МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Техника и технология добычи нефти».

Калешева  Гульмира Ермухамбетовна

ст. преподаватель Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет

Рецензенты:

Ихсанов К.А. к.т.н., зав. кафедрой техники и технологии

Нариков К.А. к.т.н., ст. преподаватель кафедры нефтегазового дела ЗКАТУ имени Жангир хана

Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентов по дисциплине: « Технике и технологии добычи нефти . – Уральск: — ЗКИТУ, 2019 .  – 28с.

Данное методическое указание  для выполнения самостоятельной работы студентов  (СРС)  предназначено в помощь студентам, обучающихся по кредитной технологии.

Методическое  указание состоит из 15  заданий на СРС ,  каждое задание содержит 15 индивидуальных вариантов.

Пособие рекомендовано для студентов специальности нефтегазовое дело , можно использовать как на занятиях в аудитории, так и для самостоятельной работы обучающихся.

Содержание

Введение  4
1 Организации самостоятельной работы студентов 6
1.1 Цель и задачи самостоятельной работы студентов 6
1.2 Виды и формы организации самостоятельной работы студентов 6
1.3 Содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов 7
1.4 Задание для выполнение  СРС 17
Список использованной литературы 28

         Введение

Важным компонентом изучения материала дисциплины является самостоятельная работа студентов. Это проработка материала лекций, изучение основной и дополнительной литературы, практикумов, решение на компьютере практических задач, выданных на самостоятельную подготовку, выполнение и оформление исследовательских работ, подготовка к плановым занятиям, контрольной работе и экзамену.

Целью самостоятельной работы обучаемых является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Методологическую основу самостоятельной работы составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где необходимо проявить знание изучаемой дисциплины.

Процесс организации самостоятельной работы обычно включает в себя следующие этапы:

— подготовительный (определение целей, составление плана, подготовка методического, документарного и литературного обеспечения изучаемой темы);

— основной (реализация плана, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

— заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, выводы по изучаемой теме).

Время на самостоятельную работу берется из соответствующей графы учебно-тематического плана. Объем часов на самостоятельную работу по подготовке тематических рефератов устанавливаются в пределах их количества, установленного планом.

Приступая к изучению учебной дисциплины необходимо подготовить учебную литературу. Успех изучения данной учебной дисциплины студентами зависит от систематической индивидуальной работы по ее изучению. Такая работа должна быть ориентирована на основательное изучение:

— программы учебного курса;

— вопросов по темам курса;

— подготовки ответов на поставленные вопросы;

— рекомендуемой литературы;

— выполнению рефератов или исследования по заданным темам;

— решению задач.

Руководство выполнением самостоятельной работы студентов, предусматривает, следующие работы преподавателя:

— текущее собеседование и контроль;

— консультации;

— анализ, рецензирование, оценка, коррективы выполненной работы;

— перекрестное рецензирование;

— дискуссия.

1 Организации самостоятельной работы студентов

1.1 Цель и задачи самостоятельной работы студентов

Цель самостоятельной работы – овладение навыками самостоятельной и осмысленной работы с учебной и научной информацией, самостоятельной по-становки задач и поиска путей и средств их решения; формирование творче-ской активности, умения организовать свою профессиональную деятельность.

Задачи самостоятельной работы студентов:

– систематизация и закрепление теоретических знаний и практических умений;

– формирование навыков работы со справочной, нормативной, специаль-ной литературой;

– развитие самостоятельности и организованности, способностей к само-развитию;

– развитие творческой активности;

– развитие исследовательских умений.

1.2  Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды самостоятельной работы:

– аудиторная – выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

– внеаудиторная – выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Домашние занятия:

– усвоение содержания конспекта лекций с использованием рекомендо-ванной литературы, включая информационные образовательные ресурсы и In-ternet-ресурсы;

– подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям ;

– написание и выполнение индивидуальных и практических заданий, рефератов, презентаций и эссе;

– выполнение заданий по отдельным разделам дисциплины;

– самоконтроль успеваемости на базе тестов и вопросов для само-контроля;

– подготовка к зачету и экзамену и др.

