Школа-территория здоровья

Турганбаев Кайрат Слямович

учитель физической культуры Школа-лицей №101 города Караганды

ШКОЛА -ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ

Турганбаев К.С.

учитель физической культуры и спорта

школы-лицея№ 101 города Караганды

Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного освоения знаний и умений всеми учащимися. А это невозможно без учета особенностей развития учащихся, их способностей, то есть дифференцированного подхода.

Основная цель моей работы — оздоравливать детей, развивать у учащихся желание и необходимость заниматься физкультурой и спортом. Для этого я стремлюсь разнообразить уроки, применяя различные формы работы и новые методы, хочу остановиться на внедрение семи модулей по кембриджским курсам.           

Серию последовательных уроков я решил провести в 6 классе по разделу программы «Гимнастика». Составляя, среднесрочное планирование я опирался на календарно-тематический план, который соответствует государственной программе по физической культуре. Все уроки были взаимосвязаны между собой по тематике, старался интегрировать новые подходы в обучении, научить детей саморегуляции, оцениванию себя и одноклассников.

На первом уроке по техники безопасности я постарался внедрить все семь модулей обучения:

-Новые подходы в преподавании и обучении: ребята работали в группах (создание и защита рисунка по теме: «Выполнение упражнений с соблюдением правил техники безопасности»)

-Обучение талантливых и одаренных учеников (1 ученику было предложено опережающее задание: приготовить презентацию по теме: «Виды гимнастики и термины, применяемые в гимнастике»)

-Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников (чередование нагрузки при выполнении физических упражнений)

-Управление и лидерство в обучении (в каждой группе выступил лидер ) -Обучение критическому мышлению (ребята делились своими идеями, анализировали, опровергали суждения, предложенные другой командой, приводя аргументированные выводы)

-Использование ИКТ (музыкальная разминка, показ презентаций: по техники безопасности, виды гимнастики)

-Оценивание для обучения и оценивание обучения (наблюдение, анализ. рефлексия учащихся)

Второй урок является продолжением первого, так как учащиеся совершенствуют свои знания, в подготовительной части урока провожу разминку- путешествие, создаю положительный настрой на урок. В ходе урока ребята ведут диалог, а одной из важных стратегий в обучении является диалоговое обучение. Оно способствует развитию коммуникативных навыков, созданию атмосферы доверия и доброжелательности. Проанализировав все проведенные уроки на практике, пришел к выводу, что диалог присутствует в каждом модуле программы. Разделившись на группы по желанию, ученики выполняли задания, но прежде обсуждали, как правильно выполнить.

На этом уроке я использовал новые формы работы, такие как работа в группах, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения.

Третий урок построен по типу круговой тренировки. На этом уроке я продолжил совершенствовать акробатические навыки и умения. Урок начался с беседы, где ребята установили цель урока. Продолжая внедрять новые подходы в обучение, предлагаю ребятам выполнение упражнений с гимнастической палкой в парах.

Наблюдая за действиями учащихся, хочу отметить, что в каждой группе проявлялся лидер, к мнению которого ребята прислушивались. Ученики проявляли все свои способности, так как они уже знали, что оценивать их буду не только я. Но интерес у них, считаю, возник, когда они снова поделились на команды и уже новым составом работали над заданием, каждая команда представляла акробатическую комбинацию. После прохождения станции, каждый участник самостоятельно анализирует результат данного упражнения и приклеивает соответствующий настроению и полученным умениям и навыкам, смайлик на вагончик. Поезд с 4 вагончиками был прикреплен к стенке для каждой команды. На этом уроке, благодаря внедрению новых подходов, удалось достичь поставленных задач.

Заключительный урок посвящен проверке знаний по разделу гимнастика. На этом уроке я постарался, чтобы учащиеся поработали как самостоятельно, так и в парах и группах. В начале урока ученики выполнили разминку под видео, наблюдая за ними, могу сказать, что они еще скованы в своих действиях, им не привычно самостоятельно выполнять разминку. Предыдущие уроки показали, что дети могут находить решения, для успешного выполнения заданий. Деление на группы происходит без конфликта, думаю, влияние оказывает взаимооценивание, которое ребята применяют после каждого задания. На всех этапах урока прослеживается индивидуальный подход, особенно мне понравилось, как дети с азартом приняли участие в «горячем стуле», а это уже проявление интереса к уроку.

В конце урока ребята подвели итог урока, оценили свою работу на цветных ладошках, ответив на ряд вопросов:

1. На уроке я работал: активно/ пассивно

2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался : коротким/ длинным

4. 3а урок я: не устал,/устал

5. Мое настроение стало: лучше/ хуже

6. Материал   урока мне был: понятен/ не понятен

В ходе уроков создавал условия для формирования познавательного интереса, навыков самостоятельного и коллективного мышления, способности рассуждать, выделять главное, отстаивать собственное мнение, уметь самостоятельно и с коллективом выполнять задания, требующие применения знаний.

Применение элементов командообразования, способствовал созданию сплоченного коллектива, лидерских качеств отдельных учащихся. Цель, которую я ставил при составлении среднесрочного планирования, была достигнута. У учащихся формируется чувство уверенности в себе, работа в группах помогла им раскрыть свои возможности. В дальнейшем я планирую придерживаться новых методик.

Уроки физической культуры — основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышению умственной и физической работоспособности школьников, формированию у детей правильной осанки. «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы» (Т.Карлеиль)

Крепкое здоровье отдельного человека — бесценное благо и счастье. Здоровье же населения в целом национальное богатство, достояние и будущее всего государства.

Основной целью предмета «Физическая культура» является: укрепление здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни, жизненно важных двигательных умений и навыков, гармоничное развитие личности в соответствии с задачами нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Задачи предмета «Физическая культура»:

·         формирование знаний в области физической культуры;

·         укрепление здоровья на фоне постоянного повышения физической деятельности;

·         воспитание основных физических качеств — силы, быстроты и выносливости

В своей работе я внедряю уроки «Круговая тренировка», по разделам спортивные игры, легкая атлетика. Комплексы составляю согласно задачам урока, упражнения выполняются в парах: передачи, челночный бег, прыжки, подтягивание на перекладине, броски в кольцо. Станции варьируется по числу от 8 до 10. Время работы и пауза для отдыха зависят от уровня интенсивной нагрузки. Во время круговой тренировки физически слабые дети не проходят круговой цикл полностью и выполняют задания по самочувствию, дольше выполняют более легкие упражнения.

В начальных классах применяю игровой и соревновательный методы. Осенью, весной — это футбол, подвижные игры, соревнования. Зимой эстафеты и подвижные игры.

Подвижные игры на уроках физической культуры используется для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. К образовательным задачам относятся: совершенствование и закрепление навыков в беге, в прыжках, метаниях.

К воспитательным задачам относятся воспитание физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, выносливости) и морально — волевых качеств (смелости, честности, коллективизма).

К оздоровительным задачам относятся содействие нормальному развитию организма учащихся, укрепление их здоровья.

Каждая игра требует от участников проявление умений и навыков, которые в процессе игры совершенствуются.

В подготовительной части урока включаю малоподвижные и не сложные игры, способствующие организации внимания учащихся. В основной части использую игры с бегом на скорость, на выносливость, с разными прыжками, метанием в подвижную и не подвижную цель. В заключительно провожу игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока.

Вывод: Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если будем сами вести здоровый образ жизни, можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми как интеллектуально и духовно, так и физически.