Какие у воздуха свойства?


Сандыбаева  Жанар  Жанахметовна

учитель начальных классов ГУ «Средняя школа № 11 отдела образования акимата города Костаная»

Естествознание  2 класс       
Раздел 3: Вещества и их свойства (в контексте сквозной темы «Мой родной край»)
Школа:
Дата: «12» декабря 2019 г. ФИО учителя: Сандыбаева Ж.Ж.
Класс: 2 «А» класс. Количество присутствующих:         отсутствующих:
Тема урока: Какие у воздуха свойства?
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
2.3.2.2. Описывать некоторые свойства воздуха (агрегатное состояние, наличие цвета, запаха). 2.3.2.3. Исследовать теплопроводность и свойство воздуха заполнять пространство. 2.1.2.1. Объяснять понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований. 2.1.2.2. Определять ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат). 2.1.2.3. Уметь фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков.
Развитие навыков: Выявлять, перечислять и описывать свойства воздуха. Записывать в тетради свойства воздуха. Фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков.
Критерии успеха (Предполагаемый результат): Все учащиеся смогут: Определить тему, цель исследования и ведущие признаки наблюдения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить Назвать некоторые источники информации Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Вступать в учебный диалог Назвать и описать некоторые свойства воздуха (агрегатное состояние, наличие цвета, запаха) Исследовать теплопроводность и свойство воздуха заполнять пространство Оценивать результаты своей работы на уроке Большинство учащихся смогут: Назвать 3-4 источника информации Определить значение и свойства воздуха для растений, животных, человека Составлять план, самостоятельно проводить исследование согласно составленному плану и формулировать выводы Фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков Сравнивать и различать свойства теплого и холодного воздуха Некоторые учащиеся смогут: Назвать все источники информации Строить монологическое высказывание по теме, аргументировать свою позицию Осуществлять поиск информации в справочниках, энциклопедиях__
Языковая цель Полиязычие:   ауа – воздух –  air. Основные термины и словосочетания: воздух прозрачный, без цвета, без запаха, сжимается, расширяется, удерживает тепло,сжимается, расширяется, сохраняет тепло, плохо проводит тепло. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопросы для обсуждения:  Узнать, имеет ли воздух свойства?Выяснить, где прячется воздух? Что произойдет с воздухом, если его нагреть? Как обогревается воздух в помещениях? Зачем двойные стекла в рамах?
Привитие ценностей Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные связи Межпредметная связь – ЗОЖ.
Навыки использования ИКТ ИКТ – просмотр видеоролика, презентация урока.
Предварительные знания Имеют представления о том, что людям необходим воздух для жизни. Воздух невидим, не имеет запаха.
    Ход урока
Этапы урока, Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
  Начало урока 1 мин I. Создание положительного эмоционального настроя (К) Учитель создаёт благоприятную атмосферу для работы на уроке. Громко прозвенел звонок                        Посидит у нас урок. Можно начинать урок,                          Незаметный он на вид
К нам пришел в класс Ветерок.             Но на нас всегда глядит
Невидимка-ветерок 
 