Формы самостоятельной работы различаются в зависимости от целей и характера дисциплины.

1. 3  Содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Содержание самостоятельной работы студентов определяется рекоменду-емыми видами учебных занятий, представленными в рабочей программе учеб-ной дисциплины.

Самостоятельная работа студентов способствует:

1. Овладению знаниями:

– чтение текста (основная и дополнительная литература и др.);

– составление плана текста или его графической структуры, конспектиро-вание текста;

– работа со справочной литературой;

– работа с нормативными документами;

– использование компьютерной техники и Интернет и др.

2. Закреплению и систематизации знаний:

– работа с конспектами лекций и их осмысление;

– работа с текстом и его осмысление (основная и дополнительная литера-тура);

– составление плана ответа на контрольные вопросы;

– подготовка реферата, эссе, выступления и др.

3. Формированию умений:

– решение задач и упражнений по образцу;

– выполнение расчетно-графических работ и др;

— выполнение моделирование пластов.

В зависимости от цели, объема, тематики, уровня сложности самостоя-тельная работа может выполняться как индивидуально, так и группой студен-тов.

4. Контроль самостоятельной работы студентов

Контроль результатов самостоятельной работы студентов предполагает систематическое общение студента и преподавателя и может осуществляться в письменной, устной или смешанной форме. В ходе контроля проверяется сте-пень осмысления материала, тематические связи, умение самостоятельно со-ставлять план решения задачи и др.

Контроль делится:

– на предварительный – определяется степень готовности студента к освоению темы или выполнению задания;

– текущий – проводится периодически в процессе изучения дисциплины и выполнения самостоятельных работ (опрос, контрольная работа, контроль в процессе курсового проектирования и др.);

– итоговый – проводится в процессе сдачи студентом экзамена (зачета);

– контроль остаточных знаний – проводится в пределах конкретной учеб-ной дисциплины или группы взаимосвязанных дисциплин через определенный временной промежуток.

5. Критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов:

– четкость и обоснованность ответов;  

– уровень владения терминологией;

– умение установить связи между разделами изучаемой дисциплины;

– умение использовать теоретические знания при решении практических задач;

– творческий подход к выполнению самостоятельной работы и др.

6. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине.

Необходимым условием эффективности самостоятельной работы студен-тов является соблюдение режима труда и отдыха.

1. Подготовка к лекциям

Подготовка к лекциям должна быть систематической. В ходе подготовки необходимо осмыслить содержание темы, а не машинально его заучивать, определить ее взаимосвязь с другими разделами дисциплины. При работе над конспектом лекции необходимо обращаться к основной и дополнительной ли-тературе. В случае недопонимания каких-либо моментов следует их выделить и обратиться за разъяснением к преподавателю.

2. Подготовка доклада-презентации

Темы докладов-презентаций выдаются преподавателем, соответствуют тематике лекционных занятий и дополняют их. Презентация должна быть рас-считана на 7-10 минут.

В силу большого количества студентов все презентации не могут быть представлены в процессе лекционных и лабораторных занятий, однако, все ра-боты сдаются преподавателю в электронном виде (сама презентация плюс до-клад).

При проверке доклада-презентации преподавателем оценивается содер-жательная часть (степень раскрытия темы, доступность представляемой ин-формации для слушателя), согласованность слайдов и текстовой части, насы-щенность слайдов.

Последовательность шагов при подготовке презентации:

1. Определить цель презентации – формальное представление материала по новой теме, мотивация к изучению нового материала и др.

2. Разработать логическую структуру.

3. Определить виды представления содержательной части в зависимости от цели презентации (иллюстрации, графики, таблицы, видео- и аудиоряд).

4. Проработать дизайн (цветовое оформление слайдов, их расположение, размер заголовков и др.).

5. Проверить визуальное восприятие презентации.

