Конспект интегрированного занятия по продуктивной деятельности с применением нетрадиционных методов и приемов «Чудо-дерево»
Трошина Светлана Васильевна
воспитатель ГККП «Ясли-сад «Ромашка» акимата Бурабайского района при отделе образования Бурабайского района
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми
всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал…» .
А. Сухомлинский
Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Исследования, проведённые Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности конструировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на протяжении всей жизни, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень в системе образования. Перед педагогами дошкольных учреждений стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно – образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации играет продуктивная деятельность
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Дошкольный возраст – важный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.
«Чудо -дерево» –интегрнированное занятие, разработанное в соответствии с государственными требованиями и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Занятие реализуется на основе интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социум» в процессе познавательной продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: коммуникация, познание, социум.
Цель: научить детей изготавливать подарок своими руками, используя технику «ниткография».
Задачи: совершенствовать использование нетрадиционных техник: ниткография и выкладывание бисером; расширять и обогащать кругозор детей; развивать мелкую моторику рук, воображение; подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми; формировать у детей дошкольного возраста нравственные основы личности, через воспитание любви к родным и близким.
Билингвальныйкомпонент:дерево-агаш,цветок-гул,нитки-жип;клей-желiм;ножницы-кайшы
Предварительная работа: Чтение произведения К.И.Чуковского «Чудо-дерево»; изготовление поделок с использованием техники ниткография.
Оборудование:
пластиковые тарелочки, нитки, бисер, плотная бумага для основы аппликации, трафарет дерева, карандаш, клей, ножницы, салфетки.
Декоративное дерево (топиарий),конверт с письмом, подарки детям(ручки),фонограмма «Дети рисуют мир»
Ход занятия:
Утренний круг : (дети стоят в кругу ,вместе с воспитателем произносят слова .сопровождая их соответствующими тексту движениями)
«Что за чудо-чудеса! Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить
Чуткие руки умеют дружить!
Воспитатель: возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей! Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями
(дети здороваются на трех языках и занимают свои места за столами)
Воспитатель снимает накидку со стоящего в центре группы на столике декоративного дерева (топиарий) .
Воспитатель: «Как у наших у ворот Чудо-дерево растет!!!!
Чудо,чудо,чудо,чудо – расчудесное!….»
-Посмотрите , ребята, какое у нас выросло Чудо-дерево!!
-Как вы думаете, а почему оно Чудо-дерево?(дети высказывают свои предположения)
-Ребята, оно потому чудо-деревом зовется, что когда мы произносим добрые слова, на нем распускаются цветы, а когда мы делаем добрые дела, на нем появляются плоды!! Вот поэтому это дерево и непростое, а чудесное.
-Ребята, а какие добрые слова вы знаете??(дети перечисляют: спасибо, пожалуйста, добрый день, добрый вечер, милая , добрая, ласковая, и т.д)
-А добрые дела вы делать умеете? (дети рассказывают о том, как они помогают родителям и др..)
-Молодцы!! Сегодня на занятии мы с вами изготовим такие волшебные деревья, и когда вы их подарите близкому человеку, то ему станет на душе тепло и радостно!!
-На столе у каждого приготовлена тарелочка, на которую мы с вами вчера приклеили основу-круг из бумаги, трафарет дерева, который вы должны перевести на этот бумажный круг.
-Еще у вас лежат нитки трех цветов: коричневые, зеленые и голубые.
-Ребята, дерево из чего состоит ?(ствол и крона) Вот ,соответственно ,нитки коричневого цвета для ствола дерева, а зеленого-для кроны. Голубым вы можете сделать окантовку у тарелочки, чтобы было красивее. Еще в тарелочках на столах стоит бисер и пайетки-ими вы по-своему желанию можете украсить дерево.
(показывает готовый образец декоративной тарелочки)
-Ребята, еще раз напомню: ножницами ,клеем работаем аккуратно, чтобы прижать деталь, используем салфеточки.
Дети самостоятельно работают под легкую музыку, воспитатель контролирует процесс, помогает советом.
Физминутка:
Дружно по лесу шагаем, (дети шагают на месте)
Выше ноги поднимаем, (шаг с высоким подниманием колен)
Вдруг мы видим, у куста,(рукой показываем «козырёк»)
Птенчик выпал из гнезда.(руками машем, изображая птенца)
Тихо птенчика берем («берем» в ладошки)
и назад в гнездо кладем. (поднимаются на носочки, руки тянут вверх)
-вы сегодня хорошо потрудились, у вас получились замечательные декоративные тарелочки.
Теперь у каждого есть свое « Чудо-дерево»,.которое распустит свои волшебные цветочки ,а потом и даст плоды!!!
-Ребята, посмотрите, а под нашим «Чудо- деревом» какое -то послание вам (воспитатель показывает большой конверт, в нем письмо и в подарок детям красивые ручки. Зачитывает письмо)
«Чтоб красоту творить на свете,
Трудолюбивы будьте, дети!
За дело смело принимайтесь,
Творите чудо, не стесняйтесь!!
Помнить, дети, вы должны-
Умельцы нам всегда нужны!»
Воспитатель: Вы уже совсем скоро будете первоклассниками.
Вам подарочки –красивые ручки..
-Вы можете подарить свои поделки нашим гостям!!..
-Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями:
(дети прощаются на казахском и русском языках)
Занятие окончено.