Педагог 21 века


Буренина Наталья Анатольевна, Табульдинова Татьяна Николаевна, Карпенко Алла Николаевна

воспитатели г. Петропавловск ДУВЦ “Искорка”

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы.

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Білім беру салалары / Образовательная область:  «Познание».

Бөлімі / Раздел:   Экология

Тақырыбы / Тема: «По следам осени»

Задача:  обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.

Мақсаты/ Цель/:  Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Қолданылатын құралдар:   письмо, колокольчик

Сөздік жұмыс: :    

Іс-әрекет кезеңдері Этапы деятельности Тәрбиешінің іс-әрекеті Действия педагога Балалардың іс-әрекеттері Действия детей
Ұйымдастыру-іздестіру Мотивационно – побудительный  Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком.  Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я  твой  друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся. Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень» Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор Петр Ильич Чайковский. Какая эта мелодия?  Что вы представили, когда слушали? Про какое время года, вам хотел рассказать композитор?
Обобщаю: и сегодня  мы с вами будем говорить о замечательной поре, которую называют ….. Ребята, сегодня к нам пришло письмо от осеннего листочка:  «Здравствуйте, ребята! Пишет Вам осенний листочек! Все лето я наблюдал за Вами и знаю, что Вы любите путешествовать! Я приглашаю Вас вместе со мною совершить осеннюю прогулку по лесу. Я приготовил для Вас интересные задания и желаю Вам успехов в их выполнении!»  Принимаем приглашение  осеннего листочка?  Чтобы оказаться в лесу надо сказать волшебные слова, повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши: вокруг себя повернись – в волшебном лесу очутись!
Подходят к воспитателю и встают в круг, повторяют слова.             Грустная, спокойная, медленная. Как летят листики, идет дождь. Про осень.   Осень.     Возникает интерес, читают письмо.         Повторяют слова.
 Ұйымдастыру- іздестіру Организационно – поисковый         А вот и осенний лес. Посмотрите, на полянке стоят пенёчки, похожие на наши стульчики. Давайте присядем на них.   Расскажите какая бывает погода осенью?      Игра «Погода осенью»   А теперь давайте с вами поиграем. У меня есть разноцветный мяч: Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.  Ребята, а какая бывает погода осенью: Если идет дождь? (дождливая) А когда дует ветер? (ветреная) А когда холодно? (холодная) А если на улице пасмурно? (пасмурная) А если сыро? (сырая) Если хмуро? (хмурая) Ну, а если ясно? (ясная) Ребята, а как можно узнать какая будет погода? А как вы думаете вся осень бывает одинаковая? А какие периоды осени вы знаете? Осенний листочек хочет проверить, знаете ли вы периоды сени и приготовил следующее задание для вас. Давайте мы с вами подойдем к столу, посмотрим, что же на нем лежит. Здесь лежат картинки с изображением разных периодов осени, но кто – то все перемешал. Давайте мы с вами, разложим их по порядку. Один возьмет картинку, где изображена «Ранняя осень», другой возьмет картинку, где изображена «Золотая осень, а третий ту картинку, где «Поздняя осень». А другие ребятки проверят правильно ли вы взяли картинки. Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в природе и погоде.   Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). 
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой). СЕНТЯБРЬ В синем небе птичьи стаи Зимовать на юг летят, И деревья надевают Шитым золотом наряд. Радуют деньки погодой Так и манят погулять Вот рябина покраснела И грибы пора искать

ОКТЯБРЬ Вот сентябрь отступает, В гости к нам октябрь спешит! Потихоньку холодает, Чаще дождик моросит   Ветер стайки листьев кружит, Собирает в хоровод, А один листочек в луже, Словно лодочка, плывет.   НОЯБРЬ Вот ноябрь пришел со снегом Льдом на лужах по утрам Редким солнышком, ветрами Отчего ж не грустно нам? Оттого что очень скоро Зиму снежную встречать И под новогодней елкой Яркий праздник отмечать!         Обобщаю: Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Осенний листочек просит пополнить его шкатулочку пословицами и приметами. Я шкатулочку возьму, И приметы соберу. Обобщаю: Ребята, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. ФИЗКУЛЬМИНУТКА Мы листики осенние, На ветках мы весим, Дунул ветер , полетели Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Вот ветер снова тихо набежал Вдруг листочки все поднял. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели Ребята, вы задумывались, почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Исследование №1( нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.( большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки)
Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Сейчас проведем опыт и увидим вещество благодаря которому лист имеет зеленый цвет.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
– Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).
Исследование №3.  Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел , что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают быстрее и почти не кружатся. Маленькие листья падают медленней и больше кружатся).
Исследование №4  Что же случается с опавшими листьями ?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие , а в какой незасохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Прием технологии развития критического мышления 2 Задание. Вопросы про осень по ромашке Блума. – Нам осень приготовила еще одно интересное задание, нужно ответить на вопросы по ромашке. Для этого нам надо оторвать лепесток и ответить на вопрос и я приглашаю… 1.Простые вопросы. Что это?(обратить внимание на картину «Осени») 2. Уточняющие вопросы. Правда ли что, осенью листья меняют окраску? 3.Интерпретирующие вопросы.(обобщающиеся) Почему листья на деревьях осенью желтеют? (потому что солнце светит мало и мало воды поступают в листья и они меняют свою окраску). 4.Творческие вопросы. Что изменилось бы в природе, если бы постоянно было лето? 5. Практические вопросы. Где можно увидеть разноцветные листья? 6. Оценочные вопросы. Какое настроение у вас вызывает осень? Обобщение: Вот мы и с вами рассказали об осени и такая интересная ромашка с вопросами помогла. Осенние вопросы
. Что было бы, если бы следом за летом сразу наступила зима?
 Что будет, если лиственные деревья не сбросят листья осенью?
. Что будет, если медведь не нагуляет осенью жир?
. Что будет, если перелетные птицы не улетят осенью на юг?
. Что будет, если дикие животные не заготовят на зиму запасы?
. Что будет, если насекомые не успеют заснуть, оцепенеть? . Что будет, если осенью звери не будут линять и не заменят старый мех на новый?
 Что будет, если люди на зиму не утеплят свои дома и квартиры?  Что будет, если осенью рано придут морозы без снега?
Молодцы, все справились. Продолжаем наше путешествие.
Садятся на стульчики.   .                 Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру Нет.     Ранняя, золотая, поздняя.     выполняют задание               В сентябре погода теплая, на деревьях начинают желтеть листочки, летают серебрянные нити паутины, дуют холодные ветра, желтеет трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква. В октябре дни короче, ночи длинее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, трава высыхает, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли. В ноябре листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.     Называют  пословицы и приметы. Пословицы Коли ясно, то и осень прекрасна. Осень идет, и дождь за собой ведет. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок. Приметы Осенью паутина на ясную погоду. Гром в сентябре – теплая осень. Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая. Когда гусь улетает, снег выпадает.  Красна весна цветами, а осень пирогами.  
Осень – время собирать урожай.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. 
 в ноябре зима с осенью борется.
Осенью ложка воды ведро грязи.                 Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому, опадают.

  нужно провести опыты и эксперименты        
  Рефлексивті-түзетушілік Рефлексивно-коррегирующий С заданиями мы справились и думаю,  что настала время возвращаться в детский сад.

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Тема: “Щедрая осень”

Цель: систематизировать и обогатить знания детей об овощах и фруктах, где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем  полезны; уточнить представление о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов. Формировать желание анализировать и делать выводы в рамках применения кейс- технологии и ТРИЗ. Воспитание бережного отношения к природе.

Материал к занятию: сумочка, флешка, загадка (про ромашку), сундук+ загадки про овощи, овощи+ фрукту свежие для пробы, схемы+ картинки для рассказа, ежик пластилин.

Словарная работа: количественные слова(сколько): много огурцов, много кабачков, много помидор, много капусты.

Билингвальный компонент: овощи и фрукты на казахском и английском языке.