Практические советы по подготовке презентации:

– презентация должна содержать слайды, текст доклада и раздаточный материал;

– первый слайд должен содержать тему и сведения о докладчике;

– слайды должны содержать минимум текста и максимум изображений. Тем более не следует читать текст, представленный на слайде;

– в процессе доклада по презентации выступление и слайды должны со-ставлять единое целое;

– каждый слайд должен содержать логически завершенную информацию;

– не следует нагружать слайд большим количеством информации, лучше разбить его на несколько;

– не следует нагружать слайд различными эффектами, т.к. это отвлекает внимание слушателя;

– оформление и эффекты должны быть выдержаны в едином стиле;

– не следует пытаться вместить большое количество информации в пре-зентацию и сделать быструю смену слайдов, что вызовет непонимание слуша-телей. Частота смены должна быть такой, чтобы слушатели успели уловить смысловую нагрузку слайда.

Докладчик должен строго придерживаться отведенного времени, а также быть готовым ответить на вопросы по теме доклада-презентации.

3. Самостоятельное изучение разделов

Увеличение производительности любого труда состоит в экономии времени. В учебе экономия времени имеет не меньшее значение, чем в физическом труде. Сосредоточенная, упорядоченная умственная работа с использованием каждой минуты не только более продуктивна, но и не утомляет, как неорганизованный труд.

Продуктивной и быстрой работой можно увеличить емкость своего времени. Надо постепенно, настойчиво и непрерывно воспитывать в себе способность экономить время, ускорять темп письма, чтения, ориентировки.

Книга — основной источник знаний, используя который можно найти ответы на все возникающие вопросы. Только работая с книгой, можно получить систематические, глубокие, прочные знания. Одна из важнейших задач учения в высшей школе — научиться самостоятельно работать с книгой.

За время учебы в институте студенту приходится изучить до 25 тысяч страниц различных книг. Чтение книг — работа, которая требует больших затрат времени и энергии. Эту работу, как и всякую другую, надо научиться делать рационально.

Различают два вида чтения: медленное, вдумчивое и беглое ознакомление. Необходимо овладеть обоими видами чтения, но основное богатство умственных представлений человек получает путем сосредоточенного, углубленного изучения основных, фундаментальных учебников и монографий. Нельзя забывать, что усвоение фактов еще не равносильно накоплению знаний. Важно также усвоить методологию науки, дающую возможность систематизировать факты и объяснить закономерности.

Методологию науки можно усвоить только при углубленном изучении учебников, а не при беглом просмотре десятков пособий.

Наиболее важные разделы читаются дважды: сначала — общее ознакомление, затем — детальное изучение.

Если при чтении встречаются непонятные определения, технические термины, следует обратиться к справочнику или словарю. Каждая дисциплина имеет свою терминологию, без знаний которой нельзя обойтись, за ней всегда стоит определенное понятие, не раскрыв которого нельзя понять мысль автора, да и самой дисциплины в целом.

Не следует пропускать при чтении сноски и примечания, диаграммы, чертежи и рисунки. Не следует изучать книгу дальше, не выяснив предыдущего.

Конспектирование книг

Большинство людей легче усваивают и запоминают прочитанное, если одновременно с чтением делают выписки и заметки или ведут конспект.

Чтение с конспектированием способствует сосредоточенности внимания, помогает пониманию прочитанного, выявлению главного, быстрому восстановлению в памяти прочитанного.

Вести конспект при чтении можно различными способами, в зависимости от назначения записей и характера книги:

• делать выписки, заметки о наиболее интересном, нужном для памяти или для использования на работе;

• вести конспект в тезисной форме, т.е. в виде законченных положений, формулирующих основные мысли автора в их логической последовательности с четким членением их на разделы, главы и параграфы;

• вести конспект в форме последовательного изложения в возможно кратком виде, содержание страниц должно укладываться в несколько фраз, содержание главы — в несколько страниц.

Конспектирование книги несколько отличается от конспектирования лекций — читающий не так жестко связан со временем, нет опасения отстать от изложения лектора. Главное — выражать мысли автора своими словами. Если это не удается сделать, значит, мысли автора остались непонятными и текст нужно прочесть еще раз.