    2 мин II. Введение в тему (К) -Ребята, сегодня у нас на уроке посидит не только ветерок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем (Дети здороваются с гостями)  
4 мин III.Актуализациязнаний. Целеполагание Отгадайте загадку. Через нос проходит в грудь и обратно держит путь. Он невидимый и всё же без него мы жить не можем. (воздух)   – Как вы думаете, о чем пойдет речь? (ответы детей)   -Тема урока «Воздух. Свойства воздуха»   – На уроке мы постараемся ответить на такие вопросы: Что такое воздух.Какими свойствами обладает воздух?   – Ребята, а что вы знаете о воздухе? Откуда вы это узнали? А где еще можно получить информацию о том или ином объекте? Из каких источников?   – Слово “воздух” происходит от слова “вдыхать”. – Воздух – это то, чем мы дышим.        
Середина урока 29 мин IV. Работа по теме урока На Земле воздух окружает нас повсюду. Он занимает всё свободное пространство. Если посмотреть на нашу планету из космоса, увидим, что она, словно чудесной голубой рубашкой со всех сторон окутана плотным слоем воздуха. Этот слой защищает Землю от палящих солнечных лучей и от космической стужи – это АТМОСФЕРА. В) Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало. Как выдумаете, какой из газов в воздухе самый важный? Вдохните воздух и выдохните. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.  С). Практическая работа.  Лаборатория «Чудесных превращений воздуха» – Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? – Я предлагаю вам сегодня побыть исследователями и открыть секреты воздуха. Согласны?   Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! – Добро пожаловать, в нашу лабораторию «Чудесных превращений воздуха» И так, объект наших исследований – ВОЗДУХ.   Эксперимент  1Как доказать, что вокруг есть воздух? Можно ли его почувствовать? Педагог предлагает детям вспомнить ведущие признаки наблюдения и попробовать помахать бумажными веерами, приготовленными заранее для исследования. – Что вы почувствовали, когда обмахивались веерами? (Воздух, движение воздуха, а как по-другому называют движение воздуха? (ветер)) Вывод: При движении, воздух можно почувствовать. Воздух заполняет всё пространство.   Эксперимент 2 Можно ли воздух услышать? (демонстрация игрушки с пищалкой) – Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк) Это свойство человек использовал при создании музыкальных инструментов. Вывод:В некоторых случаях воздух можно услышать. Эксперимент 3.  Каким цветом воздух? Возьмите книгу и поставьте ее перед глазами. Что вы видите? Уберите. Что вы увидели? Какой воздух?     Вывод:  Воздух прозрачный.    Каким цветом доска? Шкафы? А воздух?   Вывод: Воздух бесцветный.
Эксперимент 4  Можно ли прожить без воздуха? Как долго? – Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха      Какое было желание?    ( Открыть нос).  Вывод: Без воздуха нет жизни   Эксперимент 5    Имеет ли воздух запах? – Вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего). Давайте проверим. (Приглашаю ученика.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Учитель использует лимон) – А сейчас все закройте глаза и понюхайте? Сделайте вывод. (Воздух без запаха и без вкуса . Пахнет он лишь тем, чей запах в данный момент распространяется. Например: дым, запах еды). Вывод: Воздух не имеет запаха. Он может его распространять.    Эксперимент5Можно ли попробовать воздух на вкус?Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?     Вывод: Воздух не имеет вкуса   Эксперимент 6.  Возьмите в руки учебник. Какой он формы?А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?  Вывод: Воздух не имеет формы.   Эксперимент 7.  «Поймай, меня» – Взмахните пакетом. Закрутите. Итак, внутри пакета теперь находится воздух, который заполнил его объём. Чем больше раздувается пакет, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается пакет? Какой вывод можно сделать?  Вывод: Воздух принимает форму того предмета, в котором он находится. Воздух упругий   – Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно. Эксперимент 8. Бутылку с натянутым на горлышко шариком поместить в кипяток. (шарик надуется), переставить в холодную воду. Сдуется. Вывод: При нагревании воздух расширяется, при охлаждении – сжимается.   Теплый воздух гораздо легче холодного, поэтому он поднимается вверх.Используя это свойство, люди изобрели небесные фонарики, первые летательные аппараты: дирижабль, воздушные шары с корзиной.   Эксперимент 9. Опустите в воду футляр от киндер-сюрприза. Попробуйте его потопить. Почему он не тонет? Какой вывод можно сделать? Вывод: Воздух легче воды.   Мы не боимся утонуть, надев спасательный круг, плывя на надувном матрасе или резиновой лодке   Эксперимент 10.   Потрогайте оба стакана. Какой горячее? Почему? ВыводВоздух сохраняет тепло. Он плохо проводит тепло.     Динамическая пауза.  «Ветер дунул нам в лицо…»   Д)  Работа в группах. Проблемные вопросы.   1 гр.– Что находится между стеклами в двойных рамах? (Воздух.) – Для чего? (Он сохраняет тепло.)   2 гр. – Почему птицы в мороз сидят нахохлившись,  лисы и белки укрываются хвостом, а человек надевает тёплый свитер?   3 гр. – Почему растения зимой под снегом не вымерзают? Под каким снегом растениям теплее: под пушистым или утоптанным?
    Вид из Космоса   Атмосфера   Диаграмма                                               Бумажные веера         Игрушки-пищалки                     КНИГИ                     Лимон                               Целлофано- вые пакеты по количеству учащихся.                 Бутылка, шарик, по 2 чашки на каждую группу с горячей и холодной водой   Футляра от киндер-сюрпризов, емкости с водой     Заранее приготовили 2 стакана с горячей водой. Один не накрыт, другой под банкой.     Карточки для групповой работы, критерии для самопроверки      
Конец урока 5 мин   V. Обобщение по группам 1 гр. «Лови ошибку» Цвет воздуха Голубой                       Белый               Бесцветный Запах воздуха Без запаха             Душистый                 Ароматный Форма воздуха Круглый             Квадратный                 Нет формы При нагревании воздух Сжимается              Расширяется             Испаряется При охлаждении Замерзает              Расширяется             Сжимается Воздух тепло Сохраняет                 Не сохраняет             Остужает Состояние воздуха Жидкий                 Твердый                      Газ   2 гр. Кластер 3 гр. Фишбоун       Таблицы, критерии оценивания, разрезные картинки, клей, ножницы      
  VI. Дифференцированное домаш­нее задание  (на выбор) 1.   Составь рассказ « Если не будет воздуха, то…. » Используя различные источники информации, узнай, как человек использует разные свойства воздуха в своей жизни? 3. Пересказ стр. 40 – 41  
  VII. Итог урока. Рефлек­сия  
Критерии успеха (И,Ф) Рефлексивное оценивание. -У каждого из вас есть шарик. Если вам было интересно на уроке, то шарик зеленого цвета, если вам не удалось поработать в полную силу, то возьмите шарик желтого цвета. Если на уроке вам было грустно, то возьмите синего цвета. И теперь давайте прикрепим наши шарики к облачку которое к нам пригнал ветерок. Спасибо за урок! До новых встреч! Шарики зеленого, желтого, красного цветов
Дифференциация Оценивание Здоровье и соблюдение ТБ
Учитель по мере необходимости оказывает помощь учащимся, работающим в группах. Ученики с высоким уровнем мотивации оказывают помощь одноклассникам в выполнении заданий в таблице. Дифференциация по заданиям в группах, дифференциация домашнего задания. Учитель: обеспечивает обратную связь и поддержку каждому учащемуся; задаёт вопросы по ходу урока; выслушивает высказывания, выводы учащихся, анализирует результаты ученической рефлексии. Динамическая пауза «Ветер». Ветер дунул нам в лицо