Тема:” Изучение производной” 10 класс


Вьялицына Елена Анатольевна

преподаватель ГУ “Вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа отдела образования акимата Аулиекольского района”

Урок № 1.        

        Тема.  Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).

        Цель:        

  • познакомить учащихся со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 7 классе; повторить литературные роды;
  • формировать навыки работы с учебником, лексической работы, выразительного чтения, развивать коммуникативные умения  учащихся;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 7 класса, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.  Проверка домашнего задания.

Анкетирование:

– перечислите названия книг, прочитанных  вами летом, и назовите имена их авторов;

– назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;

– какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.

III. Изучение нового материала.

  1. Выявление  темы, цели, плана урока.

2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса.

Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.

3.Беседа

– Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».

– Укажите название рубрик учебника.  Как вы думаете, почему рубрики так называются?

– Какие справочные материалы содержатся в  учебнике?

– Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?

– Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?

– Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?

– Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?

4. Слово учителя.

– Прочитайте фрагменты статьи Д.С.Лихачёва «Как писать?» на 4-ой сторонке обложки второй части учебника.

5. Обращение к фотографиям Д.С.Лихачёва и выставке его трудов.

6. Слово о Д.С.Лихачёве.

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. – 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

7. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Любите читать!». Ответы на вопросы 1-3.

8. Повторение сведений по теории литературы. Роды литературы.

Роды литературы – наиболее общее деление литературных произведений по способу изображения действительности.

Эпос – изображение событий.

Лирика – изображение переживаний и раздумий лирического героя.

Драма – изображение действия, происходящего на глазах у зрителя.

IV. Подведение итогов урока.

– Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.

V. Домашнее задание.        

1.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».

2.Прочитать  статью учебника «Былины», подготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике.

3.Индивидуальные задания:

– подготовить сообщение о Т.Г.Рябинине;

– подготовить сообщение о Святогоре и Микуле;

– подготовить сообщение о картинах русских художников, посвящённых Святогору и Микуле Селяниновичу;

– подготовить выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает.

                                                                       ҚР Ұлттық  мемлекеттік кітап    

                                                                       Палатасының директоры

                                                               Қойтанов Әділ Коженбайұлына                                                                     

Өтініш

            Мен, Бекетова Балым Аргынгазиновна   сізден ” Ел тарихы-ұрпаққа тағылым”

___________________________________________________________________________________атты кітабына, ISBN халықаралық стандартты кітап нөмірін беруді сұраймын.

                                                                                                         ____________________

                                                                                                        (қолы)

«_______»  _________ «________»

    күні,         айы,            жылы

Мекен – жайы:Қостанай қаласы  Абай көщесі 32-5____________________________________________________

_________________________________________________________________

Телефон нөмірі:87758263041

E.mail: