Формирование у учащихся этнической культуры


Кусаинова Акмаржан Баяхметовна

«Щучинск қаласы, жоғары педагогикалық  колледжі» ШЖҚ МКК қазақ, орыс тілі және әдебиет пәні оқытушысы

       В поликультурной среде человек оказывается на стыке культур, и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранения своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде. В связи с этим можно сделать вывод, что современную стратегию государственной образовательной политики целесообразно строить с учетом многокультурности социума, ориентироваться на гибкую языковую политику.

      Мы обязаны просто учитывать культурно-историческую особенность этноса. Что такое “этнос” в переводе с греческого означает  “народ”, а этническое – это связанный с принадлежностью к какому-либо народу, относящийся к нему. Воспитание призвана не только видеть , но и учитывать, что каждый ученик, так или иначе несет в себе духовно-нравственную связь, по меньшей мере, трех-четырех поколений: в прошлом жили бабушки и дедушки со своими родителями, в настоящем ваши родители и вы сами, а в будущем ваши дети и внуки. Для вечности этноса связь нескольких поколений выступает лишь эпизодом, но для бессмертия каждого из нас этого достаточно.

    Вот на этом этническом материале и надо выстраивать стратегию и тактику обучения и воспитания с учетом, разумеется, общественно-исторического и научно-исторического прогресса.

    Этническое воспитание в объекте своего действия видит больше и глубже чем обычное воспитание.  Оно формирует иное отношение к своей семье и школе, к Родине и себе самому, чем простые методики воспитания. Ясно, что воспитать дух патриотизма к Родине и своему народу может только педагог, который этим духом обладает сам.

  Соответственно вырастают требования к профессиональной подготовке учителя, ориентированного на работу в поликультурной среде: овладения несколькими языками и культурами, теорией поликультурного образования, понимание социально-психологических особенностей менталитета учащихся, владение технологиями проектирования интегрированных курсов . Учитель должен знать теоретические и практические вопросы, связанные с поликультурным образованием и сравнительной педагогикой: интеграционные процессы в образовании, культура мира, культурная конвергенция, концепция национального характера, педагогическая культура народа, регионально-этническая культура, региональный подход к образованию и др.

История каждой национальной культуры – процесс, обладающий собственными внутренними особенностями. На всем протяжении истории конкретного народа и его культуры имеются общие основания, на которых развиваются социокультурные процессы и явления. Таким общим основанием в каждой национальной культуре является совокупность наиболее значимых условий в неисторического характера, геополитическое положение, ландшафт, биосфера и иные показатели среды обитания, фундаментальные свойства этноса и его ближайшие окружения.

      Эти условия образуют в сочетании с историческими факторами представление о национальном своеобразии народа и его культуры, о национальном характере и его исторической судьбе, о национальном “образе мира”. Так создаются формы  национального мироощущения, миросозерцания народа, которые проявляются в мифологии, фольклоре, традициях, обрядах, формах религиозного культа и т.д. Для описания и осмысления всех этих разнообразных, но, как выяснилось, тесно взаимосвязанных явлений сравнительно недавно был введен научный оборот термин “менталитет” (или “ментальность”), призванный объединить в себе многообразие смыслов и значений, так  или иначе ассоциирующихся с проблемой национального своеобразия.

       Дети должны знакомиться не только с культурой своего народа, но и самобытностью рядом живущих народов, их национальными ценностями. Знакомство с культурой других народов, сравнение и обмен культурными ценностями всегда выступали движущими и обогащающими факторами в развитии культуры. Изучение нескольких культур не должно ограничиваться показом элементов различных культур, а должно осуществляться через взаимодополнение, выявление их сходства и различия, общих истоков, корней. Сравнивая искусства разных народов и, находя общие элементы , учащиеся шире и глубже воспринимают национальную культуру собственного народа и в последующем способны не просто пассивно созерцать национальную культуру, а внести в нее свой вклад.

     Применение идей этнического воспитания ведет к духовной щедрости, плодотворному сотрудничеству, утверждает деятельную любовь к человеку, как высший закон жизни. Ведь, с одной стороны, творцам народного воспитания являются люди труда, которые в высшей степени ценят свободу и независимость, глубокую гуманность человеческих отношений, духовное богатство.  С другой стороны, все средства этнического воспитания, предполагает развитие в ребенке глубоких человеческих качеств. Испокон веков воспитание ставили своей целью воспитать человека-созидателя , творца радости и счастья на земле, чтобы дети усвоили широкий диапазон знаний о человеке, о его сложном и многогранном внутреннем мире.

    Многое из народных, национальных представлений обогащают общечеловеческие представления о совершенной личности: умница и красавица , добрый молодец, смелый и мужественный джигит, настоящий человек. Идеал настоящего человека у чукчей, например, понимается как образ честного живущего человека, у всех народов не только у чукчей – честность – часто универсальная стержневая черта. Массовое падение честности, порядочности – угроза будущего нации. “Девять доблестей мужчин провозглашает: на море-пловец, на войне- богатырь, в учении- глубина мыслей, во власти-отсутствие лукавства, в работе -мастерство, в речи – мудрость, на чужбине- непоколебимость, в стрельбе- меткость.

      Понятие “этническое” означает акцентирование внимания на этноспецифических качествах, материализованных в особенностях культуры, традиции, языка, психического склада. Выделяют следующие принципы народного искусства, которые следует учитывать в современном учебно-воспитательном процессе:

Природосообразность. Наиболее приемлемым и желательным для настоящего времени является взаимодействие природы и человека, которое предполагает партнерство и гармонию.

Преемственность. Произведения народного искусства, позволяя заглянуть кака в прошлое народа, так и в перспективу его развития.

Коллективность. Коллективность народного искусства, выступает как объединяющий фактор, который позитивно влияет на взаимоотношение людей.

Образность. Народ в искусстве переорганизовывает пространство посредством художественных образов. В них отражена жизнь народа и этетические ценности.

Целостность (образная картина мира).

“Картина мира” у всех народов включает в себя одинаковые базовые компоненты: привычные формы цвета, звуки, родных, предков, семью, язык, среду обитания. Все эти компоненты в той или иной степени отражаются в искусстве.

      Важно, чтобы учителя и родители стремились в общении с детьми как можно чаще и к месту использовали эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения соиременных задач. Можно привести много примеров о прогрессивных национальных традициях семейного воспитания, например, казахского народа. В ритуалах ухода за ребенком, формах усыновления и свадебных обрядов, в гостеприимстве, культе старших, в национальных  одеждах , в песнях и танцах, пословицах, поговорках , в афоризмах типа: “Родина-золотая колыбель”, “Чем быть баем у чужого народа, лучше быть пастухом у своего народа”,  “Каждый мнит себя героем : камыш считает себя чием, лягушка считает себя баем”, ” Не бойся черной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого”, “Глазами вдовца не бери жену, глазами пешего не покупай лошади”, “Бывает верблюдица, которую не променять на нара, бывает молодица, которую не променять на девушку, бывает простолюдин, которого не променять на хана”, “Ученика хвалят в глаза, учителя-за глаза, подчиненного хвалят после работы”. В этих афоризмах народ излагает более подробно свои мысли, советует, предостерегает. Во всем этом нельзя не видеть проявление самобытной педагогической культуры этого народа.

    Этническое воспитание исполнит свой долг, воспитывая молодое поколение на прогрессивных традициях прошлого, героике настоящего и идеалах будущего.