«Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся начальной школы через использование техник и приемов формативного оценивания»

Смагулова Аягоз Амановна

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №3 города Атбасар»

Материал обобщения опыта учителя начальных классов Смагуловой Аягоз Амановны по теме: «Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся начальной школы через использование техник и приемов формативного оценивания»

Составила: Смагулова А.А., учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №3 г. Атбасар отдела образования Атбасарского района», 2019 г. —  42 стр.

Данный сборник содержит материал, включающий приемы и методы формативного оценивания, которые актуальны в обновленном образовании. Предоставлены различные формы оценивания – самооценивания, взаимооценивания.

Рассмотрено на заседании районного методического объединения учителей начальных классов протокол  № 1  от 25 января 2019 года

РЕЦЕНЗИЯ

на материал по обобщению педагогического опыта    учителя

начальных классов Смагуловой Аягоз Амановны

КГУ «Средняя школа №3 города Атбасар отдела образования

Атбасарского района»

по теме «Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся начальной школы через использование техник и приемов формативного оценивания»

Предлагаемое методическое пособие предназначено для учителей, преподавателей  образовательных учебных заведений.

      В сборнике предложены и подробно описаны приемы и методы формативного оценивания, которые актуальны в обновленном содержании образования. В сборнике предоставлены различные формы оценивания: взаимооценивание, самооценивание, межгрупповое оценивание.Целью методического пособия является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Данное методическое пособие  можно использовать на каждом этапе уроков, что соответствует современным требованиям  и позволяет максимально эффективно организовать образовательную деятельность на уроках.

   Данный сборник   рекомендуется  для работы на уроках в 1 и 2 классах.

   Содержательной основой сборника формативного оценивания является логика процесса добывания знаний и их усвоения: восприятие, осмысление,  запоминание, применение, анализ, рефлексия.

   Данный сборник позволяет рационализировать образовательный процесс и обеспечивает имидж нового методического документа на современном этапе.

    Представленный сборник формативного оценивания может быть рекомендован  для работы учителям,  преподавателям в образовательных учреждениях.

 Рецензент:

Крагель Л.Н. — заместитель директора по научной  работе  КГУ «Средняя школа №3 г. Атбасар отдела образования Атбасарского района».

НАИМЕНОВАНИЕ  ОПЫТА

«Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся начальной школы через использование техник и приемов формативного оценивания»

ОСНОВНЫЕ   АСПЕКТЫ

  1. Применение формативного оценивания становится одним из важнейших критериев новой системы оценки работы учителя и использование  методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.
  2. Білім беру оның әдістері және осыны іске асырудың формативті тәсілі немесе оқыту үшін бағалау болып есептеледі. Оқытуды бағалаудың негізгі мақсаты оқушының қазіргі уақытта оқығанын жинақтап,мұғалімге түсінгенін жеткізе білу қабілеті болып табылады. Мұғалім өзінің сабақ жоспарына оқыту үшін бағалау әдісін енгізу үшін, оған алдымен бағалау оқушыға не үшін қажет екендігін ойлануы, ал екіншіден, балаларға оқыту үдерісінде бұдан әрі жоғары нәтижелерге жетуге қалай жәрдемдесуге болатындығын, не үшін бағалайтынын, нені бағалайтынын сонымен бірге қалай бағалайтынын шешу керек.
  3. Using the formative evaluation became one of the most important criterions of the new system of evaluation of pupils at the lesson. Using this kind of evaluation showed the pupils’ interest to the subject.It showed the independence and responsibility in group works, where pupils are educated to be tolerant, they help each other in learning the

Содержание

  1. Технология опыта                                                                                               

      1.1. Вступление…………………….6 -7

      1.2. Основная часть………………   8 -15

      1.3. Заключение……………………16

      2. Библиографический список….17

      3. Приложение………..…………   18 — 42

Раздел 1.  Технология опыта

1.1. Вступление

 «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину

образует их способность точно оценивать

прогресс учеников».

