Современный педагог 2020


Нұрмұхаметова Раушан Амирхановна, Аренова Асыл Хадыржановна, Базарбаева Куралай Кашимбаевна

проректор, профессор, доцент Актауский гуманитарно-технический университет

Стимулирование креативного мышления в подготовке специалистов в современных условиях вуза

Аннотация: В данной статье рассмотрены психологические и методические составляющие основы формирования практически-инновационного мышления. Инновационное мышление, необходимое для профессиональной деятельности работника, предполагает наличие у него творческого, креативного мышления. Из всего сказанного возникает следующий вопрос: можно ли сформировать инновационное мышление, можно ли его рассматривать как формирование навыка и если это своего рода навык, то возможно ли при практическом его применении, совершенствование.

Введение

В современных условиях подготовка специалиста в любой отрасли призвана носить опережающий характер, и осуществляется на базе наиболее продвинутых в будущее образцов практической деятельности. В последние годы особенно возросла проблема формирования такого практически-инновационного мышления специалиста, которое обеспечивало бы творческий уровень его деятельности, стремление к новому, способность его видеть, создавать и использовать.

Достижение целей, предусмотренных в «Стратегии «Казахстан — 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в решающей мере зависит от формирования качественного человеческого капитала, который сегодня составляет до 80% национального богатства в развитых странах и выступает мощным фактором национальной конкурентоспособности [1].

Эффективное решение задач повышения конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики и есть парадигма казахстанского образования.

В настоящее время в связи с утверждением в педагогике субъектно-личностной ориентации, вызвавшей инновационные процессы, в высшей школе четко вырисовывается необходимость подготовки студентов к инновационной деятельности, ознакомления их с прогрессивными технологиями педагогического процесса в условиях интеграции учебных курсов, компьютеризации, сочетания различных форм организации познавательной деятельности студентов, развития методов и средств обучения, раскрывающих внутренние резервы саморазвития, самосовершенствования.

Литературный обзор

Актуальность проблем подготовки педагогов к работе, связанных с аспекты формирования инновационного мышления студентов, вызывают закономерный интерес учёных и практиков. Определённая система научно-педагогических знаний накопленная отечественной педагогической наукой и практикой позволяют достаточно полно осмыслить проблему и определить стратегические направления формирования инновационного мышления студентов в современных условиях вуза.

Теоретические и организационно-педагогические основы формирования инновационного мышления исследованы и нашли отражение в работах учёных  Усольцев А.П., Шамало Т.Н., Михневич А.Е., Свидан Н.М., Яголковский С.Р., Кузнецова Т.Е., Королѐва Е.А., Утемов В.В., Козырева Н.А., Лузан П.П., Солодуха О.В., Ферсман Н. Г.

Основополагающее значение для определения особенностей подготовки педагогов к работе в инновационном образовательном пространстве имеют изыскания А.Б. Альмухамбетова, Г.И. Ворониной, А.А. Жайтаповой, С.С. Контаева, Т.К. Кудайбердиева, В.В. Лаптева, С.Д. Мукановой, Ш.Т. Таубаевой, А.П. Тряпицыной и др.

К.С. Ахметкаримовой, А.С. Магауовой, Г.Е. Санай и др. изучены вопросы формирования в деятельности таких системных компонентов, как мониторинг, инновационная деятельность и т.п. 

Методы исследования: методы теоретического и сравнительного анализа, анкетирование, наблюдение, содержательный анализ, обобщение, кроме того, в конце исследования были сделаны обобщающие выводы.

Обсуждения

По данной проблеме проводятся студенческие конгрессы, круглых столов, международных научно-практических конференций, а также были организованы ряд дискуссионных площадок. К примеру,  стендовые конкурс-выставки: «турнир научных идей», конкурс бизнес-проектов, конкурс научно-исследовательских и проектных работ студентов, научно-практические деловые и форсайт-игры, брифинги, интеллектуальные турниры, дебаты, научные презентации, групповые проекты. Что, несомненно, формирует инновационное мышление студентов.

Результаты

Теоретические положения, полученные результаты могут найти применение в системе подготовки специалистов с целью пересмотра содержания профессионального образования в контексте аксиологической парадигмы и увеличения его эффективности, а также для организации учебных курсов, разработки и реализации программ профессионального образования прикладной  направленности по проблеме формирования инновационного мышления студентов.

Заключение

Образование призвано опережать другие сферы общественной жизни человека и быть фактором развития общества. Очевидно, что профессиональное образование в таком случае должно строиться на идеологии развития (саморазвития), а не просто воспроизводства функционирующей, устоявшейся системы образования. Система, направленная на формирование инновационного мышления студентов соответствовать требованиям времени.

В данной статье было рассмотрено становление инновационного образования в высшей школе страны как важнейшая государственная задача. Приведено толкование понятий инновация, инноватика, новация в аспекте обновления образования. Приведён анализ казахстанского опыта внедрения педагогической инноватики. А также рассмотрены пути формирования инновационного мышления студентов в современных условиях вуза.

Становление инновационного образования в высшей школе страны является важнейшей государственной задачей. Одним из действенных рычагов государственной инновационной политике является высшая школа, от которой требуется обеспечить механизмы и технологии реализации “парадигмы инновационного мышления”. Готовность к инновационной педагогической деятельности является, на наш взгляд, сложным структурным образованием, обладающим свойствами общей готовности к педагогическому труду, и в тоже время ему присуща определенная специфика, дающая основание для специального рассмотрения.

В настоящее время система образования в республике Казахстан была поднята на качественно новый уровень и начала интегрироваться в мировое образовательное пространство. Тем не менее, приходится констатировать, что получаемая сегодня обучающимися образовательная подготовка все еще не вполне соответствует вызовам нового века, реально предъявляемым к выпускникам высших учебных заведений. Императивы высокоразвитого постиндустриального информационного общества требует от личности способности легко ориентироваться в увеличивающемся потоке информации, уметь принимать решения в нестандартных критических и повседневных ситуациях.

Один из вариантов разрешения указанного противоречия может быть создание национальной системы образования республики Казахстан, которая бы учитывала специфику нашей страны.

Форсайт-исследования в области развития мировой экономики показывают, что к 2050 году лидерами экономического развития станут 4 страны: Бразилия, Россия, Индия и Китай, динамику развития, которых будут обеспечивать специалисты, родившиеся в период 1990-2020 годы. В этой связи в системе образования этих стран уже происходит переоценка форм, методов и содержания обучающих программ (образовательных технологий) и они нацеливаются на формирование у школьников и студентов более развитых способностей, знаний и компетенций на основе принципов опережающего образования [2, с. 49-72].

На этом фоне нельзя не признать живучесть прежних, устаревших тенденций в некоторых учебных заведениях, когда: лекции-монологи преподавателей как основной способ подачи информации устарели; система аудиторных занятий представляют собой жесткие программы и пассивные системы преподнесения знаний, преобладает явный консерватизм организационных форм учебного процесса, который не соответствует требованиям динамично развивающегося мира. В итоге такое образование представляется в виде одномерного процесса усвоения знаний, нарастают случаи снижения мотивации студентов быстрому и продуктивному личностному становлению будущего специалиста, способного к инновационно-креативным видам профессиональной деятельности [2].

Целью стратегии развития высшего образования в Республике Казахстан является формирование новой, по существу национальной модели образования, способной обеспечить высокое качество обучения и воспитания молодых поколений на основе формирования исторического создания через призму собственной истории нашего народа.

  Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса.

Современное понятие “образование” связывается с толкованием таких терминов как “обучение”, “воспитание”, “образование”, “развитие”. Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин “образование”, как существительное от глагола “образовывать” в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация.

Об инновациях в казахстанской образовательной системе заговорили с 90-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

В целом, если обратиться к опыту зарубежных стран разного рода инновации позволяют странам быть более конкурентоспособными, приспособленными к изменениям и помогают обеспечивать более высокий уровень жизни. Так, именно инновации сегодня создают прочную основу для развития предпринимательства, роста бизнеса и создания новых рабочих мест, а также помогают решать проблемы в области здравоохранения, экологии, энергетической и продовольственной безопасности.

31 января 2019 года в Алматы под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан Бакытжана Сагинтаева состоялось шестое заседание Международного экспертного совета на тему «Цифровизация в инновационной экосистеме». В формате свободной дискуссии состоялся обмен мнениями о мировом опыте цифрового развития, роли электронного правительства, взращивании и воспитании молодых талантов, важности развития культуры инвестирования в стартап-проекты, повышения финансовой устойчивости при разработке современных технологических систем и многое другое. Все это под собой подразумевает, несомненно, важность формирования и воспитания инновационного мышления молодого поколения [3]. Также Бакытжан Сагинтаев в своем выступлении отметил, что главной целью всех инноваций и технологий является улучшение жизни людей, создание комфортных условий для их работы и роста.

Для создания инновационной экосистемы и развития талантов также были проведены ряд реформ в образовательной системе Казахстана, в том числе в среднем, профессиональном и высшем образовании. К примеру, в Астане планируется открытие специализированного ИТ-университета, работа которого будет сопряжена с деятельностью Astana Hub. Отдельная работа проводится по поддержке научной деятельности. В целом, в октябре прошлого года Главой государства Н. Назарбаевым поставлена задача по доведению в течение 5 лет уровня финансирования науки и образования, здравоохранения до 10% от ВВП, а также доли затрат на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в ВВП — до 1% к 2025 году [4].

Развитие инноваций напрямую зависит от поддержки со стороны государства и бизнеса научно-исследовательской работы, создания специальных образовательных программ для молодых учёных и новаторов, и пространств, где они могли бы разрабатывать инновационные технологии. Благоприятная инновационная среда подразумевает создание специальных рабочих пространств для молодых специалистов. Такие площадки называются технологическими хабами, бизнес-инкубаторами, центрами акселерации и становятся центрами инноваций, если в них формируются и развиваются профессиональные сообщества, стартап-комьюнити. Они нередко становятся практической и исследовательской базой для студентов местных вузов. Больше всего таких пространств сегодня в США и Европе. С недавних пор подобные проекты появляются на постсоветском пространстве, в том числе и в Казахстане.

В 2016 году Казахстан анонсировал “100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ” Главы государства Нурсултана Назарбаева. 63-м шагом стало развитие двух инновационных кластеров как основы формирования наукоёмкой экономики. Так в Казахстане появились проекты Tech Garden и Astana Hub [5].

Возникает вопрос, а что же делать? Как готовить молодых специалистов в стенах вузов, с тем, чтобы они были востребованы не только на каких либо конкретных предприятиях, а востребованы в условиях изменяющего казахстанского сообщества, и не только казахстанского. Готова ли система высшего образования сама к таким изменениям это, во-первых и во-вторых есть ли основа для подготовки такого специалиста с новым инновационным мышлением. На наш взгляд система высшего образования, да и в целом система образования сама должна быть как одна большая инновация.

Необходимо предоставлять студентам больше свободы и творчества, поощрять активную мыслительную деятельность. Т.к. формирование инновационного мышления является одной из важных предпосылок развития процессов модернизации. Это порождает необходимость разработки механизма выявления и формирования инновационного мышления, который необходимо использовать при подборе персонала для работы в инновационных сферах.

Инновационное мышление отличается рядом характерных черт.

Прежде всего, инновационное мышление, необходимое для профессиональной деятельности работника, предполагает наличие у него творческого, креативного мышления.

Способность к творческому мышлению, по мнению многих исследователей, – это способность видеть явления, ситуации, предметы в новом свете, находить необычные решения проблем. Креативное мышление, в отличие от шаблонного мышления, предполагает отказ от привычного взгляда на явления и предметы, порождает оригинальные решения поставленных задач.

При всей значимости фактора креативности мышления, поиск критериев оценки наличия или степени выраженности этого явления у конкретного человека, представляет затруднения. Это связано с тем, что не прослеживается прямая связь между креативностью мышления и уровнем интеллекта. Согласно многочисленным исследованиям, не все люди с высоким уровнем коэффициента интеллекта отличаются креативностью мышления.

Кроме того, исследования не показали выраженной связи между результатами интеллектуальной деятельности человека – такими как научные изобретения, произведения искусства – и креативностью мышления их создателя.

Вместе с тем, исследования психологических особенностей личности на предмет пригодности к работе в инновационной среде и наличия креативного мышления выявили прямую зависимость между творческим мышлением и такими личностными качествами как любознательность и упорство.

Другими словами это мышление, которое способно проникать в суть вещей и явлений. Оно необходимо для любого специалиста, оно поможет находить новые, оригинальные решения профессиональных задач. Именно талантливые люди обладают инновационным, творческим мышлением.

Исходя их этого, в целом перед образованием, и в частности перед высшим образованием стоят много различных задач, в том числе и в аспекте формирования инновационного мышления, т.к. оно предполагает формирование мышления, выходящее за рамки оперирования дедуктивными формами при разрешении проблемных ситуаций [6].

Человек, обладающий инновационным мышлением, будет допускать меньше ошибок в своей деятельности – в любой ситуации он примет наиболее верное решение.

Сегодня инновационное мышление становится востребованным. Но, несмотря на востребованность, инновационное мышление остается для большинства людей явлением экзотическим – люди не умеют мыслить свободно.

Из всего сказанного выше возникает следующий вопрос: можно ли сформировать инновационное мышление, можно ли его рассматривать как формирование навыка и если это своего рода навык, то возможно ли при практическом его применении, совершенствование.

Инновационное мышление не является общепринятым и самопроизвольно не распространяется. Его невозможно усвоить через общение или из средств массовой информации. Очень мало людей, наделенных таким способом мышления от рождения.

Возможно ли формирование данного мышления у студентов, которые пришли получить образование в ВУЗ? Вопросов очень много.

Система высшего образования сегодня ориентирована преимущественно лишь на транслирование знаний, тогда как по данным научных исследований деловая состоятельность лишь на 15% обуславливается профессиональными знаниями, а на 85% – личными качествами и способностями [7].

Высшее профессиональное образование должно базироваться на принципах креативизации, то есть ориентироваться в первую очередь на развитие навыков и умений, а также на формирование у студентов определенного отношения к деятельности и их реального поведения, что достигается путем изменения логики и содержания дисциплин, трансформации методики презентации знаний, компьютеризации и информатизации образования, новой его методологии и организации. Особое значение приобретает разнообразие используемых методических приемов. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки, но именно гармоничное и обоснованное их сочетание позволяет привести к наилучшему результату и дает ощутимый эффект в области креативного образования [8].

