Программа факультативного курса «Первый математик» для учащихся 1 класса


Сартова Сауле Юрьевна
Учитель начальных классов
КГУ “Глуховская средняя школа”
ГУ “Отдел образования Бескарагайского района”

В рамках данного курса по мимо тем математических , содержится  сквозной материал по теме « Мой Казахстан», реализующие связь математики  с жизнью, историей, архитектурой, природой, богатствами и  достижениями Казахстана на мировой арене. Т.е реализуется аспект решения предметных знаний и интегративных жизненных задач.

Программа «Первый математик» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является увлекательность и практическая направленность  предлагаемого материала  более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Обучающиеся практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между  понятиями,  предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят познавательный, проблемный, игровой  характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Цели:

 – математические знания  – Овладение знаниями, умениями и навыками на уровне, обусловленном требованиями государственного стандарта начального  общего образования;

 – математическое развитие и мышление – Развитие математического стиля мышления, интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств учащихся;

 – региональный компонент – Осуществление всесторонней подготовки к обучению на основной ступени школы и использованию математических знаний в жизни; привитие учащимся интереса к самостоятельным занятиям математикой.

Задачи:

–  создать  условия  для  формирования  логического  и  абстрактного  мышления  у младших  школьников  на  входе  в  основную  школу  как  основы  их  дальнейшего эффективного обучения;

–  сформировать  набор  необходимых  для  дальнейшего  обучения  предметных  и обще учебных  умений  на  основе  решения  как  предметных,  так  и  интегрированных жизненных задач;

 – формировать умение делать умозаключения, строить логические рассуждения, необходимые при решении нестандартных и занимательных заданий.

 – развивать математические способности учащихся 1-х классов, формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений учащихся 1-х классов с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

 – содействовать формированию представлений о различных направлениях математики, их связи с реальной жизнью и об областях использования математических знаний;

 – обучить детей навыкам основных мыслительных операций (сравнивать, обобщать, классифицировать, давать определение, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать) и действий, при выполнении математических упражнений (выстраивать рассуждения разными способами решений, чертить и производить простые действия с геометрическими фигурами, восстанавливать недостающие данные по известным данным и т.д.).

Организация учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с особенностями и целями данной программы предлагается   следующая базовая модель урока, направленного на развитие творческих и познавательных  способностей. Его структура будет включать в себя 5 этапов:

Разминка (устный счёт, весёлый счёт и т.д.).

Задания на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи.

Этапы выполнения частично-поисковых заданий.

Решение творческих заданий.

Рефлексия.

На занятиях следует организовывать работу по самостоятельным  мини – исследованиям – упражнениям, перед которыми ставится задача «открытия» незнакомого факта, способа действия, при котором учащиеся будут  наблюдать, сравнивать, строить гипотезы, проверять свои предположения и т.д. В программу факультатива  включены разделы, посвящённые решению различных  логических и  олимпиадных задач. Итоговым занятием является математический КВН.

Занятия в 1 классах рассчитаны на 1 час в неделю, всего 33 часа.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс:

Базовые  представления о математике и математических формах – 6 ч.

Числа  и цифры в пределах 10 – 9 ч.

Табличное сложение и вычитание – 7 ч.

Полный десяток. Сто – 9 ч.

Математические состязания и игры – 2 ч.

Уровень предъявления материала  – продвинутый.

Практическая направленность курса отражается в умении учащихся 1-х классов:

 – использовать математические представления для описания окружающего мира) в количественном и пространственном отношении;

 – производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

 – читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;

формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;

 – работать в соответствии с заданными алгоритмами;

 – узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;

 – вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

В содержание курса включен региональный компонент.

[embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2020/10/1844617903.pdf” download=”all” viewer=”google”]