Мастер- класс «Применение активных форм обучения и воспитания учащихся»

Жанасылова Райхан Бейсенбаевна

заместитель директора по воспитательной работе КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4 города Балхаш»

Мастер класс: «Применение активных форм обучения и воспитания учащихся»

Подготовила: Заместитель директора  по ВР  Жанасылова Райхан Бейсенбаевна.

Место проведения: КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4 г. Балхаш»

Целевая аудитория: заместители директоров по ВР, руководители МО классных руководителей, классные руководители школ города

Цель: рассмотреть создание ситуации успеха ученика, как одно из условий воспитательного процесса в школе.   

Задачи:

— Инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;

— Проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха ;

— Развитие навыков сотрудничества.

Оборудование: презентация, притча «Кофе о кофе», банка с огурцами, раздаточный материал.

Ход проведения:

1.Приветствие:  Уважаемые коллеги, рада видеть вас на своем  мастер классе.

Деление на группы (стратегия «Скрепка»)

— Каждый из вас при входе выбрал себе скрепку определенного цвета. Разделитесь на группы по цвету скрепок.

 -У кого скрепка красного цвета попрошу сесть за стол №1, у кого синяя за стол № (участники делятся на группы по 12 человек).  А теперь,  сделайте из ваших скрепок единую цепь – теперь вы команда.

    — Нам не так часто говорят слова по нашей профессиональной деятельности. У вас есть уникальная возможность выразить свои мысли и чувства справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого коснитесь руки соседа и скажите ему эти слова.  (Участники по кругу  называют профессиональные качества друг друга).

    — Спасибо,  коллеги. Здесь собрались настоящие профессионалы своего дела. И я надеюсь на сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.

 2 Введение в тему:

-На нашу встречу я пришла не с пустыми руками (достаю мешок и ставлю его на стол).

-Что в мешке?  (банка)

— Что в банке?  (предположения участников)

Достаю банку с маринованными огурцами.

—  Как вы думаете, какие они?  (участники называют вкусовые качества )

— От чего зависит качество этого продукта?  (от ингредиентов входящих в рассол, воды, сорта огурцов, умений хозяйки и т.д.)

Вывод: Личность ребенка – это тоже результат деятельности среды, своего рода, тоже продукт. Его можно сравнить с сосудом в наполнении,  которого мы  учителя играем немаловажную роль.

— Как вы думаете, что  составляет среду наших детей?

-Какие факторы влияют на формирование  личности ребенка?

Упражнение 1

Прошу  группы  обсудить и    записать  ответы (3 минуты).

 (Учителя-участники обсуждают, пишут, клеят)

Вывод: На наших детей оказывает огромное влияние друзья, семья, улица со своими соблазнами. Мы должны помочь ученикам выбрать правильный путь. Потому цель нашей воспитательной работы:  воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои таланты и способности. То есть жизнеспособную успешную личность!

 -Коллеги, какие ассоциации возникают у вас со словом   успех?

Успех — это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

Составьте кластер успеха. Оформите его на листах, которые лежат перед вами (участники    составляют кластер успеха и  презентуют ).

Вывод: посмотрите, как много значений имеет слово успех, успешный.

 Следующее  задание в группах.

Перед вами находится формат А3. Прошу  поделить его на две части.  В первой, укажите какими характерологическими чертами личности должен обладать успешный ученик. Во второй, черты характера и привычки, которые «разъединяют» или «отдаляют» личность от успешности. На всю работу я даю вам 5 минут. (Группы обсуждают качества  присущие лидерству и отдаляющие от него)

Ведущий: Спасибо за ответы: Я полностью разделяю ваши мнения. За каждым  учеником стоит  не только учитель, но  и его  родители. Учитель   вынужден взаимодействовать  со всеми

родителями, не зависимо от  своего желания.  Нам приходиться налаживать контакты с любым родителем. 

Давайте, рассмотрим  ситуации  между родителем и учителем (от каждой группы выходят желающие).

