«Психологические особенности адаптации детей младшего школьного возраста к школе»


Степанова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов Коммунальное государственное учреждение «Октябрьская средняя школа» района Магжана Жумабаева, Северо – Казахстанской области

Психологические особенности

детей школьного к школе

В современной возрастной под школьным возрастом принято период с 6 -7 до 9- 10 лет [5]. В этот происходит дальнейшее и развитие ребенка, обеспечивающее возможность обучения в школе [6].

Младший школьный — это позитивных и преобразований. Поэтому так уровень достижений, каждым на данном возрастном этапе.

Это относительно и равномерного развития. роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт равномерно и пропорционально. система младшего ещё в формирования – окостенение позвоночника, клетки, таза, ещё не завершено, в костной системе ещё хрящевой ткани. окостенения и в младшем школьном также ещё не полностью, мелкие и точные движения и руки и утомительны. Происходит функциональное мозга – аналитико-систематическая функция коры; изменяется процессов и торможения: торможения всё сильным, хотя по-прежнему преобладает возбуждения, и школьники в степени возбудимы и [6].

Этот иногда вторым физиологическим кризисом [2].

По мере структурно- функционального мозга возрастают функциональные возможности ребёнка – восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление.

Младшие отличаются и свежестью восприятия, рода любознательностью. Младший школьник с любопытством окружающую среду, с каждым днём перед ним всё и стороны.

Наиболее черта этих учащихся – его дифференцированность, где неточности и в дифференцировке при сходных объектов. В младшего школьного возраста недостаточно дифференцированно. Из-за ребёнок “иногда похожие по буквы и (например, 9 и 6). Хотя он целенаправленно предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в возрасте, яркие, “бросающиеся в глаза” свойства – в основном, цвет, и величина. Если для было характерно восприятие, то к младшего возраста, при обучении, синтезирующее восприятие. Развивающийся создает устанавливать между элементами воспринимаемого. особенность учащихся в начале младшего возраста – связь его с школьника. Восприятие на этом психического связано с практической деятельностью ребёнка. предмет для ребёнка – что-то с ним, что-то в нём, какие-либо действия, взять, потрогать его. особенность – ярко эмоциональность восприятия.

Именно в школьном развивается внимание. Без этой функции обучения невозможен. В два раза объём внимания, его устойчивость, и распределение. деятельность требует хорошего произвольного внимания. должен сосредоточиться на задании, в длительного сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с скоростью переключаться, гибко переходя с задачи к другой. произвольность познавательных процессов у 6—8 и 9-11 лет лишь на пике усилия, когда ребенок организует себя под обстоятельств или по собственному побуждению. В обстановке ему еще так организовать свою деятельность.

Возрастная младших школьников — слабость внимания. лучше у них внимание. Все новое, неожиданное, яркое, само по себе внимание безо усилий с их стороны. Дети могут упустить детали в материале и внимание на несущественные потому, что они внимание. преобладания непроизвольного к особенности также его сравнительно устойчивость. и второклассники еще не длительно на работе, если она неинтересна и однообразна; их легко отвлекается. В дети могут не задание в срок, темп и ритм деятельности, пропустить в и в предложении. к классу внимание сохраняться уже в всего урока.

Слабость внимания — одна из причин трудностей: и дисциплины.

Возрастные памяти в младшем школьном развиваются под обучения. роль и удельный вес словесно-логического, запоминания и развивается возможность управлять памятью и её проявления. В связи с относительным деятельности сигнальной системы у школьников развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, запоминают и сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. школьники к запоминанию без осознания смысловых внутри материала [4].

Ведущие виды у школьников — эмоциональная и образная. Дети и запоминают все яркое, интересное, все то, что эмоциональный отклик. В то же время, эмоциональная не сопровождается к чувству, как к ранее пережитого. Но, несмотря на то что память обеспечивает и запоминание информации, на точность ее можно не всегда. Тем что если в обычных, условиях возрастание силы и впечатления четкость и прочность запоминания, то в ситуациях (например, на контрольной) сильное потрясение или даже глушит то, что было воспроизведено.

Образная тоже свои ограничения. Дети, действительно, удерживают в конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения. в период удержания в образ претерпеть трансформацию. Типичными изменениями, со образом в его хранения, являются: (опускание деталей), преувеличение отдельных элементов, к фигуры и ее в более однообразную.

Таким образом, всего образы, в себя эмоциональный компонент: и встречающиеся. плохие результаты запоминания не от уровня памяти, а от внимания.

Воображение — это преобразования в памяти с создания новых, раньше человеком не воспринимались. У ребенка воображение в игре и неотделимо от предметов и с ними действий. У 6—7 лет уже опираться и на предметы, которые не на замещаемые. яркое и проявление воображения школьников наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В творчестве воображения многообразны: одни реальную действительность, — новые фантастические образы и ситуации.

Под влиянием обучения постепенный от внешней явлений к познанию их сущности. функцией в школьном возрасте становится мышление. В школьного обучения качественно изменяются, все развития ребенка. Начинается эта с развития сферы. Основное направление мышления в возрасте – от конкретно-образного к словесно-логическому и мышлению.

Согласно положениям Л.С. о характере высших психических функций, в школьном «системообразующей» является мышление, и это на психических функциях, которые интеллектуализируются, и произвольными. Это восприятие, память, [3].

Важной составляющей психофизиологического младшего является развитие произвольной движений и моторики. Как М.М. Безруких, к началу школьного в сформированы предпосылки для навыков – из сложных произвольного движения [2].

Центральным феноменом для детей младшего возраста, которого на все его психики, является произвольность[6].

Произвольность именно в учебной деятельности. школьник произвольно  управлять поведением. достижение развивается в творческих видах (проектирование, исследование, конструирование), от ребёнка самостоятельная постановка цели, найти путь её решения, существующие трудности, усилия к замысла и т. д. [6].

Важным новобразованием для школьника рефлексия. По О.П. Солодиловой, «интеллектуальная рефлексия новообразованием, начало теоретического мышления у школьников» [7].

Её во связано с тем, что от требуют не только решения той или иной задачи, но и понимания, как это он сделал, обоснования пути решения. рефлексивный в обучении младших позволяет у способность не просто произвольной, но и деятельности. Эта впоследствии переносится с на и психологическим основанием для адекватной самооценки.

По мере учебной деятельности, развития процессов школьник способностью замены видимого (предметов) (словами, цифрами). К окончанию школы ребёнок в должен выполнять сложные действия «про себя», в уме, т. е. у него быть внутренний план действий. В.В. именно эти три новообразования – произвольность, и  внутренний план – ключевыми для школьного возраста. их формирования во зависит не от развития, но и от эмоционального фона, мотивации, педагогического учителя , а также самооценки и самосознания школьника в [7].

К значимым параметрам готовности к относят следующие:

 – обобщать и предметы и окружающего мира ( Л.И. Божович, Л.С. Выготский);

 – сознательно свои действия правилу, определяющему действия (Д.Б. Эльконин);

         – умение на требование (словесное и зрительное) (Д.Б. Эльконин);

 – соподчинять своего и деятельности, волевых (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и др.);

 – качество речевого развития, сопряжённое с интеллекта и мышления (Л.С. Выготский, Ж.Пиаже);

 – познавательных и мотивов учения (Л.И. Божович, В.С. Мухина);

 – «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович)

 – степень развития сферы ребёнка (Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова) [6].

Важным в психологическом развитии младшего возраста кризис 7 лет. Эльконин характеризует семи лет как саморегуляции [8].

При в ребенок вынужден регулировать свое правилами. период характеризуется утрированными поведения. не своими – не может сдерживать и не управлять ими. одни поведения, он еще не приобрел и не другие. в этом и внешнее проявление данного кризиса. особенностями 7 лет утрата непосредственности, основных ребенка, потребностей, переоценка ценностей. начинает по относится к себе, к и к той среде в он [3].

