«Художник – график Константин Яковлевич Баранов»


Казиева Венера Кайржановна

преподаватель художественного отделения ГККП «Детская школа искусств» акимата Бурлинского района»

Казиева Венера Кайржановна

преподаватель художественного отделения

ГККП «Детская школа искусств»

акимата Бурлинского района»

Тема: «Художник – график Константин Яковлевич Баранов»

(1910 – 1985)

Константин Баранов – советский и казахстанский график. Заслуженный деятель искусства Казахстана. Имя художника – графика широко известно в Казахстане по его многочисленным иллюстрациям к казахским сказкам и рассказам

           Произведения заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, художника-графика Константина Яковлевича Баранова привлекают внимание прежде всего своим неповторимым своеобразием. В своих лучших работах Баранов достигает высокого мастерства исполнения, умения подчинить это мастерство выражению идеи, органической связи мировосприятия и образного выражения. Высокая гражданственность и профессиональная культура, подкрепление неиссякаемым трудолюбием и творческой целеустремленностью, наконец, великолепное владение техникой в различных областях печатной графики, позволили ему встать в один ряд с видными мастерами изобразительного искусства Казахстана.

         Константин Яковлевич Баранов родился 3 июня 1910 года в селе Большое Козино Нижегородской губернии. Отец будущего художника – Яков Маркович Баранов – работал котельщиком.Ранние детские годы прошли в обстановке обычной рабочей семьи. Первым проводником в мир изобразительного искусства послужил Баранову существующий тогда журнал «Нива». На ее страницах  были иллюстрации выдающихся художников – русских и зарубежных. Легко представить, как впервые, увидев на страницах «Нивы» гавюры Доре, Гранвиля, руских граверов Уткина и Матэ, или блестящие рисунки Репина, Серова, Врубеля, мальчик Баранов был очарован миром, в который и ему самому обязательно захочется войти.

Большую роль в формировании личности и в последующем выборе жизненного пути сыграли, несомненно, пример и наставления отца. Воспитывая в сыне любовь к труду и уважение к рабочим профессиям, выделяя при этом особое значение труда индустриального рабочего, он выше всего ценил в людях мастеровитость , в любой работе.

         Разразившаяся первая мировая война подввергаюет тяжелым испытаниям семью Барановых: отца мобилизуют на фронт. Тревожные годы гражданской войны остались в памяти Баранова как воспоминание о постоянных переездах семьи с места на место в поисках безопасного пристанища. К счастью, даже в таких исключительно трудынх условиях Косте Баранову удалось не прерывать учебу в школе.

         В 1923 году, после всех невзгод и скитаний, семья обосновалась на жительство в Иркутской области в поселке Черемхово. В Иркутске К.Баранов в 1927 году окончил среднюю школу.здесь, в поледних классах, на его способности к рисованию обратил внимание преподаватель этого предмета Ярослав Сергеевич Николаев. По его совету в год окончания школы Баранов поступает в Иркутское художественное училище, . директором и преподавателем училища в те годы был Иван Лаврович Коопылов, человек, о котором стоит рассказать подробнее. Еще задолго до революции он окончил Академию художеств в петербурге, не ограничившись этим, продолжил свое художественное образование, сначала в академии Жюльена в Париже, затем в школе Холлоши – Ашбэ в Мюнхене. И вот, обладая во всяком случае, незаурядными специальными знаниями и опытом, Копылов всецело отдается делу художественного просветительства. Именно в таком высоком смысле следует характеризовать его деятельность, поскольку она проходила в Сибири, где в числе очень немногих ему пришлось вплотную заняться проблемами художественного воспитания.

          Как об этом вспоминал Константин Баранов, во многом благодаря И.Л.Копылову, программы обучения в Иркутских художественных мастерских ГОСИЗО по своей сложности и насыщенности мало чем отличались от программ художественных вузов того времени.По совету учителя Баранов принимается за серьезное изучение прикладного искусства народностей Сибири и Севера. Не ограничиваяст зарисовками в музеях и знакомством с содержательной коллекцией, собранным самим Копыловым, он решает поработать в этой области более основательно, на живом материале.

С этой целью во время летних каникул 1929 года Баранов совершает свое первое большое путешествие по великой сибирской реке Оби, до самой Обской губы – туда и обратно. Многочисленные зарисовки в альбоме, сделанные во время длительных остановок в пути, внесут в его последующие работы на темы северного края свежесть живых, непосредственных наблюдений художника.

          По мере приближения срока окончания учебы определяется характер художественной специализации Баранова. Его все больше увлекает работа художника-иллюстратора, оформителя книги. К этому времени, т.е. к концу 20-х годов, возрастает значение Новосибирска, как крупнейшего центра науки и культуры для всей Западной Сибири. К.Баранов принимает решение после окончания учебы обосноваться в Новосибирске.

         В судьбе молодого художника приняли участие новосибирские художники Алексей Васильевич Вощакин, Александр Дмитриевич Силич и Александр Георгиевич Заковришкин.  При их содействии он стал сотрудничать в молодежном журнале «Товарищ». Работа в журнале «Товарищ» создает в издательствах Новосибирска благоприятную для Баранова репутацию.его привлекают к сотрудничеству редакции журналов «Сибирские огни», «Охотник и рыбак Сибири» и другие.

         До середины 30-х годов –менее чем за пять лет на страницах этих журналов появились иллюстрации Баранова к произведениям «Джунгарские ворота» и «Страна степей» В.Зверева, «Год во льдах» А.Кравкова, «Северные сказки» в литературной версии М.Ошарова.

         Большое значение для творческой судьбы Баранова имело его знакомство с одним из замечательных советских графиков Петром Николаевичем Староносовым, которое состоялось в первый приезд Баранова в Москву в начале 1932 года.Много ценного узнает он от своего нового друга о принципах оформления и иллюстрирования книги. Ко всему этому, Староносов знакомит его с такими же, как и он сам, блестящими мастерами гравюры: И.Н.Павловым, И.А. Соколовым, М.В.Маториным.

         Позднее, в коце 1935 года, Баранов вторично приедет в Москву и пробудет там больше года, чтобы от новых своих товарищей набраться знания и умения в тех видах печатной графики, где у него почти не было опыта: офорте и литографии.

         Творческая деятельность Константина Яковлевича в сибирский период продолжалась около 10 лет. Если соотнести масштабы и значение того, что было сделано им в этот период и после него, то это десятилетие можно считать прологом к казахстанскому периоду, который длился более сорока лет.   

         В 1940 году, когда Константин Баранов приехал из Новосибирска в Алма-Ату, незадолго до того сформировавшийся республиканский Союз художников в основном состоял из художников-графиков. Тем не менее, ему удалось внести свою собственную лепту в общую деятельность этого творческого коллектива республики.

         С первых же дней приезда в Алма – Ату, Константин Баранов знакомится с местными художниками – Георгием Александровичем Брыловым, Ходжой Ходжиковым, Аубакиром Исмаиловым, которые кроме работы в издательствах, знакомят его с задачами творческого коллектива Союза художников Казахстана.

         До начала Великой Отечественной Войны и своего призыва на фронт в сентябре 1941 года Баранов полтора года проработал в Казахском государственном издательстве, в редакциях журналов «Литература и искусство Казахстана», «Пионер». Самой значительной работой художника в предвоенное время были иллюстрации к сборнику казахского эпоса «Легенды любви». Для этой работы, кроме ознакомления с текстом, необходимо было основательно изучить историко-этнографический материал и современное казахское народное прикладное искусство.

Первые же результаты работы над сказками и эпосом создали художнику прочно установившуюся репутацию талантливого, фактически ведущего мастера книжной графики Казахстана. Баранов много и увлеченно работает над иллюстрациями к произведениям современных писателей Казахстана, а также русской, советской и зарубежной классики.

         После демобилизации в 1946 году Баранов возвращается в Алма-Ату и продолжает работу в тех же издательствах. В послевоенные два десятилетия активной становится его роль в общественной деятельности художественого коллектива республики. Он неоднократно избирается членом правления Союза художников Казахстана, художественного фонда  Казахской ССР, заместителем секретаря парторганизации. С 1948 по 1961 год его избирают председателем Союза художников Казахстана. Но вся эта, сама по себе требующая большого напряжения общественная деятельность, нисколько не снижает интенсивности его творческой работы в станковой и книжной графике.

         Следует перечислить наиболее значительных работ в книжной графике, выполненных Барановым в послевоенное десятилетие. Это оформление и иллюстрирование книг «Акша булт» ( «Белое облако») – А.Сарсенбаева, «История Казахской ССР» (первые два тома), «Али-батыр» – К.Азербаева, «Караганда» –  Г.Мустафина, «Избранное» и «Золотой сайгак» –  М.Зверева, «Сырдарья»  – С.Муканова.

         Для более полной характеристики творчества художника следует отметить его большой вклад в развитие политического плаката в Казахстане, а также в прикладную промышленно-рекламную графику.

Серия гравюр «Металлурги Казахстана», «Целина», «Рыбаки Балхаша и Арала», «Алмаатинские яблоки» – уже по одним лишь этим названиям можно судить об обширной географии творческих изысканий художника, охватывающей едва ли не половину территории Казахстана.

         Важной составной частью творчества Константина Баранова, которой он сам всегда придавал большое значение и относился к ней с исключительным вниманием и добросовестностью, является его работа для детей, будь то иллюстрации к сказкам в книжной графике или же станковые произведения, большей частью тоже сказочного содержания – цветные литографии – «Лиса и колобок», «Кот в сапогах», «Завтрак».

Уже в первый год пребывания в Алма – Ате он смог широко продемонстрировать свои работы на первой персональной своей выставке. В рамках казахстанских экспозиций произведения Баранова неоднократно демонстрировались в Москве, Ленинграде, столичных и других городах республик, а также за рубежом.

Самое крупное собрание произведений Констанина Баранова принадлежит Государственному музею искусств им. А.Кастеева в Алматы. Значительное число работ имеется в музеях Павлодара, Караганды и некоторых других городов республики.

Присвоение почетного звания заслуженного деятеля искусств Казахской ССР уже само по себе говорит о высоком признании творчества Баранова, о значимости сделанного им вклада в изобразительное искусство Казахстана. Творчество художника явилось важным компонентом общей картины графического искусства. Он оставил после себя богатый поистине бесценный дар, который теперь радует нас глубоким проникновением в мир прекрасного.