Написание рефератов

Реферат — это вид индивидуальных заданий, который предусматривает решение конкретных практических учебных задач с использованием известного, а также самостоятельно изученного теоретического материала.

Написание студентами рефератов безусловно является обязательной формой самостоятельной работы. В процессе подготовки рефератов или самостоятельных заданий студенты получают практические навыки самостоятельной работы с литературой, умение делать выводы и обобщения разных точек зрения на события и явления, выражать свои взгляды на существующие проблемы. В процессе работы над рефератом следует выделить несколько этапов: выбор темы и поиск необходимой литературы, изучения собранных материалов, написания реферата и защита его на практическом занятии или в индивидуальном собеседовании с преподавателем.

Важнейшие требования к реферату — содержательность, логическая последовательность, органическая связь изложения отдельных вопросов.

Все теоретические положения и выводы сделаны в реферате, должны быть аргументированы со ссылками на первоисточники. В конце реферата подается список использованной литературы в алфавитном порядке.

Объем реферата 8 — 10 печатных страниц.

После выбора и осмысления темы, которая заинтересовала студента, необходимо получить консультацию у преподавателя относительно складывания предыдущего плана и тематической литературы.

Предложенная тематика рефератов является примерной, что дает право выбрать студенту свою тему, согласовав ее с преподавателем.

Консультации

Значительную роль в самостоятельной работе студентов играют консультации. Их основная цель — для учебной и научной работы направить самостоятельную работу студента по тому пути, на котором она окажется наиболее продуктивной.

Консультация — это не только получение совета, но и методическая помощь, позволяющая наиболее полно овладеть приемами и методами усвоения учебного и научного материала. Консультации могут носить индивидуальный и групповой характер, быть систематическими или периодическими по мере надобности. К сожалению, студенты недооценивают и недостаточно полно используют эту форму процесса обучения и тем самым упускают дополнительную возможность расширить и углубить свои знания.

Написание и оформление контрольных работ

Контрольные работы нацелены на повышение эффективности и практической направленности обучения студентов. Выполнение контрольных работ содержит элементы исследования и способствует выработке навыков в принятии обоснованных инженерно-технических решений.

Контрольные работы проводятся для проверки степени усвоения текущего учебного материала. Контроль степени усвоения учебного материала проводится методом проверки правильности выполнения обучаемыми индивидуальных заданий (контрольной работы).

При выполнении контрольных работ обращается особое внимание на выработку у студентов умения пользоваться нормативной и справочной литературой, грамотно выполнять и оформлять инженерные расчеты и чертежи и умения отрабатывать отчетные документы в срок и с высоким качеством.

Перед тем как приступить к написанию и оформлению курсовой/контрольной работы, необходимо:

1) внимательно изучить примерный план работы, который может быть скорректирован студентов с учетом его интересов;

2) просмотреть рекомендуемую литературу, список которой дан в настоящей программе курса;

3) по выбранной теме ознакомиться с каталогом литературы, имеющимся в библиотеке. При этом, прежде всего, необходимо использовать нормативные и законодательные документы по с соответствующими изменениями и дополнениями на момент написания работы (т.е. последнюю редакцию). Кроме того, следует пользоваться периодическими изданиями, а также интернет сайтами;

4) используя выбранные материалы при написании контрольной работы, необходимо делать ссылки на литературные источники в виде сносок или приводить в тексте в квадратных скобках номер литературного источника в соответствии с нумерацией списка использованной литературы, приведенного в конце работы.

При написании контрольной работынеобходимо придерживаться некоторых правил:

1) составление развернутого плана с разделами и подразделами (оглавления контрольной работы), в котором, кроме вопросов темы, должны быть введение, заключение и список используемой литературы;

2) изложение вопросов должно охватывать круг проблем, освещенных в программе курса, вестись с разбивкой по разделам и подразделам в соответствии с оглавлением контрольной работы;

3) в содержательном плане контрольная работа должна включать теоретический (или методологический) вопрос;

4) в конце контрольной работы приводится список использованной  литературы.

