Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Приключение детей группы «Ласточки» в весеннем лесу»


Ваева Наталья Ивановна

воспитатель ГККП «Ясли-сад «Ромашка» акимата Бурабайского района при отделе образования Бурабайского района

Цель: развитие связной речи по теме «Весна. Признаки весны».

Программное содержание:

-учить подбирать слова-определения к существительному

-учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки

-развивать слуховое внимание,

-упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

-уточнять и расширять знания о диких животных;

-уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;

-обогащать словарный запас по теме «Приметы  весны»;

-воспитывать умение слушать друг друга;

-воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней

Предварительная работа:

– наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей);

– рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;

– чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;

– разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры

Дети входят в зал под музыку Эдварда Грига «Утро» и встают в полукруг.

Воспитатель: Динь – дон, динь – дон, что за странный перезвон?

                         Заниматься нам пора! С добрым утром, детвора!

Дети: Доброе утро! Сәлемет сізбе!

Ребята, а вы любите чудеса? (ответы детей)

Кажется, они уже начинаются.

Звучит сказочная музыка

Воспитатель: Сегодня в наш детский сад пришла посылка, а в ней оказалась эта шкатулка. Я думаю, что она волшебная. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Воспитатель достаёт письмо: Да здесь письмо, интересно, от кого?

Читает: Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу оказать мне помощь. Солнышко гуляло над лесом, зацепилось за верхушки деревьев и потеряло пять лучиков. Если их не найти, то солнышко не сможет греть жарче, и тогда лето не наступит. Помогите, пожалуйста, найти лучики.  В помощь вам я дарю волшебный клубочек. А кто я, угадайте:

Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса, значит, к нам пришла …

Дети: Весна. (Слайд №2)

Воспитатель: Сейчас на дворе весна. Это красавица – весна привела нам тёплое, лучистое солнышко. Нам просто необходимо помочь ему. Пора нам последовать за волшебным клубочком. А вот, кажется,  и первое задание.

(Воспитатель снимает с дерева конверт, открывает его, читает загадку )

Загадка

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру —

Я глаза скорей протру,

А оно — всё ярче, ярче,

За окном — всё жарче, жарче…

Что это такое?

Дети: Солнце! (Слайд №3)

Воспитатель: А что мы можем сказать, чтобы солнышко еще больше грело и светило? Дети проговаривают потешку:

           Солнышко – вёдрышко,

           Выгляни в окошко,

           Посвети немножко.

Воспитатель: Посмотрите, волшебный клубочек хочет с нами поиграть. Я вам буду его давать и говорить слово, а вы мне будете его возвращать говорить тоже слово, но ласково. Например: 1)Ветер – ветерок. 2)Ручей – ручеёк. 3)Птица – птичка. 4)Ветка – веточка. 5)Лист – листочек. 6)Луч – лучик. 7)Туча – тучка. 8)Дождь – дождик

Игра ”Сравни и назови”

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают

Солнце желтое, как… (одуванчик) (Слайд №4)

Солнце круглое, как… (мячик) (Слайд №5)

Солнце румяное, как (колобок) (Слайд №6)

Солнце ласковое, как (мама, бабушка)

Воспитатель: А что это спряталось под листочками? (Достает «лучик» солнца)

Дети: Лучик солнца.

Воспитатель: Я думаю, что с первым заданием мы справились. Катим наш клубочек дальше.

Воспитатель:  А что же в это время происходит в весеннем  лесу?   

Звучат ответы детей:  Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. Просыпаются насекомые: жуки ,пауки, комары, мухи.

Звуки природы

Игра ” Продолжи звук”

Зашумел ветер около уха ( ш-ш-ш-ш )

Летала оса около носа (с-с-с-с )

Летел, жук жужжал ( ж-ж-ж-ж )

Поймали комара, послушаем ( з-з-з-з )

Отпустили, сильно подуем  ( у-у-у-у).

Воспитатель: Какое интересное гнездо. Интересно, что в нем лежит? (Достает «лучик» солнца)

Дети: Лучик солнца.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Отправляемся навстречу следующему заданию. (Катит клубочек, выходят на «поляну» с подснежниками)

Воспитатель: Как называются первые цветы?

Дети: Подснежники. (Слайд №7)

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Они появляются ранней весной, как только начинает таять снег. И, кажется, что они проросли прямо из-под снега. Поэтому их и называют – подснежники!

Воспитатель: А скажите, подснежники можно рвать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети хором  читают стихотворение:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Пальчиковая гимнастика “Цветок”

Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе – врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Воспитатель: А что это блестит среди цветов?

Дети: Лучик солнца.

Воспитатель:  Дети! Я знаю, что в этом лесу есть животные, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли, поищите их. Только тихо, не спугните! Ребята! Я заметила их! Каких животных мы можем увидеть в лесу?

Дети: Белок, зайцев, волка, лису, медведя, лося, оленя, ежа и т.д.

Воспитатель: Какие животные меняют свои шубки?

Дети: Зайцы, белки.

Воспитатель: Что у них произошло?

Дети: Линька

Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.

Игра «Мамы и малыши» «Один – много».

медведь – медвежата – медвежонок; (Слайд №8)

– белка – бельчата – бельчонок; (Слайд №9)

– лиса – лисята – лисенок(Слайд №10)

– зайчиха – зайчата – зайчонок; (Слайд №11)

Воспитатель: А как называется жилище медведя?

Дети: Жилище медведя называется берлога.

Воспитатель: А как называется жилище волка?

Дети: Жилище волка называется логово.

Воспитатель: А как называется жилище белки?

Дети: Жилище белки называется дупло.

Игра «Чей дом»

Берлога чья?  -Медвежья.

Логовочьё? – Волчье.

Дупло чьё? –Беличье.

Воспитатель: А что это там в лапках у зайца?

Дети: Лучик солнца.

Биллингвальный компонент. Заяц – қоян, медведь – аю.

Воспитатель: Пора отправляться дальше в путь.  Но перед этим мы немного разомнемся.

Физ. минутка «Новоселье у Весны»

-А сегодня у Весны новоселье!

Пригласила нас Весна на веселье.

Дом построен из цветочков

Вот такой вышины.

Зеленый коврик у порога

Вот такой ширины.

Мы по лужицам шагаем,

Выше ноги поднимаем.

А навстречу нам сама

Раскрасавица Весна.

Под музыку выходит Весна .

Весна: Здравствуйте, ребята.

Дети здороваются с Весной.

Весна: Какие вы Молодцы! Как много знаете про меня. Но кто из вас знает, как зовут мох сыновей – весенние месяцы?

Дети называют весенние месяцы: Март, Апрель, Май.

Воспитатель: Дорогая Весна, мы пришли не с пустыми руками, мы нашли четыре лучика, а пятый найти не смогли. Ребята, посмотрите, какое красивое украшение у Весны.

Весна: Да. Мне его подарила сорока.

Воспитатель: Ребята, на что похоже это украшение?

Дети: На лучик солнца.

Воспитатель: Вот и нашелся пятый лучик.

Весна: Спасибо вам, ребята, огромное за то, что помогли отыскать лучики. Теперь лето обязательно придет мне на смену. Примите от меня в подарок яблоки. А мне пора к солнышку. До свидания.

Дети благодарят Весну, прощаются с ней.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие? (Звучат ответы детей) Какое доброе дело мы сделали? (Звучат ответы детей).Ну и нам пора в обратный путь. Давайте попрощаемся с нашими гостями на русском и казахском языках.Дети прощаются с гостями, уходят в группу.