«Профессиональная и терминологическая лексика»


Оспанов Мурзамсеит Ермекбаевич

преподаватель русского языка и литературы ГККП «Школа-интернат-колледж», Шортандинский район, а.Бозайгыр

План урока по теме:  «Профессиональная и терминологическая лексика»

Профессия: «Повар, кондитер»

Тема урока: «Профессиональная и терминологическая лексика»

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

Цели урока:  

Образовательная: систематизировать и углубить знания по теме «Профессиональная и терминологическая лексика»,  применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Развивающая:  развивать учебно-организационные умения; развивать умение вести диалог в группе

Воспитательная: способствовать развитию ответственности, способности к открытому взаимодействию, воспитывать интерес к профессии.

Формы организации учебно-познавательной  деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, видеометод, беседа.  

Междисциплинарные связи: Кулинария, литература

Материально-техническое оснащение:

ТСО (интерактивная доска, проектор)

Учебно-методическое обеспечение: презентация по теме «Профессиональная и терминологическая лексика», раздаточный материал: опорный конспект, кроссворд, тест, пословицы, текст с «неизвестными».

Ход урока:

Поэтическая пятиминутка

Прекрасных блюд красивые названья

         Нам нужно правильно произнести.

И в речи профессиональной

Должны свою мы мысль донести!

Вступительное слово преподавателя

Ваша профессия необычайно красива. И важно в ней всё: начиная со способов приготовления различных блюд, и заканчивая речью повара, которая должна быть точной, грамотной, конечно же, профессиональной.

Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы вместе с вами совершим небольшое путешествие в мир профессии «Повар, кондитер» по дороге русского языка.  Но когда путешествие интересно и  увлекательно?  Когда «…весело шагать по просторам»? Когда мы вместе!

Раз вы готовы, начнем с первого маленького испытания. Каждый из вас вытягивает карточку, на которой представлен один из ингредиентов первого блюда. Вам нужно найти составляющие для приготовления  борща, солянки и окрошки и разбиться на три команды.

(Приложение 1)

Солянка: лимон, оливки, копченый окорок, соленый огурец, колбаса.

Окрошка: огурец свежий, квас, яйцо, лук зелёный, картофель отварной.

Борщ: свёкла, морковь, капуста, лук репчатый, картофель.       

Вы замечательно справились с первым заданием. Занимайте свои места в соответствии с выбранными ингредиентами.

  1. Первая наша станция называется:

«Словарь профессиональных терминов!»

 (Слайды)

2. «Кулинарный кроссворд»

  1. Пищевые продукты, предназначенные для дальнейшей производственной обработки, изготовления полуфабриката или блюда.
  2. Овощ из группы корнеплодов.
  3. Придание изделию определенной формы вручную или с помощью машин.
  4. Пищевой продукт, прошедший частичную кулинарную обработку, но не доведенный до готовности.
  5. Доведение продукта в жарочном шкафу до готовности и образования поджаристой корочки.
  6. Подбор  блюд, а также листок с их перечнем.
  7. Порция рыбы, очищенная  от кожицы и костей, в дальнейшем готовая к обработке.

Ответы: 1. Сырье      2. Репа    3. Формование   4. Полуфабрикат   5. Запекание 

6. Меню  7. Филе

      1   2            
                       
  3                    
4                      
                       
                       
                       
      6       7        
5                      
                       
                       
                       

3. Текст с «неизвестными»

Без чего немыслим русский стол? Без хлеба.

Вам нужно вставить в текст пропущенные слова, обращая внимание на падежные окончания этих слов.

Хлеб — пищевой  _____________, получаемый путём выпечки, паровой  _____________  или жарки теста, состоящего, как минимум, из _________и воды. В большинстве случаев добавляется_______, а также используется____________, такой как дрожжи. Словом хлеб часто называют сельскохозяйственные ____________.  В некоторые сорта хлеба также добавляют ___________, такие как зёрна _________, орехи, изюм, чеснок, курагу.

Слова – помощники: соль, обработка, разрыхлитель, продукт, тмин, культура, специи, мука.

Ответ:

Хлебпищевой  продукт, получаемый путём выпечки, паровой  обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды. В большинстве случаев добавляется соль, а также используется разрыхлитель, такой как дрожжи. Словом хлеб часто называют сельскохозяйственные культуры.  В некоторые сорта хлеба также добавляют  специи, такие как зёрна   тмина, орехи, изюм, чеснок, курагу.

4.  «Термин и его лексическое значение»

Что вы видите одинакового в этих терминах?

Это существительные со значением действия, среднего рода, единственного числа, неодушевленные. Окончание –е – , суффикс ировани. Кроме слова пассерование . В данном случае пассер – корень ( с франц. – пропускать), овани – суффикс.  «Термо» – (греч.) тепло, жар, а «стат» – стоять.

Все эти слова в словаре даны с пометой «спец.»

Установите соответствие между термином и его значением.

1 Брезирование 1 поддержание заданной температуры блюд на раздаче или при доставке к месту потребления
2 Бланширование 2 припускание  продукта в жарочном шкафу с бульоном и затем обжаривание.
3 Сортирование 3 обжаривание в жиру овощей при температуре 120 °C
4 Термостатирование 4 кратковременная обработка продукта кипятком или паром.
5 Пассерование 5 механический способ обработки, при котором удаляются посторонние примеси и продукты плохого качества

Ответы:  1-2   2-4    3-5    4-1   5-3 

5. «Профессиональная лексика в речи шеф-повара»  

(Видео  передачи Прямая речь с участием кулинара, шеф-повара, поэта-публициста Данияра Даркембаева)

  Запомнить или записать профессиональную лексику.

Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы окунулись в мир профессии с помощью русского языка. Вам это путешествие понравилось?

Предлагаю вам по порядку  ответить  на несколько вопросов:

1. Сегодня я узнал (а) …

2. Сегодня я научился (ась) …

3. Сегодня мне понравилось…

4. Сегодня я познакомился (ась) …

5. Я буду использовать …

6. Сегодня я вспомнил (а) …

7. Сегодня мне не понравилось…

8. Сегодня мне не хватило…

9. Я предлагаю исправить…

10. Я хочу спросить…

11.  Урок был …

12. Я хочу пожелать…

Спасибо вам большое за урок и удачи в профессиональной деятельности!