Требования к оформлению контрольной работы:

1. Страницы должны быть пронумерованы, иметь поля, на которых преподаватель при необходимости может делать пометки и замечания.

2. В тексте контрольной работы должны присутствовать заголовки разделов и подразделов в соответствии с оглавлением. При этом в оглавлении курсовой/контрольной работы в обязательном порядке должны быть указаны соответствующие номера страниц.

3. Схемы, графики, таблицы должны быть аккуратно выполнены, пронумерованы. В тексте по ним должны содержаться необходимые пояснения и выводы со ссылками на соответствующие номера схем, графиков и таблиц.

4. Контрольная работа должна быть выполнена четко и аккуратно, без помарок и исправлений.

5. На титульном листе следует указать фамилию, имя, отчество, регистрационный номер, курс и специальность.

           Составление сводной (обобщающей) таблицы

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы обучающихся по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающегося а к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свёртыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объёма информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно

Проведение контроля учебной работы студентов

Самостоятельная работа студентов требует и руководства, и проверки качества усвоения материала, то есть контроля. Формами контроля в высшем учебном заведении являются контрольные работы (в самых различных формах), коллоквиумы, рефераты, курсовые проекты и работы, текущий опрос во время практических занятий, а также зачеты. При подготовке к ним требуется повторение ранее изученного материала, c тем, чтобы вновь осмыслить и запомнить полученные знания. Повторение каждый раз должно быть новой работой: чтение конспектов, устный пересказ, выписка отдельных положений, выводов, фактов и т. д. Целесообразно также к зачету или экзамену составить новый, сжатый конспект разделов курса, всего курса, выделяя только главное, основное. Особое внимание следует уделить при повторении трудным, ранее непонятным положениям. Для этого надо постараться сформулировать дополнительные вопросы к этому материалу и ответить на них. Вообще, дополнительная постановка вопросов ко всему курсу и ответы на них особенно полезны при повторении.

Контроль учебной работы студентов во всех его формах должен направляться на объективный и систематический анализ хода изучения и усвоения студентами учебно-программного материала в полном соответствии с требованиями квалификационных характеристик, учебных планов и программ с последующим использованием этих данных для повышения уровня преподавания и улучшении организации учебного процесса.

Оценки по указанным видам контроля знаний определяют итоговый результат аттестации студентов.

1. 4 Задания для  выполнение СРС

Тема 1. Источники пластовой энергии.

Задание:  Подготовить рефераты по темам:

1.Эксплуатация  месторождения  Чинарево

2.Эксплуатация  месторождения   Карачаганак

3.Эксплуатация  месторождения  Тенгиз

4.Эксплуатация  месторождения   Жанажол

5.Эксплуатация  месторождения  Каражанбас

6.Эксплуатация  месторождения   Северный Бузачи

7.Эксплуатация  месторождения  Кокжиде

8.Эксплуатация  месторождения   Кумколь

9.Эксплуатация  месторождения  Амангельды

10.Эксплуатация  месторождения   Королевское

11.Эксплуатация  месторождения  Дунга

12.Эксплуатация   месторождения   Восточный  Макат

13.Эксплуатация  месторождения   Северный Молдабек

14.Эксплуатация  месторождения   Акшабулак

15.Эксплуатация   месторождения   Кенкияк

Тема 2. Технология и техника воздействиия на залежь нефти.

Задание: Рассмотреть  технику воздействиия на залежь нефти и зарисовать на выбор схему оборудования на формате А-3  по этим месторождением:

1. Месторождения  Чинарево

2. Месторождения   Карачаганак

3. Месторождения  Тенгиз

4. Месторождения   Жанажол

5. Месторождения  Каражанбас

6. Месторождения   Северный Бузачи

7. Месторождения  Кокжиде

8. Месторождения   Кумколь

9. Месторождения  Амангельды

10. Месторождения   Королевское

11. Месторождения  Дунга

12. Месторождения   Восточный  Макат

13. Месторождения   Северный Молдабек

14. Месторождения   Акшабулак

15. Месторождения   Кенкияк

Тема 3. Поддержание пластового давления закачкой газа.

Задание: Ознакомиться с основными понятиями и аписать определение в тетрадях в виде конспектов

1.Водозаборы

2.Насосные станции первого подъема

3.Буферные емкости

4.Станции второго подъема

5. Сайклинг процесс

6. Борьба с прорывами нагнетаемого  газа

7. Закачка углекислого газа

8. Физический  и химический состав газа

7. Оборудование  для закачки газа

8.  Газовый  фактор

9.  Приемистость скважин

10. Оборудование забоя газовых скважин

11. Режимы разработки газовых скважин

12. Закачка газа в пласт с помощью  с габустерной установки

13. Стационарное давление закачки

14. Принципиальная схема ППД

15. Современные методы  добычи газа

Тема 4. Тепловые методы воздействия на пласт.

Предоставить слайд по темам:

1. Нагнетание  горячей воды 

2. Внутрипластовое горение

3. Паротепловое  воздействие

4. Воздействие углеводородным газом

5. Воздействие двуокисью водорода

6. Воздействие полимерным растворам

7. Закачка растворов щелочей

8. Закачка водных растворов  ПАВ

9. Мицеллярное заводнение

10. Микробиологическое воздействие

11. Воздействие серной кислоты

12. Закачка азота

13. Закачка газа в пласт с помощью  с габустерной установки

14. Стационарное давление закачки

15. Метод закачки газа  в газовую залежь нефтяного пласта

Тема 5: Подготовка скважин к эксплуатаци

Задание: Изучить технологические схемы и предоставить в электронном виде:

1. Схема монтажа нефтепромыслового оборудования

2. Схема комбинированного  глушение скважин

3. Схема восстановление  дебита скважин

4. Схема конструкции забоев скважин

5. Схема  фонтанной скважины

6. Схема механизированной добычи нефти

7. Схема  газлифтной способа эксплуатации

8. Схема оборудование и инструменты ремонта скважины

9. Схемы гидродинамически совершенной  и гидродинамически несовершенных скважин

10. Схема устьевого оборудования

11.Схема трубной обвязки

12. Схема обвязки устья одноколонной скважины

13.  Схема двухколонной  конструкция скважины

14. Конструкция призабойной части скважины с открытым забоем с незацементированной эксплуатационной колонной

15. Конструкция призабойной части скважины с зацементированной эксплуатационной колонной

Тема 6: Освоение скважин

Задание: На конкретных месторождениях привести один из методов освоения скважин  в электронном виде:

1. Месторождения  Чинарево

2. Месторождения   Карачаганак

3. Месторождения  Тенгиз

4. Месторождения   Жанажол

5. Месторождения  Каражанбас

6. Месторождения   Северный Бузачи

7. Месторождения  Кокжиде

8. Месторождения   Кумколь

9. Месторождения  Амангельды

10. Месторождения   Королевское

11. Месторождения  Дунга

12. Месторождения   Восточный  Макат

13. Месторождения   Северный Молдабек

14. Месторождения   Акшабулак

15. Месторождения   Кенкияк

Тема 7: Методы воздействия на призхабойную зону пласта.

Задание: На конкретных месторождениях рассмотреть  методы воздействия на пласт, технику и технологию  предоставить в электронном виде

1. Месторождения  Чинарево

2. Месторождения   Карачаганак

3. Месторождения  Тенгиз

4. Месторождения   Жанажол

5. Месторождения  Каражанбас

6. Месторождения   Северный Бузачи

7. Месторождения  Кокжиде

8. Месторождения   Кумколь

9. Месторождения  Амангельды

10. Месторождения   Королевское

11. Месторождения  Дунга

12. Месторождения   Восточный  Макат

13. Месторождения   Северный Молдабек

14. Месторождения   Акшабулак

15. Месторождения   Кенкияк

Тема 8 : Гидравлический разрыв пласта

Задание: Подготовить видео материал по теме  гидравлический разрыв  пласта по конкретным месторождениям: 

