Открытый урок по русскому языку на тему «Однозначные и многозначные слова»


Спирина Елена Юрьевна

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №7» акимата города Усть-Каменогорска

Урок: № 3 КГУ «Средняя школа №7» акимата г. Усть-Каменогорска
Дата: 7.11.18 Ф.И.О. учителя: Спирина Елена Юрьевна
Класс: 3 «Б» Количество присутствующих: 23 Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке 3.2.2.1 – различать  однозначные и многозначные слова и использовать их в речи;    
Критерии успеха Все учащиеся смогут:
– различать однозначные и многозначные слова
Большинство учащихся будут уметь:
– находить лексическое значение слова в толковом словаре
Некоторые учащиеся смогут:
– употреблять однозначные и многозначные слова в речи
Предыдущее обучение Слово. Значение слова.
План
Планируемые сроки/время Планируемые действия Ресурсы
Начало  мин           Создание эмоционального настроя Долгожданный дан звонок!
Вы готовы начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?    – Начинаем урок русского языка.   – Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие по «Стране слов» полной чудес и загадок. Наше путешествие мы совершим на сказочном паровозике. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это ваши рабочие тетради, туда вы будете записывать нужные сведения. – девизом нашего путешествия будут слова М. Данилова.  «Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным  языком».
 
          На доске из букв написано «Страна слов» Сказочный паравозик
Середина 5 – 35 мин   Минутка чистописания – Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?  – Правильно. А еще правильно и красиво писать.
– А для этого проведем минутку чистописания. Разминка для пальчиков. Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом. –  Вот мы  разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать. – Итак, сели поудобнее, отправляемся в путь! – Первая остановка – Станция «Чистописание».   – Запишем число, классная работа – Сегодня на минутке чистописания мы напишем строчные буквы алфавита иг, кл в соединении. По пол строки каждые. Оцените себя с помощью сигнальных карточек Мотивация учебной деятельности – Ребята, на доске вы видите картинки с изображением предметов, определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему? – Правильно, карандаш.  – Очень расстроился  Карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну…  – На поляне увидел два домика, от  которых доносились разные слова. Из первого — иголка, ключ, ручка, лист.
Из второго – пенал, линейка, тетрадь.
Опять задумался Карандаш, в какой домик ему  постучать?
–  хотели бы вы узнать, почему слова не живут вместе? – сегодня на уроке мы  постараемся ответить на этот вопрос. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала – Поэтому вновь садимся в наш волшебный паровозик и отправляемся дальше. Итак, мы прибываем к следующей станции «А знаете ли вы?» – Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову. – Итак, слово «Иголка». – А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одной карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать. – Покажите карточку, (Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках). – Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за иголки нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется). Смотрите, слово одно «иголка», а значений у него много. – А где можно найти лексическое значение этого слова? 
– Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова «иголка». – А теперь закройте еще раз глаза и представьте слово «ключ». – Представили? Открываем глаза, и на второй карточке каждый из вас рисует то, что представил. (Несколько ребят рассказывают, что они нарисовали).  – А теперь посмотрите внимательно на экран и расскажите, что вы видите на каждом рисунке. (Рассказывают о картинках). – Так что же опять мы видим? Слово одно «ключ», а значений у него посмотрите сколько! -Прочтите лексическое значение слова «ключ». – Как вы думаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений?  Д: Многозначными – а тогда как назовём слова, которые имеют одно значение? Д: однозначные – Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются (хором) многозначными.  Слова, которые имеют одно значение называются (хором) однозначными. – Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете? (…) (Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».)  – А как вы думаете, какие цели мы с вами поставим на урок? Цели  урока: 1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами. 2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи. – Вернёмся к нашему герою-Карандашу и попробуем ему помочь. – Почему слова не живут вместе?  1. Иголка, ключ, ручка, лист.
2. Пенал, линейка, тетрадь. – А в какой домик пойдет жить наш Карандаш?  – Докажите свой ответ. – Молодцы! Вы помогли Карандашу. – Ребята, оцените свою работу  сигнальными карточками. – Итак, двигаемся дальше. Наш весёлый паровозик мчит нас вдаль. И вот мы подъезжаем к станции, где вы немного отдохнёте. Эта станция называется «Спортивная».   Применение полученных знаний – И опять мы мчимся на нашем паровозике по бескрайним просторам «Страны слов». Но вот мы прибываем к станции «Упражняйся».   Работа в группах. Задание Объясните значение слова.Найдите  слово в толковом словаре.Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.Составьте предложения, употребив различные значения слова.Какие слова называются многозначными? Докажите правильность своего ответа. Подготовьте отчёт о работе по плану. Слова для групп Группа № 1 «КОРЗИНА» Группа №2 «КОРЕНЬ» Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК» Группа № 4 «КОСА» Группа № 5 «КЛЮЧ» Группа № 6 «КИСТЬ» План отчёта группы Мы работали со  словом (назвать слово). Это слово имеет____значений. Перечислить. Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________. Мы составили следующие предложения_______________________________.       Вывод: Многозначными называются слова   ________________. Оценивание «Три хлопка» Работа в парах (по карточкам): – Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова.   линейка тетрадь ручка лист   (Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением). – Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы? – Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает… – А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные? – Читает… Оценивание «Домик»   Дифференцированное задание: На экране высвечиваю задание: Синий – выписать из толкового словарятолько однозначные слова Красный –  выписать из толкового словарика по 3 слова: однозначные и многозначные. Зелёный – составляют предложение с одним из многозначных слов – на этом наше путешествие по стране слов заканчивается.  
                      Табличка «Чистописание»   Сигнальные карточки светофор     Картинки: стол, стул, карандаш, шкаф, диван     Домики со словами                 Табличка «А знаете ли вы?» По 2 карточки на каждого ученика         Презентация       Толковый словарь           Презентация       Толковый словарь                         Презентация                 Сигнальные карточки светофор Музыкальная физминутка Табличка «Спортивная»   Табличка «Упражняйся»     Карточки для групповой работы                                   Карточки для парной работы                         Презентация
Конец 35 – 40 мин Итог урока. Рефлексия. Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок! – Что нового узнали на уроке? -Что было интересно? -Что было трудно? -Что больше всего понравилось в уроке?
– давайте вернёмся к нашему эпиграфу.  
Найдите в нём многозначные слова. Лесенка успеха – оцените свою работу на уроке с помощью лесенки успеха. – следующая наша станция «Переменка»  
          Ключ, язык Лесенка успеха
Дополнительная информация
Дифференциация (Как вы планируете поддерживать учащихся?Как вы планируете стимулировать более способных учащихся?) Оценивание (Как вы планируете проверить приобретенные знания учащихся?) Межпредметные связи. Проверка здоровья и безопасности учащихся. Использование ИКТ. Связи с ценностями
Все учащиеся смогут: различать однозначные и многозначные слова Большинство учащихся будут уметь: находить лексическое значение слова в толковом словаре Некоторые учащиеся смогут: употреблять однозначные и многозначные слова в речи Словесная похвала учителя, «Самооценивание», «Взаимооценивание»«Три хлопка» «Домик» Межпредметные связи: познание мира, Проверка здоровья и безопасности учащихся: проведение физкультминутки Использование ИКТ: презентация – слайды Связи с ценностями: ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество;