Авторская программа «Программа кружка для детей с особыми образовательными потребностями «Новатор»


Насекина Татьяна Николаевна

заместитель директора по методической работе, педагог дополнительного образования КГУ «Станция юных техников»

КГУ «Станция юных техников»    

 ПРОГРАММА

для детей с особыми образовательными потребностями

кружок «Новатор»

г. Сарань

Автор-составитель:

Насекина Т.Н., заместитель директора по методической работе,педагог дополнительного образования КГУ «Станция юных техников»

Рецензент: Маженова  Г.Т., заместитель директора по воспитательной работе  КГУ «Специальной школы-интерната №9 г. Сарани»

Рассмотрено на заседании МС Станции юных техников

Протокол № 2 от «14» сентября 2020г. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
Пояснительная записка  5
Учебно-тематический план  1 год обучения 8
Содержание программы       9
Учебно-тематический план 2 год обучения 10
Содержание  программы 11
Ресурсное обеспечение программы 13
Контрольно-измерительные материалы 14
Список используемой  и рекомендованной  литературы          15
Приложение  

ВВЕДЕНИЕ

            Воспитание технически грамотных людей, высокоорганизованных специалистов для различных производственных отраслей, становится особо важным в нынешнее время. Это в свою очередь, перед системой дополнительного образования, ставит задачу модернизации и расширения деятельности по развитию  научно-технической деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время в организациях дополнительного образования накоплен опыт реализации образовательных программ по тематике направления.  Однако необходима реализация программ нового поколения на основе современного уровня развития техники и технологий.

 Одна из главных задач современного образования – это создание устойчивой мотивации обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, к получению знаний в области науки и техники, другая – поиск новых форм и инструментов освоения этих знаний с помощью творческий решений. Создание данного кружка должно помочь детям с особыми образовательными потребностями овладеть навыками технического творчества, а также  формировать у них устойчивый интерес к инженерной деятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование способно создать благоприятные условия оказания помощи и поддержки детям с особыми образовательными потребностями  и их семьям. Именно оно предоставляет ребенку возможности для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний, получения допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние не его судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми,  многими  видами деятельности. 

Дети с особыми образовательными потребностями, имеют свои психологические особенности.  Наиболее значимыми мотивами для них  являются:

 – «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

– познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

– потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:

-неустойчивое внимание;

-фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;

– пониженная работоспособность;

-общее недоразвитие речи;

– нарушение эмоционально-волевой сферы.

В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» – писал Кант. Выполняя движения и сравнивая то, что они видят с ощущениями от своих рук, дети учатся  различать свойства окружающих предметов. И чем точнее и четче будут  движения, тем глубже и осмысленнее знакомство детей с миром. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет  рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).  Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.  Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Учитывая выше сказанное, разработана  данная программа. Она имеет научно-техническую направленность,которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Предполагает обучать «от простого к сложному», что наиболее целесообразно для успешного освоения материала и развития самостоятельной деятельности у детей. Поэтому, при составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого воспитанника. Занятия в кружке обеспечивают возможность для исправления недостатков детей. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие процесса.

Данная программа является комплексной, поскольку направлена на разностороннее развитие, воспитание и социализацию личности ребенка. Предполагается формирование и развитие психомоторных, художественно – эстетических и интеллектуальных способностей обучающихся, их подготовка к самостоятельной жизни в обществе, создание материально-технической базы и психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие их потенциальных возможностей, социальную защищенность в процессе доступной для них деятельности.

Работа в кружке «Новатор» – средство развития творчества,  художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей с особыми образовательными потребностями. Она  поможет развить,  прежде всего,  творческие интересы и способности воспитанников. У таких детей  повышается  любознательность, появляется стремление к познанию нового и усвоению новой информации и новых способов действия, развивается ассоциативное мышление; настойчивость, целеустремленность. Работа в кружке воспитывает трудолюбие, что способствует формированию волевых черт характера. Организация совместной деятельности со здоровыми сверстниками (участие в выставках, станционных мероприятиях и др.) будет являться первым этапом на пути адаптации и социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья практически постоянно находятся в состоянии стресса, давления со стороны сверстников и взрослых. Между тем ребёнок – это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде, формирования его как личности.

Данная программа основана на принципах развивающего обучения и предназначена для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с такими нарушениями, как двигательная недостаточность, проблемы с произносительной стороны речи, нарушение психической деятельности в виде снижения интереса и потребности к любому активному действию и т.п.

Уникальность данной программы состоит в том, что она не только рассчитана, четко структурирована и направлена на развитие детей с особыми образовательными потребностями в области развития технического творчества, но и то что в ней помимо развития практических навыков работы у детей с различными материалами в изготовлении поделок, особое внимание уделяется знакомству с новинками в области науки и техники, а также активно применяются ИКТ, что в свою очередь позволяет данной категории детей в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности.

Данная программа – не самоцель, а одно из средств помощи ребенку в социальном становлении, показатель его роста в той или иной деятельности. Введение в жизнь ребенка занятий техническим творчеством социально педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.

       Кроме того, педагогически организованное совместное занятие техническим творчеством детей и взрослых может компенсировать определенное отставание в развитии от сверстников.  

      Содержание программы обуславливается спецификой деятельности и возможностями приобретения ребенком знаний, умений и навыков, позволяющих ему быть успешным и авторитетным среди своих сверстников, программа учитывает запросы растущей и изменяющейся личности.

Цель: создание образовательной среды развития творческой личности ребенка с особыми образовательными потребностями через техническое творчество.

Задачи:

1. Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать  научно-технический мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.

2. Дифференцированное обучение детей с особыми образовательными потребностями для того, чтобы выявить и развить способности и задатки обучающихся.

3.Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.

4. Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.

5. Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

Основные формы и методы

Основными формами учебных занятий являются групповые практические занятия. В процессе обучения и воспитания широко используются тематические беседы, игры, викторины,  экскурсии,  участие в конкурсах и выставках, проектная деятельность.

Используются также различные методы обучения:

-словесный (рассказ, беседа, лекция);

-наглядный (показ, демонстрация, экскурсия);

-практический (работа над чертежом, эскизом, созданием модели, макета);

-исследовательский (самостоятельный поиск эскизов, чертежей для   разработки моделей, макетов).

-репродуктивный метод (деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях);

-объяснительно-иллюстративный метод;

-метод проблемного изложения материала;

-частично-поисковый.

Программа  разработана: для учащихся 4-5 классов, детей с особыми образовательными потребностями.

         Программа:

–  рассчитана на девять календарных месяцев по 4 часа в неделю первого года обучения, по 6 часов в неделю второго года обучения;

–  состоит из тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;

– продолжительность одного занятия составляет 40 минут.   

Предполагаемый результат. К концу учебного года предполагается видеть следующие результаты обучения: дети смогут удовлетворить в полной мере свои интересы в техническом творчестве, приобрести начальные конструкторские  умения и навыки, а также будут продолжать закреплять умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН РАБОТЫ

 С ДЕТЬМИ С ООП

1 год обучения

пп Наименование тем Всего часов Из них
теория практика
1 Вводное занятие 2 2
2 Работа с бумагой и картоном 22 22
3 Работа с природным материалом 18 18
4 Плавающие модели 12 2 10
5 Летающие модели 12 2 10
6 Автотранспорт 12 2 10
7 Изготовление сувениров 46 46
8 Изготовление выставочных работ 18 18
9 Итоговая выставка детского творчества 2 2
    ИТОГО     144   8   136

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  РАБОТЫ

 С ГРУППАМИ ДЕТЕЙ С ООП

1 год обучения

1. Вводное занятие (2 часа).  Инструменты и материалы, необходимые для занятий, их назначение, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

Практическая работа. Презентация на тему «Техническое творчество»

2. Работа с бумагой и картоном (22 часа). История возникновения бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды.  Свойства бумаги и картона.  Разница между бумагой и картоном. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона. Рациональные способы работы с материалом. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппликации (сюжетная, декоративная, полу объемная).

Практическая работа. Лабораторная работа «Свойства бумаги и картона». Аппликация из салфеток «Дельфины». Аппликация мозаика «Золотая осень». Аппликация «Бабочка с цветами»,  «Цветы для мамы»,   «Голуби».  Новогодние украшения. Панно.

3. Работа с природным материалом (18 часов). Общие сведения о природных материалах, их заготовке и обработке. Работа с природным материалом: семенами, крупой, растениями, шишками и др. Техника безопасности при работе.

Практическая работа. Аппликация из манки «Зимушка-зима». Аппликация из семян «Аист». Панно «Ночной пейзаж», из кофейных зёрен «Чашка кофе».

 4. Плавающие модели (12часов). История создания паруса и корабля. Изготовление простейших плавающих моделей. Техника безопасности при работе.

