Проблемное обучение


Фомина Каролина Владимировна

воспитатель КГУ «Заборовская ООШ»

Проблемное обучение

«Обучать ребенка – значит не давать ему нашей истины,

но развивать его собственную истину до нашей»

Блонский П.П.

Одним из самых важных компонентов образования в Республики Казахстан, является внедрение обновленного содержания обучения. Основа обновленного содержания строится на использовании проблемного подхода на каждом уроке, так происходит всестороннее развитие личности ребенка, формируется умение нестандартно и творчески мыслить, благодаря проблемному обучению происходит развитие умственных способностей ребенка, его познавательный активности и самостоятельности  необходимой для разрешения проблемы, которую поставил учитель на определенном этапе урока. Проблемное обучение, как следует из самого его названия, представляет собой обучение, в процессе которого обучаемые вовлекаются в разрешение проблем, либо проблемных ситуаций.

История возникновения проблемного обучения начинается с вве­дения Джоном Дьюи исследовательского метода, суть которого заключалась в том, чтоб задействовать учащихся в процессе обучения, дать им сделать самим открытие или же направить их в правильное русло, чтобы они хоть частично пришли к этому открытию  в поставленной перед ними проблеме. Широкое распространение данный подход обучения начал получать в 20-30-х годах в советских и зарубежных школах.

Важнейшим тезисом проблемного подхода в обучение является проблемная ситуация. Проблемная ситуация (или ситуация проблемности).

Проблемная Ситуация – осмысление, появляющееся в результате реализации практического или теоретического задания, того, что ранее полученных знаний оказывается слишком мало, и происходит  возникновение личностной потребности в новых знаниях, осуществляющих в целевой познавательной информативной деятельности. Действия для разрешения педагогической ситуации изображены на рисунке 1.

Описание: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/069b/000c89ba-6f5b9dff/hello_html_72c45298.png

(рисунок 1)

В настоящее время проблемное обучение чаще всего осуществляется в трех базисных формах, их отличие заключается в степени самостоятельной познавательной активности учащихся. Это метод проблемного изложения, частично-поисковый метод и самостоятельная исследовательская деятельность.

Проблемное изложение. Суть этого метода в том, что учитель сам ставит и раскрывает проблему для учащихся, он сам формирует гипотезу, показывает, какие шаги человек сделал к открытию истины. Чаще всего этот метод используется на начальных этапах внедрения проблемного подхода в деятельность. Таким образом, проблемное изложение дает учащимся образец научного поиска. Учащиеся вовлекаются в мыслительную деятельность: контролируют убедительность мысли учителя, логику и доказательность рассуждений, усваивают этапы решения целостных проблем.

Частично-поисковый (эвристический) метод заключается в вовлечении учащихся в решение поставленной проблемы. То есть роль учителя при использование этого метода заключается в пооперационном руководстве.Учащиеся же должны будут доказать какой-либо факт, высказать свое мнение по поводу ситуации. Частично-поисковый метод постепенно включает школьников в активную познавательную и мыслительную деятельность, что в результате им поможет самостоятельно решать поставленные проблемы. Также способствует их логическому, интеллектуальному развитию.

Исследовательский метод – этот метод предназначен для организации работы учащихся основная суть, которой заключается в самостоятельном решении поставленных проблем. Учащиеся овладевают такими умениями, как самостоятельно добывать знания, формировать умение и доводить его до совершенства, то есть до выработки навыка, также они научатся планировать свою деятельность и открывать новую для себя истину и закономерность.. Главное назначение исследовательского метода – организация поисково-творческой деятельности учащихся по решению учебных проблем.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

Главная задача исследовательского метода состоит в том, чтобы педагог сумел организовать процесс обучения учащихся, словно процесс исследования, должен создать педагогические ситуации, которые будут стимулировать учащихся к познанию и открытию чего-то нового, должен управлять деятельностью учащихся в процессе творческого поиска. Также при организации исследовательской работы у учителя должен быть собственный опыт исследовательской деятельности, хотя бы на уровне учебных исследований, иметь на своем собственном счету немало “открытий” (пусть и маленьких открытий для себя). Выражаясь словами Д. Пойа, учитель должен сам почувствовать «напряженность поиска и радость открытия», чтобы он мог вызвать их у своих учеников. Нельзя пренебречь в обучении этими эмоциональными факторами. Ученик, который испытал радость своего достижения, смело будет продвигаться в решении новых проблемных ситуаций, задач и т.п., так как он будет уже знать, что его ждет после достижения цели, переживания и напряженность поиска сметит радость того, что он открыл, что-то новое для себя. Основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия, обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

         Применение проблемного подхода в обучении:

Урок математики 2 класс

 Тема «умножение»

Цель: научится решать задачи на умножение.

  1. Задача на умножение: у Кати 8 тетрадей, у Вики на 3 больше, чем у Кати, а у Аиды в 3 раза больше, чем у Вики. Сколько всего тетрадей у девочек?

