«Как работает выделительная система» открытый урок естествознания 4 класс


Шмурыгина Надежда Степановна

учитель начальных классов КГУ «Казанская общеобразовательная школа»

СКО Жамбылский район с.Казанка

КГУ «Казанская общеобразовательная школа»

Учитель начальных классов

Шмурыгина Надежда Степановна

Урок естествознания. Тема 17

Раздел (сквозная тема): Раздел 4- Живая природа. Человек
Тема урока: Как работает выделительная система.
Цели обучения 4.2.3.1 описывать выделительную систему и ее роль в организме человека 4.1.2.2  представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося
Развитие навыков: 2.3 Человек 1.2 Методы познания природы
Предполагаемый результат: Все учащиеся смогут: описывать выделительную систему и ее роль в организме человека Большинство учащихся смогут: представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося Некоторые учащиеся смогут: работать в группах в соответствии с критериями.
Языковая цель     Учащиеся могут: описывать выделительную систему и ее роль в организме человека Предметная лексика и терминология: выделительная система, органы выделения почка, мочеточник, мочевой пузырь Серия полезных фраз для диалога/письма – Что такое выделительная система?
Материал прошедших уроков: Повторение изученного материала в 1 четверти.
Оборудование к уроку Видео, слайдовая презентация, учебник, карточки для работы в парах, маркеры, листы А3
Ход урока:
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
0-1 мин Создание положительного эмоционального настроя: Игра по кругу: «Я желаю тебе…..», закончить фразу, обращаясь к однокласснику справа. Стартер.
Середина урока 2-5 мин           5-35 мин                             (К)  Актуализация знаний. Целепологание. Какие органы человека вы уже знаете?   Отгадайте загадки об органах человека, подумайте, какую роль выполняют эти органы в организме человека (проблемный вопрос). Слайд 1 Два братца через дорогу. живут, А друг друга не видят. (Глаза). Защищаю и дышу Пот наружу выделяю, Температурой тела руковожу (Кожа). Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит. То заходит, то выходит (Нос). Если б не было его, Не сказал бы ничего. Всегда он в работе, Когда мы говорим, А отдыхает, Когда мы молчим. (Язык). У одной головы два братца По разны стороны сидят, А ничего не видят и не говорят (Уши).   Работа над лексической и грамматической темой урока. (К) Формулирование темы и цели урока. (К) Работа с учебником.   Органы человека (работа по иллюстрации учебника) Рассмотри пиктограммы. Назови внутренние органы человека. Объедини органы в системы. Какие органы не вошли ни в одну из систем? Объясни почему. Как ты думаешь, может ли каждый из этих органов работать самостоятельно? Попробуй определить, какую функцию в организме человека выполняют выделенные тобой органы.   Система органов выделения (работа по иллюстрации учебника) Какие вещества поступают из окружающей среды  в организм человека? Все ли они полезны? Что происходит с вредными и ненужными веществами, попавшими  в организм?   (Г) Работа в группах. Исследуй!!! – Как работает система органов выделения? (работа по иллюстрации учебника)   Просмотр видеосюжета «Мочевыделительная система».  (Длительность 2.15 мин.)      Слайд 2   (К) Работа с текстом учебника. С.47  (К) Физминутка. А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Первичное закрепление с проговариванием. (И) Самостоятельная работа. Подумай!!! – Какие ещё органы и как участвуют в выведении ненужных веществ из организма?   (Г) Работа в группах. Напиши, какие вредные вещества выделяются из организма человека указанными органами. Составьте кластер.   (П) Работа в парах. 1. Подпишите части мочевой системы  2. Составь вопросы по изученной теме. Предложи ответить на них своему однокласснику. (Г) Интересные факты об органах человека. Читают, изучают, рассказывают своим одноклассникам, то что запомнили (1 ученик от группы), остальные могут дополнить ответ своего товарища. Интересные факты о почках (карточка 1) 1. Главная функция почек — очищение крови от токсинов, которые накапливаются в организме вследствие обмена веществ.
2. Узнать, где находятся почки, очень легко. Поставьте руки на пояс и отведите большие пальцы вверх. Почки располагаются на линии между кончиками пальцев.
3. Кровь в почки поступает по венам и проходит через специальные фильтры – нефроны, которые очищают ее от токсинов и вредных веществ. 4. Кроме того, в почках вырабатывается гормон ренин, ответственный за уровень артериального давления.
5. Мочекаменная болезнь — самое распространенное и тяжелое заболевание почек.
6. В образовании почечных камней самую большую роль играют такие факторы, как неправильное питание, наследственность, гипервитаминоз.
7. Лучшее лечение — это профилактика. Потребление не менее 2 литров воды в день может снизить риск возникновения мочекаменной болезни.
8. О плохой работе почек могут свидетельствовать бордовые или темные круги под глазами, неприятный запах тела, слабость в ногах.
9. Обострение почечных болезней чаще всего происходит зимой.
10. Ежедневно в почках образуется 180 литров первичной мочи. А выделяет здоровый организм в среднем 1,5 литров.
