Конспект открытого занятия по экологии «Знатоки природы»


Михеева Оксана Анатольевна

воспитатель КГКП «Центр развития ясли-сад №1 «Ромашка»

Открытое занятие по экологии в группе предшкольной подготовки

Білім беру аймағы /Образовательная область:   Социум

Бөлімі /Раздел:  Основы экологии

Тақырыбы /Тема:  Знатоки природы

Мақсаты/Цель: Знать о взаимосвязи  существования животного и растительного мира.

Міндеттері /Задачи:

Образовательные:

создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира;

побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем;

способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка».

Развивающие:

Способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи; использовать речь для выражения своих суждений; мыслительных операций: синтез, анализ;

Воспитательные:

воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым; позитивное отношение к природе.

Полилингвальный компонент / Полилингвальный компонент:  адам – человек – man, жануарлар – животные – animals, өсімдіктер – растения – plants,   табиғат – природа –nature

Словарная работа: человек – часть природы, пищевая цепочка, экологи

Көрнекіқұралдар\Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с элементами пищевых цепочек, аудиозапись «Звуки леса», атрибуты к игре «Очистим полянку», знаки к игре «Я – главный», экологические знаки для коллажа «Сохраним нашу планету !»

Кутелетін нәтиже (ожидаемый результат)

Жаңғыртады (воспроизводит) –  правила  поведения в природе

Түсінеді (понимает) –    взаимосвязь человека с природой,  его деятельность в экологической  цепочке, необходимость  бережного отношения к природе.

Қолданады (применяет) – умение по примеру   анализировать экопроблему,  делать вывод; умение строить   модель  питания животных (пищевая цепь); активно взаимодействует с  сверстниками и взрослыми;

Өткізу барысы/Ход проведения:

Этаппы кезендері                        Тәрбиешінің әрекеттері                          Действия воспитателя Балалардың қызметі Действия детей
I.  Кіріспе бөлімі Мотивация. Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок. Если только я и ты, если мы сорвем цветы. То не будет красоты, то не будет доброты. Если только я и ты, если мы сорвем цветы. Организационный момент СЛАЙД  1 – Этот год объявлен  годом  экологии.   Как Вы понимаете  слово экология? – А что такое природа?   (это солнце, звезды, воздух, вода,  деревья, птицы, звери, бабочки… И человек – это тоже часть природы) – Как звучит слово природа на казахском языке?   –   табиғат – А на английском?   –   nature  – Мы  с вами знаем главный закон экологии – все связано со всеми. Природа – это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.    Слушают стихотворение. делают обобщение о неживой и живой природе         Наука о Земле, природе, об окружающей среде.       Называют слова на трех языках.
II.Негізгі бөлім Проблемная  ситуация СЛАЙД 2 Посмотрите  на нашу планету. Видите, какая красивая наша Земля? Космонавты, которые видели ее из Космоса, говорят, что Земля кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар.  Для всех живущих на ней людей Земля – как  мама. И люди должны любить и беречь Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, окружающую нас, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.   СЛАЙД 3 В последнее  время  космонавты  стали  замечать, что с нашей планетой  начали происходить   изменения, а именно: она уже не такая  голубая и хрупкая, ее окружает темные облака! Космонавты просят узнать  и разобраться в этой ситуации! И попробовать найти решение  этой проблемы! Поможем? – Я предлагаю   отправиться    на станцию «Юного эколога». Ребята, кто такие экологи? Возникает интерес. Рассматривают изображение. Внимательно слушают.                             Выражают желание разобраться в проблеме Ученые, которые изучают состояние природы и влияние деятельности человека на нее.
«Пищевая цепочка» – разноуровневое задание Мы с Вами знаем, что главный закон экологии говорит нам все связано со всем. Природе нужны зайцы и волки,  ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары.  А еще дождь, снег, и чистый воздух…  Перед вами находятся карточки с изображением составляющих пищевой цепочки.  Что на них изображено? Как мы можем разделить этих животных по типу питания? Кто такие хищники? А травоядные? Эту пищевую цепочку вам предстоит выстроить. Для начала давайте вспомним правила: Если у детей возникает затруднение, задаю наводящие вопросы. 1)  С чего начинается, чем заканчивается? 2)сколько составляющих в пищевой цепочке; 3) какой знак помогает понять зависимость питания? 4) с какой стороны читается цепочка.  Растения             травоядное животное          хищник   Взаимопроверка.  Проверка. 1)  С чего начинается, чем заканчивается? 2)сколько составляющих в пищевой цепочке? 3) с какой стороны читается цепочка.  Растения             травоядное животное           хищник     Билингвальный компонент: человек, животные, растения Правильно! Какие Вы молодцы! Игра ТРИЗ «Что случится, если…» Закройте листочком один из элементов пищевой цепочки. Давайте сделаем  предположение, но его надо  начать со слов … «Если исчезнет…..»         Игра ТРИЗ «Я – самый  главный» Предлагаю детям знаки с изображением объектов живой и неживой природы. – Я предлагаю вам «превратиться» в выбранный объект и объяснить, почему он самый главный. Я – солнышко. Я самое главное. Я даю людям тепло. Я –  вода, я самая главная. Без меня вы  умерли бы от жажды. Я –воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я – самый важный. Я – почва, самая важная. Без меня ничего не растет. Я – растение, земли украшения. Я расту даю красоту и плоды которые вы употребляете в пищу, еще обогащаю кислородом воздух и очищаю воздух. Я –насекомое. Я – опыляю растения, без меня оно не даст не плодов не семян. Я – птица. Я –уничтожаю вредных насекомых Я – заяц – травоядное животное. Я  пища для хищников, человека. Я –  волк – хищник. Я – охочусь на животных, я санитар леса  без меня было бы много больных животных. Я – человек. Я –  могу управлять водой, ветром, почвой. Распахать землю, разводить животных, могу охотиться. Я – микроб, я главный. Если ты человек, не помоешь руки , ты заболеешь, я везде.   – А как Вы думаете, с чем связано исчезновение живых организмов в окружающей среде,  почему каждый день погибает множество  животных и растений? – Давайте попробуем это узнать. СЛАЙД 4 – Что приносит вред природе? –  Как мы можем помочь животным, птицам и окружающей среде?   СЛАЙД 5 – А что же делать с мусором? СЛАЙД 6 Правильно. Люди, которые заботятся о нашей планете, придумали технологию переработки мусора, чтобы потом изготавливать из него много нужных изделий. СЛАЙД 7 (звучит обращение жителей леса с просьбой о помощи) «Ребята, вчера на нашей полянке отдыхали туристы. После себя они оставили много мусора. Нам очень плохо жить на грязной полянке. Помогите нам, пожалуйста!» Игра «Очистим полянку» Давайте поможем лесным жителям, соберем мусор и отправим его на мусороперерабатывающую станцию.       Рассматривают карточки, отвечают. Растения и животные; Хищники и животные Едят мясо, траву. Пищ   евая цепочка всегда начинается с  растения ,а заканчивается  хищником Составляют Растения обязательно кому – то нужны в качестве питания. травоядному животному, травоядное животное в свою очередь тоже служит для кого-то пищей – хищник. Называют слова на трех языках.     Рассуждают, высказывают предположения.   Если исчезнет  одно из звеньев пищевой цепочки, вся  пищевая цепь разорвется, рухнет., исчезнет   Дети превращаются в эти объекты и говорят                           Дети делают предположение.         Рассматривают и называют, делают выводы.               Рассуждают. Высказывают свои варианты.               Сопереживают. Выражают готовность прийти на помощь.         Собирают и сортируют мусор.
III.Қорытынды бөлім   Итог занятия. Систематизация знаний. Какие Вы молодцы! Теперь  мы, с Вами знаем,  почему даже из Космоса стали заметны проблемы Земли. Давайте сделаем так, чтобы и другие люди узнали,  что нужно делать, чтобы не навредить природе. Коллаж  «Сохраним нашу планету !» -Свой ответ нужно начать со слов… «Я знаю…» «Я могу рассказать…» «Я теперь буду…» Результаты нашего  исследования  мы отправим на космическую станцию. Рефлексия «Лесенка успеха» Кто считает, что отлично поработал, много узнал  – приклеивает звездочку на верхнюю ступеньку; Если  мог работать лучше, не все понял – на среднюю; Не понял в какой проблеме разбирались, не старался на занятии – на нижнюю ступеньку. Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы! Обощают и систематизируют полученные знания. Создают коллаж.                 Анализируют и оценивают свою деятельность.