Практическая работа.  Кораблики из скорлупы грецкого ореха. Лодочка «Дракон».Игры и соревнования с плавающими моделями.

5. Летающие модели (12 часов). Сведения о  воздухе, летательных аппаратах. Почему и как летает планер. Общие понятия об основных частях планера, самолёта, их моделей. Работа с шаблоном, сборка и регулирование моделей. Техника запуска модели. Сведения о воздушном змее. Техника безопасности при работе.

Практическая работа.  Простейшая модель планера. Воздушный змей «Птица».

6. Автотранспорт (12 часов). История создания автомобилей. Изготовление простейших  моделей. Техника безопасности при работе.

7. Изготовление сувениров (46 часов). Что такое сувенир. Изготовление сувениров из различных материалов. Техника безопасности при работе.

Практическая работа. Шкатулка. Подсвечники. Светильник. Декоративный стакан для карандашей.

             8. Изготовление выставочных работ (18 часов). Изготовление выставочных работ. Подготовка  к выставкам детского технического творчества.

                9. Итоговая выставка детского творчества (2 часа). 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН РАБОТЫ

 С ДЕТЬМИ С ООП

2 год обучения

пп Наименование тем Всего часов Из них
теория практика
1 Вводное занятие 2 2
2 Элементы графической грамоты 8 8
3 Изготовление панно 34 34
4 Изготовление объемных поделок 40 40
5 Кардмейкинг (изготовление открыток) 26 26
6 Моделирование 40 40
7 Рамочки для фотографий 24 24
8 Полезные поделки 40 40
9 Итоговая выставка детского творчества 2 2
    ИТОГО     216   2   214

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  РАБОТЫ

 С ГРУППАМИ ДЕТЕЙ С ООП

2 год обучения

  1. Вводное занятие (2 часа). Значение техники в жизни  людей.   План работы кружка, инструменты и материалы, необходимые для занятий, их назначение, организация рабочего места, правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

  2. Элементы графической грамоты (8часов). Чертёж как язык техники. Элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различиях между ними. Линии чертежа: видимого и невидимого контура, сгиба, надреза. Их условные обозначения. Перенос рисунка по клеточкам, способы переноса на кальку, бумагу, фанеру и другой материал. Шаблоны и трафареты. Чертежные инструменты и приспособления: линейка, угольник, циркуль. Упражнения в применении чертёжных инструментов, проведение параллельных  и перпендикулярных линий.

Практическая работа. Упражнения в применении чертёжных инструментов, проведение параллельных  и перпендикулярных линий, черчение окружности. Изготовление чертежа декоративной тарелки. Изготовление макета автомобиля.

3. Изготовление панно (34часа). Организация рабочего месса. Рациональные способы работы с материалом. Виды аппликации. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов.

Практическая работа.Панно: «Лошадь», «Тигр», «Цветочная поляна», «Лесная поляна», «Кухонный сувенир», «Девушка с волком». Панно «Розы».

 4. Изготовление объемных поделок (40часов). Материал для работы, приёмы изготовление объёмных работ. Знакомство с  топиарием. Техника безопасности при работе. Анализ образцов.

Практическая работа. Коробка для хранения чая.Топиарий «парящая чашка», «Розовое дерево». Ваза из ниток. Шкатулки: из бумажных трубочек, «Сердце» из картона и ниток. Снежный шар. Ежик из шишек.

              5.  Кардмейкинг ( изготовление открыток) (26 часов ). Понятие «кардмейкинг». Приемы работы, изобразительные средства, используемые при изготовлении открыток. Техника безопасности при работе. Рациональные способы работы.

      Практическая работа. Открытки: «С днем Матери!», «С Новым годом!»,  «Открытка-рубашка», « С праздником весны!».

               6. Моделирование (40 часов). Изготовление макетов и моделей из различных материалов, их оформление в цвете и в композиции. Техника безопасности при работе.

Практическая работа. Новогодний домик.  Макет дома культуры. Композиция: «На отдыхе».

7. Рамочки для фотографий (24часа).  Приемы работы, изобразительные средства, используемые при изготовлении  рамочек для фото. Техника безопасности при работе.

Практическая работа.  Рамочки для фото: из макарон, из пуговиц, «Морское царство», «Птицы».

8. Полезные поделки (40 часов). Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Изготовление моделей по шаблону и чертежу чертежа. Техника безопасности при работе.

   Практическая работа. Скворечник «Снеговик с котом».Светильник. Топиарий для фото. Снеговик из стаканов.