М.Барбер

     В содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования. Поэтому под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностика — развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса. Оценивание учебных достижений- это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения для корректировки и регулирования образовательного процесса через обратную связь. Оценивание должно быть: гибким, много инструментальным, понятным, психологически комфортным, двухсоставным (сочетать в себе суммативное и формативное оценивание) Оценивание – это также отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями. Только в том случае, когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества. Одним из таких механизмов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Это вид оценивания, который проводиться непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и учениками и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.  Этот тип оценивания направлен  на реализацию личностно — ориентрированного принципа преподавания. Формативное оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалов учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс.

     Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем  совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое  используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

    Компонентами формативного оценивания являются:

  • Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
  • Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
  • Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
  • Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
  • Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.

1.2 Основная часть

  1.2.1. Условия возникновения и становления опыта.

  Данный педагогический опыт реализовывался  2 года, в КГУ «Средняя школа №3 г. Атбасар отдела образования Атбасарского района».

    1.2.2. Актуальность опыта

    В Послании Президента отмечено:  «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». А умение оценивать себя и других — это одно из основных условий успешной социализации в обществе. Тем не менее, проблема оценивания результатов обучения в новой образовательной парадигме в свете введения ФГОС освещена в педагогической литературе достаточно фрагментарно.

     На сегодняшний день возникла необходимость в новом подходе к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

    Я считаю, что одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Данный подход помогает мне устранить пробелы в знаниях, повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, индивидуализировать процесс обучения. Этим объясняется актуальность выбранной мною темой.

1.2.3. Технология опыта.

«В педагогическом мастерстве учителей

сердцевину образует их способность точно 
оценивать прогресс учеников».

М.Барбер

    Почему я начала свою выступление со слов М.Барбера ? Потому, что проработав 2  учебных года по Программе 3 — базового уровня, хочу не только поделиться с коллегами опытом своей работы по вопросу «Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся начальной школы через использование техник и приемов формативного оценивания», но и привлечь вас  к использованию данной формы оценивания на своих уроках.

  Неотъемлемой частью обучения является оценивание. На сегодняшний момент оценивание в школе практически свелось к отметке. То есть не процессу, а к результату. Многие, особенно начальных классов, учатся не ради получения знаний, а ради оценок. Как изменить это положение? Как оценку сделать помощницей?

    В рамках формативного оценивания учителям предлагаются формы отслеживания прогресса учащихся, тесты, различные техники, выявляющие те или иные их способности. При использовании формативного оценивания учителю русского языка в казахской школе необходимо знать и эффективно использовать различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения. Формативное оценивание предполагает использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания.

    При формативном оценивании я уделяю особое внимание таким  формам оценивания, как самооценивание и взаимооценивание.  Детям очень нравится участвовать в оценивании  своего труда, и  они делают это с огромным удовольствием, при том это удовольствие очень полезно и учителям, и ученикам: учителям помогает объективно подойти к оцениванию, а ученикам помогает почувствовать свою значимость, способствует развитию осознанного отношения к своей учебе. При проведении самооценивания и взаимооценивания очень важно наличие критериев оценивания. Они должны быть краткими, понятными, лучше, если они формулируются совместно с учениками. Я использую на уроках русского языка различные листы оценивания, характеризующие результаты  собственного учения и учения одноклассника. Но, очень сложно каждое задание оценивать критериально. Это занимает много времени. Иногда учащиеся необъективно оценивают работу одноклассников. Несмотря на это, самооценивание благоприятно влияет на обучение учащихся, развивая в них навыки самооценивания и мотивацию.  Поэтому учителям надо быть последовательными во внедрении критериального оценивания и вести эту работу систематически. В этом огромную помощь оказывают сборники задании по формативному оцениванию, содержащие задания с разработанными критериями. Наряду с этим, для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в процессе познания на своих уроках я применяю различные виды рефлексии и техники формативного оценивания, позволяющие понять мне,  как дети усвоили тот или иной учебный материал. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендации по улучшению обучения и учения.

      Формативное оценивание дает мне возможность отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает корректировать учебный процесс, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.

   Хочу поделиться опытом оценивания из своей практики. Готовясь к урокам, я находилась в постоянном поиске, хотелось, чтоб учащиеся видели результаты своей работы на разных этапах. Использование методов формативного оценивания помогло моим ученикам выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, работу в парах у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма. Совместно с детьми разрабатываем критерии оценивания по каждому виду заданий. Стараясь, чтоб критерии были доступными и понятными для детей.

    А сейчас остановлюсь на конкретном учебном задании, которое мы начинали в

1 классе. Она строится в соответствии с универсальным алгоритмом. Детям предлагаю написать строчную букву я в соответствии с образцом на доске.

     Первым шагом алгоритма является определение цели работы.

Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: Какое было задание?

На данном этапе мои дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.

     Второй шаг – разработка критериев.

Детям задаю вопрос:Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?

Дети предлагают возможные варианты.

Фиксирую варианты ответов на доске:

наклон

высота буквы

ширина буквы

аккуратность

        В результате коллективного оценивания из предложенных критериев выделяем самые важные, необходимые для выполнения учебной задачи.

Ответы детей и представляют собой ничто иное, как критерии оценивания. А критерий — это признак, который позволяет оценить соответствие работы предъявленным требованиям. 

    Следующий шаг – оценочная деятельность по инструментарию . 

Как оценим работу? Теперь ребята оценивают свою работу. Если соблюдены все критерии на полях нарисуют — зеленый кружок, если есть 1или 2 ошибки – желтый кружок, ну а если не соблюдали критерии – красный, т.е. это и есть светофор.

     Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.

Удалось ли выполнить задание? Дети делают выводы по своей оценочной шкале.

   Остановлюсь на двух уроках проводимые мною.

Например: на уроках русского языка  ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы, то вот они и дескрипторы: 
1. Красиво и аккуратно списан текст. 
2. Безошибочно вставлены пропущенные буквы.
 
     На уроках математики, например, при решении задачи, ребята тоже чётко знают, что нужно оценивать: 
1. Правильно записаны условие и вопрос задачи. 
2. Верно, в решении выбран арифметический знак. 
3. Точно произведено вычисление. 
4. Безошибочно записан ответ.
 

В 1 классе дескрипторы мы называли указателями, так как дети не понимали смысл этого слова.
   Пользуясь критериями и дескрипторами, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата.

  Сейчас у меня 2 класс. В классе 23 учащихся. И за 2 года  практики по внедрению критериального оценивания могу определить только положительные стороны формативного оценивания, наблюдая за учебной деятельностью детей на уроках, проводимые в классе.

— Внутренняя и внешняя мотивация ребенка, направленная на успешное усвоение учебного материала.

— Отсутствие страха из — за « плохих» оценок.

— Продуктивная связь с родителями по устранению пробелов у учащихся по определенным темам.

— Выработка навыков самооценивания.

— Право на ошибку и ее исправление.

    Из личного опыта могу сказать, что использование методов формативного оценивания помогло моим учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма.  Сейчас дети научились более объективно оценивать качество своей работы, ведь умение оценивать необходимо им в будущем.
   Предоставлю Вашему вниманию несколько техник формативного оценивания, которые я  использую  для ежедневных проверок знаний и навыков учащихся. 

    На уроках русского языка применяю активную методику «Магазин», использую для формативного оценивания. Для этого предлагаю ученикам игру в магазин. Ребята с удовольствием играют в эту игру. В этом необычном магазине ученики обменивают свои знания на критерии. Так по теме «Состав слова»  использую такие критерии, как:

— определение и нахождение окончания,

— определение и нахождение корня слова,

— определение и нахождение приставки,

— определение и нахождение суффикса.