1. Месторождения  Чинарево

2. Месторождения   Карачаганак

3. Месторождения  Тенгиз

4. Месторождения   Жанажол

5. Месторождения  Каражанбас

6. Месторождения   Северный Бузачи

7. Месторождения  Кокжиде

8. Месторождения   Кумколь

9. Месторождения  Амангельды

10. Месторождения   Королевское

11. Месторождения  Дунга

12. Месторождения   Восточный  Макат

13. Месторождения   Северный Молдабек

14. Месторождения   Акшабулак

15. Месторождения   Кенкияк

Тема 9: Теоретические основы подъема жидкости в скважине.

Задание: Подготовить  кроссворд по пройденным темам

1. Нефть

2. Газ

3. Скважина

4. Оборудование

5. Насос

6. Газосепараторы

7. Пластовые флюиды

8. Исследование скважин

9. Вызов притока

10.Освоение скважины

11.Газлифтные  подъемники

12. Пластовое давление

13. Фонтанная арматура

14. Станок качалка

15. Компрессорные стации

Тема 10: Эксплуатация фонтанных скважин

Задание:  Дать  расшифровку  фонтанной арматуры в письменном виде:

АФК-50-210                          
АФК-50-700
2АФТ-60 x 40 х КрЛ-125
АФТ-65Кр-140
АФК-50-105
АФТ-65Кр-210
АФТ-60Кр-350
АФТ-35-140
2АФТ-60 x 40 х КрЛ-105
АФТ- 50-210
АФК-50-140
АФТ-65Кр-210
АФТ-60Кр-350
АФК -50-140
АФК35-140

Тема 11: Газлифтная эксплуатация скважин

Задание :  Ответить на вопросы – (письменно)

1. Какой способ эксплуатации называется газлифтным?

2. Объясните принцип действия газлифта.

3. Достоинства и недостатки газлифтного способа эксплуатации.

4. Перечислите виды газлифта.

5. Что называют внутрискважинным бескомпрессорным газлифтом?

6. Объясните разницу между кольцевым и центральным газлифтом.

7. Наземное оборудование газлифтных скважин.

8. Подземное оборудование газлифтных скважин.

9. Что называют удельным расходом газа?

10. Как регулируют дебит газлифтных скважин?

11.Какое оборудование используют для распределения газа по скважинам?

12. Назначение насосно-компрессорных труб.

13. Какое давление называется «пусковым давлением»?

14. Перечислите методы снижения пускового давления в газлифтной скважине.

15. Объясните принцип действия сильфонного газлифтного клапана.

Тема 12: Эксплуатация скважин штанговыми насосами

Задание :  Ответить на вопросы (письменно)

1. Перечислите основные узлы ШСНУ.

2. Объясните принцип действия глубинного насоса.

3. Как оборудуется устье скважины при глубиннонасосном способе?

4. Виды уравновешивания станков-качалок.

5. Объясните разницу между вставным и невставным насосом.

6. Что называется коэффициентом наполнения глубинного насоса?

7. Что называется коэффициентом подачи глубинного насоса?

8. Какие факторы учитывает коэффициент подачи?

9. Напишите формулу теоретической подачи глубинного насоса.

10. Какие виды бесштанговых насосов Вы знаете? Какой из них

наиболее распространен?

11. В каких скважинах целесообразно применение ЭЦН?

12. Основные узлы установки погружного электроцентробежного

насоса.

13. Для чего служит протектор?

14. На какие группы делятся электроцентробежные насосы?

15. Принцип работы газосепаратора, устанавливаемого на приеме ЭЦН.

