Обобщение педагогического опыта «Дифференцированный подход к обучению студентов с ООП среди студентов нормы в общей группе по специальности «Организация питания»


Долгополова Ирина Алексеевна

преподаватель специальных дисциплин высшей категории ГККП «Колледж-школа-интернат село Бозайгыр, Шортандинский район» при управлении образования Акмолинской области

Содержание:

  1. Цели и задачи обучения……………………………………………….2
  2. Основные противоречия……………………………………………….3
  3. Ведущая идея опыта…………………………………………………..4
  4. Теоретические ( научные) источники  опыта………………………..8
  5. Факторы успешности…………………………………………………10
  6. Описание  факторов успешности…………………………………….17
  7. Результаты педагогической деятельности…………………………..20
  8. Урок теоретического обучения по квалификации «Кондитер»……24
  9.  Лабораторно-практические занятия по квалификации «Кондитер»…………………………………………………………….32
  10.  Карточки дифференцированного обучения………………………….

В Конвенции ООН «О правах ребенка»  принятой Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 44/95 от 20 ноября 1989 года:  Статья 23: 1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. 3. В признание особых нужд ребенка, имеющего особые образовательные потребности, помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение такому ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Педагогический опыт является источником  решения педагогической проблемы,  связанной с подготовкой к трудовой деятельности неполноценного в физическом   отношении студента в совместном обучении с полноценными студентами  группы и  осуществление  к студентам с ООП дифференцированного подхода.

По степени проявления творческой новизны данный педагогический  опыт представлен как частично-поисковый,  где вносятся  элементы нового в известный передовой опыт и методические рекомендации; по продолжительности функционирования кратковременный (функционирующим до трех лет).

В последние годы особое внимание уделяется профессиональному  образованию лиц с ограниченными возможностями , которое  невозможно без применения инновационных процессов в обучении, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

В колледж на обучение по специальности «Организация питания» по квалификации «Повар», «Кондитер»  со сроком 2г 10 месяцев на базе основного среднего образования поступила   студентка после окончания  основной  образовательной школы с ООП. В ходе предварительной анализирующей работы состояния студентки по диагнозу ДПЦ 2 степени  выяснилось, что она имеет  частичные   нарушения  опорно-двигательного аппарата, вызванные первичными поражениями костно-мышечной системы, отмечались  речевые нарушения, слабая моторика пальцев и задержка формирования практических навыков. Из этого  возможно  применить  следующее:

-вариант обучения- обучение по обычной общеобразовательной программе;  

-условия здоровья- не выявлено аспектов здоровья, затрудняющих прохождение общеобразовательной программы в обычные сроки;

– суть образовательной программы- обучающийся проходит обычную программу с  дифференцированным подходом

Индивидуальная работа с ним ведётся педагогами во внеурочное время.

Цель– раскрыть особенности реализации дифференцированного подхода к обучению  и подготовке специалистов из числа студентов с ООП по специальности «Организация питания»

Задачи:

  • построение в студенческой группе отношений, создающих условия для создания образовательной и развивающей среды;
  • усвоение студентами профессиональных знаний и умений, способов деятельности
  • создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между педагогом  и обучающимися с особыми образовательными потребностями.
  • всестороннее развитие и становление личности, которое должно частично или полностью компенсировать ограничения жизнедеятельности студента с ООП и обеспечить ему конкурентоспособность на рынке труда.


           Основные противоречия:

Система образования в плане формирования профессиональных  умений и навыков у студентов с ООП  позволяет решать следующие противоречия:

а) потребностью общества в квалифицированных специалистах, способных к самообразованию, непрерывному профессиональному самосовершенствованию и недостаточным реальным уровнем готовности выпускников колледжа с ООП к самостоятельной учебно-профессиональной деятельности;

б) потребностью студентов в овладении  профессиональными умениями   и навыками в учебно-профессиональной деятельности в связи с возрастающим объемом учебной и профессиональной информации и недостаточной сформированностью у студентов с ООП  социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Для решения  данных противоречий выделилась  проблема исследования: применение  педагогических условий для формирования профессиональных умений и навыков в  учебно-профессиональной деятельности студентов с ООП  обучающихся в общей группе.

Выявленные противоречия, социальная значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность, одновременно  и  настоятельная практическая необходимость решения данной проблемы определили актуальность выбранной темы: «Дифференцированный подход к обучению студентов с ООП среди  студентов нормы в общей группе по специальности «Организация питания»

 Ведущая педагогическая идея опыта

 Продуктивная деятельность студентов группы и студентов  с ООП  при создании определенных условий, будет способствовать развитию  творческих способностей, а именно формированию у них самостоятельности,  усвоения специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию при обучение в общей группе.

Выделение составных частей  опыта и  выстроение в иерархической последовательности:

-идея личностного подхода к студентам :

Личностно ориентированный подход – определяет мою  позицию во взаимодействии с каждым студентом  и коллективом. Личностный подход предполагает помощь студентам и студенту с ООП в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его творческих возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения.
В коллективном воспитании личностно ориентированный подход означает признание приоритета личности и личности с ООП  перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностями и учатся видеть личность в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека, своеобразие личности обогащает коллектив и его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам. Я  стараюсь увидеть  личностные качества во всех  обучающихся, понять их  и строить с ними диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями, развивая их творческую активность

-идея практико-ориентированного обучения.

В образовании происходит смена ориентиров, направленных на усвоение готовых учебных знаний, на самостоятельную, познавательную и активную учебную деятельность каждого учащегося, с этой целью я внедряю в учебный процесс новые методы обучения, где  большее предпочтение отдается самостоятельное подготовке студентов и студентов с ООП.

-идея использования новых информационных технологий.

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов на уроках. Ее внедрение существенно изменяет содержание различных видов деятельности студентов в учебном процессе. Для повышения качества проведения уроков использую на уроках  интернет, интерактивные доски, компьютеры.

-идея здоровьесберегающего обучения

Здоровьесберегающие технологии обучения я реализую на основе личностно-ориентированного подхода, осуществляемых  на основе личностно-развивающих ситуаций так, как они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

-идея опережающего обучения:

Использую  опережающее обучение при проведении теоретического  урока, краткие основы темы мною даются до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления  всех обучающихся, опережающее их возрастные возможности.

-идея гуманизации образовательного процесса.

Гуманизация образования – это неотъемлемая и важная часть воспитания нравственности у студентов. Саморазвитие личности во многом зависит от творческой направленности процесса обучения. Это одна из основ моего индивидуально-творческого подхода к обучающемуся, который предполагает мотивацию учебной деятельности. Таким образом, студент  может ощутить гордость от осознания собственного роста в обучении, от достижения определенных целей. Сегодня необходимо не просто дать учащемуся общенаучные или профессиональные знания, но и позволить ему овладеть общечеловеческой культурой, которая является основой для всестороннего развития личности, с учетом его потребностей  Нужно отметить, что сихическое развитие студента  происходит в освоении им человеческой культуры, где  основным наставником выступает взрослый. Поэтому необходимо систематическое педагогическое воздействие на обучающегося, в результате которого направляю  на путь освоения новых знаний, воспитываю в нем положительные личностные качества.

-идея оптимизации воспитательно-образовательного процесса.

 Мне как организатору  процесса обучения приходиться  сталкиваться с проблемой эффективности  содержания учебного процесса, темпа обучения, выбора методов, средств, форм обучения, и от степени самоорганизации студентов на учебном занятии. Принцип оптимизации требует, чтобы процесс обучения дости­гал наилучшего для данной ситуации уровня своего функциониро­вания. 

