«Приобщение учащихся к музыке разных стран, национальных стилей через освоение ударного инструмента — ложки»

Палеева Ирина Дмитриевна

учитель баяна КГУ «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Цель:  сформировать   интерес и любовь к народной музыке, потребность в общении с ней.

        Задачи:

— развить художественный, музыкальный, эстетический       вкус учащегося;

           — воспитать трудолюбие, усидчивость, внимание. 

Ход урока

1.Организационный момент.

Слайд №1.

         Учитель: —  Здравствуйте уважаемые гости нашей школы! Я  —   Ирина Дмитриевна  Палеева, являюсь руководителем ансамбля ложкарей «Задоринка». В школе существует 2 группы ансамбля —  младшая и старшая. На уроке  присутствует старшая группа.

Слайд №2.

Тема урока: «Приобщение учащихся к  музыке разных стран, национальных стилей через освоение  народного ударного  инструмента — ложки».

Цель:  сформировать   интерес и любовь к народной музыке, потребность в общении с ней.

        Задачи:

— развить художественный, музыкальный, эстетический       вкус учащегося;

           — воспитать трудолюбие, усидчивость, внимание. 

Слайд №3.

Немного расскажу историю возникновения деревянных ложек.

           Древние люди  пищу ели руками.  При еде жидкой пищи было очень неудобно, так как она проливалась сквозь пальцы. Возникла необходимость  в создании какого-то приспособления, где есть выемка и ручка  так, чтобы  можно было  набрать жидкость. И народные умельцы из подручного материала – древесного  полена, топора и ножа  сделали деревянную ложку.  Мастеров, изготовляющих деревянные ложки, называли — ложкарями!

Слайд №4.

Являясь принадлежностью обеденного стола,  обыкновенные деревянные ложки, как ни странно, с течением времени, стали употребляться в народном музицировании.  В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий, «сухой» звук. 

Позднее деревянные ложки  стали называться народным музыкальным ударным инструментом. Использовали их в ансамблях русских народных инструментов и даже организовывались целые ансамбли ложкарей.

         Игра на ложках  стала называется «музыкальным фольклором» — это были исполнения обработок  русских народных песен, танцев, наигрышей. Игра на ложках в прошлом веке достигала высокого мастерства. О виртуозах — ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы.

         А вы знаете, ребята, кто были первые исполнители на деревянных  ложках?

Ученик:-  Скоморохи.

Учитель:- Правильно, это были скоморохи, бродячие музыканты. Они пели песни, играли на  музыкальных инструментах, танцевали, развлекали людей.

Специальных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство  игры на них всецело зависело от фантазии исполнителей.          Так, из поколения в поколение, накапливался своеобразный игровой опыт – различные способы и приёмы игры на этом самобытном народном инструменте.

Сегодня на уроке мы покажем приемы игры на двух ложках,   фрагмент работы в музыкальном  произведении и готовые концертные  номера.

2.Работа с основными приёмами игры на двух ложках

Итак  начнём с посадки. Сидеть мы должны на краю стула, спинка ровная, ножки ровно, руки на коленях. Две ложки берём в правую  руку.   Одну  ложем между 1 и 2 пальцем, а вторую между 2 и 3, таким образом, чтобы тыльная сторона ложек была расположена друг к другу.

Вот таким образом  (показывает.)

Слайд №6.

Существует всего 4 основных приёма игры:

 «хлопок»

 «подбой»

«дробь»

 «тремоло»

Учитель:- Еркежан, покажи, пожалуйста, первый приём игры.

Ученик:- Приём  игры  «хлопок»  исполняется  путём удара  ложками по   коленке,  по ладони левой руки, по плечу, либо по другой точке корпуса тела. (показывает на примере  ритма  стихотворения «Мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался в скач.)

Учитель:- Верно. Лера покажи, пожалуйста, приём игры «подбой».

Ученик:- Приём игры «подбой» исполняется путём  удара  по ложкам  ладонью левой руки снизу вверх.  (показывает на примере  ритма  стихотворения  «Лошадка»

Ах, ты лошадка,

Шерстка гладка.)

Учитель:- Верно. Айгерим, покажи пожалуйста, приём игры «дробь».

Ученик:- Приём «большие и малые дроби» —  скользящий удар ложек о левую ладонь руки и затем на колено.(показывает  пример «Кошка»

Кошка лежит на печи,

В печи лежат калачи.)

Учитель:- Верно. И последний приём игры – «тремоло». Пожалуйста, Аружан.

