«Развитие речи. Звуки [Б], [Б,]. В зоопарке»


Волошанина Валентина Михайловна

воспитатель, ГККП «Ясли – сад №27 города Павлодара»

Развитие речи. Звуки [Б], [Б]. В зоопарке.

Цель:

-уточнение произношения звуков [Б], [Б], различение их по твёрдости – мягкости;

Задачи:

– упражнять в составлении звуковых схем слов;

– обобщить знания детей, уточнить и активизировать словарь по теме «В зоопарке», различать животных лесов и жарких стран;

-упражнять в умении сравнивать и описывать животных; подбирать родственные слова, образовывать сложные слова, антонимы, притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, подбирать предлоги в предложении и изменять окончания существительных; называть детёнышей животных в именительном и винительном падежах единственного  и множественного числа;

-развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление;

-развивать творчество, фантазию;

-воспитывать любовь и заботливое отношение к животным;

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А чтобы узнать, куда мы отправимся, нужно разгадать ребус:        

–  Все правильно, мы с вами совершим экскурсию по зоопарку. Давайте познакомимся с режимом работы зоопарка. Наш зоопарк работает с 10-00ч. до 19-00ч. без выходных.

– При посещении зоопарка необходимо соблюдать правила поведения:

     – не шуметь;

    – не кормить животных;

    – не трогать животных;

    – не фотографировать.

(Дети объясняют, почему нельзя это делать).

– Сейчас мы с вами послушаем голоса различных животных, попытаемся угадать, кому они принадлежат, посмотрим на них по телевизору и узнаем о них интересные факты.

– Верблюд (не смотря на горбы, позвоночник у него прямой; может обходиться без воды 2 недели).

– Крокодил (глотает камни, чтобы глубже нырять).

– Бегемот (появляются на свет под водой).

– Если будут драться лев и белый медведь, то победит белый медведь.

– Обезьяна (шимпанзе – единственное животное, которое узнает себя в зеркале).

– Слон (только слоны и люди из млекопитающих умеют стоять на голове; маленький слоненок весит около 100 кг).

– Жираф (не смотря на длинную шею у него столько же шейных позвонков, как у человека, может обходиться без воды дольше, чем верблюд).

– Белый полярный медведь может развить скорость до 40 км/ч.

– Самый крупный хищник семейства кошачьих –это уссурийский тигр; его высота в холке достигает 115 см, длина около 3 м, а вес  – до 280 кг.

 –  Посмотрите, кто нам встретился в зоопарке?

ЗеБра, оБезьяна, Барс, Белка, Бегемот, лев, БоБер, Барсук, крокодил.

– Какие звуки встречаются в названиях животных?

-Где расположен звук в словах?

-Кто здесь лишний? (Крокодил и лев).

– Первыми в зоопарк поселились 2 животных:

1-первый звук (Б), последний (К). (Барсук).

2-первый звук (Б), последний (С). (Барс).

– Представим, что мы увидели много разных животных. Давайте скажем правильно – кого много? Много зебр, …….

-На какие две группы мы можем разделить этих животных?

(На африканских и лесных животных.)

–  Обозначаем их пальмой и ёлкой с берёзой. Как называется лес, в котором растут ёлки, и как называют лес, в котором растут берёзы?

– Прежде чем продолжить нашу экскурсию, нам надо выполнить звуковой анализ слова «бобёр».

–  Интересный факт из жизни бобров: они грызуны, зубы у них растут всю жизнь. Давайте постараемся запомнить   скороговорку: «Все бобры добры для своих бобрят». (Произнесите медленно, выделяя интонацией каждое слово отдельно. Затем темп можно ускорить.)

– Посмотрите на доску, здесь необычные названия животных : «беляц», «заведь», «медка». Кто из вас сможет составить названия известных лесных животных, используя те же слоги? (Белка, заяц, медведь).

 – Что интересного мы знаем об этих животных?

 – Чем они питаются?

 – К какому виду мы их отнесем по способу питания?

– Давайте назовём этих и других известных животных на казахском языке:

 Заяц – қоян

Медведь – аю

Белка – тиін

Волк – қасқыр

Лиса – түлкі

Верблюд – түйе

Зоопарк – зообақ

–  А теперь посмотрим на животных и скажем, какие они. Д/И «Составь слово»:

-У жирафа длинная шея – жираф какой? Длинношеий.

-У обезьяны длинный хвост – ….

 – У верблюда два горба – …..

– У слона большие уши – …..

 – У бегемота толстые ноги – ….

– Чем отличаются бегемот и гиппопотам?

–  Бегемот = гиппопотам.

– Попытайтесь быстро повторить скороговорку: «За гиппопотамами по пятам идёт гиппопотам».

Д/У «Скажи правильно»:

  • Бобёр спрятался …. (вода).
  • Белка выскочила …. (дупло).
  • Барс спустился …. (дерево).
  • Бегемот вышел …. (вода).

Д/И «Закончи предложение»:

  • Бегемот большой, а барсук ….  .
  • У барса хвост длинный, а у бегемота …. .
  • Белка слабая, а волк …. .
  • Черепаха медленная, а змия быстрая ….
  • Все животные разные, давайте будем их сравнивать.

 Д/У «Составь по образцу»

  •  Кто тяжелее? (Крокодил или бегемот) – …..  .
  •  Кто сильнее? (Львица или зебра) – ….  .
  • Кто больше ? (Слон или лев) – ….  .
  • Кто выше ? (Жираф или тигр) – ….  .

-Животные в зоопарке, так же как и вы, любят играть в прятки. Д/И  «Угадайте животное по части силуэта».

Физминутка.

Мы шагаем в зоопарк,

Побывать там каждый рад!

(Ходьба)

Это – лев.

Он царь зверей,

В мире нет его сильней.

 (Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой. Руки находятся на поясе)

А смешные обезьяны

Раскачали так лианы,

(Исходное положение: стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания)

А вот добрый, умный слон

Посылает всем поклон.

(Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны)

Кенгуру так быстро скачет,

Словно мой любимый мячик.

(Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад)

Вот и вечер наступает,

Зоопарк наш засыпает,

Засыпает до утра,

Нам уже домой пора.

(Ходьба)

 Д/И  «Ассоциации».

-Каких животных можно назвать, увидев такие обозначения.

 Д/И  «Волшебные буквы».

-Каких животных вы назовёте, если увидите такие буквы?

-Люди часто сравнивают друг друга с различными животными. О каком человеке можно сказать:

– У него львиная грива?

– Проливает крокодиловы слезы?

– Топает, как слон?

– У него обезьяньи ужимки?

– Идёт как черепаха?

– Трусливый как заяц?

– Хитрый как лиса?

 – Посмотрите, здесь что-то случилось.

Ветер поднялся, бушует, ревёт.

Каждая мама ребёнка зовёт.

Тихо бормочет мама спросонок:

Помогите скорей, потерялся ребёнок!

Как зовут? Не припомню никак!

Помогите скорей, позовите ребёнка!

-Львица зовёт – …..  .

– Слониха зовёт – ….  .

–  Мама жирафа зовёт – …..   .

–  А кенгуру – своего ……  .

 Д/У «Головоломка».

– Посмотрите на картинку, назовите животных, которых вы увидели

– в названиях каких есть звуки [Б] и [Б] ?

  Д/У «Чей? Чья? Чьё?».

– У нас есть таблица.

– Назовите мне правильно:

 – чья это голова?

– чьё это туловище?

 – чьи это ноги?

– чей это хвост?

 – У нас осталось последнее задание. Подойдите к столам в соответствии со своими значками. (Пальма- африканские животные, ёлка – лесные животные, снежинка – животные севера). Здесь лежат части тела нескольких животных, из которых вы соберёте необычное, фантастическое животное и придумаете ему название.Готовые работы вывешиваются на доске.Каждая команда представляет своё животное.

– На этом наше путешествие по зоопарку закончилось. Подойдите все ко мне и выберите себе смайлик:

-красный – если все задания выполнил правильно и занятие понравилось;

 – синий – если что-то не получилось и тебе было не очень интересно;

 – зелёный – если все задания были сложными и было совсем неинтересно.