Классный час « День Независимости Республики Казахстан»


Костанайская  область

Г.Костанай

Школа-гимназия № 5 «А»

Григорьева Наталья Александровна

Учитель начальных классов

 

Цель: формирование у учащихся казахстанского патриотизма, миролюбия, национального согласия, активной гражданской позиции; повысить интерес к истории родной страны; воспитывать чувство любви и гордости за свою страну, ее богатую историю и нелегкую судьбу, любовь к природе родного края.

 

Оборудование: Портрет Президента, слайд-шоу «Независимый  Казахстан», газетный материал, выставка книг, физическая карта Казахстана.

1.Приветствие

Здравствуйте, уважаемые гости, уважаемые ученики!

Добро пожаловать на наш праздничный классный час.

2.Психологический настрой

Прошу вас выйти на сцену. У вас есть прекрасная возможность выразить друг другу свои пожелания. (Учащиеся вручают друг другу шары и желают друг другу пожелания.)

Дети читают стихотворение.

      МОЯ РЕСПУБЛИКА

1.Всегда тепла родная сторона.

Всем до могилы дорога она.

И мне земля, богатая несметно,

Судьбою благодатною дана.

 

2.Как не любить ее мне все сильней!

Ведь шесть Германий уместится в ней!

Алтай – начало, Каспий – окончанье.

Вот где лежит гнездо судьбы моей.

 

3.На юге Ала-Тау встал стеной,

Он только солнцу равен высотой.

Его потоки раздели на капли –

В той – виноград, и яблоко в другой.

Семь рек начало с этих гор берут,

Напор воды стремителен и крут,

Стада к целебным волнам

припадают,

Их даже звездочеты не сочтут.

 

4.В аулах нет в помине древних юрт –

Дома стоят, сады вкруг них цветут,

Для нищеты тут не осталось места,

На смену ей – довольство и уют.

 

5.И если кто считает до сих пор,

Что степь пустынна, – это глупый вздор.

Пускай приедет, убедится лично:

Степь засверкала множеством озер

 

6.Собой пески сухие одаря,

Озеленила степи Сыр-Дарья,

Тут зреет стопудовая пшеница.

Пустынны ли подобные края?

 

7.А что Нура? А что седой Иртыш?

Не тысячи, а миллионы ходит

Отар вокруг. Хватает корма им.

 

8.А реки: Жем, Сагыз, Ойлы, Кыйыл?

Геолог нефть в районе их открыл!

Хлестнул фонтан с невиданным

напором,

Едва кору земную пробурил.

 

9.Алтай, Каркаралы, Караганда –

Тут пролегает горная гряда.

О кроющихся в ней великих кладах

Я с восхищеньем думаю всегда.

 

10.Моей земли богаче не найти.

Мой Казахстан, не зря же ты в чести!

В войне великой для врагов отлито

Тобою девять пуль из десяти.

 

11.И я уверен: так же будет впредь.

Не стариться тебе, а молодеть.

Ясна дорога наша, потому-то

Мне радостно на Родину смотреть.

С.Муканов

3.Мозговой штурм

Уважаемые, ученики! Вы прослушали стихотворение «МОЯ РЕСПУБЛИКА»

Учитель: Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня размышлять, рассуждать, спорить?

(Ученики выдвигают свои версии, выражают свои точки зрения).

Учитель: Правильно. Я с вами согласна. Сегодня мы размышляем над  историей нашей страны; замечательной, удивительной, страны с древней культурой.

И целью нашего классного часа – это воспитание чувства патриотизма, миролюбия, воспитание чувства гордости за свою страну, относится с любовью к природе родного края.

4.Практическая часть

Учитель: И сейчас я хочу предложить вам задание на знание о природе родного края.

Ученикам раздается рабочий материал: ватман и маркеры.

Прошу вас раскрыть тему – 1 группа – Природа Казахстана, 2 группа-природные ископаемые Казахстана.

Что вы можете сказать о природе Казахстана и какие ископаемые есть в Казахстане.(Дети работают в группах).

Ответы участников.

Учитель: Вы правильно заметили ребята. Наш Казахстан это удивительная страна, и ее заслуженно можно назвать страной контрастов, в которой соседствует море и пустыни, степи и горы, вечные снега и таежные леса.

5..Блиц –турнир

А сейчас проведем блиц – турнир, проверим свои знания о нашей республике.

ВОПРОСЫ ДЛЯ БЛИЦ-ТУРНИРА

 

1. Государственные символы Республики Казахстан    (Флаг, герб,   гимн)

2. Национальная валюта   (Тенге)

3. Имя сакской царицы      (Томирис)

4. Древний родовой знак казахов        (Тамга)

5. Древний праздник кочевников        (Наурыз)

6. Гора, у подножия которой представители трех жузов решили дать  отпор

    джунгарам     (Ордабасы)

7. Три великих бия Казахстана  (Толе, Айтеке, Казыбек)

8. Автор «Слов назидания» или «Книги слов»    (Абай)

9. Состязание акынов         (Айтыс)

10. Наука, в которой прославился Аль-Фараби   (Математика)

11.Символ Наурыза           (Тюльпан)

12. Народный певец-импровизатор    (Акын)

13. Город, в котором находится Мавзолей Ахмеда Яссави     (Туркестан)

14. Автор эпопеи «Путь Абая»   (М.Ауэзов)

15. Первый летчик-космонавт Республики Казахстан (Т.Аубакиров)

16. Герой юмористических рассказов и анекдотов казахского фольклора

      (Алдар   Косе)

17. Национальное жилище казахов          (Юрта)

18. Автор свода законов «Жеты Жаргы»    (Тауке-хан)

19. Основатели Казахского ханства    (Жанибек, Керей)

20. Последний хан Казахского ханства       (Кенесары Касымов)

21. Поэты XVXVIII веков (Жырау)

22. Священная книга мусульман        (Коран)

23. Вождь гуннов, легендарный военачальник   (Аттила)

24. Первый президент Академии наук РК  (К.Сатпаев)

25. Знаменитые батыры     (Богенбай, Кабанбай, Наурызбай)

26. Национальный напиток        (Кумыс)

27. Первый казахстанский художественный фильм, вышедший на экраны в

      1938 году     («Амангельды»)

28. Казахский героический эпос          (Алпамыс, Кобланды)

29. Первый Президент Республики Казахстан     (Н.Назарбаев)

30. Национальные спортивные игры           (Байга, кокпар)

31. День Конституции Республики Казахстан      (30 августа)

32. Вереница верблюдов    (Караван)

33. Правитель города Отрар    (Каир-хан)

34. Национальный головной убор невесты          (Саукеле)

 

Молодцы ребята.

Вспомним о государственных символах.

6.Государственные символы Республики Казахстан.

24 января 1996 года был принят Указ Президента, имеющий силу конституционного закона «О государственных символах Республики Казахстан» – гимне, гербе и флаге.

Гимн. (Звучит фонограмма первого государственного Гимна Республики Казахстан)

Знакомо ли вам это произведение? Где вы его слышали? Как оно называется? Как нужно себя вести, когда звучит гимн Родины?

(Ответы детей)

В трех куплетах Гимна Республики Казахстан отражен путь казахского народа к независимости, призыв к единству и сплоченности, к дружбе и солидарности народов Казахстана, вера в счастливое будущее. Каждый казахстанский гражданин должен знать текст государственного Гимна и высоко чтить его. Когда звучит гимн государства принято вставать, этим вы проявляете свое уважение народу, земле, традициям страны.

         Вопрос: назовите авторов первого государственного Гимна Республики Казахстан.

         Ответ: слова М.Алимбаева, К.Мырзалиева, Т.Молдагалиева, Ж.Дарибаевой; музыка М.Тулебаева, Е Брусиловского, Л.Хамиди.

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала «Мой Казахстан» (Менің Қазақстаным) — популярная песня, написанная ещё в 1956 году, в которую были внесены изменения для соответствия статусу государственного гимна. Поскольку поправки в текст внесены Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться как соавтор текста.

Также изменены правила прослушивания гимна. Теперь при исполнении гимна на официальных церемониях присутствующие должны вставать и прикладывать ладонь правой руки к левой стороне груди.

Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева (2005).

– Гимн является лишь одним из символов независимого государства Республики Казахстан.

   Герб. «Нет народа без герба, нет героя без копья» – гласит казахская пословица. Слово «герб» происходит от немецкого «erbe» – «наследство» и польского «herb» – «эмблема» и обозначает: наследственный отличительный знак – сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. На государственном Гербе Республики Казахстан изображен шанырак на голубом фоне. Это сердце герба.

-Что он символизирует?

-Он символизирует семейный очаг как основу государства, выражение единства мира. Расположенные вокруг шанырака уыки сверкают, как солнечные лучи. С двух сторон их обрамляют крылья сказочных коней. Легендарные крылатые тулпары – это вечная жизнь, развитие, а также духовное богатство народов, живущих под шаныраком Казахстана. Это мечты и надежды молодого поколения страны на будущее, стремление к движению вперед. В верхней части герба находится пятиконечная звезда. Она является путеводной звездой государства. Как бы передает мечту о счастливой жизни народа, который чтит солнце, луну и звезду. В нижней части надпись «Казахстан». Цвета государственного Герба Республики Казахстан – золотой и голубой. Авторы герба архитекторы Ш.Уалиханов и Ж.Малибеков.

