Разработка классного часа «Подросток в обществе»


Мұқанбетқали Гауһартас Хайырбекқызы

Преподаватель специальных дисциплин, классный руководитель ГККП «Западно – Казахстанский индустриальный колледж»

ГККП «Западно – Казахстанский индустриальный колледж»

Разработка классного часа

«Подросток в обществе»

Описание: https://bakhmutsky.ru/wp-content/uploads/2017/10/1507391816_featured.jpeg

Гр 123РЕ

Классный руководитель : Мұқанбетқали Г. Х.

2019-2020 учебный год

Цель: Помочь учащимся научиться управлять своим поведением и делать обоснованный выбор вместо того, чтобы идти на поводу у внутренних импульсов.

Задачи:

1. Определить и закрепить правила жизнедеятельности в обществе;

2. Включить учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки нравственного поведения.

3. Расширить знания учащихся о возрастном периоде, в котором они находятся;

4. Помочь сформировать активную жизненную позицию; способствовать жизненному самоопределению и социальной адаптации.

Оборудование:

– Мультимедийная презентация;

– Новые термины и понятия;

– Китайская притча «Ладная семья».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

  1. Организационный момент:

Упражнение «Встают те, кто…»:

Учитель предлагает в качестве разминки встать тем, кто:

– любит читать;

– любит мороженое;

– кому нравятся уроки математики;

– любит заниматься спортом;

– считает себя подростком.

(На последнее предложение встают все ребята).

– Я вижу, все вы уникальные с разными интересами и увлечениями, а сейчас встал каждый, значит, все вы считаете себя подростками, а знаете ли вы кто такие подростки?

(Ребята отвечают все на этот вопрос).

Сообщение ученика:

Подросток – юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности. То есть, подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Подростковый возраст от 12 до 17 лет. И на сегодняшний день в мире насчитывается более миллиарда подростков.

Вопрос: По возрасту вы подходите к группе «подросток»? (Да)

Сообщение ученика:

Возраст этот интересный и сложный. В это время подросток готовится к переходу из детства во взрослую жизнь. Перед ним много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые.

Возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, начинает чем-то увлекаться, стремится больше узнать об окружающем мире.

Беседа по вопросам:

– Чем вы увлекаетесь? (ответы студентов)

– А как вы думаете, что хорошего и интересного в вашем возрасте? (ответы студентов)

– Продолжите по кругу фразу: «Подростком быть хорошо, потому что…

– Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о подростках)

Учитель:

Тема классного часа «Подросток в обществе».

Мы уже узнали, кто такой подросток. Давайте теперь определим, что же такое общество. Возьмите конверты, которые лежат перед вами, вытащите оттуда слова, и попытайтесь сами составить определение слова «общество».

Слова: ОБЩЕСТВО – ЭТО; ЖИВЁМ; ЛЮДЕЙ; ЖИВОТНЫХ; МИР; УЧИМСЯ; В; МЫ; КОТОРОМ.

(Студенты  работают самостоятельно).

Вопрос: – Что же у вас получилось?

Общество – это мир людей, в котором мы живем. 

Учитель: Продолжаем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о том, какими вы должны быть в обществе, в мире, который вас окружает. Речь пойдет о тех трудностях и задачах, которые придется вам решать, вступая в общество.

Станет ли подросток хорошим человеком, это зависит только от него самого. К 14-16-ти годам вы уже должны знать: кем, и каким хотите стать! 

Студенты читают стихотворение:

  1. Каждый выбирает для себя
    Женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку –
    Каждый выбирает для себя.

  2. Каждый выбирает по себе
    слово для любви и для молитвы.
    Шпагу для дуэли, меч для битвы
    Каждый выбирает по себе.

  3. Каждый выбирает по себе.
    Щит и латы, посох и заплаты,
    Меру окончательной расплаты
    Каждый выбирает по себе.

  4. Каждый выбирает для себя.
    Выбираю тоже – как умею.
    Ни к кому претензий не имею.
    Каждый выбирает для себя.

Вопрос: – О чем это стихотворение? (ответы студентов)

Учитель: Давайте сейчас послушаем притчу 

 (Звучит спокойная музыка, рассказывается притча).

