«Современный педагог 2020»


Братанова Оксана Геннадьевна, Дмитриева Олимпиада Николаевна, Дюсупова Раушан Ермаковна, Ермолаева Наталья Валерьевна, Жамурбаева Алина Маратовна, Извекова Марина Владимировна, Кагазбаева Маргарита Владимировна, Карменова Любовь Александровна, Набокина Татьяна Геннадьевна, Снегирева Татьяна Викторовна, Филиппова Елена Ивановна, Шинкарева Наталья Юрьевна

педагоги КГУ «Специальная школа-интернат №2» УО ВКО

Конспект занятия по КНРР. Дом, квартира. 1 класс

Цель:

Расширение словаря по теме «Дом», практическое усвоение антонимов; словообразование: глаголы с разными приставками; существительные единственного и множественного числа.

Ход занятия

Оргмомент. «Кто где живет?». Логопед задает вопросы: «Где живет белка? Где живет птица? Где живет зайчик? Где живет пчелка?»

Читает стихотворение:

Рыбка в речке, в норке крот. 
Каждый где-нибудь живет.
Заяц в поле, мышь в соломе. 
Я живу в кирпичном доме.
А вот кошке Мурке негде жить, надо домик ей сложить.
Родила котят она, и квартира ей нужна.

Введение в тему. Составление домика из счетных палочек. Обговариваем последовательность постройки: сначала — фундамент, затем — стены, крыша, крыльцо, окна. Что еще есть у дома? (Потолок, пол, чердак, труба…)

Дом готов, открыта дверь.

Заселять пора теперь.

Словообразование. Мурка решила посмотреть, какой дом ей построили. Логопед водит котенка — игрушку. Все действия обговариваются детьми. «Мурка к дому подошла, вокруг дома обошла, от дома отошла, полюбовалась на новый дом, в дом вошла. Что делала Мурка?»

Образование множественного числа существительных. Игра «Один — много».

Труба — трубы,  стена — стены,  чердак — чердаки.
Дверь — двери, пол — полы,  угол — углы.
Потолок — потолки,  окно — окна,  крыша — крыши.
Рама — рамы, лестница — лестницы.

Практическое усвоение антонимов. Игра «Наоборот» (с мячом).

Стены толстые — стены тонкие, потолок высокий — потолок низкий
Окна широкие — окна узкие, пол чистый — пол грязный
Дом маленький — дом большой, крыльцо низкое — крыльцо высокое.

Игра «Сколько в доме этажей?”

Образец: Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.

Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом многоэтажный.

Если в доме два этажа, мы говорим, что дом ______ .

Если в доме три этажа, мы говорим, что дом ______ .

Если в доме пять этажей, мы говорим, что дом_______ .

Если в доме десять этажей, мы говорим, что дом ______ .

Если в доме двадцать пять этажей, мы говорим, что дом_______ .

Чистоговорки
Ул-ул-ул, мне купили новый (стул).
Ула-ула-ула, четыре ножки есть у …
Улу-улу-улу, подойди-ка, Маша, к …
Улом- улом-улом, не бегайте со…
Уле-уле-уле, посиди на …

Образование относительных прилагательных. Вспомним сказку «Три поросенка».

– Из какого материала были построены дома поросят? — Из соломы, прутьев, камня.

– В каком доме они спаслись от волка? — В каменном.

– Почему? — Он самый прочный.

– Из чего люди строят для себя прочные дома? — Из кирпича, дерева, панелей, блоков.

– Надо поросятам дать совет. Какие дома лучше строить, чтобы они защищали от холода и ветра? — Я посоветую строить кирпичные дома. — Я посоветую поросятам строить блочные дома (панельные, деревянные, каменные)».

Физкультминутка.

Целый день тук да тук, стучат кулак о кулак
Раздается громкий стук.
Строим дом, дом большой, руки в стороны, вверх
И с крылечком, и с трубой, руки у груди, вверху
Разукрасим мы дом, красят
Наверху флажок прибьем, на пальцах флажок
Будут жить в доме том приставляют ладошки к голове, затем кулачки
Зайка с мишкой и слоном, руки вперед, ладони соединены

Игра «Найди меня»
-Рассмотрите  картинку. Спросите, что на картинке.

Мы на дачу уезжаем, 
Все чехлами закрываем. 
Чтобы мебель не пылилась, 
Чтобы мебель не коптилась!
Чтоб была, как новая, 
И ждала бы снова нас!

Детям предлагается по очертанию мебели, накрытой чехлом, угадать, какой предмет мебели находится под ним, затем проверить правильность своего ответа — приподнять чехол и назвать тот предмет мебели, который под ним спрятался: «Вот стол» или «Это стол…».

Игра «День рождения Маши».

Сегодня у куклы Маши день рождения. Она решила пригласить гостей. Расскажи о том, как Маша отмечала свой пра¬здник. Тебе помогут справиться с этой задачей вопросы-подсказки и картинки к ним (на следующей странице).

Образец. Где Маша готовила еду? – На кухне.

Какая там стоит мебель? -_ ______ .

Откуда Маша достала продукты? – ______ .

Где Маша резала салаты? -_______ .

Где жарила мясо? -_______ .

Из какого шкафа Маша достала праздничное платье? -_______ .

В какую комнату Маша пригласила гостей? -_______ .

Куда Маша поставила угощение для гостей? -_______ .

Откуда Маша достала тарелки? -_______ .

Перед чем Маша расчёсывала волосы, когда гости ушли? -_______ .

В какой комнате легла Маша спать, когда гости ушли? -_______ .

Какая там стояла мебель? -_______ .

Куда Маша сложила праздничное платье? -_______ .

Итог занятия. Домашнее задание: посмотреть и сосчитать, сколько этажей в вашем доме. Из какого материала он построен?

Конспект развлечения    «Наурыз Мейрамы».

Цель: познакомить с общенародным праздником весны Наурыз.

Задачи: создать праздничное настроение, приобщить детей к национальной культуре и традициям казахского народа. Развивать познавательную активность,  стремление к активному участию в развлечении. Воспитывать любовь к народным традициям.

Словарная работа: Наурыз, народные традиции, весеннее равноденствие, айтыс, кобыз, дастархан, наурыз-коже, курт, бал-каймак, баурсак.

Оборудование: оформление зала, национальный костям, иллюстрации, угощения.

Под музыку входит ведущий в национальном костюме.

  1. Ведущий: Сәлеметсіздерме балалар. Наурыз құтты болсын.

  2. Настал прекрасный праздник Наурыз,

Все будут  пить полезнейший кумыс,

Веселье этот праздник всем сулит,

Ведь «Новый день!» всех за собой манит!

И ломятся столы от изобилия,

Сегодня настоящая идилия,

Когда весна окутывает счастьем,

Убрав из жизни грусть, печаль, ненастья!

  1. Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались отметить праздник Наурыз.

С давних времён, во время праздника Наурыз, люди наводили чистоту в домах и на улицах, сажали саженцы. С приходом праздника люди одеваются в праздничные одежды, ходят, друг к другу в гости и поздравляют друг друга и желают благополучия.

Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими весельями. И сегодня мы с вами будем встречать праздник Наурыз.
(дети читают стихотворения)

1 ребёнок. Поздравляю с праздником весенним!
Наурыз – природы пробужденье,
После стольких месяцев холодных
Наконец настало потепленье!


2 ребёнок. Всюду щебет, зелень, много света –
Мир весну встречает вместе с нами.
Пожелать хочу всем много счастья,
Пусть весна одарит чудесами!

3 ребёнок.  Наурыз пришел к нам в дом,
Поселил веселье в нем,
Накормил нас от души,
До чего ж мы хороши!

4 ребёнок.  Мы желаем людям всем
Быть счастливыми совсем,
Доброты от всех людей,
Пониманья от друзей,
От любимых – только ласки,
Чтобы все было, как в сказке!

2.Ведущий: А еще наши дети исполнят песню «Наурыз»

  • Дети исполняют песню: «Весняночка»
  • Проводится игра: «Кыз куу»
  •  

1.Ведущий: Когда проходит  праздник Наурыз все люди поют и веселятся. А сейчас мы станцуем танец «Подружились».

2.Ведущий: Старые люди говорят: «Если придет Наурыз в чистый дом, то унесет болезни и несчастья, принесет людям счастья. Праздник люди не скучают, с радостью его встречают».

  • Проводится игра: «Арқан тарту».

Приходит Әже и приносит угощение для детей – баурсаки.

Әже рассказывает пословицы и поговорки о дружбе.

  • Дружба, что стекло, расколешь – не склеишь.
  • Сила птицы – в крыльях, сила человека – в дружбе.
  • Человек без друзей, что дерево без листьев.
  • Дружба и братство – дороже всякого богатства.
  • Нет друга – так ищи, а есть –  так береги.

1.Ведущий: Наурыз очень веселый праздник. В этот день все играют, поют песни и звучит национальная музыка. Включается запись мелодии «Қүй»

2.Ведущий: Столы ломятся от еды различной —
Приходит снова праздник Наурыз.
Шагает он по улицам привычным,
По сторонам бросая много брызг.

Он дарит людям солнечные песни,
Улыбки или ленты птичьих стай.
Весна близка… И снова мир воскреснет,
Добро пробудит в душах невзначай…

1.Ведущий: Вот сегодня мы веселились, пели песни и плясали. Наурыз дружно встречали. А теперь отведаем казахские национальные угощения.

(Дети садятся за круглый дастархан и называют угощения: дастархан, наурыз көже, баурсак, талқан, курт, ірімшік).

                                                                                               Снегирева Татьяна Викторовна

                                                                                                               Заместитель директора по

                                                                                                                   воспитательной работе,

                                                                                                учитель начальных классов высшей квалификационной категории

КГУ «Специальная школа-интернат №2»

УО ВКО г. Алтай,  район Алтай

Особенности развития нравственной сферы

у детей с нарушением слуха.

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственность – это внутренняя мораль человека, которая необходима ему, прежде всего, для себя. Формирование нравственности является одной из важнейших задач школы. Вместе с этим она должна формировать нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки поведения, которые соответствуют общественным нормам.

Нравственные понятия помогают ребенку усвоить сущность нравственных явлений и дают возможность ориентироваться в современном мире, отличать хорошее от плохого.

Нравственное воспитание предполагает развитие нравственных качеств воспитанников, привитие им навыков правильного общественного поведения, формирование системы морально – нравственных качеств. В основе нравственного воспитания будущего поколения лежат общечеловеческие ценности, моральные нормы, которые были выработаны в процессе исторического развития общества, новые принципы и нормы, которые возникли на современном этапе развития. К непреходящим нравственным качествам относятся честность, ответственность, справедливость, гуманизм, уважение к старшим.

Нравственное воспитание начинается не с усвоения ребенком моральных понятий, а с пробуждения в нем добрых чувств. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.

Среди многообразия чувств, свойственных дошкольникам, в качестве критерия нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста исследователи выделяют чувства сопереживания и сочувствия.

При выборе критерия нравственной воспитанности дошкольников исходными служат следующие положения: чувства сопереживания и сочувствия возникают в раннем детстве (Прейер, Т.А. Репина, Селли, Е.В. Субботский, В. Штерн), но дальнейшее развитие происходит в дошкольном возрасте; к сопереживанию и сочувствию наиболее чувствителен дошкольник ( А. Валлон, Е.В. Субботский); сопереживание и сочувствие являются первыми нравственными чувствами, на основе которых закладываются более глубокие и сложные человеческие чувства: честность, чувство долга, совесть (В.В. Зеньковский, Т.А. Репина,  В. Штерн); чувства сопереживания и сочувствия пронизывают социальные взаимоотношения ребенка с другим (Т.А. Маркова, Л.А. Пеньевская и др.).

Критерий нравственной воспитанности прослеживается исследователями через ряд показателей:

– понимание и определение дошкольником сопереживания и сочувствия;

– направленность (по отношению к кому ребенок направляет сопереживание и сочувствие: к близким, друзьям, животным и т.д.);

-ситуации (в каких случаях требуется сопереживание и сочувствие другому);

-способы (каким образом осуществляется и выражается сопереживание и сочувствие к другому: вербальным, информационно-познавательным, практическим).

Развитие нравственной сферы у ребёнка с нарушением слуха происходит в целом так же, как и у здорового ребёнка, однако имеются и некоторые особенности. Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушением слуха, имеет  значение в возникновении у него особенностей в развитии нравственной сферы, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

На развитие нравственной сферы  детей с  нарушением слуха влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Неслышащих детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на нравственное развитие  детей с нарушением слуха, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушением слуха те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности – с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям – дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления.

Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживания другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки. В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия нравственного развития  детей с нарушенным слухом, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции.

В. Петшак провел исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека с нарушенным слухом дошкольниками и школьниками. Способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. Такое понимание происходит более успешно, если воспринимающий знаком с той ситуацией, в которой возникло наблюдаемое эмоциональное состояние, или с данным человеком, его личностными особенностями и может предположить, что послужило причиной этого состояния. Понимание эмоциональных состояний предполагает обобщение многих наблюдаемых ранее аналогичных состояний и их символизацию, словесное обозначение.

По мере развития симпатии к другому человеку у ребенка возникает и синтония,  как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего – близкого. Синтония является основой сопереживания как способности “присваивать” основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию.

В обычных условиях детям с нарушениями слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния, моральные представления. Вместе с тем, при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у  детей с нарушением слуха очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между детьми с нарушением слуха. Обедненность эмоциональных проявлений и моральных представлений у  дошкольников с нарушенным слухом в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.

В дошкольном возрасте начинает формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Развитие чувств происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода – сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре. Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребенка.

Эмоции и чувства участвуют в подчинении непосредственных желаний игровым ограничениям, при этом ребенок может ограничить себя даже в самом любимом виде активности – двигательном, если по правилам игры нужно замереть. Постепенно ребенок овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств. Кроме того, он учится облекать выражение своих чувств в культурно принятую форму, т.е. усваивает “язык” чувств – принятые в обществе способы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи улыбок, мимики, жестов, движений, интонаций. Овладев языком чувств, он пользуется им уже осознанно, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Н. Г. Морозова исследовала развитие нравственных чувств у  дошкольников с нарушением слуха. Нравственная сторона поведения проявляется, прежде всего, в стремлении посочувствовать, поделиться с другими тем, что им дорого, сделать что-либо для других, помочь им. Эта сторона поведения выступает отчетливо при наблюдении взаимоотношений между дошкольниками разных возрастных групп.

У  детей дошкольного возраста в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако тяга друг к другу выражается в попытках приблизиться, обнять понравившегося сотоварища, погладить его по голове. Эти попытки чаще всего не встречают ответного чувства и воспринимаются как помеха, стесняющая движения. Чаще всего дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимая их поведение как проявление симпатии. Дети, недавно пришедшие в детский сад, ищут сочувствия у взрослых (педагогов, воспитателей); оторванные от дома, они ждут от них ласки, утешения, защиты. В начале пребывания в детском саду дети не приходят на помощь товарищам, не выражают сочувствия друг к другу.

Сочувственное отношение  детей с нарушением слуха друг к другу побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорченному товарищу. Обычно воспитатель использует прямое обращение одного ребенка к другому, совместно с ним утешает обиженного, демонстрирует свое сочувствие – такое эмоциональное проявление как бы «заражает» ребенка. Важно действенное указание – пожалей, погладь или приглашение (по подражанию) к сопереживанию, сочувствию по отношению к плачущему.

Вследствие своеобразия, которое наблюдается в формировании морального облика детей с нарушениями слуха, необходимо  применять к ним особый педагогический подход.

Таким образом, узость социальных связей у детей с нарушением слуха, ограниченность общения с широким кругом людей, задержка в овладении чтением в связи с недостаточным овладением языком, трудность в овладении основами наук, в частности общественных,- все это отражается на развитии личности этих детей, на формировании их нравственных чувств, нравственных отношений, убеждений. Недоразвитие нравственных понятий и нравственных убеждений порождает неустойчивость в поведении. Поэтому особое значение при обучении и воспитании детей с нарушением слуха приобретает овладение языком, формирование нравственных представлении, чувств и понятий.

Список литературы


Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1 и 2 вида. -М/.ВЛАДОС, 2003. 200 с.

59. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. М., 2003. – 324 с.

Кулигина Т.Ю., Речицкая Е.Г. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. — М.: Книголюб, 2006. 198 с.
Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. — СПб: Изд-во «Алматея». 2008. – 336 с.
Морозова Н.Г. Развитие нравственных отнощений между глухими детьми дошкольного возраста// Дефектология. 1985. – №3. -С.63-66.
Никитина М.И. Нравственное воспитание  детей с недостатками слуха. // Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов. дефектол. фак. пед. ин-тов>/ под ред. М.И:Никитиной. М.: Просвещение, 1989. – С. 290-309.


Урок: Познание мира.

Тема: Дикие и домашние животные. Повторение.

Цели:

– закреплять знания детей о диких и домашних животных, формировать представления о сходстве и различии домашних и диких животных, умения называть детенышей диких и домашних животных, их жилища, чем питаются;

– развивать образное и логическое мышление, устойчивое внимание, наблюдательность, память, речь, воображение, ориентировку в малом пространстве (работа по карточкам);

– воспитывать познавательный интерес, чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к животным.

Формы и методы: 
1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение. 
2. Наглядный метод 
3. Проблемно – поисковый метод. 

Оборудование: ручка, простой карандаш, красный карандаш, наглядность, крточки, оценочные листы

                                                  Ход урока.

1. Организационный момент.

Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки.

Вправо, влево потянитесь,

И друг другу улыбнитесь

Тихо девочки за парты сели

Тихо мальчики за парты сели

Будем мы сейчас учиться

Это в жизни пригодиться!

Если вам нравится учиться в школе – хлопните!

Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!

Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте

правильно, будьте активны и внимательны!

2.Актуализация опорных знаний:

1)Работа с анаграммой
Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок? 

А поможет вам стихотворение:

 Они мычат, они рычат,

 Они кричат и лают.

 Всех нюхают, кусают,

 О них здесь каждый знает!

 И вообще они нужны

 На нашем белом свете

 И точно так, как у людей

 У них бывают дети.

ЕЫНТОВИЖ 

2) Заполнение схемы:

-Согласны ли вы с утверждением: «Животное- живое существо»? Докажите свою точку зрения, заполнив схему. Работайте в паре с соседом по парте. Работа в парах.

-Какими словами дополнили схему?

-К какому выводу вы пришли, работая вместе по схеме?

(Животные питаются, дышат, растут, передвигаются, размножаются, умирают, значит, они являются живыми существами)

3)Перекрёстный опрос.

Умеют ли животные маскироваться?( да умеют)

  1. Как животные охотятся, как чувствуют приближение врагов и прячутся от них? ( с помощью маскирующей окраски)
  2. Благодаря чему тигр хорошо маскируется? (благодаря своей окраске).
  3. В какое время суток тигр предпочитает охотиться? ( после захода солнца)
  4. Каким образом скунс отпугивает врагов? (своим запахом)
  5. У какого животного между передними и задними лапками есть кожная складка, зачем она ей? (Белки-летяги)
  6. С помощью чего она может менять направления полета? ( с помощью хвоста)
  7. В какое время суток охотится сова? ( в сумерках и ночью)
  8. Что выделяет через кожу жаба? ( едкие вещества)
  9. Для чего она выделяет едкие вещества? ( так она спасается от врагов).
  10. Вреден ли яд жаб для человека? (Обычно безвреден, но есть некоторые лягушки очень ядовитые).
  11. Умеют ли насекомые маскироваться? ( маленькие насекомые тоже умеют маскироваться)
  12. Как Козодои маскируются? ( они садятся вдоль и так плотно прижимаются к стволику, что различить их очень не легко).
  13. На что похожи крылья бабочек? ( на листик или цветок)
  14. На что похожа гусеница?( на сучок или на веточку)
  15. Какие изменения происходят зимой с зайцем? ( меняет шубку)
  16. Какой вид ежа проживает на пустынном Устюрте? (редкий вид ежа-длинноиглый)
  17. С помощью чего он спасается от хищников? ( с помощью длинных иголок)

3.Работа по теме урока.

  1. Игра «Отгадай, кто это?».

– А теперь немножко поиграем. Я буду вам описывать животного. Называть его основные качества, а вы должны будете назвать это животное и сказать дикое оно или домашнее.

Бурый, неуклюжий, косолапый

Сторожит, грызёт, лает

Серый, зубастый, страшный

Хитрая, пушистая, рыжая

Мяукает, лакает, царапается

маленький, длинноухий, пугливый

Ржет, бегает, скачет

Мычит, ходит, жуёт

Маленький,  колючий

– Молодцы. Хорошо справились с заданием.

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

-Сегодня на уроке мы поговорим о диких и домашних животных.

Игра « Что изменилось?»           

2. Кто где живет?

– У каждого животного есть свой домик. Только все эти дома, как вы знаете разные. Ваша задача соединить животное с его жилищем. (индивидуальная работа по карточке)

Кошка – в доме 
Собака – в конуре 
Овца, коза – в хлеву 
Корова – в коровнике 
Лошадь – в конюшне 
Белка – в дупле 
Медведь – в берлоге 
Лиса – в норе 
Волк – в логове

– Кто строит жилища домашним животным? (Человек строит домашним животным жилища, в котором они могут спрятаться от ветра, холода и дождя.)
– Кто строит жилища диким животным? (Сами себе устраивают жилье.) (

3. Кто чем питается? (игра с мячом).

– Что нужно для того, чтобы жить любому животному? Еда
Лиса ловит мышей и рыбу
Белка собирает орешки и грибы, питается семенами сосны и ели. Любит белочка и ягоды.
Заяц ест капусту и морковку
Медведь питается рыбой, грибами и ягодами
Дикие животные сами добывают себе еду.
А теперь узнаем, чем питаются домашние животные?
Корова ест сено и траву.
Лошадь ест овес, трава, сено.
Собака грызет косточки и ест мясо.
Кошка пьет молоко.

Коза ест сено, веточки ,сухой корм.

Лиса мечтает            зайце                                                    
Медведь лакомится               медом                           

Заяц обожает      морковку                          
Собака любит            косточку                            

Кошка мечтает          о мышке                            

Мышка любит           сыр                             

 Белка грызёт  орешки                             
Корова жуёт   сено                           
Коза хрустит              капустой

– Домашние животные сами добывают себе еду?(нет)
– Где они берут себе пищу?

– Правильно, их кормит человек.
Вывод:
Дикие животные сами добывают себе пищу, а домашних кормит человек, у которого они живут.

–А как вы думаете, на какие группы животные делятся по способу питания?

(травоядные, хищники, всеядные).

-Почему животных называют травоядными? 

(питаются листьями деревьев и травой). ( Олени, козы, овцы, верблюды, и т.д.)

-Почему животных называют хищниками? 

(животные, которые охотятся на других животных). ( Волк, лиса, рысь, барс, тигр и т.д.)

-Каких животных называют всеядными? 

(животные, которые питаются и растениями, и животными, называются всеядными). (Еж, медведь, белка и т.д.)

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли, (шагают на месте)

За природой наблюдали (ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (тянут вверх руки)

И их лучики согрели. (обнимают себя)

Вдруг на встречу волк идет (крадутся)

Хитро смотрит, спинку гнет (выгибают спинку)

Мы волчишку обхитрим

На носочках побежим (бег на носочках)

Отдохнули, порезвились

И на стулья опустились. (сели)

Солнце припекает,
Снег повсюду тает.
Лопаются почки
И растут листочки.
Травка появляется.
Мишка просыпается.
Звери дикие линяют-
Шубы зимние меняют.
Весной родились малыши:
У всех зверей – детеныши.

4. Игра «Кто у кого? ». 

– Зимой и весной у животных рождаются детеныши.

– Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?». Соедини и назови.

У лисы – лисёнок, у зайчихи – зайчонок, у бельчихи – бельчонок, у медведицы – медвежонок, у волчицы – волчонок.
У кошки – котенок, у козы – козлёнок, у собаки – щенок, у свиньи – поросёнок, у коровы – телёнок.
Дикие животные сами заботятся о своих детенышах. Защищают и растят их.
А за детенышами домашних животных смотрит человек, следит за их здоровьем и охраняет их.

Для чего человек выращивает домашних животных?

(Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, шерсть, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.)

– А скажите, только ли домашние животные требуют бережного отношения к себе?

– Ребята, а как вы думаете, могут ли домашние животные стать дикими? Когда такое бывает?

– Бывает так, что люди выбрасывают животных на улицу.

– Правильно ли они поступают?

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Сизов Иван

Четвероногие друзья! 
Их не любить никак нельзя. 
Они помощники в труде – 
Надежные, примерные, 
Они и выручат в беде, 
И в дружбе очень верные. 

Сулейменов Таир

Берегите животных, любите,

Не бросайте одних никогда!

Чтобы дом вам они согревали,

И любовь вам дарили всегда!

Подведение итогов урока ( по таблице).

Оценки за урок. Выводят итоговую оценку.

Рефлексия.

 «Солнышко» 
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Резервное задание.

Игра «Бывает – не бывает?»
Рыбка грызёт кость?
Тигр ест мясо?
Лошадь ловит мух?
Лев лакает воду?
Собака жуёт жвачку?
Стрекоза ест мясо?
Заяц грызёт кору?
Лягушка лакомится листьями?
Лось ест сено?
Лиса хрустит капустой?

Дети с нарушением слуха.

 Слабослышащие, особенности их обучения и воспитания.

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих – так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка.
         Слуховая недостаточность неблагоприятно отражается на психофизическом развитии ребёнка, особенно если нарушение слуха наступает в раннем возрасте. В первую очередь страдают восприятие и воспроизведение устной речи, что приводит к нарушению социальных контактов ребёнка с окружающими людьми.

            Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухие – рано оглохшие, позднооглохшие; слабослышащие (тугоухие) – имеют 4 степени тугоухости; позднооглохшие.

             Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.   Обычно у таких детей сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.

В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

  • слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);
  • слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.

Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.

Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:

  • несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;
  • преобладание письменной речи над устной;
  • недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);
  • изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.

Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.

            В основе развития детей с нарушениями слуха лежат те же закономерности, что и для детей в норме. Однако, существуют некоторые особенности, которые обусловлены тем, что слух осуществляет важнейшую функцию в период формирования речи ребенка, а затем в языковом общении, его отклонения сказываются на темпах и уровне формирования психики ребенка, на таких психических процессах, как память, внимание, восприятие, а также на эмоционально волевой сфере ребенка, что обуславливает особенности общения ребенка.

Образовательный процесс детей с нарушениями слуха осуществляется также в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начального, основного и среднего (полного) общего образования. Но требует особых условий, которые позволяют максимально усилить компенсаторный фонд умений каждого ребенка с целью преодоления последствий дефекта, выправления нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, всех сторон ее психики, предотвращение и коррекцию возможных нарушений и отставаний в развитии.

            Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий, в процессе которых происходит: формирование навыков чтения с губ; овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетической базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений); использование и развитие остаточного слуха.

При обучении слабослышащих учащихся необходимо использовать различные педагогические технологии: игровые, здоровье-сберегающие, ИКТ, технологию дифференцированного и проблемного обучения, развивающего обучения, групповой работы и проектную деятельность.

Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. В процессе игры у слабослышащих детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Уроки с использованием информационных технологий становится более зрелищными и интересным для учащихся, в результате чего усвоение знаний становится более эффективным. Увеличиваются доступность и наглядность изложения учебного материала, а для слабослышащих детей зрительное восприятие играет значимую роль в процессе познания.

            Обучение языку строится таким образом, чтобы преодолеть имеющиеся отклонения, вызванные дефектам слуха.                                                                                                                                                                     Первостепенными являются задачи:

*
  • накопление словаря;
*
  •  уточнение звукового состава речи;
*
  • усвоение грамматической системы языка;
*
  • овладение разными видами и формами речевой деятельности.

Письмо и чтение – основные средства овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих. Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием. Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.
            Успешность коррекционной работы с детьми, с нарушением слуха, зависит от ряда благоприятных факторов:

*
  • интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;
*
  • активного участия семьи в его воспитании и обучении;
*
  • потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.);
*
  • использования сурдотехнических средств.

Слабослышащим учащимся, также, как и их слышащим сверстникам, необходимо двигаться вверх по лестнице к поставленным целям и мечтам, преодолевая ступень за ступенью. А наша задача способствовать их продвижению к намеченным целям.

Логопедическое занятие в старшей дошкольной группе

для детей с общим недоразвитием речи

Учитель-логопед высшей категории Извекова М. В.

 

Тема.   Звук «Ч» в словах, во фразовой речи

Цель: Учить четко и правильно произносить звук Ч в словах, фразах.

Корреционно-образовательные: учить интонационно выделять звук «Ч» в словах,  во фразовой речи. Учить называть первый звук в словах. Закрепить навыки правильного произношения. Учить отгадывать загадки

Коррекционно-развивающие:Развивать внимание, логическое мышление, понимание поэти­ческих сравнений, лежащих в основе загадки. Развивать интонационную сторону речи через выразительное исполнение потешки, с пользованием естест­венных интонаций, логических пауз, ударения, пе­редавая свое отношение к содержанию. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные: Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее. Самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Пособия: карточки, предметные картинки: черепаха, часы, мяч, чайник, пирамидка, свеча, машинка, чашка.

Ход занятия:

Оргмомент Игра «ПАЛЬЧИКИ»

У меня есть пальчики,

Вот они какие (показывают пальчики)

Я могу их раздвигать (растопыривают пальчики),

Я могу их сдвигать (прижимают пальчики друг к другу),

Я могу их сжимать (сжимают в кулачок)

Я могу их разжимать (разжимают кулачок)

1.Игра «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ»  Отгадайте  загадки. Найдите и покажи картинку – отгадку. (у детей на столах картинки, они слушают загадку и показывают картинку-отгадку)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Описание: C:\Users\Владелец\Desktop\6807f2173976e94af4fc65a033510c2e.jpg

Крышка громко зазвенела:

Пейте чай, – вода вскипела. (Чайник)

Описание: C:\Users\Владелец\Desktop\obuchenie-rebenka-vremeni-razvivayushchie-chasy-podelka-chasy-121-265x300.jpg

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.  (Часы)

Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят…..(черепахи)

– Назовите первый звук в словах-отгадках («Ч»).

– С каким звуком мы будем сегодня работать?

– Что происходит во рту, когда мы произносим этот звук?

Губы круглые вперед,

Язычок на бугорок,

Спинку языка поднять,

Будем воздух выдыхать.

Кончик язычка от бугорка отрывается

Глухой звук «Ч» получается.

Вспомните характеристику звука [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий. Звук обозначается зелёным цветом.  (Дети отвечают и показывают соответствующие фишки)

   
Подпись: С


2. ИГРА «ЧИСТОГОВОРКИ ПОВТОРЯЕМ, ЯЗЫЧОК СВОЙ РАЗВИВАЕМ»

Ча-ча-ча – на столе свеча,

Чи-чи-чи – у солнца теплые лучи.
Чи-чи-чи – испекли мы калачи.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
Че-че-че – сидит кошка на плече.
Ач-ач-ач – у меня калач.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
Уч-уч-уч – это луч.
Ич-ич-ич – на тебе кулич.
Яч-яч-яч – малыши играют в мяч.

3. ИГРА «НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ»  Рассмотрите картинки,назовите только те предметы, в назва­нии которых есть звук «Ч» (свеча, мячик, чашка).  Не забудь четко произносить звук «Ч» в словах.

Описание: C:\Users\Владелец\Desktop\Без названия.png
Описание: C:\Users\Владелец\Desktop\Без названия.jpg
Описание: C:\Users\Владелец\Desktop\unnamed.jpg
Описание: C:\Users\Владелец\Desktop\myach.jpg
Описание: C:\Users\Владелец\Desktop\d195ad8ff2d3a7b572eb537e32f29a2e.jpg

4. РАЗУЧИВАНИЕ ПОТЕШКИ

Логопед выразительно читает потешку. Затем предлагает

рассмотреть рисунок и найти всех героев потешки.

Чики, чики, чикалочки,

Едет гусь на палочке,

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке

Вопросы по содержанию

  1. На чем едет гусь? (Едет гусь на палочке.)
  2. На чем едет уточка? (Уточка на дудочке.)
  3. На чем едет курочка? (Курочка на чурочке.)
  4. На чем едет зайчик? (Зайчик на тачке.)
  5. На ком едет мальчик? (Мальчик  на собачке.)
  6. Какой звук чаще других слышится в потешке? (Звук «Ч».)

Логопед следиТ за четким произношением звука «Ч», интонационным выделением его в словах.

Логопед  читает потешку повторно. Предлагает детям повторить ее самостоятельно.

5. «ВСПОМНИ И НАЗОВИ»

Рассмотрите картинку. Назови птиц, в названии которых слышится звук Ч (курочка, уточка)

Назови животных, в названии которых слышится звук Ч (зайчик, собачка)

6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА  «ЧЕРЕПАХИ»

Это мои черепахи, они живут под панцирем (руки вытянуты вперед, пальцы сжаты в кулаки).

Когда они хотят есть, они высовывают голову (указательный палец выпрямляется).

Когда им грозит опасность, они убирают ее снова (указатель­ный палец сжимается в кулак).

7. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ» (работа с карточками)

Найдите отличия на картинках. Закрасьте столько кругов, сколько отличий.

Сколько отличий вы нашли?

ИТОГ: С каким звуком сегодня работали Со звуком «Ч»).

Описание: C:\Users\Владелец\Desktop\images.jpg

Чем интересен звук «Ч»? (Он всегда мягкий)

Оцените свою работу, закрасьте смайлик.

Зеленый цвет – все понятно,

желтый цвет – было немного сложно,

красный цвет – очень сложно.

Ресурсы Карточка, тетрадь, карандаши, ручки, зеркало.
Организационно-мптивационный этап. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в гости к гномику Весельчаку, который живет в радостной стране. А полетим мы туда на облаках (звучит песенка «Облака» из м/ф «Трям, здравствуйте!»).
Жил да был весёлый гном С круглыми ушами. Он на сахарной горе Спал под воротами. Вдруг откуда ни возьмись Великан явился. Скушать гору он хотел Только подавился! Ну, а что весёлый гном? Так и спит глубоким сном! дети поднимают руки над головой, изображая колпак описывают вокруг ушей большие круги локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник пальцы изображают ворота. Руки высоко подняты над головой движения, будто едим руками Хватаем воздух ртом и надуваем щеки Дети изображают спящего гнома
Практический этап. Беседа «Я радуюсь, когда…» Детей встречает Гномик Весельчак: Я рад вас сегодня видеть, рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, как радуются утром птички, когда встает солнышко; как радуется собачка, когда ей дают вкусную косточку. А чему радуетесь вы? Давайте поговорим. «Я радуюсь, когда…» (ответы детей можно записать на страничках)   Упражнение «Гномик». Когда человеку радостно, что он делает? Покажите, как выглядит ваше лицо, когда вы улыбаетесь (наблюдаем за мимикой перед зеркалом). Только наш гость еще не заулыбался. Давайте подумаем, что надо сделать, чтобы он тоже стал радостным, веселым? (например улыбнуться, погладить, пощекотать, подарить подарок, угостить конфеткой, построить рожицы: рассмешить)   Динамическая игра «Солнышко». Я радуюсь, когда на улице светит солнышко. Давайте сделаем солнечную зарядку: Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше. К ночи солнышко зайдет, Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо                                Солнышко смеется,  А под солнышком нам всем Весело живется. Музыкальное задание. Посмотрите, на радостной страничке живут два мишки, одного зовут Смешинка, а другого Грустинка. У каждого есть любимая музыка. Послушайте, кто любит эту музыку (веселый музыкальный момент, П.И.Чайковский «Полька»). А эту кто любит? (грустный музыкальный момент, П.И.Чайковский «Болезнь куклы») Почему? Раз у нас страничка радостная, раскрасьте Смешинку, веселого мишку.  
  Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Вам понравилось радостное занятие? Что вам больше всего понравилось? Вот занятие прошло, До скорого свидания. Всем друзьям и взрослым скажем Дружно «До свидания!»  
Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?                                                                     

Тема: «Органы чувств»

Цели:

Коррекционно – образовательные

Сформировать представления о различных способах и средствах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.

 Коррекционно – развивающие

Развивать зрительные, слуховые, вкусовые и тактильное восприятие. Развивать представления о здоровом образе жизни через познание своего организма, умение применять полученные знания в повседневной жизни. Обогащать словарь детей за счёт слов: сладкий, горький, вкусный, громкий. Работать над интонационной выразительностью, связной речью, учить составлять связный рассказ.

Коррекционно- воспитательные

Закрепить знания детей о необходимости тщательного ухода за органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены

Материал: предметные картинки «органов чувств». Дидактические игры  «Что художник нарисовал неправильно», «Узнай по запаху», «Узнай на вкус», «Расколдуй человечка». Изображения эмоций.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Постановка цели.

Предлагаю детям сходить в гости к весёлым человечкам. Чтобы попасть в город весёлых человечков, нужно открыть замок на городских воротах.

Проводится дидактическая игра «Подбери ключ к замку». Рассматриваются изображения лиц человечков – они грустные. Рядом написано «СОС»!

Спрашиваю детей о настроении человечков, обращаю внимание на слово «СОС».

– Что это за сигнал? В каких случаях люди им пользуются?

Читаю письмо человечков. Все человечки разучились пользоваться своими органами чувств и от этого в городе всё перемешалось. Они просят помочь им снова научиться пользоваться своими органами чувств.

1.  Какие органы чувств вы знаете? (рот, кожа, нос, глаза, уши)

– Загадываю загадки: Видеть папу,

                                     Видеть маму,

                                     Видеть небо и леса

                                     Помогают мне …(глаза)           

                                     Запах хлеба, запах мёда,

                                     Запах лука, запах роз

                                     Различить поможет…(нос)

                                     Есть у зайца на макушке, у тебя,

                                     У твоей подружки.

                                     Бывают слушки и не слушки.

                                     Что же это? Наши…(ушки)

                                     Чтоб попробовать компот

                                     Есть у человека…(рот)

                                     Мягкое и твёрдое, острое,

                                     Тупое, горячее, холодное,

                                     Мокрое, сухое.

                                     Разобраться в этом нам поможет…(кожа)

Игра «Назови ласково»

Первая остановка у Дома художника.

– Кто этот человек?

– А как вы это узнали?

– Художник разучился пользоваться своими глазами и теперь его картины никому не нравятся.

– Давайте посмотрим, что же художник нарисовал неправильно, найдём ошибки и исправим их.

Дидактическая игра «Что художник нарисовал неправильно?»

– Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.

– Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

– Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

– Так зачем же человеку глаза?

– Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила)

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры.
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Гимнастика для глаз «Белка»

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо – влево)

Гостя вкусно угощала:

– Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх – вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

Выставляется предметная картинка.

2.Остановка у домика музыканта.

Определить его профессию, настроение.

– Музыкант разучился слышать и запутался в музыкальных инструментах.

– Что нам помогает слышать?

– Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Повторяем правила по охране слуха.

Проводится игра: «Узнай по голосу»

Все встают в круг, водящий ребенок – в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Миша (Паша, Маша и т. д. ),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: “Ау!”.

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Выставляется предметная картинка.

3. Остановка у домика девочки-садовода.

– Чем занимается девочка? (выращивает овощи и фрукты)

– Она – садовод (объясняем, что обозначает это слово). Какое у неё настроение?

– Девочка выращивала ароматные овощи и фрукты, цветы, а теперь она разучилась распознавать их по запаху.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Дидактическая игра «Узнай по запаху».

Делаем вывод – для чего нужен нос. Выставляется предметная картинка.

4. Остановка у домика повара.

Определить настроение, профессию.

– Раньше повар готовил очень вкусные блюда, а теперь все жалуются, что суп стал сладкий, а компот солёный. Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду? Какой орган есть для этого у человека? Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.  Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

“Улыбка” Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

“Бублик” Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

“Покусывание кончика языка”

“Часы” Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево – вправо.

“Лошадка” Поцокать языком.

“Подуть на кончик языка”

Дидактическая игра «Узнай на вкус».

Дидактическая игра «Какой орган чувств нам об этом подскажет».

Игра «Хвастушки» (рассказ детей о своих органах чувств).

Игра «Расколдуй человечка».

Рассматриваются эмоции. Детям предлагается отразить их на своём лице. Обращается внимание на уголки губ и глаза. Затем педагог предлагает нарисовать портрет человечка, когда у него хорошее настроение.

Итог: Обращаю внимание детей на улыбающиеся лица человечков. Написано слово «Спасибо». Дети читают, объясняют, почему у человечков хорошее настроение, за что они благодарят детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Оқу қызметін ұйымдастыру технологиялық карта

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Білім беру саласы  Образовательные области:Познание. Коммуникация.

Бөлімдері  Раздел:Обучение грамоте

Тақырыбы Тема : «Звуковой анализ слова Паук.»

Коррекционно – образовательные: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; различать гласные, твердые имягкие согласные звуки. Продолжать учить называть слова с заданным звуком. Закрепить умение детей выполнять словесные указания.

Развивающие: развивать речь детей; мыслительную деятельность при отгадывании ребуса и уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах. Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками

Сөздік жұмыс  Словарная работа: занятие грамота, звуки, гласный звук, согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Оборудование: Демонстрационный материал: картины – схемы «паук»,  красные, синие, зеленые, серые фишки (по три); указка, фишки или мелкие игрушки, мяч.

Раздаточный: полоска с четырьмя клеточками, красные, синие, зеленые, серые фишки (по три штуки); 

Іс-әрекет кезеңдері Этапы деятельности Тәрбиешіңің әрекеті Деятельность воспитателя Балалардың іс-әрекеті Деятельность детей
Мотивациялық- қозғаушылық Мотивационно-побудительный Артикуляционная гимнастика: «Улыбка» . Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке. «Улыбка – трубочка» . Упражнение развивает подвижность губ.    1.Игра  «Назови 1-й звук  в слове» Воспитатель называет гласный звук, или согласный, дети должны назвать  слова с эти звуком.   Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов   Чередуют положение губ   Дети называют слова, с заданным звуком.    Выполняют инструкции.      
Ұйымдастыру -іздестіру Организационно -поисковый 1.Игра «Кто внимательный». В: Возьмите фишки: красную, синюю, зелёную. Положите их перед собой. Вос-ль называет звуки, дети поднимают соответствующие фишки.   Сюрпризный момент. Приходит кукла Маша, просит отгадать ребус. Слова Паук. 2.Звуковой анализ слова Паук. У доски слово разбирают четверо поочередно вызванных детей. Первый ребёнок произносит слово с выделением 1-го звука (Паук), называет его (п), говорит, что это твердый согласный звук и обозначает синей фишкой. Второй ребёнок произносит слово с выделением 2-го звука (пааук), называет его (а), говорит, что это гласный звук и обозначает красной фишкой. Третий ребёнок произносит слово с выделением 3-го звука (пауук), называет его (у), говорит, что это гласный звук и обозначает красной фишкой. Четвертый ребёнок произносит слово с выделением последнего звука (паук), (к), говорит, что это твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой. Затем читает слово.   В: Сколько звуков в слове «паук»? Четыре. Сколько гласных звуков? Два. Какой 1-й гласный звук? а. Какой 2-й гласный звук? у. Сколько согласных звуков? два. Назовите согласные звуки? П.к. В: Послушайте, я вам расскажу про звуки в слова паук. В слове четыре звука:1-й звук-п, твердый согласный;2-й – а, гласный;3-й звук-у, гласный; 4-й звук-к, твердый согласный.   Игра с заданиями. 1.задание. Вос-ль вызывает поочередно детей и предлагает взять звуки в следующем порядке:2-й звук,1-й звук,3-й звук,4-й звук.   2задание. Подойдет звук у,а,к,п.   3 задание дают дети. Например: звук п, назови имя мальчика, которое начинается с этого звука; звук к, назови слово, которое начинается с твоего «братца»(Кеша,кепка).; звук у, назови город, в котором есть звук м. Пальчиковая гимнастика  «Паучок» Исходное положение – руки опущены, свободны. Одна рука – ветка, вторая – «паучок», который постепенно поднимается от кисти до плеча, пальцы-лапки активно шевелятся)
Паучок ползёт по ветке,
Наверху его ждут детки,
Лапками играют, папу поджидают (соединить две кисти, играя пальчиками)
Тянет папа паутину («потянуть «щепоткой» невидимую ниточку),
Ткёт красиво, как картину («нарисовать» двумя руками «щепоткой» расходящиеся линии из центра и соединить круговыми движениями, «соткать» невидимую паутину)
Кто в ловушку попадётся (соединить пальцы обеих рук в «замочек») 
Вряд ли выбраться придётся (тянуть руки в разные стороны, как бы пытаясь разорвать «замочек»).
Если дёрнет посильней (сильным рывком разорвать «замочек») –
Вырвется он из сетей! (помахать руками, как крыльями).
Если сил ему не хватит (снова соединить руки в крепкий «замочек», потянуть в разные стороны не сильно) –
Паучок беднягу схватит! (хлопнуть собранными ладошками друг об друга, как бы «хватая» кого-то),
Поползёт наверх по веткам (снова сделать «ветку» и «паучка», но руки поменять),
Понесёт добычу деткам! («доползти» до плеча, соединить ладошки плоско и потереть их друг о друга) 4. Игра: «Отбери картинки» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например звук [п].Определяют, сколько звуков.   5.Задание всем детям и ребёнку, вызванному к доске: убрать звук а, п,у; сказать , какой звук остался и убрать его (к). 6. Игра  «Назови слова». Дети называют слова со звуком п, затем со звуком пь.
Выполняют задания.               Проводят звуковой анализ слова.       Выполняют задания педагога.                           Ответы детей.               Играют, выполняют задания.                 Работают с картинами.        
Рефлексивті –түзетушілік Рефлективно -корригирующий Итог занятия. Какое было занятие? Кто приходил в гости ?Что вам понравилось на занятие.   

Күтілетін нәтиже. Ожидаемые результаты.

Нені біледі. Знать. Что такое звуки.

Қандай түсініктерді игерді. Иметь представление умение детей выполнять словесные указания ,

 Меңгерген дағдылары мен іскерліктері: Уметь проводить звуковой анализ слова.

Особенности организации обучения с применением дистанционных технологий

учащихся с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития.

Учитель начальных классов

КГУ «Специальная школа-интернат №2» УО ВКО

Дмитриева О.Н.

Важным этапом в дистанционном коррекционном обучении детей с ОВЗ является его организация. Для организации качественного дистанционного обучения для категории детей, обучающихся в нашей школе, необходимы не только различные формы и их сочетания с применением компьютерных технологий и других современных средств коммуникации, но и специальные методики и технологии, индивидуальные маршруты обучения  в комплексе со здоровьесберегающими технологиями.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.

Дети с ТНР, как правило, имеют разной степени выраженности неврологические заболевания, среди них много часто болеющих детей, а также детей с особенностями психического развития, часто – с задержкой психического развития (ЗПР). Таких детей отличают психическая и соматическая нестабильность. Поэтому, при организации дистанционных занятий, учитывается не только уровень речевого развития детей, но и сложившаяся стрессовая ситуация в мире (пандемия). Находясь в стрессовой ситуации (вся семья оказалась в непривычных условиях, нарушен режим сна-бодрствования) концентрация и распределение произвольного внимания снижаются ещё больше, программирование собственных действий ребят нарушено.

Для успешного начала дистанционного обучения наших детей необходимо было предпринять следующие шаги:

  • Выяснение у родителей, методом опроса по телефону, наличие средств для обучения ребенка в дистанционной форме (интернета, компьютера/планшета, сотового телефона).
  • Оборудование рабочего места.
  • Подготовка смартфона, компьютера или планшета.
  • Наличие камеры и микрофона.
  • Установка приложений WhatsApp., Zoom как на телефон (на платформе iOS), так и на компьютер (WhatsAppWeb), где были созданы предметные группы педагогического сопровождения для того, чтобы:
  • Проводить видео- и аудио-уроки в асинхронном и синхронном и формате в режиме реального времени.
  • Наладить дистанционную связь-контакт с родителями учеников для установления дистанционного общения (оперативной связи: вопрос-ответ).
  • Отправлять отсканированные страницы заданий, правил, упражнений, алгоритмов и т. д. (т.к. у некоторых детей нет возможности заниматься он-лайн (по семейным обстоятельствам).

Накапливая опыт по организации дистанционного обучения, мы обнаружили ряд важных факторов, которые значительно облегчат занятия ребенку и родителям:

1. Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РК (в соответствии с возрастом ребенка).

2. Дистанционное занятие предполагает возможность сочетания различных форматов – видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания педагога с представлением результата для проверки в виде фото, аудио или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком.

3. Структура занятия в дистанционном режиме может, как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее. Необходимым является рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка.

4. Развивающие упражнения могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога. Диапазон этих упражнений в сети Интернет очень широк, следовательно, педагог может дать родителям рекомендации по выбору упражнений, наиболее полезных для достижения образовательных целей.

5. Современные инструменты дистанционного образования позволяют организовывать как индивидуальные, так и групповые (подгрупповые) формы работы. Групповые дистанционные занятия сложны как для детей, так и для педагогов. Наложение голосов и шума в процессе синхронного говорения препятствуют точному распознаванию речи в целом и инструкций педагогов в частности, что создает предпосылки для неточного понимания, ошибок и повышенной утомляемости детей. Для части детей участие в групповом дистанционном уроке может быть возможно только в присутствии родителей.

Однако с помощью группового занятия можно организовать передачу информации одновременно многим участникам (объяснение нового материала, должно быть ограничено во времени); можно создать коммуникативную среду для ребенка, когда он устанавливает контакты с группой. Педагог может привлекать ребенка к коммуникации с помощью жеста (помаши группе), подражанию (помаши руками с нами вместе, сделай, как мы) и другим, доступным ребенку формам коммуникации.

6. При организации обучения в дистанционной форме следует учитывать сниженную познавательную активность детей. Для преодоления этих нарушений рекомендуется обеспечить возможность повторного воспроизведения видеоуроков в удобное время, с тем, чтобы иметь возможность для лучшего понимания учебного материала.

7. При разъяснении задания педагогу следует контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление, говорить четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу, строить простые фразы, не перегружая инструкцию сложными словами, вводными фразами, отвлеченными пояснениями. Следует «оречевлять» каждое действие, которое демонстрируется ребенку, уточнять значения слов, непонятных ребенку или тех, значение которых понятно ему не полностью.

8. В рамках индивидуального подхода для ряда учащихся (с повышенной утомляемостью или возбудимостью) урок может быть разбит на несколько частей с перерывами на физминутки или подвижные задания.

9. Учебный материал следует подавать небольшими дозами и усложнять постепенно, используя многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее.

10. Подача информации обучающимся с ТНР должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими детей на диалог и на комментирование происходящего.

11. Следует учитывать особенности словарного запаса обучающихся с ТНР: затруднения в выделении незнакомого слова, выявлении его лексического значения из контекста; неустойчивость вербальной памяти, что приводит к быстрому забыванию изучаемого словаря, особенно терминологического. Поэтому на каждом уроке, если будет изучаться новая тема, необходимо проводить словарную работу с целью формирования ориентировочной основы перед изучением нового материала. Кроме того, необходимо чтобы список терминов в соответствии с преподаваемым учебным предметом находился в визуальном доступе для обучающихся. Кроме отдельных слов и терминов в словарную работу могут быть включены фразеологизмы и образные выражения, непонятные детям с недоразвитием речи.

12. Понимание учебного материала должно находиться под постоянным контролем учителя. В процессе чтения текста учебника или любого научно-учебного текста ученикам задаются вопросы: «Как это можно сказать по-другому?», «Расскажи своими словами, о чем ты сейчас прочитал?», «Как ты понял, о чем здесь написано?».

13. При работе с обучающимися с дислексией и дисграфией необходимо, с одной стороны, ограничить объем их работы с письменным (печатным) текстом, с другой – требовать от них соблюдения правильного чтения и грамотного письма.

14. Особое внимание должно уделяться домашнему заданию. Предпочтительно давать задания творческого характера, а не сплошное перечитывание, переписывание и пересказывание больших текстов. Такие домашние задания трудно проверить в условиях дистанционного обучения. Внимание детей привлекается к ключевым моментам изложенного в книге материала, например, предлагается отыскать в тексте ответы на поставленные учителем вопросы, выделить наиболее важные мысли, выбрать предложения, которые могут служить планом будущего ответа.