-Как вы думаете, где изображается  герб?

Ответ: Герб изображается на знаменах, печатях, монетах, архитектурных сооружениях, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.д.

 Флаг. Государственный флаг Республики Казахстан – прямоугольное (ширина – 1 м, длина – 2 м) полотно голубого цвета. Этот цвет считается символом спокойствия, светлого будущего и чистого неба. В центре флага расположено солнце с расходящимися лучами. Это – знак мира, светило, несущее жизнь всему человечеству. Под солнцем изображен парящий орел. Это благородная птица, которую народ любит за гордость и независимость. Она символизирует щедрость души, дальновидность и стремление к полету, молодость и независимость нашего государства. В левой части флага нарисован казахский национальный орнамент. Орнамент – это своеобразный почерк эпохи. Для украшения государственного Флага Республики Казахстан его создатель художник Ш.Ниязбеков разработал специальный орнамент, сочетающий в себе основные узоры традиционного декоративного искусства казахов. Солнце, степной орел и орнамент изображены в золотом цвете. Этот цвет выражает изобилие, богатство и счастье.

Вопрос: как вы думаете, что отображает орнамент на государственном Флаге Казахстана?

Ответ: орнамент свидетельствует о древности культуры и национальных обычаев казахского народа. В нем видели магическую силу, охраняющую человека от воздействия злых сил.

-Что означает шанырак?

шанырак-это символ общего дома для всех людей проживающих в Казахстане.

-А крылья тулпара?

Крылья тулпара символизируют мечту о построении сильного, процветающего государства.

-А национальный орнамент?

Национальный орнамент олицетворяет культуру и традиции Казахстана.

На протяжении многих веков казахскому народу приходилось бороться за независимость и суверенитет. Благодаря своим лучшим качествам, умению сплотиться и быть единым в минуту опасности, стремлению жить в мире, согласии и добрососедстве с другими народами, он не исчез в потоке истории. Казахстан, встав на новый путь развития, воплотил вековые мечты народа о свободе.

-А теперь поговорим о столицах ,которые были когда-то. (Презентация Слайды-1-5)

7. Столицы. Одним из символов государственности казахского народа издавна считается наличие крупных городов и центров управления страной. Огромную роль такие города играли в политико-экономической, военно-хозяйственной, торговой сфере, а главное в управлении страной. Управление казахским народом из одного центра охватывает по времени тысячи лет. Город Суяб, основанный в V веке,  был столицей самого первого государства на территории казахских земель древнетюркского каганата. Следующим крупным центром был Баласагуни – один из могущественных городов Центральной Азии. Испенджаб (Сайрам) и Отырар (Фараб) в VIII-IX веках были главными городами древних тюрков, центрами ремесел и культуры. Затем столицей Казахского ханства стал Сыгнак, а в XVI-XVIII веках – город Туркестан. В годы Советской власти столицами Казахстана были Оренбург (1920-1925), Кызылорда (1925-1929), Алматы (1929-1997). А с 20 октября 1997 года столицей Казахстана стал город Астана.

8. Оренбург – первая столица Казахстана. 26 августа 1920 года был подписан декрет «Об образовании Автономной Казахской Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР со столицей в городе Оренбурге. В то время окрестности Оренбурга считались неотъемлемой частью казахских земель. В 1731 году Абулхайыр хан подписал указ о подданстве России. Так крепость Оренбург стала ключом для завоевания Россией всей

Центральной Азии. В Оренбургском  кадетском корпусе обучались свыше тридцати казахских парней. Они считались первыми интеллигентами своего народа. Среди них были общественный деятель Халел Досмухамедов, братья Сейдалины и другие известные люди. Призывавший казахский народ к знаниям и культуре журнал «Айқап» издавался в этом городе. В

Оренбурге работали и выпускали свои труды А.Байтурсынов, С.Сейфуллин, Б.Каратаев, М.Дулатов, М.Шокаев и другие казахские интеллигенты.

В конце 1924 года Оренбургская губерния выделилась из состава Казахской АССР. В марте 1925 года столица была перенесена из Оренбурга в Кызылорду. Тогда Сырдарья была полноводной рекой. Природа вдоль ее берегов была необычайно богата и  красива. Весной  воды     этой   большой   реки

давали  жизнь  всему  живому. В   суровые зимы    река    помогала     выживать   местным     жителям.   Когда      произносили       слово

«Сырдарья»,    люди,    живущие   в  других  местах, представляли

себе   сытую   и   благополучную жизнь. В Кызылорде со всей казахской земли собирались образованные люди, акыны, певцы. Здесь трудились А.Букейханов, С.Сейфуллин, И.Жансугуров, С.Кожанов, А.Байтурсынов. В городе открылся первый музыкальный театр. Своим талантом восхищали публику деятели искусств К.Куанышбаев, С.Кожамкулов, Ш.Жиенкулова и другие. Сейчас на месте этого музыкального театра построено красивое здание областного театра  им. Н.Бекежанова. Сегодня Кызылорда один из центров газовой и нефтяной промышленности. А еще это родина «отца» урожайного белого риса Ибрая Жакаева.

