«Детский сад – моя семья»


Щелканова Ольга Леонидовна

воспитатель я/с 7 ″Ботакан»

Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учиться любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.  В семье он приобретает первый опыт общения, опыт жизни среди людей.

Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Поэтому одной из главных задач воспитательно-образовательной работы детского сада является работа с родителями. Это понятно всем педагогам. Но проблема взаимодействия с семьями воспитанников является до сих пор актуальной и сложной задачей для педагогов.

Ради ребенка мы должны объединить усилия профессионалов-педагогов и близких для малыша людей. Мы должны быть вместе!

Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели: создание единого образовательно-оздоровительного пространства: детский  сад — семья.

При этом решаются следующие задачи, выделенные нами как приоритетные:

1. Повышение  педагогической культуры родителей.

2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение более  эффективных форм работы.

Данные задачи реализуются в процессе систематического подхода к проблеме «Детский сад – семья». В нашем саду была принята модель блочного планирования «Педагог — родители»:

Коллектив детского сада, обсудив данные задачи, пришел к выводу, что в целях детального подхода к этой проблеме работу с родителями необходимо объединить по разделам: «Учусь учить», «Поделись с другими», «Мы вместе».

Раздел «Учусь учить» включает в себя блок социально-педагогической работы с родителями. В целях разработки нетрадиционного подхода к этой деятельности педагогов был предложен конкурс по теме: «Нестандартная форма передачи педагогических знаний родителям», который завершился деловой игрой «Презентация лучших идей». Подобные способы повышения творческого потенциала педагогического коллектива помогли выбрать формы работы с семьей:

Анкеты, тесты (помогают выявить основную проблему в педагогических знаниях родителей);

Реклама, наглядная информация, буклеты, круглый стол (способствую родительской заинтересованности в решении проблем воспитания);

Семинар, консультация;

Вовлечение родителей в совместную реализацию решений проблемы воспитания.

В программе предложены варианты нетрадиционного подхода к осуществлению этих форм. Так, анкеты и тесты предлагались родителям в виде опросника, но почтальоном служил их ребенок, который украшал конверт своей работой по изодеятельности. Раздел «Учусь учить» необходим и для самих педагогов, т.к. они также учатся по-новому работать не только с детьми, но и с их родителями. Если в начале воспитатели были недовольны  лишней нагрузкой, то к концу первого полугодия они увидели результат своей работы: родители были едины с воспитателем по основным вопросам воспитания и обучения  являлись хорошей поддержкой для воплощения идей педагогов. Если в начале воспитатели больше консервативно подходили к вопросам работы с родителями, то сейчас им доставляет удовольствие изобретать все новые и новые творческие подходы к этому сотрудничеству.

Реклама идей, к воплощению которых мы хотим подвести родителей . приобрела творческий размах. Одни воспитатели украшали раздевальную комнату плакатами: «Вы затрудняетесь в решении воспитательных задач с капризными детьми? Нет проблем! Мы предлагаем помощь: приходите на наш диспут «Решаем вместе». Другие воспитатели разработали небольшие визитки с приглашением родителей в клуб молодых родителей. Третьи – предложили родителям CD-диски с небольшими клипами, фотоснимками и пригласили на обсуждение проблем воспитания детей.

Недаром говорится, что все новое – это хорошо забытое старое. Если задуматься над этим вопросом, то становиться ясно, что новаторские идеи необходимо освещать и широко представлять. То новое, которое кануло в небытие, просто не передавалось другим, поэтому раздел «Поделись с другими» способствует передаче и обобщению передового опыта по работе с родителями, а также передаче новых идей от педагога к родителям. Этот раздел реализуется  через семинары, консультации, круглый стол, клубы общения, что способствует накоплению материала по данным вопросам.

Раздел «Мы вместе» помогает разбить лед в общении между педагогами и родителями. Сейчас мы отмечаем рост активности среди родителей, их желание помочь педагогам в решении проблем воспитания детей. Данные раздел осуществляется через вовлечение родителей в совместные мероприятия с детским садом: соревнования, конкурсы, вечера, встречи. Раздел  «Мы вместе» проекта «Семья – детский сад» представлен такими циклами, как:

Развлечения:

«Нам вместе весело» (Праздник осени);

«Семью семь» (Итоги работы за первый квартал);

«КВН интеллектуальный » (День открытых дверей);

«КВН по патриотическому воспитанию» (День независимости);

«В гостях у сказки» (Второй педагогический совет);

Викторина «Страна, в которой мы живем» (Празднование Наурыза);

Викторина «Что мы знаем об игрушках?» (День защиты детей).

Конкурсы:

«Сами с усами» (Первый педсовет: подготовка к зиме – изготовление кормушек для птиц, обрезка деревьев, поделки из природного материала);

«Бабушкины секреты» (Международный женский день);

«А ну-ка, папочки» (День защитника Отечества);

«Умники и умницы» (Третий педсовет).

Спортивные соревнования:

«Жарыс» — казахские национальные игры (День Республики);

«Веселый цирк»;

«Всей семьей на старт» (День защиты детей).

Вечера и встречи:

«Литературные встречи»

Фестиваль «Люблю свой Казахстан» (Празднование Наурыза)

Встреча с ветеранами Великой Отечественной Войны (День победы)

Любая работы должна анализироваться, иначе не понятно, насколько эффективен твой труд. Работа с родителями особенно нуждается в детальном диагностировании и анализе.

В диагностике мы используем следующие этапы:

Анкетирование родителей, интервью с родителями, телефон доверия.

Эффективность такого подхода к работе с родителями показала диагностика, которая представлена в виде диаграммы:

Ценность личности определяется ее значимостью для общества и зависит от родителей. Родители – первые и главные педагоги для ребенка. Преемственность воспитания в семье и детском саду должна быть реальной. Успешность работы детского сада по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста  определяется тесным сотрудничеством с семьей.

Литература:

1. Алексеева Н.М. взаимодействие дошкольного учреждения с семьей. Оренбург, 1998.

2. Дергачева О.М. Проблема взаимодействие детского сада и семьи. М., 1998.

3. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М., 1998.