Разработка урока по русскому языку 9 класс «Делимитация и демаркация государственной границы»

Шалашун Людмила Андреевна

учитель русского языка и литературы КГУ «Алексеевская средняя школа»

Раздел долгосрочного плана: Раздел 2 Сухопутные страны  
Дата:26 июля 2019года ФИО учителя: Шалашун Людмила Андреевна
Класс: 9 Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока: Делимитация и демаркация государственной границы.
Цель (и) обучения, которым способствует данный урок   9.1.2.1 определить основную мысль на основе микротем, выражая свое отношение к услышанному; 9.3.4.1 создавать тексты- описание с элементами рассуждения, тексты-повествование с элементами рассуждения соответствующих стилей(научная статья, отчет о поездке и т.д.) с учетом целевой аудитории; 9.4.1.1 соблюдать орфографические нормы
Цели урока Все учащиеся : определяют основную мысль текста  на основе микротем, выражая свое отношение к услышанному,создают текст-повествование с элементами рассуждения пользуясь   опорными словами, предложенными учителем,соблюдают орфографические нормы. Большинство учащихся : определяют основную мысль текста на основе микротем, выражая свое отношение к услышанному, опираясь на вопросы, предложенные учителем,создают текст-повествование с элементами рассуждения по плану, предложенному учителем,соблюдают орфографические нормы. Некоторые учащиеся : определяют основную мысль текста  на основе микротем, выражая свое отношение к услышанному, аргументируя  свое мнение,создают текст-повествование с элементами рассуждения по структуре, опираясь на свой жизненный опыт,соблюдают орфографические нормы.
Критерии оценивания знание, понимание, анализ и синтез Учащиеся: 1. определяют основную мысль на основе микротем, выражая свое отношение к услышанному; 2. создают тексты-повествование с элементами рассуждения соответствующих стилей(научная статья, отчет о поездке и т.д.) с учетом целевой аудитории; 3. соблюдают орфографические нормы  
Языковая цель Учащиеся :   определяют основную мысль текста на основе микротем,создают текст-повествование с элементами рассуждения,соблюдают орфографические нормы.
Ключевые слова Делимитация, демаркация, государственная граница, гарантия сохранения государством суверенитета, решение территориального вопроса.
Новые подходы в контексте Мәңгiлiк Ел Воспитание таких жизненных ценностей, как патриотизм, политическая грамотность, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе, национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.  
Межпредметные связи Межпредметные связи  с географией.
Навыки использования ИКТ Видеоролик, интернет – ресурсы, ИКТ.
Предварительные знания   Данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках. Учащиеся соблюдают орфографические нормы, создают текст-повествование с элементами рассуждения соответствующих стилей с учетом целевой аудитории.

План
Запланированное время 40 мин Планируемые действия: Ресурсы
Начало урока 1 минута           3 минуты                                                         1 минута   1. Эмоциональный настрой Стратегия «Пожелание» Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь и передайте добро по кругу ( Я желаю тебе добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу).   2.Актуализация знаний и целеполагание. Стратегия «Батарея вопросов» Цель стратегии- припоминание важной информации, касающейся темы текста. В начале урока задаются учащимся вопросы по пройденному материалу. Стратегия была выбрана потому, что ее применение  повышает активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания. При этом  присутствует дифференциация в виде наводящих вопросов и их анализ.  Вопросы: -Какое место занимает Россия по величине территории в мире? -Какое место занимает Казахстан по величине территории в мире? -Назовите области Казахстана, граничащие с Россией? Когда завершилась делимитация границы? — Где завершены демаркационные работы? ФО: Словесное одобрение Итак, ребята, мы продолжаем  изучать тему «Делимитация и демаркация государственной границы» 3.Деление на группы . Прием  «По расчету» Учащиеся считаются на первый, второй, третий,  в последствии распределяясь на 3 группы.                                               Вопросы                                
  Середина урока 10 минут                                                                                                 3 минуты                                                                                                           1 минута                           5 минут                                                                                     12 минут                                                                                                                                                                           1 Задание: просмотрите и прослушайте видеоролик. Постройте монолог познавательного характера, опираясь на план и микротемы. План:  1.Важность этапа международно-правового оформления государственной границы Республики Казахстан. 2. Политическая задача-  обеспечить национальную безопасность Республики Казахстан. 3. Необходимость решения территориального вопроса.   Карточки с микротемами: 1.Оформление государственной границы-  значимое достижение Казахстана. 2.Годы Независимости 3.Делимитизация и демаркация государственной границы. 4.Целостность и неприкосновенность  Республики. 5.Делимитация и демаркация-  важнейший вопрос для любого государства. 6.Устранение предпосылок для территориальных споров. 7.Определение рубежей со всеми сопредельными странами. 8.Пропускная способность.   Критерии Дескрипторы   +/- Просматривает и прослушивает  видеоролик. Строит монолог познавательного характера, опираясь на план и микротемы.     1 группа: На основе микротем составляет монолог познавательного характера, опираясь на план, предложенный учителем     2 группа:  На основе микротем составляет монолог познавательного характера, используя вопросы, предложенные учителем.     3 группа:  На основе микротем составляет монолог познавательного характера, аргументируя свое мнение.       ФО. Самооценивание в  группах     2 Задание: Работа в паре Прочитать утверждения в таблице. Соединить их в соответствии с логикой в одно предложение.   Стратегия «Найди соответствие» применяется для того, чтобы учащиеся  систематизировали знания по теме урока «Делимитация и демаркация государственной границы».   Утверждение Вторая часть Решает политическую задачу-  обеспечить национальную безопасность Республики Казахстан. Связано с оформлением государственной границы Республики Казахстан с сопредельными государствами. Дает гарантию сохранения государством суверенитета. Необходимость решения территориального вопроса. Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности границ. Официально международно-правовое оформление границы.   ФО Взаимооценивание «Верно/неверно»   Таблица для проверки на интерактивной  доске Утверждение Вторая часть Решает политическую задачу-  обеспечить национальную безопасность Республики Казахстан. Связано с оформлением государственной границы Республики Казахстан с сопредельными государствами. Дает гарантию сохранения государством суверенитета. Необходимость решения территориального вопроса. Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности границ. Официально международно-правовое оформление границы.   Работа на актуализацию знаний по теме правописание союзов. Таблица на повторение написания союзов также, зато, чтобы, причем     Правописание союзов и омонимичных частей речи Союзы ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО,ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся СЛИТНО тогда, когда их можно заменить синонимами той же части речи.Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ, И ТАК, ОТ ТОГО пишутся РАЗДЕЛЬНО. Они состоят  из двух компонентов: один из них можно либо между этими двумя компонентами вставить другое слово.   3 Задание: Индивидуальная работа.   Запишите пословицы в составе предложения, используя их с союзами чтобы, причем, также, зато. Устно определите тему пословиц. Какая из пословиц больше всего подходит к теме урока? Объясните.   