     Данные критерии продаются в нашем магазине, а ребята, разобранные слова обменивают на те критерии, которые им подходят. В конце этой игры мы с ребятами подсчитываем количество критерий, которые им удалось приобрести в данном магазине.  А так же каждый ученик, ставит себе цель, что ему нужно сделать, для того, чтобы на следующем уроке у него было больше количество данных критерий. Эта игра переходит в соревнование, у ребят появляется интерес к знаниям, повышается мотивация. Эту игру провожу и по другим темам, и не только на уроках русского языка, но и на математике. Для этого заранее разрабатываю определённые критерии, по которым каждый ученик может себя оценить, увидеть свои ошибки и поставить перед собой цель для исправления данных ошибок. [ 1 ]      Ещё хочу рассказать о том, как ученики сами себя оценивают по данным критериям на уроках литературного чтения. Для этого мы с ребятами сделали карточки с «окошечками». На данных карточках написала единые критерии, как должны читать ученики. У нас получились такие критерии:

— чтение целыми словами;

— соблюдение пауз;

— правильная постановка ударения;

— безошибочное чтение.

  И на каждом уроке ребята работают с этими индивидуальными картами. Они сами себе в «окошечко» ставят полюс или минус. А в конце урока показывают свои карточки и говорят, что им нужно сделать, чтобы вместо минуса появился плюс. Я для себя веду специальную тетрадь, в которой отмечаю все плюсы и минусы. Эта тетрадь мне помогает видеть, как улучшается навык чтения у каждого ученика. Какую помощь нужно оказать каждому ребёнку индивидуально для улучшения техники чтения. Такой вид работы можно применять и на других уроках. [ 2 ]

   Так же применяю метод «SMS» для ФО. На стикерах  пишут SMS – сообщение учителю о том, как плодотворно он работал, и прикрепляют на телефон, находится на доске. [ 3 ]

   В своей работе я  опиралась на техники формативного оценивания, которые помогают мне и моим учащимся развивать  навыки  самостоятельности  и совместной  деятельности. [ 5 ]

Длительность работы над опытом.

Работа проводилась в течение двух  лет в три этапа.

На первом этапе была изучена литература по представленной теме, осуществлялся подбор материала.

На втором этапе апробировалась выработанная модель по проблеме формирование навыков самостоятельной работы у учащихся начальной школы через использование техник и приемов формативного оценивания.

На третьем этапе был проведен мониторинг ФО в  1 и 2 классах.

Диапазон опыта.

          Диапазон опыта достаточно широк, используется на всех уроках  и на всех этапах урока.

 Новизна предлагаемой педагогической идеи заключается в уходе от типизированных методов оценивания и предложении педагогической общественности новых форм, параметров и критериев оценивания. Поскольку система образования страны находится на этапе перехода от знаниевой парадигмы к компетентностной, новые методы и формы оценивания могут сыграть огромную роль в процессе организации деятельности как учителя (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.), так и ученика (умение видеть свои ошибки и свои достижения, знание требований к работам разного вида и др.).

Результативность

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной темы для решения обозначенной проблемы. Использование подобных методов и приемов формативного оценивания формируют  навыки самостоятельной работы у учащихся начальной школы. Опыт работы по данной теме дает положительные результаты.

  1. Заключение

    На пути  изучения  и применения в своей  практике  формативного  оценивания, используя вышеназванные формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика. Также я поняла всю важность и значение оценивания в учебном процессе, увидела, что я могу доверить оценивание самим учащимся. В своей дальнейшей работе при планировании урока продолжу  применение данных форм оценивания.

      Моя задача как учителя в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.

Исходя из идей обновленной программы, я поставила для себя главную педагогическую задачу – стать напарником для моих учеников, чтобы направлять их, проживать каждую малейшую ошибку и каждую великую победу в их еще начинающем жизненном пути. Ведь именно в начальной школе мы закладываем детям определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь, это и является моим важнейшим предназначением как учителя.

  • Библиографический список

1. Форматвиное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров.– Б.: «Билим», 2012. – 89 с.

2.Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост.

Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012.

3. Руководство для учителя 3 – базового уровня, 2015 г.

4.  Пинская М. «Оценивание — способ повышения эффективности обучения».

Приложения 1

Приемы и техники  формативного оценивания, которые я применяю на своих уроках.

      Данный педагогический опыт реализовывался в КГУ «Средняя школа №3 г. Атбасар отдела образования Атбасарского района».