15. Проверочные и контрольные работы могут проводиться в присутствии родителей, но родители не должны вмешиваться в процесс написания работы. В то же время, родители могут принимать участие в проверке работ . Обсуждение проблем и ошибок полезно проводить в присутствии родителей (по возможности). Это позволяет включить их более активно в образовательный процесс.

16. Контролировать понимание ребенком инструкций, учебных заданий и т.д. различными средствами – попросить повторить инструкцию, нарисовать схему, выделить основные «шаги» выполняемого задания. Соблюдение определенной последовательности, поэтапности действий позволяет развивать способность к планированию, оречевление этих последовательностей развивает способность ребенка строить связное высказывание.

17. Мотивация – это важный компонент любой деятельности, в том числе и учебной. Чтобы ребенок действительно усваивал информацию, важно, чтобы он хотел с ней познакомиться. Многим детям очень нравится выполнять задания на компьютере, поэтому одним из «мотиваторов» может быть предложение выполнить задание на компьютере после отработки правила письменно и в рабочей тетрадке. Педагог всегда сможет подобрать такие задания под конкретные темы уроков, и лучше, если они будут красочные и с игровым компонентом. Мотивирующим компонентом может быть также игровой контекст. Например, в начале работы ребенку выдается паспорт гражданина Узнавандии, на стену вешается карта Узнавандии. Президент Узнавандии знает о школьных успехах ребенка и просит его о помощи. Выполняя задания, ребенок помогает местным жителям справляться с их проблемами. Другой вариант: за успешно выполненные задания ребенку вручаются золотые монетки , складываемые им в «сундук», который необходимо наполнить, чтобы получился целый клад…

18. Один из важных моментов, на который родители часто не обращают должного внимания – организация рабочего места ребенка. У ученика с ЗПР имеются особенности развития произвольного внимания, и без внешней помощи ему трудно сконцентрироваться. В связи с этим важно, чтобы рабочий стол ребенка стоял у стены или у окна, занавешенного плотными шторами или жалюзи. В боковые поля зрения не должны попадать какие-либо отвлекающие предметы (игрушки, книги, плакаты, журналы и т.д.). На столе должно быть только то, что необходимо ребенку для конкретного занятия. Например, если нужны лишь тетрадь и две ручки (обычная и зеленая), не стоит оставлять перед ребенком пенал целиком – важно помнить, что ему не очень хочется заниматься и он с большим удовольствием будет что-то в нем искать, ронять, поднимать и т.д. Важно ограничить предметную среду вокруг ребенка, чтобы занятие получилось продуктивным, а не растянутым. В целях контроля ребенком времени, отведенного на выполнение задания, могут использоваться, например, песочные часы.

19.Дети с ЗПР очень быстро истощаются, поэтому важно, особенно на начальном этапе организации такого формата обучения, дозировать нагрузку, ориентируясь на признаки поведения ребенка, указывающие на изменение его психофизического состояния. Такими признаками, связанными с органическими или функциональными нарушениями деятельности центральной нервной системы, могут быть недомогание, слабость, быстро наступающее утомление или, наоборот, перевозбуждение, которое может проявляться в виде телесной расторможенности. Важно устраивать паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями и расслаблением.

20.Следует помнить, что для ребенка с ЗПР даже при дистанционной форме обучения в содержание образования необходимо включать коррекционно-развивающий компонент.

21.Еще один существенный компонент дистанционного образования – это эмоциональный фон, с которым родитель и учитель организуют дистанционную форму обучения. Важно не забывать об особенностях ребенка, всячески поддерживать его, не требовать от него полной самостоятельности в самоорганизации и при выполнении  задания, поощрять любые проявления инициативы, попытки сформулировать свое непонимание задачи, желание обратиться за помощью. Следует помнить, что при необходимости, в случае возникновения трудностей, родитель или учитель должны подключить к решению проблемы школьного психолога. Самое главное – не допустить, чтобы дистанционное обучение ребенка с ЗПР стало формальным, при котором в силу разных причин задания за ребенка делают родители.

22. В условиях вынужденной тотальной изоляции, когда дистанционное образование является вынужденной и единственной формой обучения,  самым актуальным является принцип Гиппократа «не навреди». Поэтому важно помнить, что самым главным организующим средством обучения и воспитания детей с ТНР и ЗПР в дистанционной форме является охранительный (щадящий) коррекционный режим.

В заключение попробуем выделить плюсы дистанционного обучения детей с ТНР и ЗПР при его грамотной организации. Такая форма обучения:

— повышает уровень мотивационного компонента;

— обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка;

— благодаря работе за компьютером в некоторой степени развивает рефлексивный компонент, так как ребенок может, исходя из результатов, представленных на экране, наглядно увидеть свои ошибки;

— дает возможность продвигаться в оптимальном для ребенка темпе;

— обеспечивает вариативность и индивидуализацию обучения;

— дополнительно включает в процесс обучения коррекционный компонент – развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности, умения подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям.

Предмет: Русский язык Урок: 35 Школа: интернат №2
Дата: ФИО учителя: Братанова О. Г
Класс: 3 Количество присутствующих:  Количество    отсутствующих:            
Раздел (сквозная тема): Времена года
Тема урока: Однозначные и многозначные слова.
Цели обучения, которым посвящен урок: 3.1.4.1 – участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы 3.2.2.1 – различать синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова и использовать их в речи; понимать прямое и переносное значение слов из контекста, устойчивые сочетания слов.
Предполагаемый результат: Все учащиеся смогут: Узнать сколько значений может быть у слова; Узнать о прямых и переносных значениях.  Большинство учащихся смогут: Определять какое значение прямое, а какое переносное. Составлять предложения со словами в прямом и переносном значении Некоторые учащиеся смогут: Использовать в речи слов в прямом и переносном значении Доказывать свою точку зрения
Языковая цель   Учащиеся могут:   Предметная лексика и терминология: прямое или переносное значение, толковый словарь Серия полезных фраз для диалога/письма Обсуждение: – слова могут иметь несколько значений? – как называются слова, которые имеют одно/несколько значений? – что означает «переносное значение»?
Материал прошедших уроков: Однозначные, многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, работа со словарем.
Ход урока:
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
0-1 мин Загадка Она частенько умывается. Четыре раза в году переодевается. ( Земля.)  
Середина урока 2-7 мин             7-15 мин         15-20 минут         20- 35 минут         – что еще мы называет землей? Прочитаем два текста о земле и сравним их и сделаем вывод. – Найдем в толковом словаре значение слова земля? – что необычного заметили? – как называются такие слова?  Предположите, чему будем учится сегодня? Цель: узнать о многозначных и однозначных словах Прочитайте правило, применяя чтение с пометками.   Стр 10 упр. 3 Критерии: выписать глаголы, которые имеют несколько значений.
Взаимооценивание .   – в каком словаре мы может узнать лексическое значение слова. Поработаем со словарем. – Найдите слово «золотое» и прочитайте его значения. – что заметили? – как меняется его значение, от чего это зависит?   Прочитаем правило стр. 11 – какие значение могут быть у слов? Что значит прямое/переносное значение? Работа в группах Попробуем определить прямое или переносное значение. Учащимся раздается карточка, делятся на группы, составляют предложения и доказывают свое мнение. Обратная связь
Текст учебника             Толковый словарь       Учебник   Карточки
Конец урока 35- 40 мин ФО. Рабочая тетрадь Самооценивание.  
Дифференциация Оценивание Межпредметные связи
  -работа в группах; -творческое задание;   -помощь учащимся     при индивидуальной работе; -поддержка со стороны учителя Формативное оценивание. -наблюдение за работой учеников в течение урока; – самооценка и взаимооценка работы в группах; – анализ результатов рефлексии учащихся   познание мира