«Развитие речи. Звуки [Б], [Б,]. В зоопарке»
Волошанина Валентина Михайловна
воспитатель, ГККП «Ясли – сад №27 города Павлодара»
Развитие речи. Звуки [Б], [Б]. В зоопарке.
Цель:
-уточнение произношения звуков [Б], [Б], различение их по твёрдости – мягкости;
Задачи:
– упражнять в составлении звуковых схем слов;
– обобщить знания детей, уточнить и активизировать словарь по теме «В зоопарке», различать животных лесов и жарких стран;
-упражнять в умении сравнивать и описывать животных; подбирать родственные слова, образовывать сложные слова, антонимы, притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, подбирать предлоги в предложении и изменять окончания существительных; называть детёнышей животных в именительном и винительном падежах единственного и множественного числа;
-развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление;
-развивать творчество, фантазию;
-воспитывать любовь и заботливое отношение к животным;
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А чтобы узнать, куда мы отправимся, нужно разгадать ребус:
– Все правильно, мы с вами совершим экскурсию по зоопарку. Давайте познакомимся с режимом работы зоопарка. Наш зоопарк работает с 10-00ч. до 19-00ч. без выходных.
– При посещении зоопарка необходимо соблюдать правила поведения:
– не шуметь;
– не кормить животных;
– не трогать животных;
– не фотографировать.
(Дети объясняют, почему нельзя это делать).
– Сейчас мы с вами послушаем голоса различных животных, попытаемся угадать, кому они принадлежат, посмотрим на них по телевизору и узнаем о них интересные факты.
– Верблюд (не смотря на горбы, позвоночник у него прямой; может обходиться без воды 2 недели).
– Крокодил (глотает камни, чтобы глубже нырять).
– Бегемот (появляются на свет под водой).
– Если будут драться лев и белый медведь, то победит белый медведь.
– Обезьяна (шимпанзе – единственное животное, которое узнает себя в зеркале).
– Слон (только слоны и люди из млекопитающих умеют стоять на голове; маленький слоненок весит около 100 кг).
– Жираф (не смотря на длинную шею у него столько же шейных позвонков, как у человека, может обходиться без воды дольше, чем верблюд).
– Белый полярный медведь может развить скорость до 40 км/ч.
– Самый крупный хищник семейства кошачьих –это уссурийский тигр; его высота в холке достигает 115 см, длина около 3 м, а вес – до 280 кг.
– Посмотрите, кто нам встретился в зоопарке?
ЗеБра, оБезьяна, Барс, Белка, Бегемот, лев, БоБер, Барсук, крокодил.
– Какие звуки встречаются в названиях животных?
-Где расположен звук в словах?
-Кто здесь лишний? (Крокодил и лев).
– Первыми в зоопарк поселились 2 животных:
1-первый звук (Б), последний (К). (Барсук).
2-первый звук (Б), последний (С). (Барс).
– Представим, что мы увидели много разных животных. Давайте скажем правильно – кого много? Много зебр, …….
-На какие две группы мы можем разделить этих животных?
(На африканских и лесных животных.)
– Обозначаем их пальмой и ёлкой с берёзой. Как называется лес, в котором растут ёлки, и как называют лес, в котором растут берёзы?
– Прежде чем продолжить нашу экскурсию, нам надо выполнить звуковой анализ слова «бобёр».
– Интересный факт из жизни бобров: они грызуны, зубы у них растут всю жизнь. Давайте постараемся запомнить скороговорку: «Все бобры добры для своих бобрят». (Произнесите медленно, выделяя интонацией каждое слово отдельно. Затем темп можно ускорить.)
– Посмотрите на доску, здесь необычные названия животных : «беляц», «заведь», «медка». Кто из вас сможет составить названия известных лесных животных, используя те же слоги? (Белка, заяц, медведь).
– Что интересного мы знаем об этих животных?
– Чем они питаются?
– К какому виду мы их отнесем по способу питания?
– Давайте назовём этих и других известных животных на казахском языке:
Заяц – қоян
Медведь – аю
Белка – тиін
Волк – қасқыр
Лиса – түлкі
Верблюд – түйе
Зоопарк – зообақ
– А теперь посмотрим на животных и скажем, какие они. Д/И «Составь слово»:
-У жирафа длинная шея – жираф какой? Длинношеий.
-У обезьяны длинный хвост – ….
– У верблюда два горба – …..
– У слона большие уши – …..
– У бегемота толстые ноги – ….
– Чем отличаются бегемот и гиппопотам?
– Бегемот = гиппопотам.
– Попытайтесь быстро повторить скороговорку: «За гиппопотамами по пятам идёт гиппопотам».
Д/У «Скажи правильно»:
- Бобёр спрятался …. (вода).
- Белка выскочила …. (дупло).
- Барс спустился …. (дерево).
- Бегемот вышел …. (вода).
Д/И «Закончи предложение»:
- Бегемот большой, а барсук …. .
- У барса хвост длинный, а у бегемота …. .
- Белка слабая, а волк …. .
- Черепаха медленная, а змия быстрая ….
- Все животные разные, давайте будем их сравнивать.
Д/У «Составь по образцу»
- Кто тяжелее? (Крокодил или бегемот) – ….. .
- Кто сильнее? (Львица или зебра) – …. .
- Кто больше ? (Слон или лев) – …. .
- Кто выше ? (Жираф или тигр) – …. .
-Животные в зоопарке, так же как и вы, любят играть в прятки. Д/И «Угадайте животное по части силуэта».
Физминутка.
Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад!
(Ходьба)
Это – лев.
Он царь зверей,
В мире нет его сильней.
(Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой. Руки находятся на поясе)
А смешные обезьяны
Раскачали так лианы,
(Исходное положение: стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания)
А вот добрый, умный слон
Посылает всем поклон.
(Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны)
Кенгуру так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
(Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад)
Вот и вечер наступает,
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.
(Ходьба)
Д/И «Ассоциации».
-Каких животных можно назвать, увидев такие обозначения.
Д/И «Волшебные буквы».
-Каких животных вы назовёте, если увидите такие буквы?
-Люди часто сравнивают друг друга с различными животными. О каком человеке можно сказать:
– У него львиная грива?
– Проливает крокодиловы слезы?
– Топает, как слон?
– У него обезьяньи ужимки?
– Идёт как черепаха?
– Трусливый как заяц?
– Хитрый как лиса?
– Посмотрите, здесь что-то случилось.
Ветер поднялся, бушует, ревёт.
Каждая мама ребёнка зовёт.
Тихо бормочет мама спросонок:
Помогите скорей, потерялся ребёнок!
Как зовут? Не припомню никак!
Помогите скорей, позовите ребёнка!
-Львица зовёт – ….. .
– Слониха зовёт – …. .
– Мама жирафа зовёт – ….. .
– А кенгуру – своего …… .
Д/У «Головоломка».
– Посмотрите на картинку, назовите животных, которых вы увидели
– в названиях каких есть звуки [Б] и [Б] ?
Д/У «Чей? Чья? Чьё?».
– У нас есть таблица.
– Назовите мне правильно:
– чья это голова?
– чьё это туловище?
– чьи это ноги?
– чей это хвост?
– У нас осталось последнее задание. Подойдите к столам в соответствии со своими значками. (Пальма- африканские животные, ёлка – лесные животные, снежинка – животные севера). Здесь лежат части тела нескольких животных, из которых вы соберёте необычное, фантастическое животное и придумаете ему название.Готовые работы вывешиваются на доске.Каждая команда представляет своё животное.
– На этом наше путешествие по зоопарку закончилось. Подойдите все ко мне и выберите себе смайлик:
-красный – если все задания выполнил правильно и занятие понравилось;
– синий – если что-то не получилось и тебе было не очень интересно;
– зелёный – если все задания были сложными и было совсем неинтересно.