Моя профессия учитель


Машинская Ольга Ивановна

учитель начальных классов КГУ «Общеобразовательная средняя школа №27» город Петропавловск

Моя профессия учитель

Мало знать, надо применять

Мало хотеть, надо делать.

И. Гете

«Счастлив, кто точку Архимеда сумел сыскать с себе самом»- эти строки Ф.И. Тютчева очень близки мне как человеку. Для меня профессия Учителя – источник человеческого общения, радости, чувства причастности к рождению нового в этой жизни. Это мой Путь, мой сознательный выбор – быть учителем. Это действительно «профессия дальнего действия, самая главная на земле», она дает возможность, осторожно и бережно прикоснуться к внутреннему миру ребенка, помочь ему осознать свою собственную значимость; открыв чудо собственного «Я», по-новому смотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нем.

     Словом, быть социально успешным человеком. Какую опору могу дать ребятам я ежедневно проходя к нам в класс? Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать и находить необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от выбранной ими профессии.

     В моем представлении учитель- это друг и советчик детей, не дающий готовой истины, а сопровождающий и направляющий их в ее поиске. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель открывает и взращивает индивидуальность каждого ученика. В своей практике я применяю дифференцированный подход, который позволяет каждому ребенку проявить себя как личность.

    Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли читать и писать. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастит. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли «звездочкой» или растворится в толпе? А значит, в решении посвятить себя работе с детьми главное ля меня заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу, помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как это сделать? Этот вопрос я ставлю перед каждым новым уроком. Для того чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство- интерес. Через содержание учебного материала, через приближение изучаемого материала, через необычные формы уроков, внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизненному опыту ребенка. Я мысленно в голове «прокручиваю» приемы, с помощью которых завтра буду объяснять новый материал.

    У В. А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребенок живет во вражде, он учится агрессии ; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти, если ребенка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины, но, если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают , он учится верить в себя, если ребенка хвалят, он учится быть благодарным, если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире ». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности, Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью. Иногда достаточно лишь похвалить ребенка, и он из грустного или агрессивного  превращается в веселого и доброжелательного  и с радостью включается в работу.  Не надо скупиться на похвалу, комплименты и теплые слова!

      В своей работе с детьми на уроках придерживаюсь ставших для меня за эти годы работы незыблемых принципов:

– не идти к детям с плохим настроением;

– не приходить на урок без подготовки;

– не ставить отметку ученику без словестной оценки его достижений;

– искренне радоваться его удачам и огорчаться ошибкам.

         Для осуществления поставленных целей в своей работе широко использую информационно- коммуникативные технологии. 21 век отличается от других столетий своей информативностью.

      Современный урок невозможно представить без применения новых технических средств обучение. Ведущими среди них стали компьютер, интерактивная доска, поэтому самообразование, информационно-технологическая компетентность сейчас наиболее актуальны. Но никакая, даже самая совершенная, техника не может заменить эмоционального учительского слова.

       Воспитывать человека образованного- вот идеал, к которому стремлюсь я как учитель.

       Замечательный казахский поэт М. Макатаев писал «Что должен иметь поэт, чтобы быть поэтом?

Первое- талант. Талант с образованием и эрудицией.

Второе- совесть, чтобы стыдиться самому перед собой, прочтя слабые вещи.

Третье- простоту; пусть не гениальную, как у Пушкина и Абая, но простоту человеческую, чтобы быть понятным другим. Не умничать, не рассуждать, а воспевать.

Четвертое- интуицию. Чего не видят другие, увидеть и понять.

Пятое- труд, чтобы постоянно совершенствоваться.

 Шестое- дух. Всегда держать себя духовно богатым.»

    Для этого необходимо постоянно совершенствоваться, саморазвиваться, повышать уровень своего профессионализма и компетентности, целенаправленно вести творческий поиск.

Список используемой литературы

  1. Ф.И. Тютчев- «Да, мы сдержали ваше слово»
  2. М№ Макатаев – «раздумье о поэте и поэзии»