Открытый урок на тему «Химический метод борьбы с сорными растениями»


Қалиолдаев Думан Ержанұлы 

преподаватель специальных дисциплин агрономии КГКП «Восточно-Казахстанский сельскохозяйственный колледж»

КГКП «ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

«Согласовано»                                                 «Утверждаю»

Методистом колледжа                                     Заместитель директора по УР

________ А.С.Кабдуалиева                             _________ А.С.Ескалиева

«____»________ 20___ г                                «___»________20____г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

НА ТЕМУ:«Химический метод борьбы с сорными растениями»

Специальность: 1502000 «Агрономия»

Квалификация:1502033 «Агроном»

Предмет: «Защита растений»

Курс: 2

Группа: 2 А

Рассмотрено на заседании

предметно цикловой

комиссии «Механизации и агрономии»

протокол №__ от «__»____ 20___ г

Председатель ПЦК_______ Кокышева Г.Б.

Составил преподаватель специальных дисциплин агрономии: Калиолдаев Д.Е

2019-2020 учебный год

Предмет: Защита растений

Тема урока: Химический метод борьбы с сорными растениями 

Группа:  2 А

Аудитория:  № 413

Цели занятия.

Обучающие: Ознакомить учащихся с классификацией гербицидов . Научить студентов мерам защиты по борьбе с сорными растениями.

Развивающие: Способствовать развитию  логического мышления.Умению объяснять значение выбора  химических средств защиты от сорных растений.

Воспитательные: Формирование умений применять полученные знания на практике.

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Теоритический урок с использованием ИКТ

Оборудование урока: Мультимедийный проектор, презентация раздаточный материал, видео, лист оценивания( критериальное оценивание)

Межпредметные связи: Ботаника с основами физиолгией растений, агрохимия, земледелие с основами почвоведения.

Методы и  новые технологии ,используемые на уроке: Элементы ИКТ, элементы игровой технологии, метод «Постера», акростих, синквейн, стратегия 3 «М».

Основная литература: «Защита растений» С.М.Поспелов,М.В. Арсеньева, Г.С.Груздев, 428-453 стр.

Дополнительная литература: Шкаликов В. А. «Защита растений от болезней» М: Колосс 2001г.

План занятия:

Структура занятия Формы проведения Время (мин)
  I. Организационный момент -приветствие -отметка отсутствующих -постановка целей и задач урока -деление на команды По рапортичке   (психологический настрой)   5 мин.
       II. Проверка д/з: «Классификация пестицидов» Программа «Learningapps» (тест) Каждый студент отвечает на заданные вопросы 10 мин.
  III.   Динамическая пауза     Физ. минутка 3 мин.
  IV. Объяснение новой темы. «Химический метод борьбы с сорными растениями»     1)Беседа. 30 мин.
2)Слайды с использованием мультимедийного проектора,
3)Видео материал
4)Метод «Постера»
    V. Закрепление Акростих, синквейн 12 мин.        
  VI. Рефлексия Стратегия 3 «М», самооценка учащихся 5 мин.
     VII. Заключение Обобщить и сделать выводы по работе учащихся 3 мин.
7   VIII. Домашнее задание. Реферат на тему «Химический метод борьбы с сорными растениями»,  «Защита растений» С.М.Поспелов,М.В. Арсеньева, Г.С.Груздев, 428-453 стр.   2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Проверка пасещаемости, отметка отсутствующих по рапортичке.
  3. Сообщить тему урока «Химический метод борьбы с сорными растениями». Постановка целей и задач урока.  Запись темы в тетрадях, на доске.
  4. Поделить учащихся  на 2 команды.

II. Проверка домашнего задания.

Используется программа тестовых заднании  «Learningapps»

  Вопросы:

1) Соединения сплошного или избирательного действия для борьбы с

сорной и ядовитой растительностью называются:

А. арборициды

Б. инсектициды

В. гербициды

Г. гермициды

2) Нематоциды- это ядохимикаты, использующиеся для борьбы с:

А. клещами

Б. грызунами

В. водорослями

Г. круглыми червями

3) Для привлечения насекомых используют:

А. репелленты

Б. аттрактанты

В. десиканты

Г. дефолианты

4) Контактные пестициды это-

А. вещества, убивающие все живое на расстоянии не более 1 м

Б. вещества, убивающие насекомое при контакте с любой частью тела

В. вещества, проникающие в организм насекомого через ЖКТ

Г. вещества, проникающие в организм насекомого через органы дыхания

5) Укажите требования,предъявляемые к пестицидам:

А. стабильность

Б. токсичность

В. безопасность

Г. эффективность

6) Для борьбы с насекомыми применяют:

А.инсектициды

Б.родентициды

В. десиканты

Г. дефолианты

7) Препараты для борьбы с растительноядными клещами называются

А. Авициды

Б. Акарициды

В. Инсектициды

Г. Фунгициды

8) С какого возраста допускаются к работе с пестицидами

А. 16 лет

Б. 18 лет

В. 20 лет

Г. 25 лет

9) Обработки пестицидами могут проводиться (выберите время суток)

А. Дневное время

Б. Вечерние часы

В. Ночное время

Г. Любое время дня

10) Допустимая скорость ветра при малообъемном и ультрамалообъемном

опрыскивании

А. 1 м/с

Б. 2 м/с

В. 3 м/с

Г. 5 м/с

III. Динамическая пауза (Видео)

IV. Новая тема. «Химический метод борьбы с сорными растениями»

В общей системе истребительных мер борьбы с сорняками в настоящее время в стране широко распространены химические способы уничтожения сорных растений.

Под химическими способами борьбы с сорняками понимается применение различных химических соединений  путем нанесения их на почву или растущие сорняки в посевах сельскохозяйственных культур. Такие химические препараты получили название «гербициды».

Гербициды (от лат. herba – трава и лат. caedo – убиваю) – химические соединения, применяемые для уничтожения сорной растительности или другой нежелательной растительности в посевах сельскохозяйственных культур.

Гербициды классифицируются по трем признакам:  по характеру действия и  по принципу действия и способу внесения

По характеру действия гербициды делятся на две группы:

а)      сплошного действия, т. е. уничтожают растения всех классов (Раундап,Торнадо, Граунд)

б)      избирательного (селективного) действия — токсичны для одних классов и безвредны для других. (Лонтрел, Линтур)

По принципу действия гербициды подразделяются на:

а)      контактные гербициды — поражают те части растения, на которые наносится гербицид. Вызывают в местах попадания ожоги листьев, разрушение хлорофилла и увядание растений:  (РЕГЛОН СУПЕР 150 в.р.).

б)      системные  гербициды . Эти гербициды вызывают нарушение роста и деления клеток, разрастание тканей, деформацию листьев и стеблей, образование воздушных корней. При соблюдении рекомендованных норм и технологии применения, данные гербициды проявляют высокую избирательность, подавляя двудольные растения и не действуют на злаки. (ВИДМАСТЕР 480 в.р.ЛИНТУР 70 в.р.).

Классификация гербицидов по способу внесения

Способ внесения определяется предполагаемым контактом гербицида с определенными частями растений.
а)      Почвенные гербициды применяют после высева семян растений, до появления их
всходов и всходов сорняков.
б)      Листовые гербициды применяют при борьбе с вегетирующими растениями, их наносят
на надземные части – побеги, листья и т.д. Внесение обычно проводят путем
опрыскивания.
в)       Корневые гербициды вносят при помощи заделывания гранул в почву либо капельного орошения (фертигации).

В настоящее время для борьбы с сорной растительностью наиболее широко применяются гербициды избирательного действия. Избирательность действия обязательно предполагает неодинако­вую реакцию или разных растений на определенный гербицид, или одного вида, или класса растений на различные гербициды.

Норма гербицида зависит от степени засоренности и фазы развития культуры и сорняков, почвенно-климатических и других условий. Наибольшую токсичность гербициды проявляют при температуре окружающей среды 18-24 ° С. Действие почвенных гербицидов лучшая в умеренно теплую погоду с температурой воздуха 15-20 ° С и влажности почвы не менее 20-22% полевой влагоемкости.

В связи с тем, что препараты отдельных классов имеют разные свойства ( химические, токсические и биологические свойства)  на каждую культуру- мы применяем гербициды различных видов.   Описывая их, нам надо будет придерживаться норме, против каких сорняков и когда использовать гербициды.(табл. 1 ).

Применение наиболее распространенных гербицидов в посевах сельскохозяйственных культур.

Таблица 1

Название препарата Норма расхода препарата, г кг, л / га Против каких сорняков Способ и время обработки
Зерновые колосовые
Пума Супер 1,0 Однолетние злаковые сорняки (овсюг, полевица, плос-куха, щетинник) Опрыскивание вегетируютих сорняков, начиная с фазы 2-го листа до конца кущения (независимо от фазы развития культуры)
Ультра 720 0,7-1,2 Однолетние и некоторые многолетние двудольные сорняки Опрыскивание от фазы кущения до выхода в трубку культуры
Кукуруза
Аценит А 880 2,0-3,5 Однолетние злаковые и двудольные сорняки Опрыскивание почвы после посева, но до появления всходов культуры
Базис 75 0,02-0,025 Однолетние и многолетние злаковые и двудольные сорняки Опрыскивание в фазе 2-5 листьев у культуры
Дуал Голд 960 ЕС 1,2-1,3 Однолетние злаковые и некоторые двудольные сорняки Опрыскивание почвы до посева или до появления всходов культуры
Зернобобовые культуры
Гербитокс 0,5 (на посевах гороха) Однолетние двудольные сорняки Опрыскивание в фазе 3-5 листьев культуры
Пантера 1,0-2,0 (на посевах сои) Однолетние и многолетние злаковые сорняки Опрыскивание в фазе 2-4 листьев у однолетних сорняков или при высоте многолетних 10-15 см (независимо от фазы развития культуры)
Селект 120 1,0-1,8 (на посевах гороха и сои) Однолетние и многолетние злаковые сорняки Опрыскивание посевов при высоте однолетних сорняков 3-5 см или 15-20 см многолетних (независимо от фазы развития культуры)
 

 

 

Способы и сроки внесения гербицидов

В зависимости от формы препаратов различают способы введения: опрыскивания, опилки, рассев гранул или смесей гербицидов с минеральными удобрениями, внесение тканевыми смачивателями верхушек растений, внесенные с поливной водой при орошении (Гербигация).

Сроки внесения того или иного препарата зависит от свойств культурных растений и сорняков, климатических и грунтовых условий.

Опрыскивание может быть крупнокапельное (диаметр капель более 500 мкм), обычным (300-500 мкм), мелкокапельная (80-100 мкм) и аеразольним (1-30 мкм). При авиаопрыскивания средний диаметр капель водных растворов может быть от 80 до 280 мкм. Количество воды зависит от формы препарата и характера его действия и составляет от 300-500 до 250-400 л / га, а при авиаопрыскивания уменьшается до 50-100 л / га.

Эффективная обработка гербицидами в безветренную мягкую теплую погоду. Нецелесообразно применять их в засушливый период и в ветреную погоду.

Средства индивидуальной защиты и правила личной гигиены при работе с гербицидами.

       Для предотвращения попадания гербицидов в организм через кожу, дыхательные пути и слизистые оболочки все лица, работающие с гербицидами, должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты.

    Необходимость выбора средств индивидуальной защиты диктуется физико-химическими и токсическими свойствами препаратов, их формой, условиями труда и т. д.

   Индивидуальные средства защиты: спецодежда, спецобувь, респиратор, противогаз, рукавицы, перчатки и защитные очки — выдаются на весь период работ c гербицидами и хранятся в специально выделенном помещении в отдельных шкафах.

К работе с гербицидами допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, обученные, имеющие допуск на право работы с химическими веществами.

2. Видео материал . После видео, студентам дается задание в котором первая команда описывает плюсы, вторая команда минусы применения гербицидов)

Гербициды  

3. Задание с применением метода «Постер»

Классификация по характеру действия
Классификация  по способу внесения
Классификация по признакам
Классификация по  принципу действия

 V. Закрепление

Закрепление урока с методами «Акростих» и «Синквейн»

Термины для задания

а)ПЕСТИЦИД

б)ГЕРБИЦИД

Акростих (групповая работа)

Слово Глаголы или словосочетание
П  
Е  
С  
Т  
И  
Ц  
И  
Д  
Слово Глаголы или словосочетание
Г  
Е  
Р  
Б  
И  
Ц  
И  
Д  

Синквейн (групповая работа)

Гербицид Пестицид
   
   
   
   

VI.  Рефлексия

      Стратегия 3 «М»

  • Мои преимущества
  • Мои недостатки
  • Мои достижения

V. Заключение.

Подведение итогов урока. Обобщить и сделать выводы по работе учащихся.Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

Реферат на тему «Химический метод борьбы с сорными растениями»,

«Защита растений» С.М.Поспелов,М.В. Арсеньева, Г.С.Груздев, 428-453 стр.