Интеллектуально-творческая игра «Путешествие по стране ОБЖ»


Александрова Оксана Васильевна, Досумбаева Айнур Сайранкановна

учителя  начальных классов КГУ «Средняя школа № 39» акимата города Усть-Каменогорска

Интеллектуально-творческая игра «Путешествие по  стране ОБЖ»

АННОТАЦИЯ

30 октября 2019 года в рамках областного семинара «Внеурочная деятельность в учебно-воспитательном процессе как условие формирования базовых умений и компетенций, способствующих подготовке конкурентоспособной личности» была проведена интеллектуально-творческая игра «Путешествие по ОБЖ». Участниками были учащиеся 3 классов.

Цель проведения игры:  обобщение знаний детей о безопасности на природе, на дороге, личной безопасности дома и безопасности во время природных катаклизмов.

В подготовке и проведении игры принимали участие педагоги начальных классов Александрова Оксана Васильевна,  Досумбаева Айнур Сайранкановна. Учителя использовали различные методы и приёмы интерактивного обучения и командного преподавания. Мероприятие было проведено с использованием полиязычия (казахский язык, русский язык, английский язык).

Александрова Оксана Васильевна

Досумбаева Айнур Сайранкановна

Цель проведения игры:  обобщение знаний третьеклассников о безопасности на природе, на дороге, личной безопасности дома и безопасности во время природных катаклизмов.

– Ученики будут знать правила безопасного поведения на природе, на дороге, личной безопасности дома и безопасности во время природных катаклизмов.

– Ученики будут знать, различать безопасное поведение и поведение, опасное для жизни.

Участники: учащиеся 3 классов.

Ресурсы:

Карта безопасного путешествия (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), таблицы по ОБЖ «Безопасное поведение», карточки с заданиями  для учащихся, макет улицы, перекрёстка, презентации «Безопасность на природе», «Безопасность дома».

В игре принимают участие 4 команды по 5 учеников и 2 педагога. Каждая команда имеет карту путешествия. Каждая команда заполняет собственную карту. За каждое правильно выполненное задание ребята получают фишки, которые потом наклеивают на карту в соответствии с уровнем сложности вопроса. Игра проводится по методу «Карусель». На каждом этапе команду встречает учитель и предлагает выполнить задания по темам: «Безопасность на природе», «Безопасность дома», «Безопасность на дороге», «Осторожно, катаклизмы!».

Содержание игры

  Деятельность педагогов Деятельность учеников
0-5 – Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на интеллектуально-творческой игре. Жизнь замечательна и удивительна. Недаром мы все ею так дорожим. Однако на свете существуют опасности, которые могут повредить наше здоровье. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их.   Ознакомление с правилами игры: – Каждая команда получает карту безопасного путешествия. На каждом этапе путешествия вы выполняете задания по ОБЖ, собираете фишки и дополняете карту. На каждый этап по 7 минут. Мы желаем Вам успешного и безопасного путешествия. В путь!                   Слушают задания.
6-13 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРИРОДЕ» (Презентация) -Здравствуйте, ребята. Как выдумаете, нужна ли безопасность на природе? Почему? 1 задание: Собираемся в поход. Подумайте, какие предметы необходимо взять в поход для собственной безопасности?  А если заблудитесь? (картинки: палатка, компас, свисток, карта, аптечка, фонарик, спальный мешок, топор, вода, спички) 2 задание: Костёр – это хорошо или плохо? Предлагаю составить  ассоциации к слову КОСТЁР (пища, тепло, свет, защита от хищников) – Как безопасно разжечь костёр?   – Проранжируйте правила безопасного поведения у костра.   3 задание: Используя картинки на карточках вам в группе нужно составить как можно больше знаков для безопасного поведения туристов на природе. (примерные знаки: – необходимо затушить костер, -нельзя жечь костры в неположенных местах, – нельзя пробовать незнакомые ягоды,  – нельзя собирать незнакомые грибы, – детям запрещено без сопровождения взрослых кататься в лодке; -нельзя трогать и уносить домой диких животных (переносчики заразных болезней, могут укусить или поранить, могут напасть взрослые животные), -нельзя трогать и уносить птиц домой и разорять птичьи гнёзда)   4 задание: Блиц-турнир (Презентация) Предлагаю серию вопросов по безопасному поведению на природе разного уровня сложности. Итог: Ребята, вы молодцы. Отлично справились с заданиями по соблюдению правил безопасности на природе. Желаю Вам дальнейшего безопасного путешествия.                                   Ученики высказывают собственное мнение   30 секунд на обдумывание и отвечают   Составляют  ассоциации   На основе схемы – рисунка составляют правила разжигания костра.   Работают в группе. Составляют постеры для туристов       Ученики самостоятельно выбирают вопрос и выполняют самопроверку по компьютеру    
14-21 «ОСТОРОЖНО-КАТАКЛИЗМЫ»   Здравствуйте, дорогие ребята! А сейчас вы куда попали? 1 задание: Вам нужно дать определение к слову “катаклизм”. Ученики из слов составляют определение.   Катаклизмы – природные явления которые могут привести  к гибели  людей.   Учитель предлагает ученикам найти слова, которые относятся к природным катастрофам.   Природные катастрофы Молния Туча Наводнение Дождь Пожар Небо Землетрясение Солнце Тайфун Радуга   Какие вы  знаете природных катастрофы? 2 задание: Кроссворд. В этом кроссворде вы должны будете найти в слова и выделить их разными цветами.  Here natural phenomena are given to you in English. You will need to find these words in the crossword puzzle and highlight in different colors.     Какие катаклизмы могут быть от этих природных явлений? What cataclysms can be from these natural phenomena?   3 задание:Картинки нужно соединить со словами. Pictures should be combined with words.   Sun Rain Cloud Lightning Wind Snow Какие природные явления вы здесь увидели? What natural phenomena have you seen here?   4 задание:  Учитель предлагает составить предложения из данных слов. You need to make sentences from these words.   sun     brightly      The    shines wind     strong      A    blowing     is hard         raining     It    is   The  sun  shines brightlyA strong wind is blowingIt    is    raining     hard   К чему это может привести? What can it lead to?   5 задание:  Учитель вразброс представляет слова , которые нужно распределить на две группы. Слова, которые они знают и не знают.   Rain floods Hurricane Forest fire Earthquake Flood Apple Table Cat Socks flower Sun Hair Lightning Eyes Boots   Мы сегодня поговорим о природных явлениях.  А катаклизмы мы с вами еще не изучали. Сегодня хочу подарить вам несколько слов. Today we will talk about natural phenomena. And the disasters we are still not studied. Today I want to give you a few words.   Rain floods

[reɪn flʌdz]

дождевые паводки

Hurricane [ˈhʌrɪkən] ураган

Forest fire [ˈfɒrɪst ˈfaɪə] лесной пожар

Earthquake [ˈɜːθkweɪk] землетрясение

Flood [flʌd] наводнение

Lightning [ˈlaɪtnɪŋ] молния

Какие природные явления приводят к катаклизмам?

What natural phenomena lead to  cataclysms?

6 задание: 

Учитель дает карточки.

Make the right sentence and use words on the box.

windy warm sunny cold rainy
  1. In England summer  is _____ but not very hot.
  2. In spring it is______.
  3. In autumn it is_______.
  4. In winter it is_______.
  5. I hate _____ weather.

Итог: Ребята, вы молодцы. Отлично справились с заданиями. Я желаю вам, чтобы на вашем  жизненном пути  не встречались эти катастрофы.

Ученики составляют из слов определение понятия КАТАКЛИЗМ

Ученики находят слова, которые относятся к природным катастрофам.

Ученики находят слова в кроссворде и выделяют разными цветами.

 Соединяют картинки со словами.

составляют предложения из данных слов.

находят слова и распределяют на две группы.

Используя слова из боксиков, ученики составляют предложения.

22-29

«МОЙ ДОМ – ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

– На какую станцию вы пришли?

 – Какие опасные места вы видите в доме? (спички, лекарства находятся в доступном месте для детей, в одну розетку подключены сразу три прибора и т.д.)

–  Сегодня я вас хочу познакомить с правилами безопасности дома.

Практическая работа

Задание 1

Посмотрите на картинку. Назовите опасные места, объясните, почему это не безопасно.

(Презентация 1)

– Молодцы! Отлично справились с заданием.

Задание 2

Соберите пазлы. Вы узнаете, какие опасности предостерегают вас дома. И дайте совет мальчику о том, как нужно вести себя, что не случилась беда.

(Презентация 2)

Задание 3

Разгадай ребус. Объясни, в чем заключается опасность и польза данных слов.

(Презентация 3)

Задание  4

Интерактивная игра «Моя безопасность»

(Презентация 4)

– Наше путешествие по станции «Мой дом-моя безопасность» закончился. Мы узнали о некоторых правилах безопасного поведения дома, которые помогут вам избежать опасных ситуаций. Надеюсь, что этот путешествие пойдет вам на пользу.

Вывод: Опасные ситуации можно предупредить!

Дети смотрят на макет дома и называют опасные места.

Собирают пазлы. Дают совет мальчику

Разгадывают ребус

Ученики отвечают на вопросы в игре

Практическая работа на ноутбуке.

30-37

«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»

– Сәлеметсіндерме балалар! «Безопасная дорога»- айалдамасына қош келдіндер. Ребята, мы живем в красивом городе с зелеными широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых машин, едут трамваи, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Помогают нам в этом три сигнала светофора: зеленый, желтый, красный. За порядком следит регулировщик. Он управляет движением. В руках у регулировщика палочка – жезл.

Игра «ДА-НЕТ», победителя ждет дипломом «Отличник-пешеход».

Быстрая в городе езда? _____________

Правила знаешь движения? ____________

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу? ___________

Ну а зеленый горит, вот тогда

Можно идти через улицу? __________

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается? __________

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей? _________

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим? __________

Самопроверка по щаболну.

Учитель.

-Молодцы, ребята, запомним,

Что «нет» и что «да»,

И делать, как нужно,

Старайтесь всегда.  

  Командная работа: дорисовать дорожные знаки, победитель будет награжден дипломом «Отличник-пешеход».

Игра «Я участник дорожного движения».

Ребята, закон улиц и дорог строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Поэтому  сейчас мы побываем в воображаемом городе и вы расставите все дорожные знаки, пешеходов и автомобили по правилам и только после этого получите дипломом «Отличник-пешеход».

Викторина

1. Какие сигналы светофора вы знаете?

2. Где должны ходить пешеходы?

3. Где должны ездить автомашины?

4. Как обозначается пешеходный переход?

5. Можно ли играть на улице. Почему?

6. Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

7. Как нужно переходить улицу, если нет светофора?

8. Для чего служат дорожные знаки?

9. Где можно кататься на велосипедах?

10. Почему нельзя играть на проезжей части?

11. В каких местах можно переходить улицу?

12. Когда надо начинать переход улицы?

Постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет всем нам уверенно переходить улицы. Сейчас вы покажете, как знаете ПДД.

      Игра «Закончи стихотворение»

Сейчас вам нужно будет закончить стихотворение, читаете внимательно и соединяете начало и конец стихотворении

       Если ты спешишь в пути Через улицу пройти, Там иди, где весь народ,        Где есть надпись… налево
Если ты спешишь домой, Не беги по мостовой, Не цепляйся за трамвай        И другим… направо
Если ты спешишь в пути Через улицу пройти, Помни, Петя, Толя, Сева,        Что смотреть надо… «Переход»
Как дойдешь до середины, То отсюда с половины. Помни, Таня, Юра, Клава,        Что смотреть нужно… берегись  
Ты спешишь на стадион, Не цепляйся за вагон, За троллейбусом не мчись,        От увечья… неразрешай

Правила движения соблюдай всегда,

Чтоб не приключилась на улице беда!

До свидания! До новых встреч!

Ребята здороваются на казахском  языке.

Называют значение каждого цвета светофора.

Ребята  записывают  ответы  на вопросы «да» или «нет»

Ребята дорисовывают дорожные знаки, используя цветные карандаши.

Дети выполняют задания на макете.

Команда отвечает на вопросы.

Соединяют начало  и концовку стихотворений о ПДД

38-45

Итак, наше путешествие закончилось.

Что вы поняли во время путешествия?

Насколько мы достигли целей и были успешными?

(Учителя предлагают показать это стикерами.)

Желтый стикер- я знаю правила безопасного поведения.

Розовый стикер- я смогу различить опасное и безопасное поведение.

Определите, в какой теме вы были более успешны.

Вывод:

В какой области вы более успешны?

Над чем ещё нужно поработать?

Желаем вам безопасных интересных каникул.

До свидания!

Ученики получают стикеры жёлтого и розового цвета.

Прикрепляют на доску к одному из названий: «Безопасность на природе», «Безопасность дома», «Безопасность на дороге», «Осторожно, катаклизмы!».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1