Мастер- класс «Применение активных форм обучения и воспитания учащихся»
Жанасылова Райхан Бейсенбаевна
заместитель директора по воспитательной работе КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4 города Балхаш»
Мастер класс: «Применение активных форм обучения и воспитания учащихся»
Подготовила: Заместитель директора по ВР Жанасылова Райхан Бейсенбаевна.
Место проведения: КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4 г. Балхаш»
Целевая аудитория: заместители директоров по ВР, руководители МО классных руководителей, классные руководители школ города
Цель: рассмотреть создание ситуации успеха ученика, как одно из условий воспитательного процесса в школе.
Задачи:
– Инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;
– Проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха ;
– Развитие навыков сотрудничества.
Оборудование: презентация, притча «Кофе о кофе», банка с огурцами, раздаточный материал.
Ход проведения:
1.Приветствие: Уважаемые коллеги, рада видеть вас на своем мастер классе.
Деление на группы (стратегия «Скрепка»)
– Каждый из вас при входе выбрал себе скрепку определенного цвета. Разделитесь на группы по цвету скрепок.
-У кого скрепка красного цвета попрошу сесть за стол №1, у кого синяя за стол № (участники делятся на группы по 12 человек). А теперь, сделайте из ваших скрепок единую цепь – теперь вы команда.
– Нам не так часто говорят слова по нашей профессиональной деятельности. У вас есть уникальная возможность выразить свои мысли и чувства справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого коснитесь руки соседа и скажите ему эти слова. (Участники по кругу называют профессиональные качества друг друга).
– Спасибо, коллеги. Здесь собрались настоящие профессионалы своего дела. И я надеюсь на сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.
2 Введение в тему:
-На нашу встречу я пришла не с пустыми руками (достаю мешок и ставлю его на стол).
-Что в мешке? (банка)
– Что в банке? (предположения участников)
Достаю банку с маринованными огурцами.
– Как вы думаете, какие они? (участники называют вкусовые качества )
– От чего зависит качество этого продукта? (от ингредиентов входящих в рассол, воды, сорта огурцов, умений хозяйки и т.д.)
Вывод: Личность ребенка – это тоже результат деятельности среды, своего рода, тоже продукт. Его можно сравнить с сосудом в наполнении, которого мы учителя играем немаловажную роль.
– Как вы думаете, что составляет среду наших детей?
-Какие факторы влияют на формирование личности ребенка?
Упражнение 1.
Прошу группы обсудить и записать ответы (3 минуты).
(Учителя-участники обсуждают, пишут, клеят)
Вывод: На наших детей оказывает огромное влияние друзья, семья, улица со своими соблазнами. Мы должны помочь ученикам выбрать правильный путь. Потому цель нашей воспитательной работы: воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои таланты и способности. То есть жизнеспособную успешную личность!
-Коллеги, какие ассоциации возникают у вас со словом успех?
Успех – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.
Составьте кластер успеха. Оформите его на листах, которые лежат перед вами (участники составляют кластер успеха и презентуют ).
Вывод: посмотрите, как много значений имеет слово успех, успешный.
Следующее задание в группах.
Перед вами находится формат А3. Прошу поделить его на две части. В первой, укажите какими характерологическими чертами личности должен обладать успешный ученик. Во второй, черты характера и привычки, которые «разъединяют» или «отдаляют» личность от успешности. На всю работу я даю вам 5 минут. (Группы обсуждают качества присущие лидерству и отдаляющие от него)
Ведущий: Спасибо за ответы: Я полностью разделяю ваши мнения. За каждым учеником стоит не только учитель, но и его родители. Учитель вынужден взаимодействовать со всеми
родителями, не зависимо от своего желания. Нам приходиться налаживать контакты с любым родителем.
Давайте, рассмотрим ситуации между родителем и учителем (от каждой группы выходят желающие).
Ситуация 1. Мама забирает ребенка из школы. У него грязные брюки. Она предъявляет претензию учителю. Ваше решение по данной ситуации.
Ситуация 2. Перед новогодним утренником Маше досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу. Как вы поступите в данном случае.
Ситуация 3. Для концертной программы актив школы попросил подготовить каждому классу по 3 номера. Классный руководитель 6 класса велела выучить ученику длинное стихотворение. Просмотрев все номера, стихотворение ученика не включили в программу, так как по времени должен был длиться 2 часа. Ученик расстроенный ушел домой. Мама в ярости пришла в школу к учителю. Как разрешить конфликт.
Ведущий: Ну вот, сейчас мы с вами наглядно убедились, как сложно бывает общаться с нашими родителями. Это требует терпения, сдержанности и эмоциональных сил.
Очень часто в нашей работе приходиться обращаться к родителям с разного рода просьбами. Что мы делаем? Чаще всего – это сухое рукописное объявление или же звонок по телефону. Я предлагаю каждой группе составить объявление, прочитав которое ни один родитель не решился бы Вам отказать.
Упражнение «Объявление»
Цель: упражнение в составлении неординарного объявления для родителей.
Группа №1: Составьте объявление для родителей с просьбой помочь заклеить (утеплить) в школе окна.
Группа №2. Составьте приглашение для родителей на акцию «Моя цветущая школа» (благоустройство школьной территории).
Группа №3. Составьте объявление о посещении квартиры учащегося родительским комитетом школы.
Группа №4. Составьте приглашение на общешкольное родительское собрание (в качестве выступающего)
Вывод: Спасибо вы с успехом справились с данным упражнением. Вы настоящие профессионалы своего дела.
Ведущий: Завершить мастер-класс я хочу одной притчей «Притча
о кофе» (показ видео. Приходит к отцу дочь и говорит:
– Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все
время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
– Что
изменилось? – спросил он свою дочь.
– Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде – ответила
она.
– Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая
морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо
стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под
воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди –
сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие лишь затвердеют и окрепнут…
– А кофе? – спросила дочь
– О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
Вывод: Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации… А эти особые люди профессионалы своего дела – педагоги – мы с вами.
Рефлексия.
Наше творческое сотрудничество подошло к концу. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вам тоже. Уважаемые коллеги! Сегодня, я попыталась поделиться с Вами с небольшим перечнем тех приёмов, которые использую в практике своей воспитательной деятельности. Выберите, пожалуйста, облачко и напишите на нём предложение, выразив в нём своё впечатление о мастер-классе.
Успехов вам и успешных учеников. Спасибо за внимание!
(Звучит песня на стихи Эдуарда Асадова «Берегите своих детей»)
Упражнения для групп:
Упражнение «Объявление»
Упражнение «Объявление»
Упражнение «Объявление»
Упражнение «Объявление»
Задание: Поделите формат на две части. В первой, укажите какими характерологическими чертами личности должен обладать успешный ученик. Во второй, черты характера и привычки, которые «разъединяют» или «отдаляют» личность от успешности . На всю работу я даю вам 5 минут.
Признаки (+), выделенные Е. Жариковым и Е. Крушельницким:
- Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
- Настойчив, умеет разумно рисковать.
- Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
- Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
- Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
- Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
- Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
- Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
- Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
- Надежен, держит слово, на него можно положиться.
- Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
- Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
- Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
- Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
- Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
- Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
Признаки (-), выделенные Фрэнком Карделлом:
- Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе.
- Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям.
- Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте.
- Нежелание простить и отпустить.
- Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу.
- Потребность всегда быть правым.
- Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить.
- Неспособность примириться со своими страхами.
- Отсутствие ясных целей.
- Недостаток обязательности.
- Боязнь риска.
- Неспособность принять ответственность за свою жизнь.
- Потеря надежды.
- Недостаток мужества.
- Неумение фантазировать и мечтать.
- Отсутствие любви к себе
- Тщеславие.