“Я и мир вокруг меня» по предмету естествознания и экология во 2 классе”


Дермер Елена Валерьевна
Учитель начальных классов ГУ «Средняя школа № 4» г.Костанай

Пояснительная записка

Актуальным методом познавательного развития детей школьного  возраста является исследование и  экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств,  предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании школьник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир который окружает его , используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

 Ребенок  познает мир в процессе любой своей деятельности,   но именно  в познавательно – исследовательской ,  школьник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность. Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «Я и мир вокруг меня» для учащихся начальной школы.

В соответствии с требованиями типовой учебной программы школьного  образования и обучения  мною была разработана программа «Я и мир вокруг меня», которая предлагает наиболее эффективные формы работы с детьми по ознакомлению с живой и неживой природой, что позволяет сформировать у детей первоначальное понимание некоторых природных зависимостей, используя особый вид детской деятельности – к познанию мира и экспериментирование.

Воспитание у учащегося познавательной активности происходит при формировании научного мышления, которое способствует овладению методами научного познания. Научная работа учащихся способствует формированию творческой личности, её развитию и профессиональной ориентации. Особенно актуальна задача приобщения обучающихся к исследовательской деятельности, которая формирует не только способность к продуктивной деятельности, но и такие творческие качества личности, как самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность, системность мышления, что необходимо специалисту в любой области, а не только научным работникам. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.

Цель: программы «Я и мир вокруг меня » направлена на развитие  познавательных интересов учащихся  через познавательный мир и  опытническую деятельность, экспериментирование.

Задачи.

        Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных   ориентации в деятельности детей путем изучения особенностей края.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения своего края.

Программа состоит из структурных блоков, которые действуя по возрастному принципу доступности, усложняются последовательно и соответствуют принципу названию разделов  (наша планета-Земля,жили были динозавры и не только они,удивительные животные,загадки растений,маленькие жители планеты насекомые,подводный мир,способности животных). В программе представлено календарно-тематическое планирование ,занятия  и ожидаемые результаты .

Отличительной особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
[embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2020/08/Программа-2-класс.pdf” download=”all” viewer=”google”] [embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2020/08/Рабочая-тетрадь-2-класс.pdf” download=”all” viewer=”google”] [embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2020/08/Сборник-занятий-2-класс.pdf” download=”all” viewer=”google”]