В своей работе я опиралась на приемы и техники формативного оценивания, для формирования навыков самостоятельной работы у моих учащихся.

«Магазин», использую для формативного оценивания. Для этого предлагаю ученикам игру в магазин. Ребята с удовольствием играют в эту игру. В этом необычном магазине ученики обменивают свои знания на критерии. Так по теме «Состав слова»  использую такие критерии, как:

— определение и нахождение окончания,

— определение и нахождение корня слова,

— определение и нахождение приставки,

— определение и нахождение суффикса.

Данные критерии продаются в нашем магазине, а ребята, разобранные слова обменивают на те критерии, которые им подходят. В конце этой игры мы с ребятами подсчитываем количество критерий, которые им удалось приобрести в данном магазине.  А так же каждый ученик, ставит себе цель, что ему нужно сделать, для того, чтобы на следующем уроке у него было больше количество данных критерий. Эта игра переходит в соревнование, у ребят появляется интерес к знаниям, повышается мотивация. Эту игру провожу и по другим темам, и не только на уроках русского языка, но и на математике. Для этого заранее разрабатываю определённые критерии, по которым каждый ученик может себя оценить, увидеть свои ошибки и поставить перед собой цель для исправления данных  ошибок.

Приложение 2

Карточки с «окошечками».

     На данных карточках написали единые критерии, как должны читать ученики. У нас получились такие критерии: чтение целыми словами, соблюдение пауз, правильная постановка ударения, безошибочное чтение. И на каждом уроке ребята работают с этими индивидуальными картами. Они сами себе в «окошечко» ставят полюс или минус. А в конце урока показывают свои карточки и говорят, что им нужно сделать, чтобы вместо минуса появился плюс. Я для себя веду специальную тетрадь, в которой отмечаю все плюсы и минусы. Эта тетрадь мне помогает видеть, как улучшается навык чтения у каждого ученика. Какую помощь нужно оказать каждому ребёнку индивидуально для улучшения техники чтения.
 

Ф.И.______________________

Критерии «+», «-»
  Чтение целыми словами    
  Соблюдение пауз    
  Правильная постановка Ударения    
  Безошибочное чтение    

Приложение 3

   Так же применяю метод  «SMS» для  самооценивания.  На стикерах дети пишут  SMS – сообщение учителю о том, плодотворно он работал, и прикрепляют на телефон, который расположен на доске.

Приложение 4

После изучения  нового материала, предлагаю детям следующие  методы самооценивания.

 «Светофор».

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора (зеленый, желтый, красный). Учитель просит учащихся показывать карточками

сигналы, обозначающие их знание/понимание или незнание/непонимание материала.

Зеленый цвет: «Я могу. У меня все получилось»

Желтый цвет: «Я не совсем уверен. Мне требуется консультация».

Красный цвет: «Я не могу. Требуется помощь».

«Большой палец»

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

— Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

— Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону)

— Я не совсем уверен в (помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться. Учитель тоже задает уточняющие вопросы.

«Измерение температуры»

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (приработе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.

Приложение 5

Задание: Рисуем снеговика

За окном прекрасная пора времени Зима. И зимой дети и взрослые любят лепить снеговика. На уроках литературного чтения и трудового обучении мы такую работу с ребятами проводим.  И сегодня мы тоже будем рисовать снеговика,  каждый рисует,  так как он считает нужным. Сейчас вам раздадим листочки и приступайте.

Время 2 минуты.

После выполнения работы обменяйтесь рисунками и оценивают друг друга поставив одну общую отметку за рисунок.

_____ отлично

_____ хорошо

_____ требует улучшения

После того как оценили работу, я показываю дескрипторы с критериями оценивания рисунка, теперь оцените рисунок в соответствии с обозначенными критериями.

Критерии оценивания рисунка «Снеговик»

Критерий оценивания 1 балл 2 балла З балла
Расположение рисунка  на листе Занимает 1/3 часть листа Расположен на половине листа Занимает весь лист
Цветовая гамма Используется 1 цвет Используется 2-3 цвета Используется  4 и более  цветов
Количество деталей (нос, рот, шапочка…)   1-3 детали   4-5 деталей   Более 5 деталей

Шкала баллов                                                     

«5» — 9-8 баллов       

«4» — 7- 6 баллов                                                                     

«3» — 5 -4 баллов

Я сделала вывод, что после использования такой формы оценивания, дети могут оценить друг друга.  У детей развивается саморегуляция, так как обнаружить ошибки и недочеты в работе одноклассника легче, чем в своей собственной. Облегчается работа учителя, потому что взаимопроверка помогает ему осуществить проверку знаний учащихся.

 

Творческие работы учащихся, сочинения, эссе и т.д.

«Две звезды и желание»

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

«Редакторский совет»

Во время редактирования сочинения на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу.

Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.

«Трехминутное эссе»

Учитель записывает или озвучивает один из предложенных ниже вопросов по теме:

(1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня? (2) Какой вопрос вам запомнился? (3) Что для вас было наиболее трудным, не- понятным сегодня?

 После того как ученики сделают записи, учитель может предложить озвучить их, для того чтобы увидеть уровень понимания темы, отметить наиболее непонятные моменты, на которые он должен немедленно отреагировать с помощью дополнительных заданий, методов, примеров. 

В конце урока учитель может предложить учащимся написать ответы на вопросы: (1) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня? (2) С каким типом заданий (задач) вы не справляетесь? 

Как вы сами думаете, почему? Учитель собирает ответы учащихся, знакомится с ними и в случае обнаружения проблемных моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке. 

   «Синквейн»

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Пушкин

Великий, талантливый.

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

Гений.

«Синквейн»  

Составление четверостишия по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к  понятию,

четвёртая строкаслово-синоним понятию, обобщение или  расширение смысла.

Карточки для обобщения или для вопросов

Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы. 

Контроль знаний

Упражнение на проверку усвоения нового материала

Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:

«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.

Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».

(2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос:  «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»

«Внутренний и внешний круг»

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и  задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

«Мини-тест»

Мини-тесты (небольшое количество заданий) призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знание конкретной информации, определенного материала. На выполнение мини- теста отводится не более 5 минут времени урока. Ученики сдают учителю листок, на котором написаны ответы на предложенные задания.

Обобщение в одном предложении

Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы  «кто? что? где? когда? почему? и как?».

Обобщение в одном слове

Учитель дает учащимся задание: «Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему»

«Закончи предложение»

В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

— Я узнал…

— Я теперь знаю…

— Мне было интересно…

— Я хочу еще узнать…

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.

Тестовые вопросы, составленные учениками

Позвольте ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлектировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.

Рефлексия

« Проверка ошибочного понимания»

Учитель намеренно даёт учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких либо идеях, принципах или о процессе. Затем он просит учащихся высказать своё согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

«Трёхминутная пауза»

Учитель предоставляет учащимся трёхминутную паузу, которая даёт учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты

-я изменил своё отношение…….

— я узнал больше о ….

-я удивился тому, что…..

-я почувствовал…..

-я- я относился к ……

«Пчелиный улей»

Приём используется после подачи нового материала. Учитель проситобсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.

 «Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения.

Азы работы над текстом. (найдите в тексте основные понятия и запишите их).

Ты уже знаешь последние новости? (выберите ту информацию, которую считаете для себя новой).

Известное и неизвестное. (найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна).

Что, не ждали? (выберите из текста ту информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и представлениям).

Главная жизненная мудрость. (постарайтесь выразить основную мысль тремя фразами. Какая из фраз является центральным высказыванием? Какие из фраз являются ключевыми?).

Поучительный вывод. (можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?).

Важные темы для обсуждения. (найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии).

Проанализируйте основную мысль в схемах, таблицах, графиках… (если это возможно по содержанию текста).

Техника развития критического мышления.

После прослушанного материала или работы с текстом ученик делит листок на три части: знаю – узнал – хочу узнать. Итоги урока: выразить свои мысли в первом случае одним существительным, 2-мя прилагательными, 3-мя глаголами (это может быть набор слов или словосочетания), во втором случае – 1 предложением.