Главное психическое новообразование, к приводит семи лет – способность и в функционировании. стремиться получить определенную позицию – школьника. За счет в школьную жизнь, круг и контактов ребенка, общение с и со становится произвольным.

Глубокие изменения, в облике школьника, свидетельствуют о возможностях ребенка на возрастном этапе. В данного на новом реализуется потенциал ребенка как субъекта, окружающий мир и самого себя, собственный опыт в этом мире. Все это подводит к объективному, научному восприятию действительности, возможности представлениями на произвольном уровне. новых умственных в значительной опирается на определенных с внешними предметами, ребенок в развития и обучения. Переход к обучению высокие к умственной работоспособности детей, у школьников еще неустойчива, а сопротивляемость утомлению и успешная адаптация на периоде необходима [6].

Следует также отметить, что адаптация – это глубокая перестройка мотивационной, и эмоционально-волевой сфер.

Л.И. Божович указывала, что к в складывается из определенного развития мотивационной, и эмоционально-волевой к в [1].

мотивационной готовности к обучению составной психологической готовности. В учебной деятельности психологические новообразования, характеризующие наиболее достижения в младших и являющиеся фундаментом, развитие на возрастном этапе. Успешное выполнение деятельности не развитых способностей, но и таких мотивационных как к делу и вера в свои достичь результата. владение знаниями не их исполнение. с и тем же уровнем интеллектуальных могут различаться по тому, насколько способными они сами себя перед преодоления перед ними задач, и это отражение в их деятельности.

Дети 6-7 лет при в начинают осознанно контролировать свои и поведение. разветвленная система мотивов деятельности. сознательно для себя цель какого-либо занятия, его при этом. Дети намеренно, целенаправленно управлять поведением, при этом не сиюминутными желаниями, но и намерениями, перспективой.

В младшем возрасте дети начинают осознавать свои возможности и способности. В мотивации, с и учения, лежит так познавательная потребность. потребность рождается из ранней потребности во впечатлениях и потребности в активности, у с дней жизни. Развитие познавательной неодинаково у детей: у она выражена ярко, у сильнее практическая ориентация, у она вообще очень слабая. развитые у к деятельности связаны с мотивационной [6].

Развитие личности школьника от успеваемости, ребенка взрослыми. Ребёнок в этом очень подвержен влиянию. Именно этому он в себя как интеллектуальные, так и нравственные.  В школьном происходит рост детей к достижениям. основным деятельности в этом возрасте является достижения успеха. в этом ребенок переживает свою уникальность, он себя личностью, к совершенству.

Таким образом, адаптация – приспособления школьников к новым жизнедеятельности, виду деятельности, нагрузкам, связанным с обучением, формирования мотивации и самооценки.

Поэтому начало обучения в – это один из сложных в ребёнка в социальном, психологическом и физиологическом плане. этого связана, всего, с тем, что с дней перед целый ряд задач, не связанных с опытом максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, резервов. Основными показателями адаптации ребёнка к являются формирование адекватного поведения, контактов с и учителем, овладение навыками деятельности.

Список литературы

  1. Божович, Л.И. ситуация развития и силы ребёнка / Л.И. // личности в отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С.160-166
  2. Безруких, М.М., Сонькин, В.Д., Фарбер, Д.А. Возрастная физиология(физиология ребёнка): учеб. для студ. Высш. Пед. Учеб. Завед. / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
  3. Выготский, Л.С. / Л.С. – М.: ЭКСМО Пресс, 2000. – 1008 с.
  4. Дубровина, В.И. / В.И. Дубровина. – М.: Академия, 2001. – 464 с.
  5. Мухина, В.С. психология. Феноменология развития: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / В.С. – 10 –е изд., перераб. и доп. – М.: «Академия», 2006. – 608 с.
  6. Обухов, А.С. детей младшего возраста: учеб. и для / под общ. ред. А. С. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 583 с.
  7. Солодилова, О.П. психология в и ответах: учеб. пособие. / О.П. Солодилова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 288 с.
  8. Эльконин, Д.Б. психология: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Д.Б. Эльконин, 4 – е изд. – М.: Академия, 2007. – 384 с.