 9.Итоговая выставка детского творчества (2 часа). 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации успешной работы необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.

Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная  и гофрированная бумага, клей ПВА, бросовый материал.

Наглядные пособия:

– стенды;

– работы обучающихся;

– демонстрационные работы и образцы;

– схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);

– иллюстрационный материал к тематическим праздникам.

Методическое обеспечение:

  1. Научно-методическая, психолого-педагогическая литература.
  2. Журналы «Дополнительное образование в Казахстане», «Дополнительное образование».
  3. Научно-исследовательские разработки современных авторов.
  4. Интернет сайты по дополнительному обучению.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

         Программа призвана обеспечить достижение определенных результатов в соответствии с задачами программы.

         Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов   первого года обучения, являются  выставки  работ  обучающихся  на   выставках технического творчества разных уровней, на тематических выставках учреждения. Одним  из  важнейших  оценочных  видов  становится  самооценивание, в  процессе  которого  ребенок, сравнивая  свою  модель  с  другими, наглядно  видит  преимущества  и  ошибки, получает  возможность  выработать  навык  анализа  для  дальнейшей  реализации  в  творчестве.

         Успешность второго года обучения определяется с помощью специально разработанных контрольно-измерительных методик. Успешность овладения курсом моделирования оценивается путем сравнительного анализа результатов начала и конца второго учебного года. (Таблицы 1 и 2 в приложении) и положительной динамикой количественных и качественных показателей участия в выставках, конкурсах разных уровней. 

Литература для педагога

  • Дополнительное образование. Журнал для педагогов дополнительного образования.
  • Наука и школа. Журнал для педагогов.
  • Наука и жизнь. Журнал для широкого круга читателей.
  • Юный техник плюс. Журнал для широкого круга читателей с приложением.
  • Каргина Зоя. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. Школьная пресса Изд-во, 2008
  • Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002
  • Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования
  • Дружинин В.Н., Шадриков В.Д.   Развитие и диагностика способностей.  Москва 1991
  • Матюшкин А.М.  Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии.   №1. 1989
  • Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются: Книга для учителя. Перевод с немецкого. Москва, 1989

Литература для родителей

  • Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону  2006
  • Вайцвайнг П. Десять заповедей творческой личности. Перевод с английского. Москва  1990
  • Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.  Москва  2008

Литература для детей

  • Перельман Я.И. Живая математика.   Москва, АСТ Астрель Транзиткнига 2006
  • Перельман Я.И. Занимательная физика (книга 1 и книга 2)   Москва, АСТ Астрель Транзиткнига 2006
  • Перельман Я.И. Веселые задачи   Москва, АСТ Астрель Транзиткнига 2003


Приложение

Карта  компетентностного  уровня  развития  детей с особыми образовательными потребностями

                                          таблица1                                                                                                                                                                                                                              

Фамилия,
имя ребенка
Показатели познавательной компетентности (должны знать) Уровень  компетентностного развития ребёнка
названия и назначения окружающих и часто встречающихся технических объектов и инструментов ручного труда   сведения о трудовой деятельности взрослых, о некоторых конкретных видах технического труда в быту и на производстве приемы и правила пользования простейшими инструментами ручного труда элементарные свойства бумаги, картона, древесины, некоторых тканей, их использование, применение, доступные способы обработки простейшие правила организации рабочего места способы применения шаблонов способы соединения деталей из бумаги, картона, и фанеры правила сборки макетов и моделей из готовых наборов деталей  по техническим рисункам названия основных частей изготовляемых макетов и моделей необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов моделирования
                         

 Таблица 2                     

Фамилия,
имя ребенка
Показатели познавательной компетентности (должны уметь) Уровень  компетентностного развития ребёнка
выделять общие и индивидуальные признаки предметов и технических объектов определять основные части изготовляемых макетов и моделей и правильно произносить их названия сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщения проводить на бумаге ровные (при помощи линейки) вертикальные, горизонтальные и наклонные линии узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг) и объемные геометрические тела (куб, шар, цилиндр); -вырезать из бумаги квадрат, треугольник, из квадрата вырезать круг составлять геометрические фигуры (из нескольких треугольников – четырехугольник, из частей круга – целый круг) пользоваться распространенными инструментами, соблюдать правила по технике безопасности планировать предстоящие трудовые действия, подбирать материал, инструменты выполнять разметку несложных объектов на доступных материалах при помощи линейки и шаблонов прочно соединять детали между собой и устойчиво крепить вращающиеся детали
1