Урок самопознания «Люблю я этот мир»


Запрягаева Алла Юрьевна

педагог-психолог, учитель самопознания КГУ «Школа-гимназия №4 им. Л.Н. Толстого» г. Степногорск

Урок Самопознания в 8 классе «Люблю я этот мир»

(тема рассчитана на 2 часа)

1 слайд: Тема урока

2 слайд: Духовно – нравственная глубина урока (ценность и качества)

3 слайд: позитивный настрой (концентрация на дыхании)

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на  дыхании, у нас  успокаивается ум. При вдохе мы  будем вбирать в себя покой и радость. А при  выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.

Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.

Вдо-о-ох…, вы – ы-ыдох…(9-10 раз, медленно)

4 слайд: цитата урока (мудрая мысль, наполненная глубоким нравственно-духовным содержанием)

5 слайд: вопросы для обсуждения (с этой целью важно не просто ставить прописанные в учебнике вопросы, но и включать наводящие, способствующие возможности учащихся прийти к правильным выводам, и таким образом создать условия для глубокого осмысления рассматриваемой темы, а значит, для нравственного роста)

Вывод: Любовь к миру – одно из необходимых условий полноценной жизни человека, которое может явиться залогом успеха многих дел. Познание мира – процесс бесконечный, но доступный каждому, кто хочет познать истину, понять законы взаимосвязи природы и человека, кто стремится к гармонии с природой.

6 слайд: стихотворение

7 слайд: вопросы для рассуждения (решение нравственных, этических задач предусмотрено ситуациями, которые помогут учащимся увидеть разные пути решения проблемы, основанные на нравственном выборе)

8 слайд: вывод по рассуждениям

9 слайд: природа – огромная кладовая ресурсов, которые необходимы человеку для жизни

Какие ресурсы использует человек?

Каким образом человек активно вторгается в природную среду?(хищническое потребление)

10 слайд: притча о любви (красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким всё должно быть)

         Представь себе большую, просторную комнату. Окно этой комнаты распахнуто настежь, и через него проникают звуки и запахи мира. Пение птиц, шелест первой весенней листвы, запахи тающего снега, робкие голоса просыпающегося города. Что еще? Представь, дай волю своему воображению.

Посередине этой комнаты стоит хрустальная ваза, сделанная лучшими мастерами земли. Она сделана из горного хрусталя, чистого, как слеза. Она – само совершенство. Она могла бы стать лучшим украшением любого музея. Но ее место не в музее, а именно здесь – в этой комнате.

В вазу, стоящую в этой комнате, налита вода из альпийских горных источников. Она холодна, как небо и прозрачна, как утренний воздух. Потоки солнца, текущие из окна разбиваются о грани этой вазы и мириадами бликов плещутся на стенах.

Но самое главное – в воду, наполняющую эту вазу, поставлены цветы. Это розы. Каждая из них – совершенство. И каждая из них имеет свою форму, цвет, запах. И, несмотря на это, вместе они образуют одно целое. Симфония цвета и запаха заполняет эту комнату и вырывается в мир. Капли росы блестят на лепестках роз, их листья упруги и свежи. И у редкого человека, вошедшего в комнату, не закружилась бы голова от этого зрелища.

Все. Картина нарисована. И историю на этом можно закончить, но очень часто она имеет свое продолжение.

Время не стоит на месте. Проходят день, два, неделя… Когда-то меньше, когда-то больше. У всех по-разному. Но все равно это случается. И если ты посмотришь на эти розы, ты найдешь, что картина несколько изменилась. Их гордые головки, еще несколько дней назад, тянувшиеся к солнцу, начинают склоняться вниз. Листья теряют свою упругость, капли росы высыхают, оставляя бурые пятна. Лепестки теряют свою свежесть, сворачиваются, засыхают, теряют цвет, опадают. Вода, бывшая такой чистой и прозрачной, желтеет и зацветает. А запах? Запах роз превращается в едва заметный аромат гербария. Сухой и колкий. Спустя какое-то время безжалостная рука выкинет букет в мусорное ведро.

        И на этом нашу историю можно закончить. Хотя… А как в жизни? Осталась комната, в которой по-прежнему стоит ваза. Воду можно вылить, а вазу – вымыть. Лучше всего с мылом. А потом… Потом – вновь налить чистую живую воду из высоких альпийских источников и поставить другой букет. Из астр или из георгин… Как кому нравится. Вот такая история…

Вопросы для обсуждения:

-Какая идея заложена в притче?

– Каким образом человек может повлиять на окружающий мир?

– Почему притча называется «О любви», хотя в содержании ни разу это слово не встречается?

  • Именно любовь продлевает жизнь цветка, стоящего в вазе. Чем больше любви, внимания, заботы, тем дольше сохраняется его красота. Значит, именно любовь лежит в основе взаимоотношений человека с окружающим миром, который тем совершеннее, чем более любим.

11 слайд:

Жизнь природы и человека
сходства отличия
Рождаются и умирают Природа может развиваться независимо от человека
Общие законы развития Природа обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека
Могут увядать Природа не умеет творить культуру
Являются частью Вселенной Отличаются в размерах
Могут быть очень красивыми Продолжительность жизни
Полны загадок И т.д.

12 слайд: творческая деятельность (дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы) – ДЕБАТЫ

*
  1. 1 группа: Человек – царь природы
*
  • 2 группа: Человек – ошибка природы

13 – 15 слайды: знакомство с учебной информацией (осознание учащимися своей истинной природы, значимости, своего предназначения, неразрывной связи с природой, другими людьми и, конечно же, постижения смысла жизни).

16 – 25  слайды: проблемные ситуации «Вставить слова по смыслу»

26 слайд:

Превращая события жизни в иронию,

Словно жизнь – это постмодернизм,

Услышу я тихо симфонию,

Как лёгкий и ласковый бриз.

Я люблю этой жизни мгновения

Не за что-то конкретное ведь,

А за то, что жизнь – это творение,

И мне просто хочется петь.

Я люблю за окошком сосны,

Я люблю запах этой зимы,

Я лето люблю и вёсны,

Я реальность люблю и сны.

Я люблю эту серую слякоть,

Хотя многим меня не понять.

Пусть дождь будет тихо плакать,

А я буду просто летать.

27 – 28 слайды:  Резюме урока (подведение логического итога урока, своего рода эмоциональный «финал» учебного занятия).

29 слайд: домашнее задание