Программа факультативного курса «Первый математик» для учащихся 1 класса
Сартова Сауле Юрьевна
Учитель начальных классов
КГУ “Глуховская средняя школа”
ГУ “Отдел образования Бескарагайского района”
В рамках данного курса по мимо тем математических , содержится сквозной материал по теме « Мой Казахстан», реализующие связь математики с жизнью, историей, архитектурой, природой, богатствами и достижениями Казахстана на мировой арене. Т.е реализуется аспект решения предметных знаний и интегративных жизненных задач.
Программа «Первый математик» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является увлекательность и практическая направленность предлагаемого материала более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Обучающиеся практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят познавательный, проблемный, игровой характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цели:
– математические знания – Овладение знаниями, умениями и навыками на уровне, обусловленном требованиями государственного стандарта начального общего образования;
– математическое развитие и мышление – Развитие математического стиля мышления, интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств учащихся;
– региональный компонент – Осуществление всесторонней подготовки к обучению на основной ступени школы и использованию математических знаний в жизни; привитие учащимся интереса к самостоятельным занятиям математикой.
Задачи:
– создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
– сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и обще учебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
– формировать умение делать умозаключения, строить логические рассуждения, необходимые при решении нестандартных и занимательных заданий.
– развивать математические способности учащихся 1-х классов, формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений учащихся 1-х классов с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
– содействовать формированию представлений о различных направлениях математики, их связи с реальной жизнью и об областях использования математических знаний;
– обучить детей навыкам основных мыслительных операций (сравнивать, обобщать, классифицировать, давать определение, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать) и действий, при выполнении математических упражнений (выстраивать рассуждения разными способами решений, чертить и производить простые действия с геометрическими фигурами, восстанавливать недостающие данные по известным данным и т.д.).
Организация учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с особенностями и целями данной программы предлагается следующая базовая модель урока, направленного на развитие творческих и познавательных способностей. Его структура будет включать в себя 5 этапов:
Разминка (устный счёт, весёлый счёт и т.д.).
Задания на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи.
Этапы выполнения частично-поисковых заданий.
Решение творческих заданий.
Рефлексия.
На занятиях следует организовывать работу по самостоятельным мини – исследованиям – упражнениям, перед которыми ставится задача «открытия» незнакомого факта, способа действия, при котором учащиеся будут наблюдать, сравнивать, строить гипотезы, проверять свои предположения и т.д. В программу факультатива включены разделы, посвящённые решению различных логических и олимпиадных задач. Итоговым занятием является математический КВН.
Занятия в 1 классах рассчитаны на 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс:
Базовые представления о математике и математических формах – 6 ч.
Числа и цифры в пределах 10 – 9 ч.
Табличное сложение и вычитание – 7 ч.
Полный десяток. Сто – 9 ч.
Математические состязания и игры – 2 ч.
Уровень предъявления материала – продвинутый.
Практическая направленность курса отражается в умении учащихся 1-х классов:
– использовать математические представления для описания окружающего мира) в количественном и пространственном отношении;
– производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
– читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
– работать в соответствии с заданными алгоритмами;
– узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
– вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
В содержание курса включен региональный компонент.
[embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2020/10/1844617903.pdf” download=”all” viewer=”google”]