Ученик:- Приём «тремоло» — быстрое чередование  ударов ложками между коленом и ладонью левой руки. (показывает)

При игре  по фразам ритмического аккомпанемента образуется так называемый «рисунок». Под словом «рисунок»  понимают траекторию движения ложек. Рисунки  имеют свои названия, кстати, которые вы можете придумать сами.

         За основу можно взять 4  рисунка:

мячики

плечики

коленочки

тремоло

Учитель:- Еркежан  покажи, пожалуйста, рисунок «мячики».

Ученик:- Рисунок «мячики». (показ)                                                                                               

 Учитель:-  Даша покажи, пожалуйста, как исполняется рисунок «плечики».

Ученик:- Рисунок « плечики» (показ)

Учитель:-  Айгерим  покажи, пожалуйста,  как исполняется рисунок «коленочки»

Ученик:- Рисунок « коленочки» (показ)

Учитель:-  Валерия  покажи, пожалуйста,  как исполняется рисунок «тремоло»

Ученик:- Рисунок « тремоло»  (показ)

Учитель:-  Рисунки  могут усложняться и носить свои собственные названия.

А теперь я хочу предложить нашим гостям повторить эти рисунки.  

(Гости  пробуют исполнить поочерёдно каждый рисунок)

Хорошо, молодцы.

Теперь, ребята,  проведём разминку. Давайте закрепим все основные  рисунки  игры, именно в такой последовательности, в знакомой всеми нами детской песенке «Если весело живётся» (2.11.)

(Звучит фонограмма.  Дети исполняют произведение.)

Учитель:- Молодцы, отлично! Как  вы заметили  даже не усложняя рисунки в произведении в целом видна красивая картинка.

Слайд №8.

Следующий этап нашего урока – это фрагмент работы над  английской  песенкой «Я Мишка GummyBear»

3.Работа над  1 цифрой  английской песенки « Я мишка GummyBear»        

 Чтобы приступить к работе  над произведением, нужно его прослушать,  определить размер, разбить по цифрам.

Работать можно тремя способами:

— в размере  со счётом;

— на ритмослоги;

-на слова (если они имеются в произведении)

Выбираем тот способ, который удобен учащимся.

 Полностью произведение мы уже слушали, определили  размер и разбили  по цифрам.

Учитель:- Скажите ребята, в каком  размере записано  произведение?       Ученик: — В этом произведении  размер  4/4.

Учитель:- Правильно! Сегодня мы будем работать с 1 цифрой.

(Звучит фонограмма только 1 цифра)

Первая цифра состоит из двух квадратов. На первые  3  такта я предлагаю наложить такой ритмический аккомпанемент….. используя приём игры  хлопок на рисунки  «мячики» и «плечики».

( Учитель показывает и уточняет траекторию движения ложек). 

Рисунок назовём  «часики».  Три такта играем на рисунок «часики» со словами, затем со счётом.

(Учитель показывает, дети повторяют.)                                                                       

( Медленно, живее, быстро.)

Учитель:- Четвёртый такт ритмически изменён. Первую долю играем по рисунок  мячики,  используя ритм  восьмая и две шестнадцатые.  Вторую долю просто четвертной  «хлопок» о  правое колено. Третья доля четвертной  «хлопок» о ладонь левой руки. Четвёртая доля – пауза.

(Учитель показывает, дети повторяют.)                                           

(Медленно, живее,  быстро.)

Учитель:- Второе предложение аналогичное. А теперь исполняем полностью всю цифру.

( Исполнение  первой цифры под фонограмму.)

Учитель: — Вторая цифра состоит тоже из двух квадратов. Такая работа проводится с каждой цифрой. И самое главное отработать   переход с одной цифры на другую.

Слайд №9.

4. Молдавский  народный танец «Молдовеняска» (4.26)

Учитывая многонациональность нашей Родины, в репертуар  ансамбля  мы включаем  музыку разных народов. Предлагаю вашему вниманию, уже в концертном исполнении, молдавский народный танец  «Молдовеняска».

Обратите внимание, в это произведение  мы  включили  хореографию. Во вступлении используем уже  четыре ложки.  На приём игры «хлопок» наложен  рисунок   «шаги».  В работе с этим произведением  была проделана большая работа с левой  рукой, как вовремя  игры так и при фиксации на пояс.

В работе с произведениями, между ритмическим  аккомпанементом мы включаем танцевальные элементы. Вы можете увидеть эту работу на примере    кюя  Курмангазы  «Адай».

Слайд №10

 (Исполнение  кюя  Курмангазы  «Адай» (3.37))

Слайд №11.

 На этом мой урок окончен.

Спасибо  за внимание!

До свидания!