Я  должна всегда  готовиться   к организации учебного  процесса, здесь следует вы­делить следующее:

-анализ и оценку своих возможностей;

-самообразование;

Сюда же следует отнести условия, непосредственно оптимизирующие процесс обучения на учебном занятии:

-выбор оптимального варианта вида учебного занятия;

-использование дифференцированного под­хода к студентам с ООП на основе учета их реальных учебных возможно­стей;

-создание на учебном занятии атмосферы психологического комфорта;

– продумывание способов педагогического стимулирования учебной деятельности студентов;

– учет санитарно-гигиенических требований проведения учебного занятия и оптимальной учебной нагрузки студентов;

-оптимальной учебной нагрузки студентов с ООП

-идея обучения и воспитания в деятельности.

Существенным элементом обучения является возбуждение интереса у учеников к предлагаемому для усвоения материалу, активизация и стимулирование учебно-познавательной деятельности. Понятие обучение имеет тесную связь не только с образованием, но и с воспитательной деятельностью. Единство между воспитанием и обучением заключается в том, что и то и другое направленно на формирование личности.

-идея воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива.

  Рассматриваемый мною  принцип « идея воспитания в коллективе» является одним из классических принципов  и предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания социальной психологии и умений формировать межличностные отношения. Одна из характеристик  коллектива – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

В современных условиях готовность студенческой молодежи к интеграции со студентами с ООП еще недостаточна,  от меня требуется организация соответствующей целенаправленной педагогической просветительской работы со студентами в группе.

-идея развивающего обучения:

Развивающее обучение – это способ организации процесса образования, в котором основной акцент делается на потенциальные возможности студента и  студента с ООП. Целью этого является формирование у обучающихся  навыков самостоятельного поиска знаний и, следовательно, воспитание такого качества, как независимость, которое применимо и в окружающей действительности.

-идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.

Общение между учеником и учителем, рассматривается не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга. Я стараюсь выстраивать хорошие отношения со студентами, которое  вызывает бодрое настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию у них творческой активности, продуктивности познавательной деятельности.

-идея сотрудничества педагогов и студентов на основе взаимного уважения и доверия.

Педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние студента  в организации взаимоотношений, в искусстве управлять собственным психологическим состоянием.

Студенты  ценят доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость, но более всего  человечность. Я стараюсь  оставаться для студентов старшим товарищем, потребность в котором у них велика, они  должны видеть, что я, как и все, могу радоваться и огорчаться. Проявление моих человеческих чувств, естественное поведение сближает меня со студентами и  формирует человеческие отношения между ними. Поэтому я стараюсь  с ними чаще  общаться,  вести беседы на разные темы и.д. Отношения выстраиваю в дружеском характере.

-идея интеграции содержания:

Интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых  студенты, имеющие ограниченные образовательные потребности, не должны  быть изолированными,  а участвовать во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.

Теоретические и научные источники обоснования опыта

Современное образование немыслимо без инновационных процессов, немыслимо без них и обучение студентов с ООП.

Применяю в своей деятельности  следующие  методы активного обучения:

– методы проблемного обучения, решение ситуативных задач;
Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором мною  организуется самостоятельная поисковая деятельность студентов, в ходе которой ими   усваиваются новые знания, умения, развиваются общие способности, а также исследовательская активность  и формируются творческие умения. Самостоятельная работа над материалом  дает возможность применять обретенные знания на практике. Применяю  проблемное обучение при  решении производственных ситуаций и  составлении технико-технологических карт на фирменные блюда.

 Для студентов с ООП использую подход в решении проблемных вопросов «от простого к сложному». При  решении производственных ситуаций  необходимо иметь прочные теоретические знания, если студент затрудняется  отвечать, задаю наводящие вопросы по  пройденному  материалу  или предлагаю ответить на поставленный вопрос письменно  при помощи книги.

– исследовательские методы обучения;

 Проведение  исследований с обучающимися имеет следующие цели:

  • приобщить их к процессу выработки новых знаний;
  • научить пользоваться нормативной, учебной литературой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;
  • выработать умение работать с основными компьютерными программами;
  • предоставить возможность выступить публично, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.

 Студенты с ООП  активно  участвуют в нестандартных уроках ( конференция,  телеурок, урок с проведением мастер-класса), материал для подготовки к уроку обсуждаем вместе, помогаю выделить основные вопросы.  