 «За и Против».

Используется на заключительном этапе изучения темы. Позволяет выявить мнение большинства по данному вопросу. Ничего не комментируется, только выдвигаются аргументы. Начинают с позиции «против». Например: «Здоровый образ жизни, занятия спортом» (работают в группах: одна выдвигает тезисы «ЗА» и обосновывает их, другая группа – «ПРОТИВ» и тоже их обосновывает).

«Словесная оценка»

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или нформацию он успешно освоил.

Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

«Письменные комментарии»

Обязательный элемент оценивания обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим.

Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры.

«Ладошки» 

   Обведите левую ладонь руку на бумаге. Каждый палец это какая то позиция, по которой надо высказать свое мнение : 

  1. Большой -для меня было важным и интересным ….. 
  2. Указательный — по этому вопросу я получил(а) конкретную информацию…. 
  3. Средний –мне было трудно….. 
  4. Безымянный – моя оценка психологической атмосферы….. 
  5. Мизинец – для меня было недостаточно……

Прием «20 секунд».

Участникам задается вопрос: «Какой шаг должен последовать после анализа результата?» После того как задали вопрос, дайте возможность на обдумывание ответа не менее 20 секунд, а затем начните заслушивать ответы.

При применении этого приема все участники будут иметь возможность обдумать свои ответы. В процессе обучения учитель после того, как задаст вопрос, сразу начинает заслушивать ответы. Поэтому только 4-6 учеников, которые быстро умеют думать, могут найти ответ на поставленный вопрос и невозможно всех учеников вовлечь в процесс обдумывания ответа.

Примечание! Ответы участников могут быть разными. Но независимо от правильных или неправильных ответов должен задавать следующие вопросы: «Почему? Как? Каким образом?» Этот шаг проводится для определения уровня понимания участниками темы и оценивания.

Рисуем настроение.

Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».

    1-й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка нарисовать своё настроение.

    2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

    Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

    После этого обсуждают получившийся рисунок.

    Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
  • зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
  • жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
  • фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  • коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

  «Солнышко»

 Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

   В классном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик – косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребёнка. Цвет бантика соответствует настроению ребёнка.

 «Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.

«Состояние моей души»

Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:

1).Крайне скверно,

2).Плохо,

3).Хорошо,

4).Уверен в своих силах,

5).Комфортно.

   Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

 «Мишень настроения»

День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация. В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями.

«Музыкальный тест»

Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка. Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.

   Итак, прошёл день (урок). Детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки «смотрит» вниз (минор) или вверх (мажор).

«Роза настроения»

«Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:

  • жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;
  • зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;
  • синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

   В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.

   Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.

«Три лица»

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

 «Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

«Пейзаж»

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

«Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Предлагаем детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей? (Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

«Цветик – многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Сказочное дерево»

 Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с предыдущим.

    «Гномики»

Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному гномику, настроение которого разделяет в данный момент. 

«Огонёк общения»

Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

   Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

— Сегодня меня порадовало…

— Сегодня меня огорчило…

  На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

— Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.

   Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.

— Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

 «Дерево творчества»

 По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

   Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.

   Цветок – довольно неплохо.

   Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.

   Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.

  «Гусеница»

 Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.

   Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.

«Закрой глаза»

 Обычно предлагается делать в конце урока.

   Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:

Что нового я узнал сегодня на уроке?

— Что было особенно интересным и познавательным?

— В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?           

ИЛИ:

— Поставь точку в любом секторе и объясни, почему ты её поставил именно здесь?(эмоциональное состояние).

Очень хорошо

Многому научился                                                        

Не научился ничему

Очень плохо

«Акрослово»

Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.

М-манящая

О –огненно-купольная, отвергнутая Петром

С – святая

К – колокольная, краснокупольная

В – возвеличенная, вольная

А – алтарная.

«Релаксация»

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

«Пожелание»

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:

-Избавляйся от…

-Будь всегда…

-Помни…

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новым будет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.( С.Маршак)

«Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

«Плюс – минус – интересно»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» — «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

плюс минус интересно
     

«Анкета»

 В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять — это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал                               активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я                    доволен/не доволен

3. Урок мне показался                              коротким/длинным

4. За урок я                                                 не устал/устал

5. Моё настроение                                   стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был                    понятен/ не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

«Древо творчества»

У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.

«Незаконченное предложение»

Учащиеся должны закончить предложение, например,

  • На уроке мне было важно и интересно…
  • Сегодня на уроке я понял…
  • Хотелось бы узнать…

( как в устной, так и письменной форме)

«Три М»

 Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

«Дерево чувств»

Если чувствую себя отлично, хорошо, плохо, то вешаю на дерево яблоки красного,  зелёного и желтого цвета.

«Рейтинг популярности»

Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их обозначения.

красный – работа прошла интересно, помогла  решить проблемы урока;

зеленый – совместная работа помогла нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга;

желтый – дело было важно для тех, кто был в этом заинтересован, его мы обсуждали вместе. Каждый из присутствующих располагает карточки на доске или листе рядом с теми заданиями, которые были выполнены за урок. Список составляется заранее. После того как карточки расставлены, начинается анализ полученных результатов

 Слова-напутствия

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

К.Паустовский

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А.де Сент-Экзюпери

Работа с сигнальными карточками

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

«Кораблик»

-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.


Шесть думающих шляп 

  1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть. 
  2.  Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение). 
  3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы. 
  4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом. 
  5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу. 
  6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп. 

Приём: “Конкурс шпаргалок”

Описание: Участники за определенное время (5 минут, например)должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия, «запротоколировать» наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок.

Такой прием можно использовать на уроке любого предмета.

На этапе рефлексии вызывает интерес приём “паучка”, когда всю работу класса на уроке учащимся предлагается оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:

  • Я (личный вклад собственного труда)
  • Мы (работа всего класса)
  • Дело (степень новизны темы)

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения“Комплимент” (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Выбери утверждение: всё понял, могу помочь другим; всё понял; могу, но нужна помощь; ничего не понял; интересный; хороший; отличный; запомню надолго; однообразный; неинтересный; скучный. Ощущал себя: хорошо; уверенно; смело; гордо; комфортно; глупо; неуверенно; испуганно; сердито; грустно.

«Я – ученик»  упражнение в тетради

Учитель предлагает детям заполнить анкету «Я – ученик», поставить рядом с каждым словом знаки « + » или « – ».

Я – ученик и поэтому я:

Настойчивый  
Упрямый  
Любознательный  
Внимательный  
Трудолюбивый  
Ленивый  
Дисциплинированный  
Непоседливый  
Аккуратный  
  • Какие из этих качеств помогают вам хорошо учиться в школе? А какие вредят?
  • Кто поставил знак « + » рядом со словом  «упрямый»?
  • Чем настойчивость отличается от упрямства?
  • Кто поставил знак « + » рядом со словом «ленивый»?
  • Легко ли учиться в школе, если ты ленив? Как избавиться от лени?
  • Если бы кто-то спросил вас о том, как стать дисциплинированным, что бы вы посоветовали ему?

Запустите корабль в море Знаний

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море знаний, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

“Поезд”

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный — восторженное;

оранжевый — радостное, теплое;

желтый — светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый — тревожное, напряженное;

черный — упадок, уныние.

 «Из уст в уста, глаза в глаза”

Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоции, мнений, рассуждений. Это техники свободного высказывания.

Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения остальных членов класса.

“По выбору”

Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре “Съедобное- несъедобное”), предоставляя таким образом возможность высказаться каждому участнику. Мяч нужно ловить, потом бросать другому ребенку. Педагог должен следить за тем, чтобы мяч попал к абсолютно всем детям.

Мониторинг качества знаний по ФО

за 2017 — 2018 год

в 1 классе

Фрагменты урока с использованием методов ФО

1 класс

Мониторинг качества знаний по ФО

за 1 и 2 четверть 2018 год

во 2 классе

Фрагменты урока с использованием методов ФО

2 класс