Китайская притча «Ладная семья»

    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке.

Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка и спросил:

– И все?

– Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: – И мира тоже.

Вопрос: – О чем эта притча? (ответы студентов)

– Где начинается воспитание? (в семье)

– Какие качества вы должны в себе воспитывать, что бы жить среди людей в мире и согласии? (умение прощать, умение слушать и понимать друг друга, любовь, согласие, уважение к старшим)

– В чем должно проявляться уважение к старшим? (ответы студентов)

Словарная работа (читает ученик по словарю русского языка С.И. Ожегова): Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Запомните это слово!

Учитель: Давайте выполним упражнение, чтобы выяснить какой вы сплоченный коллектив.

Упражнение «Встаньте с мест»:

Ученики сидят в кругу. Учитель называет любое число (не должно превышать количество участников), остальные должны  одновременно, не сговариваясь, подняться в количестве соответствующему названому  числу.

Обсуждение упражнения.

Работа в группах:

Сейчас мы поработаем в группах, разделитесь на 3 группы. У каждой группы на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». 
  •  «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». 
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей». 

– Передайте эти мысли своими словами.

– Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Вывод: Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.

Словарная работа: Толерантность – терпимость к иному мировоззрениюобразу жизни, поведению и обычаям

Запомните это слово!

Обсуждение ситуаций:

Ситуация 1. Одногруппник  без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном. Твои действия. )

Ситуация 2. Ты любишь слушать музыку громко, а родители предпочитают тишину. Возник конфликт.

 Ситуация 3. У Дмитрия непривычная для мальчика прическа – слишком длинные волосы. Как должны относится к этому те, кому такой стиль не нравится?

Вопросы:

– Какие чувства вы испытывали во время классного часа?

– С какими трудностями вы столкнулись? Как вы думаете, почему?

– Что нового вы узнали?

– Какие положительные качества вы узнали сегодня? Будете ли вы их в себе воспитывать?

Рефлексия: Упражнение «Я в лучах солнца». 

У каждого из вас на партах лежат маленькие солнышки – это маленькие Вы.На солнце, в центре круга напишите «Я». И вдоль каждого луча напишите качества, которые должны быть у подростка, для того, чтобы достойно войти и жить в обществе. (пишут качества)

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце. Пусть эти маленькие кусочки большого солнца освещают и согревают ваш путь, помогая преодолевать все жизненные трудности. Пусть составляющими частями в вашей жизни станут внимательность, доброжелательность, скромность, отзывчивость, деликатность, воспитанность.

А сейчас давайте из этих маленьких солнышек составим на доске одно большое Солнце, как одно большое общество, в котором мы с вами живем и являемся частью общества. Без одного солнышка не будет целого Солнца, как и каждый из вас часть общества. Выходя к доске, назовите те качества, которые вы написали на лучах.

Тест – «Определение уровня своей самооценки».

  1. Как часто Вас терзают мысли, что Вам не следовало бы что-то говорить или делать?

А) очень часто — 1 балл;

Б) иногда — 3 балла.

  • Если Вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, то:

А) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

Б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

  • Выберите одно из мнений, наиболее Вам близкое:

А) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;

Б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

В) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

  • Вам показали пародию на вас. Вы:

А) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла;

Б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

В) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

  • Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

А) да — 1 балл;

Б) нет — 5 баллов;

В) не знаю — 3 балла.

  • Вы выбираете духи в подарок. Купите:

А) духи, которые нравятся Вам — 5 баллов;

Б) духи, которым, как Вы думаете, будут рады, хотя Вам лично они не нравятся — 3 балла;

В) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

  • Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых Вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

А) да — 1 балл;

Б) нет — 5 баллов;

В)не знаю — 3 балла.

  • Задевает ли Вас, когда ваши друзья добиваются большего успеха, чем Вы?

А) да — 1 балл;

Б) нет — 5 баллов;

В) иногда — 3 балла.

  • Доставляет ли Вам удовольствие возражать кому-либо?

А) да — 5 баллов;

Б) нет — 1 балл;

В) не знаю — 3 балла.

  1. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

А) голубой — 1 балл;

Б) желтый — 3 балла;

В) красный — 5 баллов.

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль…

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом… Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.