 Ситуация 1. Мама забирает ребенка из школы. У него грязные брюки. Она предъявляет претензию учителю. Ваше решение по данной ситуации.

Ситуация 2.  Перед новогодним утренником Маше досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу. Как вы поступите в данном случае.

Ситуация 3. Для  концертной  программы актив школы попросил подготовить  каждому классу по 3 номера. Классный руководитель  6  класса велела выучить ученику длинное  стихотворение. Просмотрев все номера, стихотворение ученика не включили в программу, так как  по времени должен был длиться 2 часа. Ученик расстроенный ушел домой. Мама в ярости  пришла в школу  к учителю. Как разрешить конфликт.

Ведущий: Ну вот, сейчас мы с вами наглядно убедились, как сложно бывает общаться с нашими родителями. Это  требует  терпения,  сдержанности и эмоциональных сил.

    Очень часто в нашей работе приходиться обращаться к родителям с разного рода просьбами. Что мы делаем? Чаще всего – это сухое рукописное объявление или же звонок по телефону. Я предлагаю каждой группе  составить объявление, прочитав которое ни один родитель не решился бы Вам отказать.

Упражнение «Объявление»

 Цель: упражнение в составлении неординарного объявления для родителей.

Группа №1: Составьте объявление для родителей с просьбой помочь заклеить (утеплить) в школе окна.

Группа №2. Составьте приглашение для родителей на акцию «Моя цветущая школа» (благоустройство школьной территории).

Группа №3. Составьте объявление  о посещении квартиры учащегося родительским комитетом школы.

Группа №4. Составьте приглашение на общешкольное родительское собрание (в качестве выступающего)

Вывод: Спасибо вы с  успехом справились с данным упражнением. Вы настоящие профессионалы своего дела.

Ведущий:  Завершить мастер-класс я хочу одной притчей «Притча о кофе» (показ видео. Приходит  к отцу  дочь  и говорит:
— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать? 

 Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли. 

— Что изменилось? — спросил он свою дочь. 
— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде — ответила она. 
— Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри — твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие   лишь затвердеют и окрепнут… 
— А кофе? — спросила дочь 

— О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.

Вывод:  Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации… А эти особые люди профессионалы своего дела – педагоги — мы с вами.

Рефлексия.

       Наше творческое сотрудничество подошло к концу. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вам тоже.  Уважаемые коллеги!  Сегодня, я попыталась поделиться с Вами с небольшим перечнем тех приёмов, которые использую в практике своей воспитательной деятельности.  Выберите, пожалуйста, облачко  и напишите на нём предложение, выразив в нём своё впечатление о  мастер-классе.

 Успехов вам и успешных учеников. Спасибо за внимание!

(Звучит песня на стихи Эдуарда Асадова «Берегите своих детей»)

Упражнения  для групп:

Упражнение «Объявление»

Упражнение «Объявление»

Упражнение «Объявление»

Упражнение «Объявление»

Задание: Поделите формат на две части. В первой, укажите какими характерологическими чертами личности должен обладать успешный ученик. Во второй, черты характера и привычки, которые «разъединяют» или «отдаляют» личность от успешности . На всю работу я даю вам 5 минут.

Признаки (+), выделенные Е. Жариковым и Е. Крушельницким:

  • Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчив, умеет разумно рисковать.
  • Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.
  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Признаки (-), выделенные Фрэнком Карделлом:

  • Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе.
  • Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям.
  • Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте.
  • Нежелание простить и отпустить.
  • Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу.
  • Потребность всегда быть правым.
  • Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить.
  • Неспособность примириться со своими страхами.
  • Отсутствие ясных целей.
  • Недостаток обязательности.
  • Боязнь риска.
  • Неспособность принять ответственность за свою жизнь.
  • Потеря надежды.
  • Недостаток мужества.
  • Неумение фантазировать и мечтать.
  • Отсутствие любви к себе
  •  Тщеславие.