– проведение деловых и ролевых игр, круглых столов на базе современных информационных технологий;
       Одной из наиболее популярных форм интерактивного обучения является – деловая игра, основанная на воссоздании предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Важной составляющей деловой игры является моделирование систем отношений, различных условий профессиональной деятельности, что играет ключевую роль в приобретении деловых навыков и компетенций студентами еще до начала их практической профессиональной деятельности.

Студенты с ООП  имеют недостаточность мотивации к игровой деятельности,  у них обнаруживается снижение активности и самостоятельности в игре, они нуждаются  в помощи взрослого. Моя задача: включить студента с ООП в игру при помощи упрощенных игровых элементов или дать ему возможность принятия решения в каких элементах игры предпочитает проявить активность. Так, как  в игровом  процессе у него формируется активное взаимодействие с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом.

-метод обучения обучение через сотрудничество,

 Используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.  Для студента с ООП участие в малых группах вызывает комфортное состояние в том случае, если  другие студенты его воспринимают как равноправного участника. Большую роль мне приходиться отводить студентам с нормой для принятия студента с ООП как члена команды (взаимная помощь, уважение и т.д.)

Факторы успешности:

Важно помочь сформулировать студенту с ООП  собственную проблему, для этого  необходимо  организовать с ним эмоционально-доверительный  контакт. Развитие ϶того контакта в ходе учебного процесса  происходит по следующей логике изначально — максимальная доброжелательность, далее — доброжелательность и конструктивность, в конце — доброжелательность и оптимистическое настроение.

 Общее представление о проблеме и возможные пути и средства её решения

Углубленное психологическое обследование студента с ООП  дает информацию, заключающуюся в сведениях:

–  уровень интеллектуального развития в целом;

–  состояние психических функций,

– свойства личности и темперамента, обеспечивающие предпочтение какой-либо динамики трудовой деятельности,

– наличие специальных склонностей и способностей.

Анализ интеллектуальных параметров позволяет выяснить вероятность  возможности развития  профессиональных умений и навыков, характеризующихся степень интеллектуальных нагрузок в целом (умственных, трудовых  видов деятельности), предъявляющих специфические требования к определенного рода мыслительным операциям и состоянию функций памяти, внимания, восприятия, действия.

Исходя из психофизического развития и состояния здоровья  студентов с ООП нет необходимости разрабатывать индивидуальный план так, как  занятия организуются совместно с другими обучающимися в общей группе, используются  социально-активные и рефлексивные методы обучения,  применяются  технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений  студента с ООП с другими студентами  и создании комфортного психологического климата.

При работе со студентами с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и формирующие необходимые профессиональные  навыки.

Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность.

Для того чтобы успешно осмысливать свой или чужой опыт, необходимо на сегодняшний день знать основные положения, составляющие базу для построения профессионального  образовательного процесса. В связи с этим, одними из основных задач, которые я ставлю перед собой,  являются следующие: проведение обучения в интерактивном режиме; повышение интереса студентов к изучаемой дисциплине; приближение учебного процесса к практике в  повседневной жизни; формирование навыков коммуникации, адаптация к быстроменяющимся условиям жизни;  социализация, повышение психологической стрессоустойчивости, обучение навыкам урегулирования конфликтов.

Факторы успешности обучения

Факторы успешности – это мастерство преподавателя, уровень организации учебного процесса.

Методы теоретического обучения:

Постановка целей, (задач) обучения, воспитания

Разработка урока начинается с определения и четкой постановки его целей. Цели каждого конкретного урока являются производными от целей изучения темы, раздела и предмета в целом. Цели изучения предмета, в свою очередь, определяются учебной программой по данному предмету.

Моя задача: осуществить постепенный перевод общих учебных целей в конкретные цели каждого отдельного урока.

Цели урока должны быть достижимы с точки зрения возрастных особенностей, реальных учебных возможностей обучаемых и имеющихся временных рамок. Цели должны быть не только понятны обучающимся, но и приняты ими, т.е. обучающиеся должны осознавать необходимость и ценность учебной цели для себя и общества.