Например, для формирования подобного мышления должна быть «база», «основа», т.е. сама личность студента (как основа, на которой формируется компетентный специалист). С другой стороны сам преподаватель должен обладать таким творческим, инновационным мышлением. И в-третьих сама среда вуза, условия должны располагать, способствовать формированию такому мышлению: здесь имеется ввиду, и материально-техническое оснащение и научное, методическое сопровождение. Т.е. прежде всего не переходя еще на самих студентов, необходимо сформировать творческое мышление у самих преподавателей, уделить внимание творческой составляющей профессиональной деятельности и т.д. На самом деле при всей кажущейся сложности и даже невозможности это вполне осуществимо даже на простом, элементарном уровне.

Например, преподаватели должны обеспечивать внимательное отношение к студенту не только как к субъекту, способному усваивать знания, но и как к творческой самостоятельной личности; создать благоприятные условия для восприятия предлагаемого учебного материала, который наиболее эффективно усваивается в атмосфере взаимопонимания и взаимодоверия между преподавателем и студентом; признание ранее не признанных или неиспользованных возможностей; уважение желания студента работать самостоятельно; умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности; предоставление студенту свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели; создание условий для конкретного воплощения творческих идей; широко применять в учебном процессе лекции-диалоги, семинары, диспуты, «круглые столы», самостоятельная работа и др., т.е. активные, инновационные методы и технологии обучения, основанных на принципах развивающего обучения, информационных, мультимедийных; через контроль обучать студентов самоконтролю.

Это конечно лишь общие рекомендации, но преподаватель должен сам самостоятельно проявить свой индивидуальный, творческий подход к делу.  

Что касается самой системы организации процесса обучения нужно отметить, что необходим комплексный подход в обучении с целью понимания студентами смысла изучения каждой дисциплины. Все дисциплины, входящие в учебные планы выпускающих подразделений, должны быть увязаны некой единой концепцией, работать на формирование базовых профессиональных компетенций и обеспечивать взаимосвязь между основной профессией и инновационно-предпринимательскими компетенциями.

Также хотелось бы остановиться на психологической составляющей процесса обучения. Создание соответствующей психологической базы для предпринимательского мышления посредством новых методов обучения: инициативность, самостоятельная постановка задачи и нахождение путей ее решения, самостоятельная работа по поиску теоретического материала и т.п.

Работа в команде показала себя как эффективный механизм усвоения теоретического материала даже не самыми успевающими и способными студентами. Взаимодействие членов команды и возможность свободного рассуждения, отсутствие необходимости заучивания теории, интерес к решению задачи активизирует когнитивную функцию обучающихся. Также, студенты, зная, что при работе приветствуется творческий подход и генерирование идей, перестают акцентировать внимание на оценке, вовлекаясь в процесс решения задачи, в участие в совместных обсуждениях.

Ролевые деловые игры или инновационные игры – это сценарные игры, основанные на распределение ролей по кейсу, и направленные на раскрепощение студентов и решение задачи, проигрывая реальную ситуацию. При их использовании даже самые скованные студенты в процессе игры постепенно вовлекаются в ситуацию, вживаются в роли и активно участвуют и обсуждают проблемные ситуации [9, с. 485-487].

Кейс-метод – это описание ситуации, действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности в словах, цифрах и образах, в которых надо предложить варианты действий. В данной технологии учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы.

Проблемное обучение или технология «обучение в сотрудничестве» – цель этой технологии состоит в формировании умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных результатов. Это такая организация занятий, в ходе которых у студентов формируются информационно-коммуникативные компетентности, развиваются мыслительные способности в результате решения проблемной ситуации, подготовленной преподавателем. Работа студентов строится вокруг ключевых проблем, выделенных преподавателем.

Изобретательность — необходимое условие возникновения новых идей — базируется на различных подходах, среди которых можно выделить:

– Матричное структурирование – метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы.

– Синектический метод, техника, которой основана на аналогиях, помогающих членам группы взглянуть на проблему по-новому.

– Метод «мозгового штурма» (брейнсторминг) представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей, спонтанно предлагаемых участниками.

– Метод свободных ассоциаций, который является одним из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей. Он весьма полезен при выработке совершенно нового взгляда на проблему.

– Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) – эвристическая программа, позволяющая путем последовательных операций шаг за шагом приходить к наиболее эффективному решению задачи беж перебора всех возможных вариантов.

– Использование информационных технологий и баз данных. Развитие вычислительной техники и информационных технологий создает новые возможности для генерирования идей.

– Методы социально-психологического тренинга.

При использовании в учебном процессе тех или иных методов и подходов важно помнить следующий момент, что слушатели усваивают материал:

• на 20% при чтении лекций;

• на 30% при чтении лекций с использованием наглядных пособий;

• на 50% при использовании аудиовизуальных средств;

• на 70% при проведении дискуссий;

• на 90% при разборе конкретных ситуаций.

То, что мы рассмотрели в этой статье это так называемые психологические и методические составляющие основы формирования инновационного мышления. Но еще хотелось бы остановиться и на самых простых и доступных способах стимулирования инновационного мышления, такие как: занятие творчеством в разных видах, т.к. именно творчество гарантирует гибкость и живость ума в самой долгосрочной перспективе; чтение книг, статей, журналов, газет из самых разных областей знаний и года издания; просмотр фильмов самых разных жанров и времени; слушание разнообразной музыки; общение с самыми разными людьми; физические упражнения; разнообразное питание; путешествие и смена обстановки.

Какие краткие выводы можно сделать:

1. В процессе формирования инновационного мышления необходимо учитывать индивидуальные способности и особенности личности, придерживаясь при этом принципа индивидуализации, научности в обучении, т.е. признание ценностных, уникальных качеств личности, ее интересы и склонности.

2. Деловые и инновационные игры как средство формирования инновационного мышления студентов, реализуется на занятиях под руководством преподавателя, владеющим новыми технологиями, поэтому учебно-методический материал должен быть направлен на активизацию творческой деятельности. Это выполнимо только путем организации педагогических условий и средств развития мышления.

3. Для организации инновационной среды для студентов преподаватель создает наглядно-информационную среду в обучении, доступную каждому студенту. Для этого преподаватель должен владеть современными достижениями информационных технологий и применять их на занятиях.

4. Инновационная деятельность преподавателя обязывает его переходить от непосредственного источника знаний на роль консультанта.

Всегда надо помнить, что знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются (обучающий эффект занятия), а также более глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития, творческого мышления).

Использованная литература:

1. Стратегия “Казахстан-2050”: новый политический курс состоявшегося государства. – Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года.

2. Джумабеков, К.У. Инновационные технологии обучения в формировании креативных личностей // Вопросы инновационной экономики.- 2016. – № 6(1), с 49-72.

3.https://primeminister.kz/ru/news/all/b-sagintaev-obsudil-s-ekspertami-mirovogo-urovnya-voprosi-razvitiya-tsifrovizatsii-v-innovatsionnoi-ekosisteme-17743?utm_source=telegram.me&utm_medium=social&utm_campaign=b.-sagintaev-obsudil-s-ekspertami-mirovo.

4.https://primeminister.kz/ru/news/all/memorandum-o-sotrudnichestve-mezhdu-tehnoparkami-stran-eaes-podpisan-na-tsifrovom-forume-v-almati-17745?utm_source=telegram.me&utm_medium=social&utm_campaign=memorandum-o-sotrudnichestve-mezhdu-tehnop.

5. План нации – 100 конкретных шагов. – Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 г.

6. Утемов В.В. Задачи открытого типа как инструмент формирования инновационного мышления // Молодой ученый. – 2011.- №1.

7. Уркумбаев М. Требуются креативные идеи. (academy.kz).

8. Досумова А.С. Креативность как элемент инновационного образования // Вестник КазНУ. – 2011.

9. Тихомирова О.Г. Системность и междисциплинарность обучения как фактор формирования инновационного мышления студентов // Международный журнал экспериментального образования. – 2016.- № 4 (часть 3) – С. 485-487.

Нұрмұхаметова Раушан Амирхановна

Абдыбаева Гульнар Зарипбаевна

«Ұлттық тәрбие негіздері» пәнін оқытудың студенттерге ұлттық тәрбие берудегі маңызы (авторлық курс бағдарламасы)

Ұлттық рухы жоғары жетілген адам тәрбиелеудің халықтық бағдарламасы көпқырлы және кең  және оны жүзеге асыру құралдары да сан алуан. Жастардың тұлғалық бейнесін қалыптастыруға бүкіл халық өмірі ықпал етеді, яғни, бәрі тәрбиелейді, барлығы тәрбиеленеді, бәрін тәрбиелейді.

Өз ұрпағын жан-жақты жетілдіруді халық мейлінше нақты және анық түсініп, олардың сөзі мен пікірі жетілген адамның синтездік бейнесі ғана емес, сондай ақ нақты жетілулер еңбекте, ақыл-ой, адамгершілік-құлық, әсемдікке жетілуді қалыптастыруды қамтамасыз ету жайында болды. 

Ұлттық тәрбие өзінің даму  тарихында бірнеше кезеңдерді басынан өткерді.  Оның мазмұнындағы    табиғатқа сәйкестілік, табиғи салдарлар қағидасы өте қарапайым түрде болса да, олардың педагогика ғылымында негіздеуінен көп бұрын халықтың ауызша шығармашылығында көрініс тапты. 

         Ұлттық тәрбиенің әлеуметтік бағыттылығы, әсіресе көне жазба ескерткіштерде мақалдар мен мәтелдер, ертегілер мен жырлар, бата, тілек секілді тәрбие құралдарында толығырақ бейнеленген. Олардың шығу тегі мен тарихи дамуына есепке алып сипаттау, тарихи-генеикалық тұрғыдан қарастыру халық педагогикасын тереңірек түсінуге мүмкіндік береді және оның демократиялық сипатына назар аудартады.

Ғасырлар бойы қалыптасқан ұлттық тәлім-тәрбиенің белгілі жүйесінде жас буын жадына біртіндеп сіңіріп отыратын арнаулы жолдар, тиісті тәсілдер де болған. Мәселен, мақал-мәтелдерде адамгершілік, имандылық тәрбиесіне байланысты әдеп-ғұрыптар насихатталса, жұмбақтар мен айтыстарда   ақыл-ой тәрбиесі, өлең, жыр-дастандарда – әсемдік   тәрбиесінің негізгі принциптері, ал ертегілер халықтық тәрбиенің сан алуан мәселелерін қозғайтын тәлімдік материал ретінде пайдаланылған. Демек, халықтық педагогика – тәлім-тәрбиелік ой-пікірдің ілкі бастауы, халықтың рухани мұрасы.

Қазақ халқының тәлімдік мәні зор ой толғаныстары бесік жыры мен батырлық эпостарда, ертегілер мен аңыздарда, шешендік сөздер мен айтыс термелерде, мақал-мәтелдерде көптеп кездеседі. Мұндағы ұрпақ тәрбиесінің негізгі түйіні – адамгершілік-имандылық, ақыл-ой, еңбек, эстетика, дене, отбасы тәрбиесіне байланысты мәселелерге келіп тіреледі.

Ата-бабаларымыз армандағандай, қазіргі кезеңде қоғам қойып отырған ұлы мұраттардың бастылары өздерінің істері мен өмірлерін жалғастыратын салауатты да саналы,  жан-жақты жетілген, ақыл-парасаты мол, мәдени-ғылыми өрісі озық ұрпақ тәрбиелеу.

Жаңа ғасырда жаңа өмірге аяқ басқан жастар, жас мамандар, заман талабына сай өзгеше өмір сүруге дайын болуы керек. Өмірдің қыр-сырын, қиын-қыстау жолдарын терең біліп, тығырыққа тірелген сауалдарға тез арада жауап беруге даяр болса құба-құп. Бәсекеге қабілетті жастардың  маңызды қасиеттеріне жасампаздықпен ойлау, алған теориялық білімді тәжірибеде іске асыру, жаңа шешімдер қабылдай алу, заманауи технологиялар мен инновацияларды меңгеpy  жатады. Қазіргі уақыт талабы жаңаша дүниелік көзқарас тұрғысынан жаңаша ойлап, шешім қабылдай  алатын, креативті ойлау қабілеті дамыған маман тұлғасын, өз елі мен жерінің, туған тілінің жаңашырын дайындауды міндеттеп отыр. Бұл міндет жаңа уақыт талаптарына төтеп бере алатын, кәсіби білікті, бәсекеге барынша қабілетті, ұлтжанды азамат тәрбиелеу ісінің өзектілігін алға тартады.

Білім беру кеңістігі жастар үшін мәдени-әлеуметтік өзгермелі жағдайда мемлекеттік тілді меңгеруге, ұлт тарихын, мәдениеті мен ділін, салт-дәстүрі мен дінін құрметтеуге, ұлттық интеллектуалдық мінез-құлқын қалыптастыруға, білім және мәдени рухани тұрғыда басқа өркениеттермен бәсекеге қабілетті болуын қамтамасыз етеді.

Бүгін университет қабырғасында  тәлім алып отырған жастар ертең еліміздің жаңа ғасырындағы тағдырын шешетін маман болады.

         Осыған орай дайындалған «Ұлттық тәрбие негіздері» атты курс      студенттерге ұлттық педагогика негізінде болашақ   мамандардың жеке басына тән қасиеттер мен іскерліктер, адамгершілік қарым-қатынас, әдептілік, мәдениеттілік, жан сұлулығының   ерекшеліктері туралы жан-жақты мағлұмат бере отырып, кәсіптік  шеберлікке жетудің нақты жолдарын көрсетуге бағытталған.

         Ұлтымыздың ұлы мұратын келер ұрпаққа қаз қалпында жеткізуде Ш.Есенов атындағы Каспий мемлекеттік технологиялар және инжиниринг университетінің ректоры Ә.Қ.Ботабековтың бастамасымен 2014-2015 оқу жылынан бастап университетіміздің барлық бірінші курс студенттеріне «Ұлттық тәрбие негіздері» атты курс оқытылуда. Төменде сол авторлық курстың бағдарламасын ұсынып отырмыз.

Алғы сөз

 Қазақта    «Білекті бірді жығады, білімді мыңды жығады» деген сөз бар. Қазақтың бұл мақалының өзектілігі қазіргі күні айрықша болып тұр. Бұл заман-білекке сенетін емес, білімге сенетін заман. Заманауи әлемде елдің қуаты, ең алдымен, білім мен ғылымда болатын уақытқа келдік. Сол білімді қажетке жаратып, тұрмыс игілігіне жарата білуімен бағаланады. Инемен құдық қазғандай қиын да күрделі, орасан қажыр-қайрат пен ерік-жігерді талап ететін білімсіз өмір тұл. Терең білім-тәуелсіздігіміздің тірегі. Ақыл-ой – азаттығымыздың алдараспаны, мемлекет қорғаны, болашақ бақытын жасаушылар жастар»,- деп, кейінгі ұрпаққа үлкен міндет артты.

         Жаңа ғасырда жаңа өмірге аяқ басқан жастар, жас мамандар, заман талабына сай өзгеше өмір сүруге дайын болуы керек. Өмірдің қыр-сырын, қиын-қыстау жолдарын терең біліп, тығырыққа тірелген сауалдарға тез арада жауап беруге даяр болса құба-құп. Осыған орай дайындалған «ұлттық педагогика негіздері» атты курс      студенттерге ұлттық педагогика негізінде болашақ   мамандардың жеке басына тән қасиеттер мен іскерліктер, адамгершілік қарым-қатынас, әдептілік, мәдениеттілік, жан сұлулығының   ерекшеліктері туралы жан-жақты мағлұмат бере отырып, кәсіптік  шеберлікке жетудің нақты жолдарын көрсетуге бағытталған.

         Сондай-ақ, аталған курс болашақ мамандарды  кәсіби іс-әрекетіне қажетті ұлттық тәрбие  теориясымен қаруландырып,  олардың  бойында өзіндік кәсіби іс-әрекеттің жүйелі түрдегі көрінісін,    болашақ маманның тұлғалық және кәсіби  сапаларын қалыптастыру; студенттердің ғылыми-шығармашылық ізденіс жұмысына дайындығын жетілдіреді.  Психологиялық сауаттылықтың, жалпы мәдениет пен педагогикалық қабілеттердің дамуына ықпал етеді. 

  1. Курстың мақсаты мен міндеттері

Курстың  мақсаты: болашақ мамандардың жеке басына тән қасиеттер мен іскерліктер, адамгершілік қарым-қатынас және мәдениет негіздерін  ұлттық тәрбие мазмұнымен таныстыру арқылы қалыптастыру. 

Курстың міндеттері:

-студенттерге  ұлттық тәрбие мен мәдениет негіздері туралы білім беру;

– болашақ маман бойында өзіндік кәсіби сапаларды қалыптастыру;

-болашақ маман бойында тұлғалық және кәсіби (кәсіптік ойлау, қарым-қатынас жасай білу,   әдептілік пен мәдениеттілік, т.б.) қасиеттерді қалыптастыру;

–  оқу-танымдық   іс-әрекет барысында алған білімдерді өз бетінше пайдалануға тәрбиелеу.

1.2 Курстың пререквизиттері мен постреквизиттері

Пререквизиттері:курсты оқып үйрену  философия, тарих, қоғамтану,  өзін-өзі тану  сияқты пәндер бойынша теориялық білімді тірек етеді.

Постреквизиттер: курсты меңгеру болашақ мамандар  бойында оқыту мен тәрбиелеудің толассыз қыр-сырын оқып-зерттеу, бұл бағытта өзін-өзі үнемі жетілдіру қажеттілігін қалыптастырады. Сондай-ақ мамандық  сауаттылықтың, жалпы мәдениет пен кәсіптік қабілеттердің дамуына ықпал етеді.  Студенттердің   «Тәрбие және мәдениет негіздері»  курсы бойынша алған білімдері келесі  пәндерді игеруге негіз болады:   Менеджмент және қазіргі мектепті басқару, педагогика тарихы, Ғылыми-педагогикалық зерттеу әдістемесі, Тәрбие жұмысының әдістемесі т.б. Сонымен қатар педагогикалық және өндірістік практика барысында өнеркәсіп пен мектеп тәжірибесіне білікті бақылау, талдау жасау қабілеттерінің дамуына үлес қосып, теориялық білімдерін іс жүзінде бекітеді.

Курстың тақырыптық жоспары

Р/с Тақырыптың атауы Сағат саны
1. Ата-баба дәстүрі-асыл қазына 1
2. Ұлттық тәрбиенің әдіснамалық негіздері 1
3. Ұлттық тәрбиенің болашақ маманның интеллектуалды тұлғасын қалыптастастырудағы  рөлі 1
4. ХХ ғасырдың екінші жартысындағы отандық зерттеулердегі ұлттық психология мәселесі 1
5. Ұлттық мәдениет – ұлттық тәрбиенің негізі 1
6. Өскелең ұрпақтың ұлттық тәрбиесіне әсер етуші факторлар 1
7. Жалпыадамзаттық және ұлттық құндылықтар – студент тұлғасының құндылық  бағдарын қалыптастырудың негізі 1
8. Ел боламын десең, бесігіңді түзе 1
9. Ұлттық тіл – ұлттық тәрбиенің, мәдениеттің өзегі 1
10. Қазақ этикасы – ұлттық мәдениет бастауы 1
11. Әдептілік негіздері-мәдениеттіліктің құрамдас бөлігі ретінде 1
12. Ұлтаралық қарым-қатынас мәдениеті 1
13. Ата көрген оқ жанар 1
14. Өскелең ұрпақ тәрбиесіне діннің әсері 1
15. Ұрпақ тәрбиесіндегі ұлттық менталитеттің рөлі 1
16. Қыз өссе-елдің көркі 1
17. Әдемі болып көріну-өнер 1
18. Өскелең ұрпақтың ұлттық тәрбиесіне бұқаралық ақпарат құралдарының            әсері 1
19. Адамгершілік –ең ізгі қасиет 1
20. Сұлулық сырлары 1
21. Жеке тұлға мәдениетінің мазмұны 1
22. Қарттарын қадірлеген ел ардақты 1
23. Ұрпақ тәрбиесіндегі еңбек тәрбиесінің маңызы 1
24. Қазақ халқының ұлттық психологиясының ерекшеліктері 1
25. Ұлтаралық   келісім – қазақстандық қоғам тұрақтылығының негізі 1
26. Қазақ халқының музыка өнері 1
27. Ұлттық  өнер жойылса, ұлт жойылады 1
28. Қазақ халқының күй өнері 1
29. Болашақ ұрпақ бойында дене мәдениетін тәрбиелеу 1
30. Ақыл-ой тәрбиесі- ұлттық интеллектуалды әлеуетті дамытудың негізі 1
Барлығы: 30 сағат

Қазіргі кезде еліміздің адамгершілік байлығын, мәдени  мұрасы мен ұлттық құндылықтарын зерттеп, оны жастардың санасына сіңіру, бойына жұғысты қасиет етіп меңгертуге, сол арқылы ізгі жүректі, қайырымды іскер маман тәрбиелеп шығару-жалпы әлеуметтік мәселеге айналуда. Бұл ұлттық идея кәсіби білім беру жүйесінің мазмұнын жаңарту, оның құрылымдық жүйесінде ұлттық және адамзаттық құндылықты кіріктіре отырып игеру бағытында іске асырылмақ. Демек, ұлттық тәрбие-жеке тұлғаны  ана тілін, ата тарихын, салт-дәстүрін, төл мәдениетін меңгерген ұлттық сана-сезімі қалыптасқан және осы құндылықтарды  жалпыадамзаттық құндылықтар мен ұштастыра алатын Қазақстан Республикасының ұлт жанды азаматын тәрбиелеу және қалыптастыру болып табылады.

Қорытындылай келе, «Ұлттық тәрбие негіздері» пәні,  болашақ маманның тұлғалық және кәсіби, яғни, кәсіптік ойлау, қарым-қатынас жасай білу,   әдептілік пен мәдениеттілік, т.б. сапаларын қалыптастыруда қажетті пән деп сеніммен айта аламыз.

Пайдаланған әдебиеттер:

1. Қалиев С.Қ. Қазақ этнопедагогикасының   тарихы. -Алматы, «Білім», 2003. – 160 б.

2.  ЖарықбаевҚ., Қалиев С. «Қазақ тәлім-тәрбиесі». -Алматы, 2005. -127 б. Екінші басылым.

3. Кенжеахметұлы С. Қазақтың салт-дәстүрлері мен әдет–ғұрыптары.

-Алматы, «Ана тілі», 2000. – 156 б.

4. Табылдиев Ә. Қазақ этнопедагогикасы. -Алматы, 2001. -320 б.

5. Асылов Ұ.Ж. Нұсқабайұлы. Әдеп. Инабаттылық дәрістері. -Алматы, 1998.  -162б.

6.Қозыбаев М.К. Қазақтың әдет-ғұрыптары мен салт-дәстүрлері: өткендегісі және бүгін. -Алматы, 2010. -544б.

7..Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. – М: «Академия»,  2007. – 240 с.

8.Нұрмұхаметова Р.Ә. Педагогика. Ақтау: КМТжИУ. -2000. -112 б.

9. Егенисова А.Қ. Педагогикалық әдеп және бітіс. Ақтау: КМТжИУ. -2008. -71б.

10. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира: учебное пособие.- М: Диалог культур, 2006. – 304 с.