«Мой цветок потенциалов»


Кириллова Елена Александровна

воспитатель ГККП «Ясли-сад №22 «Нұрай» акимата города Темиртау отдела образования города Темиртау»

Конспект организованной учебной деятельности  в старшей группе

Тема: « Мой цветок потенциалов»

Цель:  развивать у детей понимание уважения, чувства любви и уважения к себе и другим людям; формировать умение воспринимать себя и других людей; дать представление об уникальности и неповторимости каждого человека.

Организационный момент:

1.Вступительное слово воспитателя:

Воспитатель:                                                                                                                                             – На прошлых занятиях мы с вами знакомились друг с другом и узнали много интересного о себе и о других.  А сейчас я вам хочу предложить  путешествие в мир своих возможностей, туда, где находятся ваши способности, ваш ум, ваши чувства. Сегодня мы с вами лучше узнаем себя, что мы о себе думаем, как понимаем других людей.

2.Знакомство с «Цветком потенциалов»

Воспитатель:                                                                                                                              – Давайте закроем глаза и представим себе, что каждый из вас – это чудесный цветок, а каждый лепесток – это то,что очень важно для человека. (звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза,предствляют себя цветами)    Воспитатель:                                                                                                                         – Открываем глазки, мы сейчас с  вами сделаем один большой цветок с помощью ваших представлений.                                                                                     (воспитатель на интерактивную доску выставляет сердцевину цветка- рисунок лица ребенка)                                                                                                                         – Посмотрите эта сердцевина нашего цветка, то есть это вы.  А теперь нам надо сделать нашему цветочку лепестки.                                                                                                  – Как вы думаете, из чего состоит человек? (ответы детей: голова,  руки, ноги и т.д)                                                                                                                                                             –Как это можно назвать одним словом? (туловище или тело человека)                                                 – Вот это будет наш первый лепесток цветочка (на доске появляется лепесток с изображением тела человека или с надписью, если дети умеют читать)                                       –Как вы думаете, прежде  чем сказать какую либо фразу, что мы  сначала делаем?                    (ответы детей)                                                                                                                                      – это будет второй лепесток нашего цветочка (появляется лепесток и изображением мыслей или надписью)                                                                                          -Когда нам нравится или не нравится  что то, нас обидели или наоборот порадовали, что мы испытываем?  (ответы детей)                                                                      – Это будет третий лепесток нашего цветочка (появляется лепесток и изображением чувств или надписью)                                                                                                                                                       -Когда мы дружим с кем то либо, разговариваем, скучаем о ком то, как это чувство или действие  называется?     (ответы детей)                                                                                   Это будет четвертый  лепесток нашего цветочка (появляется лепесток и изображением   отношений друг с  другом  или надписью)                                                               –  Когда нам предлагают  обратить внимание на себя, поведение, внешний вид, как это называется?     (ответы детей)                                                                                                  – Это будет пятый   лепесток нашего цветочка (появляется лепесток и изображением   отношений к себе или надписью)                                                      Воспитатель:                                                                                                                               – посмотрите у нас получился цветочек, похож на каждого из нас. В центре «цветка»  на рисовано или  написано  «Я», а лепестки означают то, из чего мы с вами состоим.  Давайте мы с вами немного поговорим, для чего это все нам надо .                                                                                                                                                        –Вот первый лепесток – « наше тело».  Он говорит о важности нашего тела. Почему? (дети высказывают свое мнение, наблюдения, делятся опытом)                                                                                                                  – Без тела нет человека, тело это жизнь. О нем надо заботиться, правильно ухаживать, для того, чтобы быть здоровым, крепким и выносливым.                                              -А как вы ухаживаете за своим телом?                                                                                          -Что  вы делаете для того, чтобы ваше тело чувствовало себя хорошо? (ответы детей)                                                                                                                                                -Второй лепесток – это   «мои мысли».  Что значит для человека мысли? (дети высказывают свое мнение, наблюдения, делятся опытом)                                                                 – Не даром говорится в пословице  «Ум всему голова»                                                                                   -Как вы понимаете пословицу? О чем она? (Дискуссия, ответы детей)                                      Физминутка под музыку. (выполняют движения под музыку, садятся на свои места)                                                                                                                                              Воспитатель:                                                                                                                                    – Ум, ребята, также зависит то человека. Он развивает свой ум, учится, становится умнее и когда растет,  тоже становится умнее.  А это значит, что  он может больше понять, лучше рассказать о том, что он знает и передать часть своего ума другим.    И об уме также нужно заботиться, сохранять и развивать его. Но иногда от ума могут быть и неприятности.    Сейчас я вам расскажу одну  сказку  про братца   Кролика.

«Все существа, которые жили в лесу, думали о братце Кролике как о ловком и умном.   Но ему самому казалось, что лучше всего иметь больше ума.  И тогда   он отправился к совей тетушке Крольчихе, очень старой и мудрой. Кролик попросил, чтобы она дала ему немного ума.   Он сказал, что он  самое слабое существо в лесу, и у него много врагов, которые могут его поймать и обидеть. Тетушка подумала и сказала:                                                                                                                                                          – Хорошо, я дам тебе еще ума, но сначала  ты должен сделать  кое –что для меня.  Я хочу,  чтобы ты принес мне белку вон с того дерева»                                               Братец Кролик ответил:                                                                                                                                                – Что у меня нет много ума, но я думаю, что  смогу ее поймать”.  Он взял большой мешок, накинул на шею два камня, натянул себе на голову мешок и сел под дерево.   Затем он ударил камень о камень, и раздался звук, и белка услышала и крикнула: «Привет!» .                                                                                                                                        Но Кролик  продолжал постукивать камнем, и белка спустилась чуть ниже и вновь поздоровалась:                                                                                                                                 – Кто это? – спросила она.                                                                                                                – Дик Большой Мешок.                                                                                                                       – Что ты делаешь?                                                                                                                                 – Я колю орехи.                                                                                                                                   – А я могу тоже поколоть орехи?                                                                                                     – Конечно, спустись вниз и залезь в мешок.                                                                                              Белка спустилась и залезла в мешок, братец Кролик поймал и отнес ее к тетушке Крольчихи.  Тетушка похвалила его, но ума не дала, а попросила выполнить еще поручения. кролик выполнил еще несколько заданий, одно другого тяжелея и опаснее.  и тогда тетушка Крольчиха сказала:                                                                         – Нет,  братец Кролик, я не дам тебе еще ума, ты станешь опасен для всех животных в лесах и полях.    И еще добавила:                                                                                           – Жизнь даст тебе еще много уроков, и ты действительно получишь еще больше мудрости, если будешь изучать эти уроки.                                                                           (Воспитатель вместе с детьми обсуждает содержание сказки )                                                                                                                                       О чем эта сказка?                                                                                                                                 – Как можно сказать о Кролике, какой он?                                                                               – Почему тетушка Крольчиха не дала Кролику больше ума?                                                                                                                                – Кто умнее тетушка Крольчиха или Братец Кролик? Почему?  (дети высказывают свое мнение, отношения  к героям, ведут дискуссию)                                                                           Третий лепесток цветка – это «мои чувства»                                                                               – А что вы знаете о чувствах?                                                                                                                 – Что такое чувства?     (Дискуссия, ответы детей)                                                                           – А где живут чувства?  Найдите у себя на теле то место, в котором, как вам кажется находятся чувства?           (Показ, ответы детей)                                       Воспитатель:                                                                                                                                    – Да, получается так, что тело – это наш дом, и  в нем живут наши способности: ум в голове, а чувства в сердце.   В народе так и говорят: «Сердцем чувствую».                      И сейчас я вам предлагаю нарисовать большое – большое  «Сердце доброты».                       Ведь для того, чтобы заботиться о своих чувствах, о своем здоровье, нужно научиться быть добрым.       (дети рисуют сердце, а на доске появляется большое, красное  «Сердце»)                                                                                                                            – Посмотрите, у нас тоже появилось большое «Сердце доброты».  Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра  и помогать хорошо заниматься.     А сейчас  вытяните руки к нашему сердцу, раскройте ладошки  и представьте себе, что на них лежит столько добрых чувств, сколько может  поместиться в ваше сердечко.  Поместите в свое сердечко как можно больше добра.                                                  (воспитатель делает движения руками, соединяя их вместе прикладывает в груди)                                                                                                                                                  – существует пословица « Не чувства и желания правят человеком, а человек ими»  Воспитатель:                                                                                                                                   – Сейчас я вам расскажу еще одну сказку:                                                                                  « Жил на свете один богатый Император, у которого всего было много.  Много было скота и пищевых запасов, много ковров, посуды, много земель, домов, дворцов.  У него были леса и поля, луга и реки, и даже высокие горы со снежными вершинами , и стекающими с них водопадами.   И еще у него много слуг, много советников,  и все его советники давно давали ему один мудрый совет: «Женись!» – говорили они ему.                                                                                                                                         – Пусть жена твоя будет прекрасна  и душой , и телом. И пусть она любит тебя, Ведь без любви, нет на свете счастья»                                                                                               Но, богаты Император, на то отвечал:                                                                                                              – Я женюсь, когда буду владеть всем миром. Когда вокруг меня будет все из золота. И все это золото  будет принадлежать мне!                                                                Долго или  коротко ,но только один раз на охоте он чуть не наступил на маленькую  голубую змейку.  Таких змеек он никогда не видел, они не водились в его лесах.  И он хотел уже раздавить ее своим сапогом, но только змейка взмолилась, и сказала человеческим голосом:                                                                                                                                – Не убивай меня, император!  Я выполню любое твое желание!                                                     Усмехнулся Император, не поверил змейке.  Однако сказал:                                                              – «Хорошо, я не убью тебя, но только сделай так, чтобы вокруг все меня было из золота . И пусть все это будет принадлежать мне!                                                                                -Хорошо! – ответила змейка                                                                                                              -Отпусти меня, а там посмотришь, что будет!                                                             Послушался император и отпустил змейку. Глядь, а у него в руках какая- то  длинная тросточка появилась. Только коснулся он дерева ею и дерево тут же стало золотым. Коснулся цветов – цветы стали золотые,  коснулся своих слуг – и слуги застыли и стали тоже золотыми.  И все, чего касался император  своей тросточкой становилось золотым – и птицы, и деревья, и  все живое и даже еда. Все перестало двигаться  и жить, издавать звуки и благоухать.   Только блик золота слепил глаза  и кружил императору  голову.   Но, наконец, он проголодался и кликнул слуг, но никто не пришел на его зов, никто не откликнулся. Тогда император  сам отправился на поиски своих людей и еды.  Но ему встречались лишь застывшие золотые фигуры, еда также застыла и превратилась в золото.  Было тихо и мертво. Закричал от ужаса император, стал умолять свою тростиночку расколдовать всех и все, пусть будут все живыми, пусть разговаривают и ходят. Не нужно ему столько золота.  самое лучшее золото – золото души, жизни, понял он. Но у вы, никто ему не ответил, по прежнему тихо было вокруг. И среди всего золотого великолепия император умер от голода,  жажды, одиночества и пустоты. В тоске и отчаянии провел он свои последние часы.                                                                                                                               Воспитатель:                                                                                                                                              – О чем эта сказка? Понравился ли вам император?                                                                               – Как вы думаете,  был ли император счастлив?                                                                                       –Почему нужно самому руководить своими чувствами, но не всегда чувства могут руководить нами?                                                                                                                                                               – Почему руководить нами должны только добрые чувства?                                                                            – Как узнать, какие чувства добрые, а какие нет?                                                                                   -Сейчас я вам предлагаю раскрасить цветок – чувств так, чтобы было видно какие чувства добрые, а какие не очень. ( можно предложить детям не очень хорошие чувства оторвать и выбросить, а хорошие чувства прикрепить к груди и продемонстрировать их под музыку сверстникам)                                                   Воспитатель:                                                                                                                                       – Что еще хочет сказать нам наш цветок – потенциалов? (беседа об отношениях с другими людьми), (дети высказывают свое мнение, делятся впечатлениями, личным опытом из жизни)                                                                                        Воспитатель:                                                                                                                              – Да, отношения с другими людьми значит в нашей жизни много.  Мы с вами стараемся быть к друг другу любезными, ни когда не ссориться, учимся понимать других людей.                                                                                                                    Воспитатель :                                                                                                                                          -Каждый стремиться узнать себя по лучше. И это не так уж и просто. Вот мы сейчас попробуем поиграть в игру «Кто я?»    (раздает каждому ребенку зеркальце)                                                                                                                                            –Посмотрите в зеркальце, и постарайтесь посмотреть на себя»чужими»  глазами, так как будто бы вы «художники», и вы собираетесь нарисовать того, кого видите в зеркале.  Для того, чтобы «художнику» было понятнее, как этот человек выглядит, измените выражение лица.  Пусть оно будет у вас и веселым, и грустным, и смешным, можете состроить какую – нибудь гримасу и т.д. (дети смотрятся в зеркало и делают различные гримасы, зарисовывают )

Воспитатель:                                                                                                                                  Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы сами много говорили о себе много рисовали, а сейчас я вам предлагают исполнить песню про друзей.  (дети исполняют песню)