Формирование у учащихся положительной мотивации:

Мотивация –это средство побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Для того чтобы обучащийся по-настоящему включился в работу, нужно, ставить такие  задачи, которые в ходе учебной деятельности, были не только понятны ему, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него.

Моя задача  заключается в том, чтобы сформировать у всех студентов  мотивы –  воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезным обществу, познавательный интерес к предмету.

 Положительные эмоции, интерес, стимул – это своего рода фундамент формирования положительной мотивации учащихся.

От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у студента интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Использую  для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, эмоциональную речь ;
3)  применение рефлексии, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов: сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…и.т.д.

 
4) через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки начинаю урок.

Применение эффективной методики объяснения

  В своей деятельности использую методы обучения:

  • словесные методы
  • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы ( все студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);
  • методы проблемного обучения.

Словесные методы занимают ведущее место, применяю следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Продолжительность рассказа по времени 20 — 30 минут. Рассказ носит повествовательный характер и применяется при сообщении студентами фактов, примеров, описании событий, явлений, опыта работы предприятий, и т. д. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, видеофильмов.

В рассказе использую только достоверные и научно проверенные факты,  добавляю достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений. Рассказ должен иметь четкую логику изложения, быть эмоциональным; излагаться простым и доступным языком;

При объяснении должны хорошо использоваться различные средства наглядности, которые способствуют раскрытию существенных сторон, изучаемых тем, положений, процессов, явлений и событий. В ходе объяснения целесообразно ставить периодически вопросы перед студентами с целью поддержания их внимания и познавательной активности. Выводы и обобщения, формулировки и объяснения понятий, законов должны быть точными, ясными и краткими. К объяснению чаще всего прибегаю при изучении теоретического материала дисциплин , решении технологических задач, составления технологических схем.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором я продумываю вопросы, которые  подводят студентов к пониманию нового материала или проверяю усвоение уже изученного.

Использую следующие виды беседы: Эвристическая беседа применяется при изучении нового материала; воспроизводящая беседа (контрольно-проверочная) имеет цель закрепления в памяти студентов ранее изученного материала и проверку степени его усвоения; систематизирующая беседа проводится с целью систематизации знаний студентов после изучения темы или раздела на повторительно- обобщающих уроках.

Беседы имеет преимущества:

  • активизирует студентов;
  • развивает их память и речь;
  • делает открытыми знания студентов;
  • имеет большую воспитательную силу;
  • является хорошим диагностическим средством.

Дискуссия как метод обучения применяю в  том случае, когда студенты обладают значительной степенью самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других. так, как дискуссия   снована на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц.

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. Работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под моим руководством  или самостоятельно.

Лекция  используется мною как  метод обучения в котором излагается тема,  раскрываются теоретические положения, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними.

Чтобы лекция была эффективной, необходимо соблюдать ряд требований к ее изложению.

Лекция начинается сообщением темы, содержит до 5 вопросов так, как большое число вопросов, включенных в содержание лекции, не позволяет обстоятельно их изложить.

Изложение материала лекции ведется в соответствии с планом, в строгой логической последовательности. Изложение теоретических положений, законов осуществляется в тесной связи с жизнью, сопровождается примерами и фактами применением различных средств наглядности.

Я  постоянно слежу  за аудиторией, за вниманием студентов, и в случае его падения, изменяю тембр и темп речи, придаю ей большую эмоциональность, ставлю  перед студентами 1–2 вопроса или минуту-две  привожу примеры по производственной ситуации.

На уроке лекционный материал объединяется с творческими работами студентов, делая их активными и заинтересованными участниками урока.

Моя задача  не только дать готовые задания, но и учить студентов добывать их самостоятельно.

Виды самостоятельной работы разнообразны: это и работа с книгой,  ведение конспекта, написание докладов или  рефератов, подготовка сообщений по тому или иному вопросу, составление кроссвордов, сравнительных характеристик; составление опорных технологических  схем по приготовлению пищи и кондитерских изделий, калькуляционных карт на изделия, технико-технологических карт на разработку фирменных изделий и т.п. 

Метод иллюстраций предполагаю показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, плакаты, муляжи изделий, видеоматериал, натуральные образцы сырья, иллюстрации и.т.п.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией элементов в приготовлении блюд, кондитерских изделий. 

 На уроках с несложными темами использую мастер-классы при объяснении нового материала в течении 7-10 минут.  Этот метод более эффективный так, как у студентов сконцентрировано внимание, повышается мотивация к обучению, учатся практической отработке умений по планированию, организации и контролю деятельности.

Методы практического обучения:

Практическое занятие – это основной вид учебных занятий, направленный на формирование профессиональных практических умений и навыков. Они способствуют развитию у студентов умения применять теоретические знания к решению практических задач, вести непосредственно наблюдения за происходящими процессами и явлениями и на основе анализа результатов наблюдения учатся самостоятельно делать выводы и обобщения,  студенты приобретают самостоятельно знания и практические навыки обращения с сырьем, оборудованием. Лабораторные и практические занятия предусмотрены учебными планами и соответствующими учебными программами. Моя задача – методически правильно организовать выполнение студентами лабораторно-практических работ, умело направить деятельность студентов, обеспечить занятие необходимыми инструкциями, методическими пособиям, материалом и оборудованием; четко поставить учебно-познавательные цели занятия. Нужно ставить перед студентами вопросы творческого характера, требующие самостоятельной постановки и решения проблемы. Осуществляю  контроль за работой каждого студента, оказываю помощь тем, кто в этом нуждается, даю индивидуальные консультации, поддерживаю активную познавательную деятельность всех студентов.

Выполняя практические действия по приготовлению  блюд  и кондитерских изделий, студентка с ограниченными возможностями  не сразу добивается успеха, так как  имеет слабую моторику пальцев.  Я стараюсь быть к ней  внимательной, прикладываю  максимум усилий для формирования у нее профессиональных практических приемов и навыков. Для этого необходимо  с ней  индивидуально несколько раз отработать   приемы при  приготовления блюд или мучных кондитерских изделий; своевременно оказывать помощь в демонстрации правильного  движения пальцами рук  и закреплять все  детальные моменты действий,  проявить педагогический такт, создать ситуацию успеха, развивать у нее  веру в собственные силы и возможности.

Важно, чтобы студенты с ограниченными возможностями  участвовали  во всех производственных процессах, разбирались в вопросах экономии, планировании труда, умели содержать производственное оборудование и инвентарь в  надлежащем состоянии.

Студентам с ООП  всегда трудно, они нуждаются в индивидуальном подходе. В опыте моей работы использую такие приемы:

-если говорить «ты хорошо делаешь», «у тебя все получится», «ты правильно отвечаешь», то именно так они себя и воспринимают; если критиковать и показывать недовольство, то эти подростки  видят совсем другой образ,  у  них формируется сценарий «неудачника»;

-если студент, расстроен, нужно спросить его спокойно, что можно сделать, чтобы помочь ему;

Применение эффективной методики закрепления

Одно из требований, которое определяет выбор методов  и методических приемов закрепления знаний – их разнообразие. Это могут быть как различные виды практических заданий, так и методические приемы повышения активности обучающихся в ходе опроса, которые должны  обеспечивать доступность  содержания учебного материала и способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их мышления.

С целью закрепления  знаний студентов на уроках специальных дисциплин по специальности «Организация питания»   используются различные формы и методы работы: устный опрос, тесты, составление технологических схем, решение производственных задач, кроссворды, задания-практикумы и т.д. Для студентов с ООП разрабатываю  дефференцированные  карточки.

Описание факторов успешности:

Педагогические факторы успешности обучения.

Составляющими  этого фактора выступают возраст обучающегося, и дидактико-методическая система, в рамках которой будет осуществляться обучение в колледже. Это означает, что только в определенные возрастные периоды обучение данным знаниям, навыкам и умениям оказывается наиболее легким  и плодотворным.

Психологические факторы успешности обучения.

Одним из факторов, влияющих на успешность обучения является уровень умственного развития обучающихся. Определенные трудности возникают в случае расхождения требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности. От этого зависит развитие учебной деятельности каждого студента, но главным образом умственное развитие проходит под социальным влиянием- обучения и воспитания.

 Поэтому в процессе обучения  в колледже студенту  нужно не просто сообщить сумму знаний, но и сформировать у него систему знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Добиться этого можно двумя путями: целенаправленно и систематически развивать мышление обучащихся; предлагать для усвоения систему знаний, составленную с учетом повышению качества мыслительной деятельности.
 Для студентов с ООП  формирование знаний всегда  надо начинать «от простого к сложному»

 Свойства темперамента  студентов в учебной деятельности

Студенты имеют слабую и инертную нервную систему, что сказывается на участие в учебном процессе. Студентов с ООП можно отнести к категории со слабой нервной системой.

 Трудности обучающихся со слабой нервной системой: это  длительная, напряженная работа; ответственная, требующая нервно-психического или эмоционального напряжения самостоятельная; контрольная или экзаменационная работа; работа после неудачного ответа, оцененного  отрицательно; работа в ситуации, требующей постоянного отвлечения (на вопросы других студентов); работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой.

Использую  следующие  приемы для эффективности участия  этих студентов в учебном процессе: не ставлю  студента в ситуацию резкого ограничения времени, а даю достаточно времени на подготовку; чаще позволяю студенту давать ответы в письменной форме; разбиваю сложный и большой по объему материал на отдельные информационные блоки;  не заставляю отвечать по новому только что усвоенному материалу; чаще поощряю и подбадриваю студента для снятия напряжения и повышения его уверенности в своих силах; в мягкой форме даю негативные оценки в случае неправильного ответа; даю время для проверки и исправления выполненного задания; по возможности не отвлекаю внимание студента на другую работу.

 Эти студенты успешно могут действовать в ситуациях, требующих монотонной работы, при необходимости действовать по схеме или шаблону; они способны хорошо организовать самостоятельную работу, тщательно спланировать ее и контролировать результаты, они не перескакивают с одного на другое, не забегают в нетерпении вперед, совершая все в строгой последовательности. За счет тщательной подготовительной работы они способны самостоятельно проникать в более глубокие связи и отношения в учебном материале, часто выходя при этом за пределы учебной программы; охотно используют графики, схемы, таблицы и наглядные пособия.

У обучающихся  с инертной нервной системой трудности возникают в следующих ситуациях: изложение нового материала  в достаточно высоком темпе;  при строго ограниченном времени на работу;  при частом отвлечении от основного задания на дополнительные виды работ; при необходимости  дать быстрый ответ на неожиданный вопрос и т. п.

 Для  плодотворной работы данных студентов в учебном процессе стараюсь  не требовать немедленного и активного включения их в работу, а даю возможность постепенно включиться в выполнение задания; не требую одновременного выполнения нескольких разнородных заданий; не провожу опрос в начале занятия или по новому материалу, помогаю  таким обучающимся найти наиболее подходящие способы и приемы для  организации учебной деятельности.

 Тогда они способны работать долго и с глубоким погружением, не отвлекаясь на помехи; отличаются высокой степенью самостоятельности при выполнении заданий; обладают более развитой долговременной памятью,  способны к длительной монотонной работе, тщательному планированию и контролю своей деятельности.

Важнейшим фактором успешного обучения является характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой учебной деятельности, целеустремленностью  и др. Под успешностью обучения понимается высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности.

Умение учиться включает следующие основные элементы: (1) планирование самообучения, (2) организацию, (3) проверку достижений, самоконтроль, самооценку, обоснованных на знаниях, навыках, способностях и реализующихся на основе положительных установок.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.      

         Включение подростков с ООП в   трудовую деятельность  предмет особого внимания педагога. Для овладения  профессиональными компетенциями по специальности «Организация питания»  студентам    необходимо  знать виды сырья, санитарно-гигиенические нормы, технологию приготовления блюд и кондитерских изделий.