В результате выполнения этого задания у учащихся возникло противоречие. Они поняли, что их базы знаний недостаточно для решения данной задачи. Сложность заключалась в том, что дети не знают о том, что предлог «в» несколько раз больше, обозначает такое действие, как умножение. Поэтому мы производили анализ решаемой задачи. Учащимся были заданы вопросы: О чём данная задача? Что нам неизвестно? (сколько тетрадей у Вики и Аиды, сколько всего тетрадей). Как мы будем находить, сколько тетрадей у Вики? Учащиеся ответили, что в задаче сказано, у Вики на три тетради больше чем у Кати. При использовании предлога «на» мы выполняем такое действие, как сложение. А как же найти, сколько тетрадей у Аиды? На этот вопрос дети не могут дать конкретного ответа, так как ранее они не встречали в задачах такого предлога. Перед нами была поставлена проблема, выяснение значения предлога «в» в задачах. В результате этого мы начали анализировать предыдущие темы, с целью, чтобы учащиеся сами сделали открытие нового, т.е использовался частично-поисковый метод. Детям был задан вопрос: «с каким арифметическими действиями мы знакомились на предыдущих уроках?». Ответ был дан верно – «умножение и деление».  После получения верного ответа, учащимся задаётся следующий вопрос «Исходя из этого, какой вывод мы можем сделать?». Дети делают вывод, что предлог «в» нужен для того, чтобы показать в задаче действие умножения или деления. А как же выяснить, сколько тетрадей у Аиды? (У Аиды в 3 раза больше, чем у Вики). А какое действие будем выполнять умножение или деление? Происходит дальнейший анализ данной задачи. Учащиеся говорят, что действия будет умножение т.к. в несколько раз больше, то есть должно происходить увеличение числа. В результате выполнения данного задания был проведён анализ задачи, и учащиеся при помощи учителя пришли к решению поставленной проблемы.  В процесс работы на решение проблемы был включен каждый учащийся. Сам процесс анализа и подведения итогов проблемы занял 5 минут, так как происходила помощь со стороны учителя, и учащиеся хорошо знали таблицу умножения.

  • Урок математики 1 класс

Тема: «Масса»

На стол перед учащимися ставятся 2 одинаковые коробки (цвет, размер), и перед учащимися ставится задача найти отличие.

Возникает проблема, так как внешних различий нет. У учащихся возникает желание, посмотреть коробки поближе, взять их в руки.

Подняв коробку, приходят к выводу, что одна коробка тяжелее другой.

Учащимся объясняется, что со словами тяжелее, легче, связано такое свойство предмета как масса.

             3)При актуализации знаний на уроке русского языка, можно использовали такой прием, как «Разделите на 2 группы». По теме урока: «буква Ч», учащимся предлагается набор букв на доске: а, б, д, и, в, ч, я. Они делят их на 2 группы – гласные и согласные. Но когда они подходят к букве ч, у них появляются затруднения, так как ранее они не изучали эту букву и не знают к какой группе её отнести. Возникла проблема: мы не знаем, к какой группе отнести букву «ч». Учащиеся делают вывод, что сегодня на уроке мы познакомимся с данной буквой и узнаем к какой группе она относится. Перед детьми ставится вопрос «Как мы определяем гласный звук или согласный?». Нужно его пропеть, если поется то гласный, а если нет, то согласный. Дети пытаются пропеть его и делают вывод, что сегодня на уроке они будут изучать новую согласную букву. В процессе данной работы учащиеся производили анализ представленных перед ними букв. Столкнулись с проблемой и при пооперационном руководстве учителя пришли к решению поставленной проблемы.

 4) Урок обучения грамоте 1 класс

Тема: «Буква Ц»

Приём «с удивлением»

Учитель Учащиеся
Предлагаются слова: цирк, циркуль, кузнецы, молодцы. -Когда пишется ци, а когда цы? Создаётся проблемная ситуация -Отгадайте загадку: Явился в жёлтой шубке- Прощайте две скорлупки. -Как вы думаете, какая буква будет и или ы? Почему? -ци пишется в начале слова, а цы- в конце.   -Ц…плёнок   Пытаются объяснить почему. Мнения разделились, никто не может дать точного ответа.
Записывает в слове Ы -И объясняет, что это слово не относится ни к первой, ни ко второй группе. В русском языке есть слова- исключения, которые необходимо запомнить. Аналогично: цыган, цыпочки, цып, цыц Приём «с удивлением» Дети удивлены: «Почему?» Выводится тема урока. Разучивается стихотворение на запоминание слов исключений. Цыган на цыпочках сказал цыплёнку цыц.

Чтобы использовать проблемный подход учителю необходимо подбирать материал соответствующий возрастным особенностям учащихся и их интеллектуальной подготовленности.

Преимущество проблемного обучения в начальной школе состоит в том, что оно как нельзя лучше подготавливает детей к курсу средней школы. Также положительно сказывается на познавательных процессах, учит ребенка анализировать и систематизировать полученный материал.