Открытый урок по русскому языку на тему «Однозначные и многозначные слова»
29.12.2019
Спирина Елена Юрьевна
учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №7» акимата города Усть-Каменогорска
Урок: № 3 | КГУ «Средняя школа №7» акимата г. Усть-Каменогорска | |
Дата: 7.11.18 | Ф.И.О. учителя: Спирина Елена Юрьевна | |
Класс: 3 «Б» | Количество присутствующих: 23 | Количество отсутствующих: |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке | 3.2.2.1 – различать однозначные и многозначные слова и использовать их в речи; | |
Критерии успеха | Все учащиеся смогут: | |
– различать однозначные и многозначные слова | ||
Большинство учащихся будут уметь: | ||
– находить лексическое значение слова в толковом словаре | ||
Некоторые учащиеся смогут: | ||
– употреблять однозначные и многозначные слова в речи | ||
Предыдущее обучение | Слово. Значение слова. | |
План | ||
Планируемые сроки/время | Планируемые действия | Ресурсы |
Начало мин |
Создание эмоционального настроя
Долгожданный дан звонок! Вы готовы начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? – Начинаем урок русского языка. – Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие по «Стране слов» полной чудес и загадок. Наше путешествие мы совершим на сказочном паровозике. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это ваши рабочие тетради, туда вы будете записывать нужные сведения. – девизом нашего путешествия будут слова М. Данилова. «Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». | На доске из букв написано «Страна слов» Сказочный паравозик |
Середина 5 – 35 мин |
Минутка чистописания
– Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
– Правильно. А еще правильно и красиво писать. – А для этого проведем минутку чистописания. Разминка для пальчиков. Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом. – Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать. – Итак, сели поудобнее, отправляемся в путь! – Первая остановка – Станция «Чистописание». – Запишем число, классная работа – Сегодня на минутке чистописания мы напишем строчные буквы алфавита иг, кл в соединении. По пол строки каждые. Оцените себя с помощью сигнальных карточек Мотивация учебной деятельности – Ребята, на доске вы видите картинки с изображением предметов, определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему? – Правильно, карандаш. – Очень расстроился Карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну… – На поляне увидел два домика, от которых доносились разные слова. Из первого — иголка, ключ, ручка, лист. Из второго – пенал, линейка, тетрадь. Опять задумался Карандаш, в какой домик ему постучать? – хотели бы вы узнать, почему слова не живут вместе? – сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала – Поэтому вновь садимся в наш волшебный паровозик и отправляемся дальше. Итак, мы прибываем к следующей станции «А знаете ли вы?» – Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову. – Итак, слово «Иголка». – А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одной карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать. – Покажите карточку, (Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках). – Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за иголки нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется). Смотрите, слово одно «иголка», а значений у него много. – А где можно найти лексическое значение этого слова? – Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова «иголка». – А теперь закройте еще раз глаза и представьте слово «ключ». – Представили? Открываем глаза, и на второй карточке каждый из вас рисует то, что представил. (Несколько ребят рассказывают, что они нарисовали). – А теперь посмотрите внимательно на экран и расскажите, что вы видите на каждом рисунке. (Рассказывают о картинках). – Так что же опять мы видим? Слово одно «ключ», а значений у него посмотрите сколько! -Прочтите лексическое значение слова «ключ». – Как вы думаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений? Д: Многозначными – а тогда как назовём слова, которые имеют одно значение? Д: однозначные – Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются (хором) многозначными. Слова, которые имеют одно значение называются (хором) однозначными. – Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете? (…) (Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».) – А как вы думаете, какие цели мы с вами поставим на урок? Цели урока: 1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами. 2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи. – Вернёмся к нашему герою-Карандашу и попробуем ему помочь. – Почему слова не живут вместе? 1. Иголка, ключ, ручка, лист. 2. Пенал, линейка, тетрадь. – А в какой домик пойдет жить наш Карандаш? – Докажите свой ответ. – Молодцы! Вы помогли Карандашу. – Ребята, оцените свою работу сигнальными карточками. – Итак, двигаемся дальше. Наш весёлый паровозик мчит нас вдаль. И вот мы подъезжаем к станции, где вы немного отдохнёте. Эта станция называется «Спортивная». Применение полученных знаний – И опять мы мчимся на нашем паровозике по бескрайним просторам «Страны слов». Но вот мы прибываем к станции «Упражняйся». Работа в группах. Задание Объясните значение слова.Найдите слово в толковом словаре.Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.Составьте предложения, употребив различные значения слова.Какие слова называются многозначными? Докажите правильность своего ответа. Подготовьте отчёт о работе по плану. Слова для групп Группа № 1 «КОРЗИНА» Группа №2 «КОРЕНЬ» Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК» Группа № 4 «КОСА» Группа № 5 «КЛЮЧ» Группа № 6 «КИСТЬ» План отчёта группы Мы работали со словом (назвать слово). Это слово имеет____значений. Перечислить. Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________. Мы составили следующие предложения_______________________________. Вывод: Многозначными называются слова ________________. Оценивание «Три хлопка» Работа в парах (по карточкам): – Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова. линейка тетрадь ручка лист (Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением). – Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы? – Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает… – А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные? – Читает… Оценивание «Домик» Дифференцированное задание: На экране высвечиваю задание: Синий – выписать из толкового словарятолько однозначные слова Красный – выписать из толкового словарика по 3 слова: однозначные и многозначные. Зелёный – составляют предложение с одним из многозначных слов – на этом наше путешествие по стране слов заканчивается. | Табличка «Чистописание» Сигнальные карточки светофор Картинки: стол, стул, карандаш, шкаф, диван Домики со словами Табличка «А знаете ли вы?» По 2 карточки на каждого ученика Презентация Толковый словарь Презентация Толковый словарь Презентация Сигнальные карточки светофор Музыкальная физминутка Табличка «Спортивная» Табличка «Упражняйся» Карточки для групповой работы Карточки для парной работы Презентация |
Конец 35 – 40 мин |
Итог урока. Рефлексия.
Чтобы знания были впрок, Давайте кратко повторим урок! – Что нового узнали на уроке? -Что было интересно? -Что было трудно? -Что больше всего понравилось в уроке? – давайте вернёмся к нашему эпиграфу. Найдите в нём многозначные слова. Лесенка успеха – оцените свою работу на уроке с помощью лесенки успеха. – следующая наша станция «Переменка» | Ключ, язык Лесенка успеха |
Дополнительная информация | ||
Дифференциация (Как вы планируете поддерживать учащихся?Как вы планируете стимулировать более способных учащихся?) | Оценивание (Как вы планируете проверить приобретенные знания учащихся?) | Межпредметные связи. Проверка здоровья и безопасности учащихся. Использование ИКТ. Связи с ценностями |
Все учащиеся смогут: различать однозначные и многозначные слова Большинство учащихся будут уметь: находить лексическое значение слова в толковом словаре Некоторые учащиеся смогут: употреблять однозначные и многозначные слова в речи | Словесная похвала учителя, «Самооценивание», «Взаимооценивание»«Три хлопка» «Домик» | Межпредметные связи: познание мира, Проверка здоровья и безопасности учащихся: проведение физкультминутки Использование ИКТ: презентация – слайды Связи с ценностями: ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; |