Открытый урок русского языка «Прямое и переносное значение слова»


Оспанова Булбул Шортановна

учитель русского языка и литературы Акмолинская область, Зерендинский район, КГУ «Оркенская средняя школа»

Дата Предмет: русский язык Класс: 5 «Б» Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Тема урока Семья. Прямое и переносное значения слов
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке СГ2 –  определять тему и основную мысль текста, опираясь на вопросы; Ч5–формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту; П2– излагать основное содержание текста; СРН2– использовать слова с прямым и переносным значением, многозначные слова, эмоционально- окрашенные слова, синонимы
Цели урока Все учащиеся смогут: определять основную мысль текста, понимать  «прямое и переносное» значение  слов, знать определение  многозначного слова; отличать  различные коллективы, среди которых особо выделяется семья; подбирать пословицы и поговорки по теме «Семья»
Большинство учащихся смогут: выделять  прямое и переносное значение  в тексте; рассуждать на заданную тему, используя пословицы и поговорки о семье
Некоторые учащиеся смогут: создавать сочинение-рассуждение с элементами описания и повествования, использовать в работе слова в переносном значении, эпитеты, сравнения, пословицы
Языковая цель Учащиеся смогут: развивать навыки слушания, говорения, чтения и письма; формулировать  понятие  «семья», использовать изобразительные средства в устной и письменной речи
Ключевые слова и фразы: семья, родители, ребенок, мама, папа, традиции
Полезные фразы для диалога/письма:
Вопросы для обсуждения: -Что такое семья? -Относится ли семья к жизненным ценностям? -Почему семья нужна человеку? – Какие слова употреблены в прямом, а какие в переносном значении? -Какой, по твоему мнению, должна быть семья?
Можете ли вы сказать, почему …? Можете ли вы сказать, почему семья и семейные ценности неразрывно связаны?
Письменные подсказки: Я считаю, что… Мне кажется, что… Я думаю, что…
Критерии оценивания Ч5 формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту
Привитие ценностей Воспитание казахстанского патриотизма, уважения и любви к  Родине, к своей семье; привитие ценностей уважения друг к другу, к труду; развитие толерантности      
План
Планируемое время Запланированные задания

Ресурсы
Начало 10 мин Организация начала урока. Стратегия «Таинственный предмет». Учитель показывает «таинственный предмет»- семейный альбом. На страницах видны семейные фотографии. Учитель спрашивает у учащихся, что это за предмет, у кого в семье есть семейные альбомы, какие эмоции возникают, когда вы просматриваете фотографии? Как предмет связан с темой урока? О чем пойдет речь на уроке? Ребята! Вчера моя подруга познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем.   Они стали общаться и после разговора она сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но, к сожалению, этот человек не понял ее! А вы, сможете описать его? Объясните значения слов, которые помогли описать друга? Мягкий характер-  хороший характер. Острый ум–  быстро понимающий. Острый как нож Золотые руки– все умеет делать. Светится от счастья–  очень рад Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением. Дорогие ребята! На этом уроке вы познакомитесь с новыми понятиями — прямое и переносное значение слов. Перед вами стоит важная задача: вы должны научиться определять, когда то или иное слово употреблено в прямом, а когда — в переносном смысле. Учтите, что употребление слова в переносном значении очень часто используется писателями и поэтами для создания художественной образности, но неумелое или неправильное употребление слова может стать причиной речевой или стилистической ошибки Создание коллаборативной среды. Деление по цвету (на разноцветных карточках изображены рисунки, связанные с темой «Семья»).  Опрос домашнего задания. Подбери пару. Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.Запись числа и темы в тетрадь.         Семейный альбом               Мяч     Раздаточный материал      
Середина 20 мин 1.Группы получают задание составить графический органайзер «Одиночный пузырь» на тему «Счастливая семья». Спикеры групп защищают работу. Формативное оценивание. Группы оценивают друг друга смайликами. 2.Стратегия «Мозговой штурм» – Как вы понимаете словосочетания: семья тигров, школьная  семья, семейство лютиковых и т.д. – Приведите свои подобные примеры. – Чем семья отличается от других коллективов? Вывод: слово семья имеет несколько значений, оно многозначноеи употреблено в прямом и переносном значении. Знакомство с правилом на странице с. 231.   У каждого слова есть основное лексическое значение.   Например, парта – это школьный стол, зелёный – цвет травы или листвы, есть – это значит принимать пищу.   Значение слова называется прямым, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак.   Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.   Рассмотрим примеры прямого и переносного значения слов. Если человек скажет слово море, у него и его собеседников возникает образ большого водного пространства с солёной водой.   Это прямое значение слова море. А в сочетаниях море огней, море людей, море книг мы видим переносное значение слова море, которое обозначает большое количество чего или кого-нибудь.   Золотые монеты, серьги, кубок – это предметы, сделанные из золота.   Это прямое значение слова золотой. Переносное значение имеют словосочетания: золотые волосы – волосы с блестяще-жёлтым отливом, золотые руки – так говорят об умении хорошо что-то делать, золотое сердце – так говорят о человеке, который делает добро.  3. Выполнение упражнения по рабочей тетради и удоски. Учащимся предлагается записать предложения и определить, какие слова имеют прямое, а какие переносное значение? Прямое значение выделить синим цветом, переносное- зеленым Сначала в дом занесли только тяжелые вещи. –Облака роняли мелкий дождь.В окно глядят глаза усталые.- Ночью небо ближе и глядит в окно.Здесь продавались разноцветные ковры.- Земля была покрыта белоснежным ковром. Формативное оценивание-взаимооценивание Стратегия «Синквейн».Упражнение № 213 (составить синквейн по теме) Формативное оценивание «Сигналы рукой» Разминки – знакомства. «Какой Я» Эта разминка дает возможность описать себя либо серьезно, либо в шутку. Учащиеся записывают буквы, из которых состоят их имена, в столбик на левой стороне страницы. Затем придумывают определение, которое с этой буквы начинается и в чем-то соответствует их характеру: Д – дружелюбная А – активная Ш – шустрая А – аккуратная   Затем каждый ребенок сообщает свои определения классу.   Листы бумаги, маркеры, стикеры                     Смайлики                   учебник  «Русский язык», изд-во «Мектеп», 2017 автор З.К.Сабитова           Рабочая тетрадь                      
  Конец урока   10 мин                                                             Работа с текстом Всемирный день родителей отмечается 1 июня, как и Международный день защиты детей. Цель этого праздника– донести до людей важность семьи для общества, для каждого ребенка и взрослого. Праздник должен напоминать детям о том, что у них есть мамы и папы, которые нуждаются в любви и заботе,  и научить молодое поколение быть любящими родителями. Дескрипторы Понимают прочитанное в тексте;Находят ключевые слова;Составляют «толстые и тонкие» вопросы;Выражают свое отношение к прочитанному. Примеры «Толстых и тонких вопросов» «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Когда отмечается Всемирный день родителей?Какова цель праздника?3. О чем должен напоминать детям праздник? Как нужно организовать праздник, чтобы донести до людей важность семьи?Что нужно делать, чтобы научить молодое поколение быть любящими родителями?Как ты думаешь, можно ли обойтись без этого праздника?   Домашнее задание: Упражнение №211 (Опиши своих родителей) Обратная связь Стратегия «Семейное дерево» Учащимся предлагается рисунок с изображением счастливой семьи. Дети прикрепляют разноцветные стикеры- сердца с пожеланиями своей семье Рефлексия. Прием «Облако тегов» Задание: дополнить фразы Сегодня я узнал….Было трудно ….Я понял(а), что….Я научился (лась)…..Я смог (ла)…Было интересно узнать, что….Меня удивило….Мне захотелось…..                                 учебник  «Русский язык», изд-во «Мектеп», 2017 автор З.К.Сабитова                         стикеры    
Дополнительная информация
Дифференциация – как вы будете предоставлять больше поддержки? Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся? Межпредметные связи Здоровье и безопасность Поддержка ИКТ ценности
Дифференциация предусмотрена при выполнении домашнего задания Формативное оценивание, наблюдение учителя, самооценивание, взаимооценивание Связь с самопознанием, на уроке учтены здоровье сберегающие технологии, соблюдена техника безопасности