Урок-путешествие «Города Казахстана», посвящен Дню Независимости Республики Казахстан


Баянова Зиляра Науфатовна

учитель географии

Буденновской средней школы

Района имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанской области

Цель:

  • активизировать познавательный интерес у ребят к истории своего государства, развивать общий кругозор.
  • способствовать формированию у детей понятий «Независимость», «Шанырак», чувства гордости за свою страну, причастность к судьбе своей страны.
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому Казахстана и толерантное отношение друг к другу.

Форма: Беседа. Театрализация.

Стратегии: Мозговой штурм, творческие эссе учащихся.

Оформление: Государственная символика, эпиграф урока, «Астана — сердце Евразии» — иллюстрационный материал с изображением достопримечательностей столицы РК, выставка книг об Астане, творческие рисунки учащихся на тему: «Казахстан — моя Родина!», пословицы и поговорки о Родине.

Оборудование: Гимн. Физическая карта РК. Государственный гимн РК (аудиозапись), слайды о столице, музыкальные заставки.

Подготовительная работа. С активом класса готовятся праздничные календари с основными датами государства. «Хронолетики» — самолетики из бумаги, сделанные детьми для игровых моментов.

Ожидаемый результат:

  1. Учащиеся узнают, какие преобразования произошли в государстве на пути к независимости.
  2. Результаты мероприятия дадут возможность выявить творческие навыки учащихся, умение выражать точку зрения и по необходимости отстаивать ее.
  3. Учащиеся осознают о своей причастности к истории своего народа.

 

Ход урока:

  1. 1.     Вступительное слово учителя

Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.

Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи.
Манящие тайной святые озера
И лоз виноградных витые узоры.

Там свято хранятся традиции предков
И люди плохие встречаются редко.
Там радость так радость! Беда не беда.
Гостям в каждом доме рады всегда.

Там разные нации в мире живут,
Там вечные ценности – знания и труд.
Самая лучшая ты на земле
Родина матушка – слава тебе!

Вы спросите где это, я вам отвечу!
Краткой, но убедительной речью:
“Осы маган улы Отан,
Касиеттi жер Казакстан!”
Учитель: Казахстан 16 декабря 1986 году стал независимым государством. До этого счастливого дня казахский народ в своей истории пережил немало трудностей и страданий. Триста лет он был лишен независимости. Около 200 лет он был под гнетом царской России. А 75 лет, будучи в составе Советского Союза, был полностью лишен самостоятельности.

Ребята, мы живем в государстве, где единой семьей живут 15 миллионов человек, представители более ста национальностей и народностей. И все мы живем в общем доме, под единым шаныраком.

Шанырак — это верхняя часть юрты, от которой в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Появление образа шанырака уходит в далекое прошлое. Шанырак символизирует отчий дом, а в более широком смысле, всю вселенную. Образ шанырака — это образ общего дома, всех людей, проживающих в Казахстане. Если шанырак — это дом, а уыки — это народы, то благополучие в нем зависит от каждого из нас, потому что мы все — народ Казахстана. Исходя из этого, эпиграфом стали строки из стихов:

Казахи мы и русские, карелы и корейцы,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В Казахстане — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Под фоновую музыку чтецы читают стихи о Казахстане.

I чтец:

Эта школа — наш дом,
Наше общее счастье,
С нею встречи мы ждем,
Чтобы вместе собраться,
Разных народов сыны —
Здесь как одна мы семья.
Разные мы, но равны,
Будь это ты или я.

II чтец:

В Казахстане — сердце настежь,
Двери настежь для друзей.
Если друг приходит в дом,
В доме веселей.
Ходит с песней по дворам
Дружбы караван.
Ты всегда в душе моей,
Мирный Казахстан!

III чтец:

Мы дружной семьею живем в Казахстане
Татары, уйгуры и русские с нами.
Так пусть же крепнет во веки веков
Дружба народов всех возрастов.

IV чтец:

Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.

V чтец:

Дружба народов — бескрайний простор,
Мир и согласие, девичий хор,
Звонкая песнь чабана молодого,
Сад, виноград возле дома родного.

Учитель:

Родина…Это слово знакомо и дорого каждому человеку. И для каждого она имеет свой смысл, свое значение. Вот как об этом говорит в своем стихотворении костанайский поэт Петр Черныш:

Что такое Родина?
Все, что сердцем пройдено:
Отчая сторонка, братья и сестренка,
Зорек полыхание, первое свиданье,
Памяти следы, счастья и беды,
Вечный зов полей, стаи журавлей,
Неба голубень, от березок пень,
Долы и леса, на траве роса…

Да, конечно, Родина — место, где мы родились, где живем, это дома, леса, поля, которые окружают нас. Очень точно такое место называют малой родиной. У каждого человека своя маленькая Родина. Для многих — это наше село Буденное. А Республика Казахстан — это общая Родина для всех, кто живет на этой земле. Человек не может жить без родины. Очень хорошо говорят об этом народные пословицы. «Человек без родины, словно соловей без песни».

Сегодня ребята мы совершим путешествие по областным центрам наго государства.

2015-10-28_220109

2015-10-28_220212

2015-10-28_220250

2015-10-28_220335

2015-10-28_220427

2015-10-28_220453

2015-10-28_220540

2015-10-28_220613

Учитель.  Вот и завершилось наше путешествие по городам Казахстана.

-Какой вывод можно сделать? ( ученики высказывают свое мнение о том как красивы города, какая  у   нас обширная страна….)

-Наш урок я хочу завершить словами

Она велика

От Алтая до Каспия,

Она широка,

Как народа душа.

Она же – Европа,

Она же и Азия,

И волны Урала,

И всплеск Иртыша.

Родная земля –

Молодая и древняя, –

Пою о тебе

И тобою живу!

На север взгляну –

Вижу зелень деревьев,

На юг посмотрю –

Ветры сушат траву.

Есть все у тебя:

И леса, и озера,

И синие глуби

Натруженных рек,

Бескрайние степи,

Высокие горы,

И я – твой хозяин,

И твой Человек!

 

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *