«Профессиональная и терминологическая лексика»
Оспанов Мурзамсеит Ермекбаевич
преподаватель русского языка и литературы ГККП «Школа-интернат-колледж», Шортандинский район, а.Бозайгыр
План урока по теме: «Профессиональная и терминологическая лексика»
Профессия: «Повар, кондитер»
Тема урока: «Профессиональная и терминологическая лексика»
Тип урока: обобщение и систематизация изученного
Цели урока:
Образовательная: систематизировать и углубить знания по теме «Профессиональная и терминологическая лексика», применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Развивающая: развивать учебно-организационные умения; развивать умение вести диалог в группе
Воспитательная: способствовать развитию ответственности, способности к открытому взаимодействию, воспитывать интерес к профессии.
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, видеометод, беседа.
Междисциплинарные связи: Кулинария, литература
Материально-техническое оснащение:
ТСО (интерактивная доска, проектор)
Учебно-методическое обеспечение: презентация по теме «Профессиональная и терминологическая лексика», раздаточный материал: опорный конспект, кроссворд, тест, пословицы, текст с «неизвестными».
Ход урока:
Поэтическая пятиминутка
Прекрасных блюд красивые названья
Нам нужно правильно произнести.
И в речи профессиональной
Должны свою мы мысль донести!
Вступительное слово преподавателя
Ваша профессия необычайно красива. И важно в ней всё: начиная со способов приготовления различных блюд, и заканчивая речью повара, которая должна быть точной, грамотной, конечно же, профессиональной.
Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы вместе с вами совершим небольшое путешествие в мир профессии «Повар, кондитер» по дороге русского языка. Но когда путешествие интересно и увлекательно? Когда «…весело шагать по просторам»? Когда мы вместе!
Раз вы готовы, начнем с первого маленького испытания. Каждый из вас вытягивает карточку, на которой представлен один из ингредиентов первого блюда. Вам нужно найти составляющие для приготовления борща, солянки и окрошки и разбиться на три команды.
(Приложение 1)
Солянка: лимон, оливки, копченый окорок, соленый огурец, колбаса.
Окрошка: огурец свежий, квас, яйцо, лук зелёный, картофель отварной.
Борщ: свёкла, морковь, капуста, лук репчатый, картофель.
Вы замечательно справились с первым заданием. Занимайте свои места в соответствии с выбранными ингредиентами.
- Первая наша станция называется:
«Словарь профессиональных терминов!»
(Слайды)
2. «Кулинарный кроссворд»
- Пищевые продукты, предназначенные для дальнейшей производственной обработки, изготовления полуфабриката или блюда.
- Овощ из группы корнеплодов.
- Придание изделию определенной формы вручную или с помощью машин.
- Пищевой продукт, прошедший частичную кулинарную обработку, но не доведенный до готовности.
- Доведение продукта в жарочном шкафу до готовности и образования поджаристой корочки.
- Подбор блюд, а также листок с их перечнем.
- Порция рыбы, очищенная от кожицы и костей, в дальнейшем готовая к обработке.
Ответы: 1. Сырье 2. Репа 3. Формование 4. Полуфабрикат 5. Запекание
6. Меню 7. Филе
1 | 2 | ||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
6 | 7 | ||||||||||
5 | |||||||||||
3. Текст с «неизвестными»
Без чего немыслим русский стол? Без хлеба.
Вам нужно вставить в текст пропущенные слова, обращая внимание на падежные окончания этих слов.
Хлеб — пищевой _____________, получаемый путём выпечки, паровой _____________ или жарки теста, состоящего, как минимум, из _________и воды. В большинстве случаев добавляется_______, а также используется____________, такой как дрожжи. Словом хлеб часто называют сельскохозяйственные ____________. В некоторые сорта хлеба также добавляют ___________, такие как зёрна _________, орехи, изюм, чеснок, курагу.
Слова – помощники: соль, обработка, разрыхлитель, продукт, тмин, культура, специи, мука.
Ответ:
Хлеб — пищевой продукт, получаемый путём выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды. В большинстве случаев добавляется соль, а также используется разрыхлитель, такой как дрожжи. Словом хлеб часто называют сельскохозяйственные культуры. В некоторые сорта хлеба также добавляют специи, такие как зёрна тмина, орехи, изюм, чеснок, курагу.
4. «Термин и его лексическое значение»
Что вы видите одинакового в этих терминах?
Это существительные со значением действия, среднего рода, единственного числа, неодушевленные. Окончание –е – , суффикс ировани. Кроме слова пассерование . В данном случае пассер – корень ( с франц. – пропускать), овани – суффикс. «Термо» – (греч.) тепло, жар, а «стат» – стоять.
Все эти слова в словаре даны с пометой «спец.»
Установите соответствие между термином и его значением.
1 | Брезирование | 1 | поддержание заданной температуры блюд на раздаче или при доставке к месту потребления |
2 | Бланширование | 2 | припускание продукта в жарочном шкафу с бульоном и затем обжаривание. |
3 | Сортирование | 3 | обжаривание в жиру овощей при температуре 120 °C |
4 | Термостатирование | 4 | кратковременная обработка продукта кипятком или паром. |
5 | Пассерование | 5 | механический способ обработки, при котором удаляются посторонние примеси и продукты плохого качества |
Ответы: 1-2 2-4 3-5 4-1 5-3
5. «Профессиональная лексика в речи шеф-повара»
(Видео передачи Прямая речь с участием кулинара, шеф-повара, поэта-публициста Данияра Даркембаева)
Запомнить или записать профессиональную лексику.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы окунулись в мир профессии с помощью русского языка. Вам это путешествие понравилось?
Предлагаю вам по порядку ответить на несколько вопросов:
1. Сегодня я узнал (а) …
2. Сегодня я научился (ась) …
3. Сегодня мне понравилось…
4. Сегодня я познакомился (ась) …
5. Я буду использовать …
6. Сегодня я вспомнил (а) …
7. Сегодня мне не понравилось…
8. Сегодня мне не хватило…
9. Я предлагаю исправить…
10. Я хочу спросить…
11. Урок был …
12. Я хочу пожелать…
Спасибо вам большое за урок и удачи в профессиональной деятельности!