«Работа над полифонией на примере анализа «Двухголосной фуги» М. И. Глинки».


Титомир Лия Ивановна

преподаватель по классу фортепиано Акмолинская область, Жаксынский район, село Жаксы, детская музыкальная школа

Акмолинская область, Жаксынский район, село Жаксы,

Детская музыкальная школа.

Открытый урок по классу фортепиано на тему: «Работа над полифонией на примере анализа «Двухголосной фуги» М. И. Глинки».

Преподаватель: Титомир Л. И.

2019-2020 учебный год.

Тема урока: «Работа над полифонией на примере анализа «Двухголосной фуги» М. И. Глинки».

Дата урока: 14.02.2020 г.

Тип урока: совершенствование новых знаний на уроке.

Цели урока:

– обучающая (обобщение знаний полифонии, ее глубокий смысл, а также работа над полифонией «Двухголосной фуги» М. И. Глинки);

– развивающая (развить у ученика полифоническое мышление);

– воспитательная (воспитать у ученика интерес к стилю и форме полифонического произведения);

– мотивационная (развить у ребенка исполнительские качества, которые дадут толчок к саморазвитию).

Задачи урока:  

– определить особенности построения произведения;

– разобрать тембровое звучание голосов;

– научиться вести каждый голос по отдельности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа за инструментом с учеником.
  3. Итоги урока.
  4. Домашнее задание.

Приступая к уроку, мы сначала поработаем над гаммой си минор. Гамму начинаем играть сразу в две октавы. Мы видим, что присутствуют неточности в аппликатуре, это потому, что ученик играл не соблюдая аппликатуру. Начиная с самого начала гаммы, ученик играл все звуки поверхностно. Поработав над этой небольшой проблемой, ученик существенно улучшает звук.

Далее переходим к тому, что нам необходимо выработать беглость пальцев. Здесь мы применяем прием стаккато. Кончики пальцев становятся более чувственными, вырабатывается независимость работы всех пальцев.

Переходим к аккордам. При игре мы должны следить за тем, чтобы у ученика не висели локти. Обратить внимание необходимо на пятые пальцы, потому что они не полностью берут звук.

Чтобы добиться успешной работы в игре, нам необходимо играть короткие арпеджио, и желательно отдельно каждой рукой, при этом следить за движением кисти.

Работа преподавателя и ученика над произведением М. И. Глинки «Двухголосная фуга». Изучение полифонических пьес играет большую роль в работе над полифонией в слуховом воспитании, а также в достижении тембрового звучания. Но еще больше полифонические приемы приносят хороший результат в области технического мастерства. Вырабатывается у ученика точность в игре, гибкость кисти и пальцев, четкое звучание.

Мы знаем, что полифония с греческого означает – много, голос и звук.

Именно М. И. Глинка достиг высшего уровня профессионального мастерства  в области полифонии.

Ученик должен понимать, что при изучении полифонии основная задача это певучесть, выразительность каждого голоса. Необходимо проучивать, то есть петь вслух или же про себя каждый из голосов отдельно. К примеру: один голос играть, а другой петь. И так потом наоборот. Когда ученик играет произведение, нужно обязательно у него спрашивать какой вид полифонии он видит в произведении. Ученик уже будет знать, разбираться. В данном произведении у нас сложный имитационный вид полифонии. Ученик должен обратить свое внимание на строение, характер, интонационные особенности произведения. Он должен найти тембр звучания в каждом голосе. Ученик исполняет небольшие фрагменты в произведении и выполняет поставленные задачи преподавателем.