Данная студентка с ООП  левша, по научным утверждениям у таких людей левое полушарие головного мозга отвечает за сознание  и конкретное мышление, сюда же относится и логика и  математические вычисления. Это полушарие отвечает  за речь, чтение и письмо, двигательную сферу. Студентка   легко выучивает  рецепты, тексты учебников, хорошо усваивает теоретический материал,  но имеет нарушение речи, нижние конечности пальцев рук имеют слабую моторику, что сказывается  на четкости  речи и  не ясному почерку. Левое полушарие отвечает и за то, что принято называть силой воли, студентка   не хочет быть  заметной и особенной на фоне других студентов, хочет быть как все и если ей уделяется  больше внимания,  чем другим, начинает замыкаться в себе. Следует отметить высокую степень усвоения теоретического материала студенткой с ООП, ее стремление всегда получать хорошие оценки, это  сказалось на ее  высокой успеваемости.

Она активно принимает участие на уроке, выходит к доске, наравне со всеми  отвечает на все вопросы. Ответы как правило сопровождаются вербальными и невербальными средствами одновременно т. е то что не может выразить словами, дополняет жестами, торопится выразить свою мысль, от чего в некоторых случаях речь становится еще более неразборчивей.  При общении с людьми, испытывающими затруднения в речи, не следует  перебивать и поправлять. Начинаю говорить только тогда, когда убеждаюсь , что она закончила  свою мысль.  При этом надо  быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени. Если не понятно, что мне  сказали,   я переспрашиваю, если снова не удалось понять, прошу  произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. При возникновении проблем в общении, можно спросить, не хочет ли она использовать другой способ – написать, напечатать. Стараюсь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.  Я  проявляю дружелюбность, видя мое понимание  ответ   студентки  продолжает быть уверенным.  

Целесообразно проводить дополнительные занятия, консультации.

Выставки работ таких подростков, их участие в профессиональных неделях, мастер-классах  и конкурсах помогают  в утверждении каждого из них как личности. У них появляются предпосылки к самосовершенствованию за счет внутренних противоречий, результатом которых будет является целенаправленное развитие собственной личности  для удовлетворения растущего спроса со стороны общества в целом.

Только любовь и терпение, понимание и сочувствие помогают  таким  студентам почувствовать свою причастность к обществу, стать  хорошими специалистами.

 Анализ результатов педагогической деятельности.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить  профессиональные приемы и навыки по специальности «Организация питания»  в трудовой  деятельности  студентов  с ООП.

Овладение  профессией и последующее трудоустройство является одним из основных способов интеграции в социум здоровых людей. Следует отметить, что студентка с ООП после окончания колледжа по специальности «Организация питания» с присвоением квалификации «Повар», «Кондитер»  работает помощником повара на предприятии нашего региона.

Провожу много интересных мероприятий: это разнообразные  конкурсы, беседы, мастер-классы. Мои уроки и воспитательные мероприятия всегда открыты для всех педагогов, родителей.

 Моя студентка с ООП   активная  участница  областных  мероприятий:

 1.Участие команды студентов   в областном этапе Республиканского конкурса «Лучший педагог  инклюзивного образования в ТиПО». 

Конкурс проходил в несколько этапов, на одном из них «Визитная карточка»  студентка с ООП представляла наш колледж, заняли II место.

2.Урок на тему «Дрожжевое тесто и изделия из него» с участием студента с ООП занял I место в Региональном этапе Республиканского конкурса видеоуроков «Панорама педагогических идей» https://www.youtube.com/watch?v=htc4v4CkX9M

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, освоения новых педагогических технологий и активно распространяю свой педагогический опыт.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:

-принцип развивающего взаимодействия педагога и студента, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

-принцип воспитывающего обучения.

-принцип развивающего обучения

Участие в международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы» 2018г. На конференции поделилась опытом работы со студентами с особыми образовательными потребностями.