Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Приключение детей группы «Ласточки» в весеннем лесу»
Ваева Наталья Ивановна
воспитатель ГККП «Ясли-сад «Ромашка» акимата Бурабайского района при отделе образования Бурабайского района
Цель: развитие связной речи по теме «Весна. Признаки весны».
Программное содержание:
-учить подбирать слова-определения к существительному
-учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки
-развивать слуховое внимание,
-упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
-уточнять и расширять знания о диких животных;
-уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;
-обогащать словарный запас по теме «Приметы весны»;
-воспитывать умение слушать друг друга;
-воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней
Предварительная работа:
– наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей);
– рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
– чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
– разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры
Дети входят в зал под музыку Эдварда Грига «Утро» и встают в полукруг.
Воспитатель: Динь – дон, динь – дон, что за странный перезвон?
Заниматься нам пора! С добрым утром, детвора!
Дети: Доброе утро! Сәлемет сізбе!
Ребята, а вы любите чудеса? (ответы детей)
Кажется, они уже начинаются.
Звучит сказочная музыка
Воспитатель: Сегодня в наш детский сад пришла посылка, а в ней оказалась эта шкатулка. Я думаю, что она волшебная. Давайте посмотрим, что в ней лежит.
Воспитатель достаёт письмо: Да здесь письмо, интересно, от кого?
Читает: Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу оказать мне помощь. Солнышко гуляло над лесом, зацепилось за верхушки деревьев и потеряло пять лучиков. Если их не найти, то солнышко не сможет греть жарче, и тогда лето не наступит. Помогите, пожалуйста, найти лучики. В помощь вам я дарю волшебный клубочек. А кто я, угадайте:
Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса, значит, к нам пришла …
Дети: Весна. (Слайд №2)
Воспитатель: Сейчас на дворе весна. Это красавица – весна привела нам тёплое, лучистое солнышко. Нам просто необходимо помочь ему. Пора нам последовать за волшебным клубочком. А вот, кажется, и первое задание.
(Воспитатель снимает с дерева конверт, открывает его, читает загадку )
Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру —
Я глаза скорей протру,
А оно — всё ярче, ярче,
За окном — всё жарче, жарче…
Что это такое?
Дети: Солнце! (Слайд №3)
Воспитатель: А что мы можем сказать, чтобы солнышко еще больше грело и светило? Дети проговаривают потешку:
Солнышко – вёдрышко,
Выгляни в окошко,
Посвети немножко.
Воспитатель: Посмотрите, волшебный клубочек хочет с нами поиграть. Я вам буду его давать и говорить слово, а вы мне будете его возвращать говорить тоже слово, но ласково. Например: 1)Ветер – ветерок. 2)Ручей – ручеёк. 3)Птица – птичка. 4)Ветка – веточка. 5)Лист – листочек. 6)Луч – лучик. 7)Туча – тучка. 8)Дождь – дождик
Игра ”Сравни и назови”
Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают
Солнце желтое, как… (одуванчик) (Слайд №4)
Солнце круглое, как… (мячик) (Слайд №5)
Солнце румяное, как (колобок) (Слайд №6)
Солнце ласковое, как (мама, бабушка)
Воспитатель: А что это спряталось под листочками? (Достает «лучик» солнца)
Дети: Лучик солнца.
Воспитатель: Я думаю, что с первым заданием мы справились. Катим наш клубочек дальше.
Воспитатель: А что же в это время происходит в весеннем лесу?
Звучат ответы детей: Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. Просыпаются насекомые: жуки ,пауки, комары, мухи.
Звуки природы
Игра ” Продолжи звук”
Зашумел ветер около уха ( ш-ш-ш-ш )
Летала оса около носа (с-с-с-с )
Летел, жук жужжал ( ж-ж-ж-ж )
Поймали комара, послушаем ( з-з-з-з )
Отпустили, сильно подуем ( у-у-у-у).
Воспитатель: Какое интересное гнездо. Интересно, что в нем лежит? (Достает «лучик» солнца)
Дети: Лучик солнца.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Отправляемся навстречу следующему заданию. (Катит клубочек, выходят на «поляну» с подснежниками)
Воспитатель: Как называются первые цветы?
Дети: Подснежники. (Слайд №7)
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Они появляются ранней весной, как только начинает таять снег. И, кажется, что они проросли прямо из-под снега. Поэтому их и называют – подснежники!
Воспитатель: А скажите, подснежники можно рвать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети хором читают стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Пальчиковая гимнастика “Цветок”
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе – врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
Воспитатель: А что это блестит среди цветов?
Дети: Лучик солнца.
Воспитатель: Дети! Я знаю, что в этом лесу есть животные, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли, поищите их. Только тихо, не спугните! Ребята! Я заметила их! Каких животных мы можем увидеть в лесу?
Дети: Белок, зайцев, волка, лису, медведя, лося, оленя, ежа и т.д.
Воспитатель: Какие животные меняют свои шубки?
Дети: Зайцы, белки.
Воспитатель: Что у них произошло?
Дети: Линька
Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.
Игра «Мамы и малыши» «Один – много».
–медведь – медвежата – медвежонок; (Слайд №8)
– белка – бельчата – бельчонок; (Слайд №9)
– лиса – лисята – лисенок(Слайд №10)
– зайчиха – зайчата – зайчонок; (Слайд №11)
Воспитатель: А как называется жилище медведя?
Дети: Жилище медведя называется берлога.
Воспитатель: А как называется жилище волка?
Дети: Жилище волка называется логово.
Воспитатель: А как называется жилище белки?
Дети: Жилище белки называется дупло.
Игра «Чей дом»
Берлога чья? -Медвежья.
Логовочьё? – Волчье.
Дупло чьё? –Беличье.
Воспитатель: А что это там в лапках у зайца?
Дети: Лучик солнца.
Биллингвальный компонент. Заяц – қоян, медведь – аю.
Воспитатель: Пора отправляться дальше в путь. Но перед этим мы немного разомнемся.
Физ. минутка «Новоселье у Весны»
-А сегодня у Весны новоселье!
Пригласила нас Весна на веселье.
Дом построен из цветочков
Вот такой вышины.
Зеленый коврик у порога
Вот такой ширины.
Мы по лужицам шагаем,
Выше ноги поднимаем.
А навстречу нам сама
Раскрасавица Весна.
Под музыку выходит Весна .
Весна: Здравствуйте, ребята.
Дети здороваются с Весной.
Весна: Какие вы Молодцы! Как много знаете про меня. Но кто из вас знает, как зовут мох сыновей – весенние месяцы?
Дети называют весенние месяцы: Март, Апрель, Май.
Воспитатель: Дорогая Весна, мы пришли не с пустыми руками, мы нашли четыре лучика, а пятый найти не смогли. Ребята, посмотрите, какое красивое украшение у Весны.
Весна: Да. Мне его подарила сорока.
Воспитатель: Ребята, на что похоже это украшение?
Дети: На лучик солнца.
Воспитатель: Вот и нашелся пятый лучик.
Весна: Спасибо вам, ребята, огромное за то, что помогли отыскать лучики. Теперь лето обязательно придет мне на смену. Примите от меня в подарок яблоки. А мне пора к солнышку. До свидания.
Дети благодарят Весну, прощаются с ней.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие? (Звучат ответы детей) Какое доброе дело мы сделали? (Звучат ответы детей).Ну и нам пора в обратный путь. Давайте попрощаемся с нашими гостями на русском и казахском языках.Дети прощаются с гостями, уходят в группу.