Программно-целевой подход в развитии учебного заведения в современных условиях


Кашенева Р.А.

директор КГУ “Комплекс колледж искусств – ШОД

Аннотация: Система образования в Республике Казахстан претерпевает значительные изменения: на первый план выходит парадигма развития личности и подготовка конкурентоспособного выпускника. Поэтому в Комплексе «Колледж искусств – ШОД» происходит становление новой Программы развития образовательного учреждения. В статье затронуты некоторые аспекты перехода Комплекса «Колледжа искусств – ШОД» из режима функционирования в режим развития. Проведен анализ внутренних ресурсов, играющих стратегическую роль для инновационного развития Комплекса. Описан процесс оптимизации учебной деятельности Комплекса и ожидаемый результат.

В условиях глобальных мировых преобразований, порождающих реформы и процессы модернизации всех систем государства и общества, особенно важным становится человеческий капитал. «…Современную экономику называют экономикой эффективных человеческих ресурсов, что подчеркивает главную, определяющую роль именно человеческого капитала в развитии современного государства и общества»(1).

Сложившиеся, на сегодняшний день, система организации и функционирования учреждений профессионального образования практически не учитывает не только изменяющаяся социально-экономическую ситуацию, но и рождение новой образовательной парадигмы, в центре которой – личность.

 Реформа образовательной системы страны, изменение роли и места образовательных учреждений технического и профессионального образования в сфере образовательных услуг, повлекло за собой смену целевых ориентиров в подготовке специалистов: выпускник колледжа должен быть конкурентоспособен. Конкурентно способность определяется не только крепкими знаниями, отлично сформированными умениями и профессиональными навыками, но и способностью к изменению, саморазвитию в условиях быстро меняющегося рынка труда. На первый план выдвигается  проблема поиска путей устойчивого развития образовательного учреждения, успешных моделей управления.

Одним из самых распространенных и наиболее успешных в современной практике является программно-целевой метод управления (англ, project management), опирающийся на планирование деятельности по достижению цели. Данный метод, способен обеспечить не только реализацию долгосрочных приоритетов, прозрачность и согласованность планов разного уровня управления и различной ведомственной направленности, но и гарантировать высокоэффективную реализацию крупномасштабных проектов. Именно таким важным и крупномасштабным проектом является Программа развития образовательного учреждения. И ее эффективность будет значительно выше, если при разработке будут заложены важнейшие компоненты стратегического менеджмента:

  • системный анализ внутренней и внешней среды с целью выявления конкурентных преимуществ имеющихся и возможных.
  • взаимодействие с внешней средой, организация обратной связи, партнерства
  •  открытость политики учебного заведения
  • поиск стратегических ресурсов среди имеющихся, существенно влияющих на эффективность реализации образовательной деятельности (аутсорсинг)
  • обеспечение педагогического коллектива организации соответствующим уровнем компетенций, необходимых для реализации плана развития

Важно, чтобы Программа отличалась комплексным характером, была согласована по уровням, формировалась на основе долгосрочных прогнозов и научно обоснованных целей государственного развития, разрабатывалась в соответствии с принципами объективности, достоверности, однозначности, экономической оправданности и своевременности. Именно данными положениями руководствовались мы, при разработке Программы развития «Комплекса «Колледж искусств – ШОД». Данная программа направлена на  реализацию перехода учебного заведения из режима «функционирования», (бесспорно успешного), в режим «развития». Наше видение: Комплекс «Колледж искусств – ШОД» – кластер инновационной образовательной сферы по специальностям  искусства в профессиональном звене, учебно-методический и концертно-творческий центр Северо-Казахстанской области. Миссия: «формирование успешного, востребованного обществом творческого специалиста, воспитанного в органичном синтезе лучших достижений европейской и национальной культур».

Анализ внутренних ресурсов показал обеспеченность организации образования педагогическим коллективом с соответствующим уровнем компетенций. Педагогическую деятельность осуществляют: 1 – кандидат наук педагогических наук,8 работников – обладатели Почетного знака Министерства культуры, информации и  общественного согласия РК и Государственного фонда поддержки культуры и искусства в РК «Мәдениет қайраткері» и «Мәдениет саласының үздігі», 1 – Отличник образования, 60 – имеют высшую и первую категорию. Средний возраст педагогического работника – 46 лет. 70 % коллектива – концертирующие исполнители, действующие актеры, хореографы, художники, способные интегрировать практические навыки с основами теоретических знаний. 40% – из них владеют двумя языками, 100% владеют ИКТ, ежегодно педагоги проходят курсы повышения квалификации. Средний возраст составляет 46 лет. Подготовлено более 100 обучающихся комплекса, ставшими лауреатами и дипломантами республиканских и международных профессиональных конкурсов. На наш взгляд, это может стать стратегическим ресурсом для инновационного развития Комплекса. В то же время, следует мотивировать молодых преподавателей Комплекса на получение магистерского образования, что положительно скажется и на уровне их компетенций, заработной плате и имидже учебного заведения в целом.

 КГУ «Комплекс колледж искусств – специализированная школа – интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля» – это образовательный комплекс, реализующий  программы непрерывного профессионального образования по ступеням – «школа – колледж». Данное образовательное учреждение является уникальным образовательным проектом в Северо-Казахстанской области. Учебных заведений подобной структуры в республике всего два: аналогичное учебное заведение существует в г. Павлодар. В отличие от ГУ Комплекс «Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат для одаренных детей» (г. Павлодар), КГУ «Комплекс колледж искусств – ШОД» осуществляет подготовку по более широкому спектру специальностей  искусства и культуры. Обучение осуществляется на двух языках по 15 специальностям (12 квалификациям). Учебное заведение имеет богатые традиции и историю. В 1957 г. было открыто музыкальное училище, позже – реорганизовано в колледж искусств с добавлением трех специальностей (живопись, актерское и хореографическое искусство). С 2006 – колледж вновь преобразован в Комплекс, путем слияния с школой – интернатом для одаренных детей музыкально-эстетического профиля. Анализ внешних ресурсов так же свидетельствует о наличии конкурентных преимуществ в образовательной среде.

Существенного внимания и разработки требуют механизмы взаимодействия с социальными партнерами и работодателями. Наименьшее количество выпускников непосредственно трудоустраиваются после окончания колледжа, большая их часть продолжают свое профессиональное образование в профильных ВУЗах Республики Казахстан и ближнего зарубежья (Россия). Многоступенчатость – специфика образования в сфере искусства. Важнейшая роль в становлении профессиональных компетенций выпускника принадлежит школе и колледжу.

Предстоит совершенствовать и формы профориентационной работы, содействовать «открытости» учебного заведения. Сегодня мы активно используем ресурсы интернет-платформ, привлекаем общественность, работодателей, родительский и студенческий актив к обсуждению и принятию важных решений, внешней и внутренней оценки деятельности обучающихся, пед. коллектива и учебного заведения в целом. Ежегодно проводим Дни открытых дверей, выезжаем в районы с концертами и семинарами. Приглашаем представителей профильных ВУЗов Республики с мастер-классами, концертами, совместными творческими проектами.

Предстоит системная работа по укреплению и модернизации материально- технической базы. Важным для нас является постройка концертного и спортивного залов, расширение площади общежития и интерната, увеличение фонда учебных аудиторий.

Процесс оптимизации претерпевает и учебная деятельность Комплекса. Разрабатываются механизмы мотивации и стимулирования успешной деятельности обучающихся и педагогов. Рейтинговая система должна усовершенствовать систему контроля учебного заведения.

Важнейшим результатом реализации Программы развития Комплекса «Колледж искусств – ШОД» на 2020-2025 гг. станет переход из режима функционирования в режим развития. В ходе выполнения основных направлений Программы будет обеспечиваться планомерное и поступательное совершенствование материально-технической базы Комплекса для внедрения современных технологий обучения, в том числе и онлайн-обучения, что окажет положительное влияние на весь процесс организации подготовки кадров, отвечающих требованиям общества, родителей и учащихся.

Повышение качества образовательных услуг, развитие студенческого потенциала будут на первом месте в ходе реализации этой Программы.

В результате реализации целей и задач Программы Комплекс видит себя лидером системы профессионального образования в сфере искусства, центром инновационной образовательной деятельности по специальностям искусства, учебно-методическим и концертно-творческим центром Северо-Казахстанской области

  1. Черных И.: Человеческий капитал – основа модернизации [электронный ресурс  TOTAL]
https://total.kz/ru/news/mneniya/chelovecheskii_kapital_yavlyaetsya_osnovoi_modernizatsii__irina_chernih_date_2018_01_16_17_09_53