11. Вас мучают ночные кошмары? Проверьте здоровье почек, иногда заболевания этих органов могут приводить к нарушениям сна.
12. За сутки почки фильтруют до 2 000 литров крови.
13. Полный объем крови проходит через почки 35 раз в день.
14. Общая длина капилляров в почке — 25 километров.
15. Одна почка состоит из 1 миллиона фильтрующих элементов. 16. Индийский хирург Ашиш Патил попал в Книгу рекордов Гиннеса, удалив из почек пациента 170 тысяч камней. Операция заняла 4 часа. Пациент выжил и вернулся к здоровому образу жизни.
17. Почки весят от 120 до 200 грамм, причем правая весит несколько больше левой.
18. Хирурги, удаляющие камни из почек, были еще во времена Гиппократа — в 6-5 веках до нашей эры. Эти люди назывались «камнесеками».
19. Первого выдающегося «камнесека» России звали И.П. Венедиктов, который жил во второй половине 18 века. За свою жизнь он выполнил более 3 000 операций по удалению почечных камней.
20. День уролога — праздник, отмечающийся во всем мире 2 октября.
21. С 2006 года отмечается День почки — второй четверг марта. Интересные факты о коже человека (карточка 2). 1.Кожа — самый большой орган в человеческом теле
2. Если растянуть кожу среднего человека, то она займет площадь в 2 квадратных метра
3. Кожа составляет около 15 процентов веса вашего тела.
4. Существует два типа кожи: волосатая и безволосая 5. Каждый сантиметр вашей кожи обладает определенной эластичностью и силой, в зависимости от расположения. Так кожа на костяшках отличается от кожи на животе.
6. На ткани рубца отсутствуют волосы и потовые железы
7. Самая тонкая кожа у вас на веках — около 0,2 мм
8. Самая толстая кожа у вас на стопах — около 1.4 мм 9. У человека в среднем 100 000 волос на голове. У людей со светлыми волосами около 140 000 волосков, у темноволосых — 110 000, а у рыжих около 90 000. 10. У каждого волоса есть маленькая мышца, которая приподнимает волосы при холоде и различных эмоциональных состояниях
11. Волосы на теле растут 2 до 6 лет
12. Мы теряем от 20 до 100 волос в день 13. Кератин формирует внешний мертвый слой кожи и ногтей
14. Больше 50 процентов пыли в доме состоит из мертвой кожи
15. Каждые 28 дней ваша кожа обновляется
16. Липиды — это естественные жиры, которые поддерживают внешний слой кожи увлажненным и здоровым. Моющие средства и спирт уничтожают липиды. 17. Каждую минуту кожа теряет больше 30 000 мертвых клеток 18. С возрастом мы начинаем сбрасывать кожу реже. У детей старые клетки быстрее сбрасываются. Вот почему у малышей такой розовый свежий цвет лица 19. Кожа вырабатывает около 500 мл пота в день.
20. Сам пот не имеет запаха, и именно благодаря бактериям появляется запах тела.
21. Ваша кожа — это микромир, в котором живет больше 1000 видов бактерий и около 1-го миллиарда отдельных бактерий.
22. Железы, которые вырабатывают ушную серу, это специальные потовые железы. 23.Вид и текстура кожи говорит о вашем здоровье. При болезни кожа бледнеет, а при усталости появляются мешки под глазами.
24.Курение негативно влияет на состояние кожи, лишая ее кислорода и питательных веществ, замедляя кровоток, а также способствуя появлению морщин. 25.Кожа заживает очень быстро. Так как верхний слой кожи — это живая ткань, тело начинает сразу заживлять рану. Кровь от пореза формирует корку и скрепляет рану. 26. Большинство родинок генетически предопределены еще до нашего рождения.
27. Люди, у которых больше родинок на теле, живут дольше и выглядят моложе тех, у кого меньше родинок.
28. Практически у каждого человека есть хотя бы одна родинка. 29. Веснушки чаще всего появляются у людей со светлым цветом кожи. 30. Веснушки бледнеют зимой, так как меланин не производится в большом количестве в зимние месяцы.
31. Веснушки могут быть красного, желтого, светло коричневого и темно коричневого цвета.
32. В отличие от родинок, веснушки не появляются при рождении, они появляются после того, как человек подвергся солнечному свету.   Дифференциация по усмотрению учителя.
          Слайдовая презентация                           Учебник                     https://www. youtube. com/watch?v= Xe6f6HWmot4   Учебник                                                 Карточки                 Карточки   **т.к. карточки содержат объёмную информацию, учитель может разделить их на части (на усмотрение учителя)  
Конец урока 35- 40 мин Итог урока: Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке? –  Достигли ли мы этой цели? –  Какие затруднения были у вас на уроке? Рефлексия. (на усмотрение учителя) Домашнее здание: выполнить задания в тетради Линейка успеха
Дифференциация Оценивание Межпредметные связи
В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся  строить монологическое высказывание на заданную тему. Мотивированные дети разыгрывают ситуации общения. Формативное оценивание. Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом. Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. – литература – самопознание
Рефлексия для учителя:
Важные вопросы по уроку:  
 
 
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)
Какие два момента были наиболее успешны?  
Какие два момента улучшили урок?  
Что я узнал из урока о классе и отдель­ных людях, что я расскажу на следу­ющем уроке?