщение ученицы.

 Ученица: Легенда – малый жанр фольклора, основу которого составляет рассказ о чудесном (фантастическом) событии, якобы про изошедшем в прежние времена., и как правило содержащий нравоучения. Легенда имеет  общие черты со сказкой и притчей.

Учитель:  Многие легенды казахского народа  посвящены родной земле. Нет во всем мире уголка теплее, чем родной дом, родная земля, которая богата преданиями. Проходят года, предания живут. И сегодня, Камила, я предлагаю заглянуть вглубь веков и познакомимся с легендой нашего города Житикара.

(учитель показывает презентацию «Легенда о Житикаре на фоне «Легенда» Г.Жубановой)

Учитель: Камила, характер у нашей пьесы?

Ученица: . Характер спокойный, напевный, завораживающий.

Учитель:  Правильно, Но, несмотря на напевность и спокойствие, здесь есть и драматические места, яркая кульминация.

Как ты думаешь, на сколько частей можно разделить пьесу? Какая она по форме?

Ученица: Трехчастная. 1 и 3 части повторяются с небольшими изменениями, а 2 часть немного отличается по музыке. Она более выразительная.

2. Работа над произведением

(Далее идет более подробный разбор произведения. Отмечается фразировка, штрихи. Идет знакомство с новой терминологией.)

Учитель: Что такое маркато?-

Ученица:. Это штрих, который нужно исполнять подчеркивая мелодию.

Учитель: Чтобы лучше услышать как звучит эта тема на другом инструменте мы пригласили преподавателя домбры показать как звучит тема легенды на кобызе.

(показ звучания темы произведения на кобызе)

Учитель: А теперь Камила попытайся сама  передать образ легенды и исполнить тему  также глубоко и протяжно.

3. Рефлексия

Учитель: Камила как ты думаешь, удалось ли тебе передать образ произведения?

– Какими музыкальными средствами мы постарались передать музыкальный образ «Легенды».

– Что интересного ты узнала на сегодняшнем уроке?

– Определи настроение урока с помощью смайлика.