Тема 13: Эксплуатация скважин штанговыми насосами в осложненных условиях

Задание: Составить тестовые вопросы по темам:

1. Нефть

2. Газ

3. Скважина

4. Оборудование

5. Насос

6. Газосепараторы

7. Пластовые флюиды

8. Исследование скважин

9. Вызов притока

10.Освоение скважины

11.Газлифтные  подъемники

12. Пластовое давление

13. Фонтанная арматура

14. Станок качалка

15. Компрессорные стации

Тема 14: Эксплуатация скважин погружными центробежными электронасосами

Задание: Расшифровать марки ЭЦН — письменно:

ЭЦНМК6-250-1400                                 
ЭЦНМ6-250-1600
ЭЦНМК6-250-1600
ЭЩ1М6-500-1150
ЭЦНМК6-500-П50
ЭЦНМ6-800-1000
ЭЦНМК6-800-1000
ЭЦНМ6-1000-900
ЭЦНМК6-1000-900
ЭЦНМК5-125-1800
ЭЦНМ5-200-800
ЭЦНМК5-200-950
ЭЦНМ5-200-1000
ЭЦНМК5-200-1400
ЭЦНМК6-150-1400                                 

Тема15: Влияние газа и жидкости на рабочие характеристики погружного центробежного электронасоса

Задание: Составление отчета по пройденным темам как докалад

1. Составление отчета по теме: «Введение. Источники пластовой энергии. Режимы разработки нефтяных месторождений».

2 .Составление отчета по теме: «Техника и технологии воздействия на залежь нефти. Поддержание пластового давления закачкой воды.».

3. Составление отчета по теме: «Поддержание пластового давления закачкой газа. Тепловые методы воздействия на залежь».

4. Составление отчета по теме: «Подготовка скважин к эксплуатации»

5. Составление отчета по теме:  «Методы воздействия на призабойную зону скважины»

6 . Составление отчета по теме: «Исследование скважин»

7 . Составление отчета по теме: «Теоретические основы подъѐма жидкости из скважин»

8. Составление отчета по теме: «Фонтанная эксплуатация скважин»

9.Составление отчета по теме:  «Оборудование фонтанных сквжин»

10.Составление отчета по теме: «Газлифтная эксплуатация скважин»

11.Составление отчета по теме: «Методы снижения пусковых давлений. Газлифтные клапаны»

12.Составление отчета по теме: «Эксплуатация скважин штанговыми насосами. Наземное и подземное оборудование»

13. Составление отчета по теме: «Условия, влияющие на работу штанговой установки. Статические и динамические нагрузки при работе глубинного насоса».

14.Составление отчета по теме: «Принципы уравновешивания станка- качалки. Эксплуатация скважин штанговыми насосами в осложненных условиях».

15 . Составление отчета по теме: «Исследование скважин, оборудованных штанговыми насосными установками. Эксплуатация скважин погружными центробежными электронасосами».

        Список рекомендуемой литературы

1.Молчанов А. Г. Машины и оборудование для добычи нефти и газа / А.Г. Молчанов Альянс — Москва, 2013. — 588 c.

2.Тагиров К. М. Эксплуатация нефтяных и газовых скважин / К.М. Тагиров  Academia — Москва, 2012. — 336 c.

3.Малофеев Г.Е. Нагнетание в пласт теплоносителей для интенсификации добычи нефти и увеличения нефтеотдачи / Г.Е.  Малофеев , О.М., И.Д. Чоловская НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований. — Москва, 2008. — 224 c.

4.Умаров М., Баймухаметов М.А. Скважинная добыча нефти. Электронный учебник.–Алматы, КазНТУ, 2002.

5.Лалазарян Н.В. Эксплуатация нефтяных и газовых скважин: Учебное пособие. — Алматы: Каз. НТУ, 2008. 140 с.

6.Мищенко  И.Т. Скважинная добыча нефти: Учебное пособие для вузов. – М: ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003. – 816 с.

7.Калешева Г.Е. Технология и техника добычи нефти: Учебное пособие. -Уральск, ЗКФ АО «НЦ НТИ», 2016. – 121с.

8.Карнаухов М. Л. Современные методы гидродинамических исследований скважин / М.Л. Карнаухов., Е.М. Пьянкова Инфра-Инженерия. — Москва, 2010. — 432 c.

         9. Сидоркин Д.М. Техника и технология добычи нефти и газа: Учебное пособие. –  Уфа : ССП «УГНТУ», 2011. – 133с.