Этапы Действия педагога Действия детей
          Мотивационно- побудительный                       – Ребята, сегодня кто-то принес к нам в группу вот такую красивую сумочку. ( показываю сумочку) – Хотите узнать, что в ней? (открываю сумочку, что это?) – Чтобы узнать, что на флешке, необходимо ее послушать. (звучит запись на флешке) Голос Осени: “Дорогие ребята, помогите ветер- Буран унес мои листочки, а вместе с ними  фрукты и овощи. Венет их только тогда, когда вы выполните все его задания, а поможет нам цветок.  Название цветка, узнаете из загадки.” Загадка:   “Стоит в саду кудряшка, Белая рубашка. Сердечко золотое, Что это такое? – На ромашке написаны задания ветра- Бурана, которые необходимо выполнить. – Что ребята, поможем осени найти ее щедрый урожай? – Будем выполнять задания ветра-Бурана. Дети очень заинтересованы.   Хотим. Флешка. Дети внимательно слушают.   Дети слушают.                 Это ромашка.       Соглашаются
          Организационно- поисковый   Ромашка: в середине ромашки написано проблема. – Как вернуть осени щедрый урожай? (раскручивают ромашку) 1. Задание (первый лепесток у ромашки)   –  Кто еще кроме людей, пользуется щедрым урожаем осени? – Необходимо вылепить урожай Осени для животных, этот урожай унесет для своих друзей в лесу. 2. Задание (второй лепесток)   Собери щедрый урожай “Продолжи фразу” (показ иллюстрации) Одно яблочко-  много… Одна груша- много… Один огурец- много… Одна картошка- много… Одна капуста- много…   3. Задание (третий лепесток у ромашки) – Попробуй на вкус и отгадай овощ это или фрукт, назови его на казахском и английском языке.       4. Задание (четвертый лепесток у ромашки) Приготовьте: витаминный салат и вкусный полезный компот. (игра проводится в виде эстафеты по 2 команды, в команде по 4-5 детей)   5. Задание (пятый лепесток у ромашки) Пришла “Осень щедрая” и принесла много разных вкусных и полезных подарков. (хоровод “Осень спросим”)   6. Задание – Как получить щедрый урожай? (составить рассказ по схемам- картинкам)         7. Задание (последний лепесток) – А вот и осенний сундук там и спрятал ветер-Буран щедрый урожай Осени. На сундуке весит замок. На сундуке лежат загадки необычные.  – Отгадаем, замок и откроется, и сказать их нужно на казахском и английском языках. 1. Красное круглое, но не яблоко… 2. Зеленый, но не трава, много жильцов, но не дом… 3. Длинная, острая, но не меч, оранжевая, но не апельсин… 4. Круглая, но не мяч, яркая, но не салат, с косой, но не девочка… 5. Щедрый, но не солнце, золотой, но не кольцо, полезный,  как чеснок, но не чеснок?     Дети раскручивают ромашку. Дети читают самостоятельно.   Животные.       Дети раскручивают ромашку.       …яблок …груш …огурцов …картошки …капусты   Дети раскручивают ромашку. Дети пробуют на вкус фрукты и называют их на казахском  и английском языке.   Дети раскручивают ромашку. Дети раскладывают овощи в салатник, а фрукты в банку для компота.   Дети раскручивают ромашку. Дети исполняют хоровод “Осень спросим”.   Дети называют действия, что нужно сделать, чтобы вырастить щедрый урожай осенью.
  Дети раскручивают ромашку и читают последнее задание.       Дети отгадывают.   …помидор   …огурец   …морковь   …свекла   …лук
Рефлексивно-корригирующий Открылся сундук: в нем и спрятал ветер-Буран щедрый урожай Осени, а мы выполнили все задания правильно, вернули Осени ее щедрые дары.   Дети угощают гостей фруктами и овощами.  

Технологическая карта управления познавательно-исследовательской и речевой  деятельностью детей

Тема: Анализ событий, поступков героев рассказа «Чужая калитка».

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социум».

Разделы программы: «Художественная литература», «Основы экологии», «Ознакомление с окружающим».

Цель: Развивать способности анализировать отдельные события, поступки героев на ценностно-смысловом уровне путем постановки проблемы, ответов на основные и наводящие вопросы, обращение к тексту, обобщение полученных знаний. Воспроизводить прочитанное на творческом уровне через игровую, речевую деятельность.

Информационная среда: на выставке портрет  Е.Пермяка, книга «Чужая калитка»; иллюстрации к рассказу (Алеша с дедушкой, сломанная калитка, Алеша красит калитку). Портреты – настроения;  слова: добрый, ответственный, трудолюбивый, скромный, сообразительный. Картинки: глаз, вопросительный знак, дети, рука.

Словарная  работа: сообразительный.

Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
  Мотивационно-побудительный             Информационная среда. Ребята как  думаете, кто это сказал? – Хозяева тоже  мне! Щеколду привернуть не могут. Давайте вспомним, как называется  рассказ с этим главным героем? Обращаю  внимание на книгу и портрет автора для правильного построения предложения.     Проявляют интерес.   Слушают, отвечают.   Отвечают
Исследовательско-поисковый                                                                                                                                 Активизация базы познания. Давайте вспомним и расскажем, что произошло с Алешей Обращаю внимание на иллюстрации к рассказу  «Алеша с дедушкой идут на охоту»  Обращаю внимание на иллюстрацию «Сломанная калитка» – А что  дальше  произошло, ктовспомнил?           А вот,что сказал Алеша и дедушка предлагаю вам разыграть Оживление иллюстрации. (мимика, пантомима).  Поиграем? (обращаю внимание на портреты – настроения) Вспомните, какое настроение было у наших героев, когда они увидели сломанную калитку. Кто хочет быть Алешей? Дедушкой? Вот подошли они к питомнику, увидел Алеша сломанную калитку, да и говорит…   Получилось у  наших ребят  показать настроение Алеши? А какое настроение было у дедушки? (выставляю портреты:огорчение, радость)   Когда в рассказе дедушка испытывал точно такие же чувства? Вот как пишет об этом писатель: Жаль что этой скамейке  скоро конец придет. Столбики у не подопрели  да и доска черным – черна . Не то что наша  скамеечка у ворот – ухоженная да покрашенная. Проблема. Почему дедушка сам не починил калитку или не попросил об этом Алешу? Подумаем. Как думаете,  мог ли дедушка сам починить калитку и скамейку? И я так думаю, наверное и Алеша ему бы помог.   А мог дедушка попросить Алешу выполнить эту работу? Тогда почему дедушка этого не сделал, а почему – то  сравнивал чужое и свое: калитку, скамейку? И Алеша задумался! (моделирование алгоритма действий) Алеша сам  увидел сломанную калитку и почерневшую скамейку? (картинка- глаз)  Он сам додумался  что надо починить калитку и сделать новую скамейку?( картинка –вопросительный знак) Алеша один трудился? Значит Алеша сообразил что сделать? А зачем Алеше нужны были друзья?(картинка- дети) А сделали они это? Значит  он знал как это сделать. (обводящий жест  картинок) Если наш герой сам увидел сломанное, сам сообразил,что надо починить, позвать друзей и сам додумался как это сделать, то Алеша еще какой? Сообразительный это какой?   Так почему дедушка не просил Алешу починить калитку и скамью?   Обобщение Значит люди должны  видеть, беречь и ухаживать  не только за своим, но и  тем, что принадлежит всем. Алеша так и поступил,  он сделал то, что задумал.( Обращаю внимание на иллюстрацию «Алеша красит калитку») Как думаете, дедушка гордился своим внуком? Что  сказал дедушка глядя  в  ясные и счасливые глаза внука, кто помнит? Послушайте как об этом написал автор: –Приходит значит такое время, Алексей,  когда  все оказывается своим да нашим. И я думаю, что дедушка гордился и радовался за внука, (обращение к словам –определениям) потому что Алеша … За эти положительные качества мы главного героя уже хвалили.       Однажды Алеша с дедушкой отправились в лес тетеревов добывать   Смотрят, вспоминают, рассказывают: – Дорога шла мимо садового питомника, где выращивают молодые деревца. Подошли они и увидели:  калитка открыта, на ветру хлопает, а щеколда оторвана. Тут Алеша и говорит…               Смотрят, вспоминают.     Берут  на себя роль, обозначают. Разыгрывают диалог (2 пары)     Оценивают   Рассказывают: сожаление  за чужую калитку и радость за свою.   Рассказывают: когда говорил о скамейке.     Слушают, договаривают                     Рассуждают   Выражают согласие мимикой, репликами. Рассуждают.     Рассуждают:…чтобы Алеша задумался         Высказывают мнение.   Высказываются.       Отвечают. Высказываются: позвать друзей.   Вместе быстрее и легче. Отвечают.           Подбирают слова «сообразительный» Рассказывают опираясь на картинки.   Делают вывод: дедушка хотел,  чтобы Алеша сам….     Рассказывают.           Высказываются.     Отвечают по содержанию.     Слушают, договаривают.             Читают определения.   Соглашаются.
Рефлексивно-корригирующий – Ребята, а  может вам еще кого- то хочется похвалить или поблагодарить? За что? Похвалите!   Я думаю, что автора – Евгения Андреевича  можно   тоже поблагодарить? За что? Благодарите! Вы правы! Этот  поучительный рассказ  нас  учит  видеть и не проходить мимо того, что мы можем сделать. Проявляют интерес,     Выходят, благодарят дедушку за то, что…   Выражают согласие репликами, мимикой. Благодарят.    

Ожидаемый результат:

Ребенок:

     – анализирует события на доступном уровне;

– оценивает поступки героев с нравственной позиции;

     – комментирует отдельные ситуации;

– передает содержание текста в творческо-игровом  и речевом виде;

      – делают выводы.