Конспект занятия «Музыкальная мастерская»
Баймагамбетова Анаргуль Узакбаевна
музыкальный руководитель Ясли-сад №4 «Айголек»
Интегрированное занятие на тему «Музыкальная мастерская»
Цель:
- Познакомить детей с классификацией музыкальных инструментов («ударные», «клавишные», «струнные», «духовые»);
- Научить определять принадлежность инструментов к той или иной группе,способы звукоизвлечения на инструментах представленных четырех групп;
- Продолжать развивать ритмический,звуковысотный слух, упражнять в правильном дыхании,учить сравнивать зрительные и слуховые образцы,развивать активное мышление,умение находить выход из проблемной ситуаций.
Словарная работа: мундштук, «струнные», «клавишные», «ударные», «духовые»,меха, клавиши.
Музыкальный руководитель (далее-МР). Ребята, у нас сегодня необычная всреча в музыкальном зале. Я вас приглашаю в музыкальную мастерскую. Как вы думаете, что нас ждет в музыкальной мастерской, и что это такое-мастерская? (ответы детей). Правильно,это место, .де что-то делают,чинят,ремонтируют. Посмотрите на картинки, мастерские бывают разные. А как вы думаете, что можно отремонтировать в музыкальной мастерской?
Дети: Музыкальные инструменты.
МР.
Даже если плачет дождик,
Улыбнемся под дождем
Потому что в мастерскую
Музыкальную идем.
Странно, в мастерской на полочках пусто. Но посмотрите, на этой коробочке картинки с изображениеми разных музыкальных инструментов.Наверное, все музыкальные инструменты в ней. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадайте, и мы узнаем,какие музыкальные инструменты там «живут».
Голос трепетный,высокий
Узнаем мы без ошибки.
Смычком по струнам
Нежно водят,
Звучит волшебно наша … (скрипка),
Звучит сигнал, на бой зовет!
Вставай солдат,она поет! (труба),
Есть у нас веселый друг,
Обожает громкий стук!
Бей его сто раз подряд,
Он ударам только рад!
Не драчун и не буян,
Просто это….. (барабан),
Вот клавиши,как на рояле
Но чтобы они заиграли,
Меха расправил свои он,
Зовут его …. (аккордеон).
МР: Все загадки отгадали правильно. Вот наши инструменты. Но что такое? Инструменты здесь, а чего-то не хватает… (педагог показывает: скрипка без струн, аккордеон без клавиш, труба без мундштука,барабан без палочек) Мы можем на них играть?
Дети: Нет!
МР: Видимо их кто-то сломал. Но мы же в мастерской,значит мы их… починим. Превращаемся в мастеров.
Поют: Мы мастера, мы мастера,
Мы любим все чинить.
Мы любим ремонтировать,
Стучать,пилить, сверлить.
-Посмотрите,на крипке не хватает струн. Найдите струны. Вот они.Молодцы! Скрипка инструмент «струнный». Почему?
Дети: Потому что у них есть струны.
МР: А как играют на скрипке?
Дети имитируют игру на скрипке. Послушаем музыку скрипки.
Звучит низкая по тональности запись,звук неестественный.
МР:Скрипку мы отремонтировали, а сее музыкой что-то не так. Видимо,нужно и музыку «ремонтировать». У скрипки звук тонкий и высокий. Будем настраивать нашу скрипку. Настраивать-значит ,петь выше и выше.
Дети поют с низкого звука вверх по мажорной гамме попевочку «мы идем все тише-тише,по ступенькам выше-выше».
МР:Скрипку нужно настроить на более высокую тональность. Тогда продолжаем подниматься.
Поют выше на одну октаву.
МР: Ребята,кто хочет сам своим голосом настроить скрипку?
Дети по одному исполняют голосом глиссандо вверх и вниз.
Молодцы,слушаем музыку.
Включается запись с хорошим звучанием скрипки.
МР: молодцы, скрипку мы отремонтировали. А посмотрите чего не хватает аккордеону.
Дети: клавиш!
МР: Правильно,давайте в мастерской найдем клавиши для аккордеона. Вот! Готово! Назовите еще инструмент с клавишами?
Дети: Пианино.
МР: Молодцы, пианино. Инструменты с клавишами- «клавишные». Чтобы наш аккордеон хорошо играл,нужно расправить его меха,
Дети выполняют дыхательное упражнение.
МР: Замечательно!
Включается музыка,дети имитируют игру на аккордеоне.
МР: Теперь разберемся с трубой. Ей нужны струны?
Дети:Нет!
МР: А может клавиши?
Дети: Нет!
МР: Тогда чего ей не хватает? Чего-то на тоненьком конце трубы. Да. Это мундштук. Найдете его? Правильно. Вот вы и трубу починили. А зачем трубе мундштук? (ответы детей). В него нужно дуть. Иструменты,которые подносят ко рту и в которые дуют,называются «духовые». Как на них играют, покажите.
Дети имитируют игру на трубе.
МР: Чтобы труба правильно звучала, необходимо хорошее дыхание и твердый язычок. Мы с вами уже подышали,теперь позанимаемся с нашим язычком: заставим его работать. Четко поем на одном звуке «ду-ду-ду-ду-ду-ду-у», я нашел в саду дуду-у-у-у-у-у». И еще повыше- «да-да-да-да-да-да-а,хороша моя дуда-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а». А теперь будем передавать песенку друг другу. Первый начинает петь «ду-ду-ду-ду-у», второй продолжает – «я нашел в саду ду-ду-ду-у-у-у-у».и т.д. Попробуем не останавливаться.
Замечательно получилось! Труба звучит правильно.
Что еще осталось? Барабан! Барабан не может «исполнить» свою музыку. Почему?
Дети: не хватает палочек.
МР: Да,ему не хватает палочек. Зачем они нужны? Как играют на барабане?
Дети: Стучат по нему палочками, ударяют.
МР: Инструменты по которым «ударяют»,-ударные.Вот нашлись барабанные палочки. Мы отправимся с барабаном в поход.
Звучит «марш», но в медленном темпе.
МР. Ну вот опять непорядок! Что не правильно с музыкой?
Дети: Музыка медленная.
МР: Да, она медленная. Нужно ее ускорить. Поможем нашему барабану.
Дети встают и, проговаривая рифмованные строчки,топают ногами от медленного темпа-к быстрому.
Все:
Барабан стучит, стучит,
Нам лениться не велит.
МР: Вы замечательные мастера! Смогли «отремонтировать» все инструменты в музыкальной мастерской и настроить их. Теперь они правильно звучать. Почему этот инструмент (показывает на скрипку) называется «струнный»?
Дети: У них есть струны!
МР: А труба почему «духовые»?
Дети: в них дуют.
МР: Почему пианино,аккордеон – «клавишные» инструменты?
Дети: «У них есть клавиши.
МР: А барабан?
Дети: Это «ударный» инструмент. В него бьют палочками.
МР: Вы все правильно запомнили. Мастера умеют не только делать и ремонтировать музыкальные инструменты, но и играть на них. Если вам понравилось работать в мастреской,я предлагаю сыграть в большом оркестре. Выбирайте инструменты, мы начинаем.
Дети берут шумовые инструменты и играют под музыку.