Образец: Чтобы понять значение пословицы «Нет в мире краше Родины нашей», надо увидеть другие страны и сравнить, где лучше.   Береги землю любимую, как  мать родимую. Кто за Родину дерется, тому сила дается. Человек без Родины, что соловей без песни. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Мал золотник, да дорог.   Стратегия «Измерение температуры» используется длятого, чтобы узнать,  учащиеся поняли, как выполнять задание. Затем дети продолжают свою работу.   Родина верстой далека, зато сердцу близко. Будь не столько сыном своего отца, но также будь и сыном своего народа. Если дружба велика, будет Родина крепка. Ответ: Пословица, соответствующая теме урока,  Если дружба велика, будет Родина крепка.                       ФО. Оценивание с помощью приема  «От кулака до пяти пальцев»     Это прием ФО, который поощряет учеников к тому, чтобы решить, насколько они уверены в том, что добились ожидаемого результата.   4 Задание. Сформулируйте тему текста. Определите тип речи. Проанализируйте деление текста на абзацы. Найдите предложение, которое выражает основную мысль текста? Составьте план к тексту. Понаблюдайте, можно ли провести делимитацию без переговоров? Объясните, почему можно/нельзя?           До 1991 года переговоры с Китаем вела советская правительственная делегация с участием представителей сопредельных с КНР союзных республик.         В 1992 году в соответствии с Соглашением между Правительствами Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о переговорах с Китайской  Народной Республикой по пограничным вопросам от 8 сентября 1992 года для ведения переговоров с КНР вместо Правительственной делегации СССР была организована Объединенная делегация правительств Республики  Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Стратегия « Постер »  Работа в группах.  Учащиеся в группах по своим заданиям  делают постер. Критерии Дескрипторы Формулирует тему текста. Определяет тип речи. Анализирует деление текста на абзацы.  Находит предложение, которое выражает основную мысль текста. Составляет план к тексту. Отвечает на вопрос, можно ли провести делимитацию без переговоров? 1 группа 1.Формулирует тему текста 2.Определяет тип текста 3. Анализирует деление текста на абзацы 4. Отвечает на вопрос, можно ли провести делимитацию без переговоров, аргументируя ответ. 2 группа 1.Формулирует тему текста 2.Определяет тип текста 3. Находит предложение, которое выражает основную мысль текста, аргументируя ответ. 4. Отвечает на вопрос, можно ли провести делимитацию без переговоров, аргументируя ответ. 3 группа 1.Формулирует тему текста 2.Определяет тип текста 3. Составляет план к тексту. 4. Отвечает на вопрос, можно ли провести делимитацию без переговоров? ФО. Оценивание группы Оцени работу своей группы на уроке(да/нет) Мы внимательно слушали вопросы учителя   Мы все вместе, дружно искали на  них ответы   Мы совещались вполголоса, не создавая лишнего шума на уроке   В нашей группе не было ссор   Особенно старались:     Нашей группе моно пожелать:                              Видеоролик     План             Карточки с микротемами                                                                                                   Таблица для работы «Найди соответствие»                                 Проверочная таблица                                                                 Таблица                                           Образец       Пословицы                   Пословицы       Ответ                                                 Текст                     Постеры
  Конец урока   2 минуты                                                                       2 минуты           Домашнее задание Составьте текст-повествование с элементами рассуждения на тему «Мое сухопутное путешествие в (на выбор- Кыргызстан, Россия)», используя данные ниже словосочетания.   Вспомогательная таблица   Текст-повествование. Последовательно сменяющие друг друга события. Структура План Используй слова Начало действий Что случилось? Однажды… Развитие действий Где? Почему? Как? Как-то раз… Когда-то… Кульминация Когда? Вдруг… И вот… Вот и все     В поездку лучше всего взять: плащ или зонт н случай дождя; летом- шляпку или панамку, предохраняющую от солнца. Для многодневной поездки- наиболее удобные вещи(джинсы, спортивный костюм, шорты, теплую одежду для программ на свежем воздухе, женщинам – длинную юбку и платочек, если в туре предусмотрено посещение действующих церквей и монастырей, будильник, небольшую подушку, плед-  при ночном переезде. — В поездку необходимо взять:… — Не допускается брать в поездку:…       Рефлексия Метод: «Все в твоих руках»   На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец-  это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. —Большой- для меня было важным и интереснымУказательный- по этому вопросу я получил конкретную информациюСредний- мне было трудно(мне не понравилось) -Безымянный- моя оценка психологической атмосферы -Мизинец- для меня было недостаточно.                         Вспомогательная таблица на составление текста-повествования с элементами рассуждения                 Опорные слова