А теперь вспомните и назовите древнее имя города Кызылорды?

Ответ: Ак-Мечеть.

9. В 1929 году столица Казахстана была перенесена из Кызылорды в Алматы. Город, расположенный  у  подножия заснеженного Алатау, редкий по красоте своей природы, был вполне достоин называться столицей. После присоединения Казахстана к России в 1854 году на месте казахского поселения Алматы было построено русское военное укрепление Верное, которое в 1867 году стало административным центром Семиреченской области, и

было переименовано в город Верный. 14 марта 1921 года городу было возвращено его древнее название – Алма-Ата (по-казахски Алматы).

В годы Советской власти в городе были построены замечательные памятники архитектуры: здание театра оперы и балета им.Абая, гостиница «Казахстан», Дворец Республики, театр им.М.Ауэзова, Центральный музей, здание Академии наук и многие другие. И, конечно же, невозможно представить Алматы без  всемирно известного  высокогорного катка Медео. Спорткомплекс Медео – национальная гордость всей республики. В городе также есть около ста высших учебных заведений, десятки театров, концертные и кинозалы, торговые центры и комплексы развлечений. Монумент независимости республики – статуя Золотого человека на высоком постаменте, установленная на площади Республики, символизирует твердую государственную власть на казахской земле.

А теперь вопрос: назовите жемчужину дореволюционной архитектуры города Алматы. Это одно из самых крупных в мире деревянных сооружений.

Ответ: Свято-Вознесенский кафедральный собор, построенный в 1907 году архитектором А.П.Зенковым.

10. В 1997 году в связи с политическими, экономическими    и   международными обстоятельствами  столица Республики   была  перенесена  в   сердце казахских   степей  –  Акмолу   и   получила   название  Астана.   Несмотря   на довольно трудное   экономическое   положение, молодой   Казахстан  принял  это непростое  решение. За короткое  время    провинциальный    город   изменился до  неузнаваемости.  У  красивых берегов Есиля построены современные здания ( Презентация слайды 1-10) Президентский   Дворец, здание Парламента, отели «Интерконтиненталь» и «Астана», новый корпус Евразийского университета, Дворец молодежи, здания министерств, жилые многоэтажные дома. Открыты современные торговый центр «Евразия», международный аэропорт, галерея «Миллениум», Мемориальный комплекс жертвам политических репрессий. Возле здания Парламента можно увидеть памятник трем благословенным казахским биям: Толе би, Казыбек би и Айтеке би, – которые словно сопровождают народ в будущее. А статуя белого барса устремленного ввысь, – символ счастливого будущего молодого Казахстана  XXI века. Но расцвет столицы еще впереди. В будущем Астана будет одним из известнейших городов Евразийского континента. Астана – политический, административный, экономический и культурный центр нашей страны, оплот единства нации, символ государственности.

-Внимание, вопрос: переименование г.Акмолы в Астану произошло…

Ответ: 6 мая 1998 года.

11.Подведение итогов

Ребята, подводя итоги нашего классного часа на тему: «День независимости», мы осознаем, что Казахстан это демократическое, светское и суверенное государство. Наш народ впервые приобрел возможность развивать свою культуру, язык, веру, религию и традиции. Сегодня каждый гражданин республики гордится своей независимостью. Независимость нашей страны – это самое святое приобретение казахского народа. Сегодня нас отделяет всего несколько дней от важной даты. И в такой момент хочется пожелать нам, стране и Президенту любви и процветания, богатства и мира, согласия, удачи, дружбы, понимания, успехов, счастья, терпения и уважения.

Классный час хочется закончить  стихотворением прекрасного поэта

В.Каримова «Мой Казахстан».

                            Мой Казахстан! Ты – Родина моя!

                            Твоих степей бескрайние просторы

                            Душой и сердцем я люблю.

                            Люблю твои серебряные горы.

                            Я верю, что наступит новый век,

                            Пройдут года серьезных испытаний.

                            Придет на смену новый человек,

                            И принесет он много новых знаний.

                            Мой Казахстан, живи и процветай.

                            Ты – колыбель великого народа,

                            Всю красоту и мудрость передай,

                            И сохрани для будущего рода.

 

Учащиеся пишут свои пожелания ,поздравления президенту, друзьям, учителям, на бумажных голубях и прикрепляют их к доске.

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *