Урок: «Отделка казахского национального костюма»

Фирсова Наталья Ивановна

мастер производственного обучения по специальности

“швейное производство и моделирование одежды”

в ТОО “Северо-Казахстанский

Учебно*производственный комбинат”.
Стаж педагогической работы-27 лет

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с элементами и видами отделки изделия, способствовать практическому применению полученных знаний, умений и навыков.

Развивающая: развитие интереса к народным традициям, вызвать интерес к изучению истории и быта казахского народа.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, приобщение к самодеятельному творчеству.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

•          ПК, мультимедиа проектор, экран.

•          презентация MS POWER POINT

•          Образцы орнаментов, аппликации

Объект труда: готовое изделие – пончо в казахском стиле

План урока:

1. Организационный момент.

Проверка учебных принадлежностей, наличие спецодежды, рапорт дежурного.

2. Сообщение темы и цели урока.

Наша задача познакомиться с видами отделки казахского народного костюма и украсить наше пончо.

3. Актуализация знаний.

Какие виды отделки вы знаете? Какие материалы и фурнитура применяются в качестве отделки? Что такое аппликация и где её можно применять?

4. Изучение нового материала. Рассказ учителя и показ презентации.

Прямо посреди большого-пребольшого континента, среди ковыльных степей, под самым голубым в мире небом, борясь с суровой зимой, в ожидании знойного лета жил-был народ, кочевал, пас скот, выделывал шкуры, защищал свои земли от набегов. Этот гордый народ носил замечательные комфортные одежды, украшенные орнаментами и «говорящими» узорами. Мы сегодня, в 21 веке, приобщившись к Европе, примерив на себя иной ритм жизни и стремление к минимализму, стараемся вернуть в свою жизнь наследие предков, а в свой костюм – исконную этнику.

Для того чтобы органично вписать в нашу жизнь и в наш гардероб элементы исконно казахского костюма, нужно знать, в чем они заключаются.

Казахский народный костюм – это костюм кочевника. Это одежда простого кроя, удобная для верховой езды, защищающая от лютых морозов, палящего солнца и продувающего насквозь ветра. Одежду украшали мехом животных и перьями птиц, на которых охотился кочевник, вышивкой и металлической инкрустацией. Позже представление казахов о красоте и гармонии развивались и, как следствие, совершенствовалась техника вышивки, усложнялся орнамент, применялись новые украшения: бисер, монеты, люрекс.

Одежда делилась по форме и содержанию, регламентировалась возрастом, то есть была одежда для старшего поколения и для молодежи. Казахи сами ткали на примитивных горизонтальных станках. Но процветала и обменная торговля. Караваны Великого Шелкового пути снабжали казахскую степь и хлопчатобумажной тканью из Индии, и шелком, и бархатом, и парчой, и шерстяным сукном из Китая и Средней Азии, а с 17 века в казахские степи стали поступать русские товары.

Большая символическая роль в костюме отводится цвету. Голубой цвет означал небо, белый – радость и счастье, желтый цвет олицетворял собой знание и мудрость, все оттенки красного – огонь, солнце, зеленый цвет – юность и весну, черный – землю.

Что такое казахский орнамент? Это философия степняка, закодированная в узоре, уравновешенная между фоном и узором, симметрично расположенная по вертикальным осям. Это древнее искусство, уложенное в четкий рисунок и раскрашенное красками, контрастными, как сама жизнь. Орнаментальное творчество по праву считается национальным богатством, летописью жизни народа. Сегодня мы бережно собираем свидетельства народной казахской культуры. Ведь благодаря тому мы и наши дети приобщаемся к ее истокам, к истории своего народа. В казахском костюме можно найти следы влияния соседних этносов – русских, татар, каракалпаков, узбеков, туркменов.

5. Проверка усвоенных знаний

Какой вид отделки вы предпочли для нашего изделия? Какую роль выполняет орнамент?

6. Практическая часть Учащиеся выполняют практическую работу по отделке готового пончо.

6.1 Вводный инструктаж

Проверка организации рабочего места, соблюдение правил безопасной работы с утюгом, иглой, ножницами. План предстоящей работы.

6.2 Текущий инструктаж

Контроль соблюдения технологической последовательности и правильности выполнения работ с аппликацией. Выявление типичных ошибок и соблюдение правил ТБ.

6.2 Заключительный инструктаж

Итоги выполненной работы. Какие трудности возникли во время выполнения работ? Анализ работ. Проверка качества, оценки за урок.

7. Домашнее задание

Повторить терминологию утюжильных работ.

8. Уборка рабочих мест

 Приложение 1

1

 Рис 1 Готовое изделие – пончо в казахском стиле украшенное казахским орнаментом

 

Приложение 2

2

Рис 2 Виды казахского национальн

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.