Конспект занятия «Музыкальная мастерская»


Баймагамбетова Анаргуль Узакбаевна

музыкальный руководитель Ясли-сад №4 «Айголек»

Интегрированное занятие  на тему «Музыкальная мастерская»

Цель:

  • Познакомить детей с классификацией музыкальных инструментов («ударные», «клавишные»,  «струнные», «духовые»);
  • Научить определять принадлежность инструментов к той или  иной группе,способы звукоизвлечения на инструментах представленных четырех групп;
  • Продолжать развивать ритмический,звуковысотный слух, упражнять в правильном дыхании,учить сравнивать зрительные и слуховые образцы,развивать активное мышление,умение находить выход из проблемной ситуаций.

Словарная работа: мундштук, «струнные», «клавишные», «ударные», «духовые»,меха, клавиши.

Музыкальный руководитель (далее-МР). Ребята, у нас сегодня необычная всреча в музыкальном зале. Я вас приглашаю в музыкальную мастерскую. Как вы думаете, что нас ждет в музыкальной мастерской, и что это такое-мастерская? (ответы детей). Правильно,это место, .де что-то делают,чинят,ремонтируют. Посмотрите на картинки, мастерские бывают разные. А как вы думаете, что можно отремонтировать в музыкальной мастерской?

Дети: Музыкальные инструменты.

МР.

Даже если плачет дождик,

Улыбнемся под дождем

Потому что в мастерскую

Музыкальную идем.

Странно, в мастерской на полочках пусто. Но посмотрите, на этой коробочке картинки с изображениеми разных музыкальных инструментов.Наверное, все музыкальные инструменты в ней. Я буду загадывать  загадки, а вы их отгадайте, и мы узнаем,какие музыкальные инструменты там «живут».

Голос трепетный,высокий

Узнаем мы без ошибки.

Смычком по струнам

Нежно водят,

Звучит волшебно наша … (скрипка),

Звучит сигнал, на бой зовет!

Вставай солдат,она поет! (труба),

Есть у нас веселый друг,

Обожает громкий стук!

Бей его сто раз подряд,

Он ударам только рад!

Не драчун и не буян,

Просто это….. (барабан),

Вот клавиши,как на рояле

Но чтобы они заиграли,

Меха расправил свои он,

Зовут его …. (аккордеон).

МР: Все загадки отгадали правильно.  Вот наши инструменты. Но что такое? Инструменты здесь, а чего-то не хватает… (педагог показывает: скрипка без струн, аккордеон без клавиш, труба без мундштука,барабан без палочек) Мы можем на них играть?

Дети: Нет!

МР: Видимо их кто-то сломал. Но мы же в мастерской,значит мы их… починим. Превращаемся в мастеров.

Поют: Мы мастера, мы мастера,

Мы любим все чинить.

Мы любим ремонтировать,

Стучать,пилить, сверлить.

-Посмотрите,на крипке не хватает струн. Найдите струны. Вот они.Молодцы! Скрипка инструмент «струнный». Почему?

Дети: Потому что у них есть струны.

МР: А как играют на скрипке?

Дети имитируют игру на скрипке. Послушаем музыку скрипки.

Звучит низкая по тональности  запись,звук неестественный.

МР:Скрипку мы отремонтировали, а сее музыкой что-то не так. Видимо,нужно и музыку «ремонтировать». У скрипки звук тонкий и высокий. Будем настраивать  нашу скрипку. Настраивать-значит ,петь выше и выше.

Дети поют с низкого звука вверх по мажорной гамме попевочку «мы идем все тише-тише,по ступенькам выше-выше».

МР:Скрипку нужно настроить на более высокую тональность. Тогда продолжаем подниматься.

Поют выше на одну октаву.

МР: Ребята,кто хочет сам своим голосом настроить скрипку?

Дети по одному исполняют голосом глиссандо вверх и вниз.

Молодцы,слушаем музыку.

Включается запись с хорошим звучанием скрипки.

МР: молодцы, скрипку мы отремонтировали. А посмотрите чего не хватает аккордеону.

Дети: клавиш!

МР: Правильно,давайте в мастерской найдем клавиши для аккордеона. Вот! Готово! Назовите еще инструмент с клавишами?

Дети:  Пианино.

МР: Молодцы, пианино. Инструменты с клавишами- «клавишные». Чтобы наш аккордеон хорошо играл,нужно расправить его меха,

Дети выполняют дыхательное упражнение.

МР: Замечательно!

Включается музыка,дети имитируют игру на аккордеоне.

МР: Теперь разберемся   с трубой. Ей нужны струны?

Дети:Нет!

МР: А может клавиши?

Дети: Нет!

МР: Тогда чего ей не хватает? Чего-то на тоненьком конце трубы. Да. Это мундштук. Найдете его? Правильно. Вот вы и трубу починили. А зачем трубе мундштук? (ответы детей). В него нужно дуть. Иструменты,которые подносят  ко рту и в  которые дуют,называются «духовые». Как на них играют, покажите.

Дети имитируют игру на трубе.

МР: Чтобы труба правильно звучала, необходимо  хорошее дыхание и твердый язычок. Мы с вами уже подышали,теперь позанимаемся с нашим язычком: заставим его работать. Четко поем на одном звуке «ду-ду-ду-ду-ду-ду-у», я нашел в саду дуду-у-у-у-у-у». И еще повыше- «да-да-да-да-да-да-а,хороша моя  дуда-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а». А теперь будем передавать песенку друг другу. Первый начинает петь  «ду-ду-ду-ду-у», второй продолжает –  «я нашел в саду ду-ду-ду-у-у-у-у».и т.д. Попробуем не останавливаться.

Замечательно получилось! Труба звучит  правильно.

Что еще осталось? Барабан! Барабан не может «исполнить» свою музыку. Почему?

Дети: не хватает палочек.

МР: Да,ему не хватает палочек. Зачем они нужны? Как играют на барабане?

Дети: Стучат по нему палочками, ударяют.

МР: Инструменты по которым  «ударяют»,-ударные.Вот нашлись барабанные палочки. Мы отправимся с барабаном в поход.

Звучит «марш», но в медленном темпе.

МР. Ну вот опять непорядок! Что не правильно с музыкой?

Дети: Музыка медленная.

МР: Да, она медленная. Нужно ее ускорить. Поможем нашему барабану.

Дети встают и, проговаривая рифмованные строчки,топают ногами от медленного темпа-к быстрому.

Все:

Барабан стучит, стучит,

Нам лениться не велит.

МР: Вы замечательные мастера! Смогли «отремонтировать» все инструменты в музыкальной мастерской и настроить их. Теперь они правильно звучать. Почему этот  инструмент (показывает на скрипку) называется «струнный»?

Дети:  У них есть струны!

МР: А труба почему «духовые»?

Дети: в них дуют.

МР: Почему пианино,аккордеон – «клавишные» инструменты?

Дети: «У них есть клавиши.

МР: А барабан?

Дети: Это «ударный» инструмент. В него бьют палочками.

МР: Вы все правильно запомнили. Мастера  умеют не только делать и ремонтировать музыкальные инструменты, но и играть  на них. Если вам понравилось работать в мастреской,я предлагаю сыграть в большом оркестре. Выбирайте инструменты, мы начинаем.

Дети берут шумовые инструменты и играют под музыку.