Методическая разработка внеклассного мероприятие по русскому языку в 5 классе «Лингвистический поезд»


Алимова Корлан Толеубаевна

учитель русского языка и литературы город Костанай Школа – гимназия № 18

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Лингвистический поезд»

Цели
Обучающие цели

  1. Повторить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация). 
  2. Повторить литературные произведения, изученные в 4-5 классах
  3. Совершенствовать умения применять полученные знания в практической деятельности. 

Развивающие цели

1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся. 

2. Развивать умение работать в группах.

Воспитывающие цели

  1. Воспитывать командный дух, чувство ответственности за свою команду.
  2. Воспитывать интерес к русскому языку и литературе. 

Форма: игра по станциям.


Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Дорогие ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы отправиться в необычное путешествие на лингвистическом поезде. В путешествие  обычно берут багаж. Я предлагаю вам взять с собой багаж знаний, хорошего настроения, атмосферу  сотрудничества и коллективизма.

 И так слово пассажирам. (Представление команд. Название. Девиз).

Чтобы  отправиться в путешествие, вам необходимо получить маршрутный лист. А для этого нужно собрать пословицу о языке.

– Языком не торопись, а делом не ленись.                                                                                       -Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь.                                                                          -Что силой не сделаешь, то сделаешь словом.

-Что написано пером, не вырубишь топором.

Слово учителя: Отправляемся в путь. И как у нас говорят: « В добрый путь  и в добрый час»

Путешествие по станциям.

Станция 1 «Фразеологическая»

Задание 1. «Я начну, а ты продолжи»:

  • На все руки (мастер).
  • Сесть в (колошу).
  • Бить (баклуши).
  • Держать язык (за зубами).
  • Прочитал книгу (от корки до корки).
  • Куда глаза (глядят).

Задание 2. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

1. Медведь на ухо наступил.

  1. Топает, как слон.
  2. Волка ноги кормят.
  3. За двумя зайцами….

Подведение итогов данного этапа. Отражение баллов в маршрутном листе.

Станция 2 «Заколдованные слова»

Задание 1. Найдите способ прочитать написанное: 
QWУN ЧLИZ ТJЬZHС VЯ – ВNIСDЕ4Г VДZА SПGРYRИ WWГО FДNИТRWС QЯ. ( Учиться – всегда пригодится. Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.) 

Задание 2. Найди способ прочитать написанное. 
Дrt uiелsg уkl врl tyrf zxе lgмя пnmо sdтеrt хе pw чnnа sс. 
(Делу время – потехе час. Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно собрать только русские буквы) 

Подведение итогов данного этапа. Отражение баллов в маршрутном листе.

Станция 3 «Сказочная»

Блиц-опрос

1.гостиница для животных? (теремок) 
2. от всех ушел, кроме одного зверя? (колобок)  
3. Кто поймал стрелу Ивана-царевича? (лягушка) 
4. врач-ветеринар в сказке К.Чуковского? (Айболит)

5. У какой красавицы из известной сказки была длинная коса? (Варвара) 
6. Кем была царевна в русской сказке? (Лягушка)                                                                                        7. Кто потерял туфельку? (Золушка)                                                                                                                            8. Красный головной убор героини сказки? (Шапочка) 

Подведение итогов данного этапа. Отражение баллов в маршрутном листе.

Станция 4 « Лексическая»

Каждой команде нужно растолковать лексическое значение слов. Команды отвечают по очереди. Будет задано по 8 вопросов.

1 команда

1.Слова  с  противоположным  лексическим  значением  называются   (антонимами.)                                                                                                                                     2.Детская  игрушка  в  виде  фигурки  человека  (кукла)                                                          3.Головной  убор  с  козырьком  (фуражка).                                                                    4.Направление, противоположное югу (север)                                                                          5.Начало дня (утро)                                                                                                                              6.Отец  матери (дедушка)                                                                                                                                   7.Игра на доске в 64 клетки м/у белыми и черными фигурами(шахматы)                           8.Прибор для измерения  времени в пределах суток (часы)

2 команда

1.Военнослужащий, посланный в разведку. (Разведчик)                                                                         2. Лицо противоположное мужчине по полу (женщина)                                                                 3.Детёныш медведя (медвежонок)                                                                                               4.Мыльная жидкость для мытья головы.(шампунь)                                                                               5.Рыбная ловля (рыбалка)                                                                                                                             6.Синоним  слова  «друг» (товарищ,приятель)                                                                         7.Антоним  слова  узкий  (широкий)                                                                                                                            8.Первый  весенний  цветок (подснежник)

Подведение итогов данного этапа. Отражение баллов в маршрутном листе.

Станция 5 « Орфографически-синтаксическая»

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  1. Дружба кр..пка не лестью а правдой и честью.
  2.  «Как тебя з..вут девочка?» – спр..сил Григ.
  3. Мой дру.. отчизне посв..тим души прекрасные порывы.
  4. Мы с пр,,,ятелем вдвоем з…меч…тельно ж…вем!

Подведение итогов данного этапа. Отражение баллов в маршрутном листе.

Станция 7  « Литературная»

  1. Поляки называли её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Ежи Баба, а как называем её мы? (Баба-Яга)

2.Он потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами. Кто это?   . (Гулливер )                                                                                                                                                        3. Как зовут девочку, попавшую в зазеркалье? (Алиса)

4. Какой отравленный фрукт дала колдунья Белоснежке?  (яблоко)                                                                     5.«Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга … и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка». ( Буратино)

6. Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе. ( старик)

7. Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели (Щука.)

8. Как называется русская народная сказка, главный герой которой — хлебобулочное изделие? («Колобок».)

9. Где отбывал наказание Буратино до тех пор, пока не совершил побег в Страну дураков, поддавшись на уговоры летучей мыши? (В чулане.)

10. В чем медведь тащил Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)

III. Подведение итогов.

Итак, ребята, наш поезд добрался до конечной станции. Сейчас жюри подведет итоги всего вашего маршрута, и мы узнаем, какая же команда показала лучшие знания в области русского языка и литературы.

IV. Рефлексия.

У вас на столах, ребята, лежат карточки разных цветов. Оцените сегодня ваши чувства по отношению к мероприятию. (зеленый – понравилось, розовый – понравилось, но не удовлетворен собой и своей командой, желтый –  не понравилось).

Слово учителя :

Путешествия время истекло
  Поезд наш идет в депо.                                                                                                      «Улыбка» и «Стрела» прошли все испытания.                                                                               И я вам говорю: « Пока. До скорого свидания!»