Внеклассное мероприятие «Пока мы помним-мы живы»


Пак Валерия Валерьевна

учитель КГУ «Основная средняя школа-интернат» акимата г.Усть – Каменогорска


Сценарий открытого мероприятия посвященное Дню памяти воинов –интернационалистов « Пока мы помним-мы живем »

Тип мероприятия: урок мужества (внеклассное мероприятие).

Цели:

  1. Расширение исторических знаний обучающихся, через знакомство с малоизвестными страницами истории.

                  Формирование личности, обладающей качествами гражданина – патриота РК.

  • Развивать познавательные способности, навыки коллективной деятельности.
  •  Воспитывать чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма, интереса к военной истории страны.

Форма проведения: рассказ.

Место проведения: актовый зал

Оборудование и наглядные пособия: плакаты, видеоматериалы, фонограмма.

Время проведения: 45 мин.

Методика проведения:

Актовый зал учебного заведения  оформлен в соответствии с темой урока мужества. Подготовлены плакаты, фонограммы песен А. Розенбаума «Черный тюльпан», презентация  видеоматериалы о военных действиях  в Афганистане и выводе советских войск.

Преподаватель начинает с организационного момента. Затем объявляется тема урока мужества, раскрываются цели. В своём вступительном слове преподаватель говорит о том, что сегодня в ходе урока мужества обучающиеся узнают о войне в Афганистане, о тех страницах истории, которые мало  описаны в учебниках, хотя и сыграли существенную роль в истории .

На всём протяжении урока мужества демонстрируются видеоролики, звучит музыка, стихи. Приглашен участник боевых событий  А. Долгов.

В конце урока мужества преподаватель подводит итоги.

 Воспитатель: Прежде чем начать наше мероприятие давайте ребята поприветствуем друг друга. Протяните друг другу руку и пожмите ее. Пожелайте друг   другу хорошего настроения.(рефлексия )

Воспитатель : Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Пока мы помним, мы живем».

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов и споров, погибли люди. Много людей… Именно им и посвящено наше мероприятие. Сегодня у нас в гостях участник боевых действий Долгов  Александр Владимирович.  Поприветствуем его.   Позже мы предоставим слово для Александра Владимировича.

1 чтец

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград

Ему как мавзолей земля-

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Воспитатель: Эти стихи были написаны участником боевых действий в Афганистане Сергеем Орловым. Более 31 год назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. У времени есть своя память – история.

Ребята почему мы должны помнить ? Термин» Память» – ответы   для детей

Память – способность помнить, не забывать ,чтобы не повторилось. И поэтому мир не забывает  о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе   и о жестоких войнах.

(На экране демонстрируются военные действия ограниченного контингента советских войск в Афганистане и звучит песня «Черный тюльпан»  А.Розенбаума)

Давайте посмотрим презентацию как это было:

 Как известно, в результате апрельской революции 1978 года в Афганистане был создан новый национально – прогрессивный строй, устранен деспотичный королевский режим, привлечены широкие народные массы на сторону революции, большое количество земли передано крестьянству, проведены многие другие преобразования в интересах народа. Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана, Ирака и Китая была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, остатки старого режима (помещики, лишенные земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу против революционного строя. Все это создало угрозу ликвидации того, что принесла афганскому народу апрельская революция.

           Новое государственное и партийное руководство обратилось к Советскому Союзу  с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку.

Советский Союз решил оказать такую поддержку, опираясь на межгосударственный договор, заключенный между СССР и Афганистаном. Советский Союз дал согласие афганскому правительству на ввод своих войск. 24 декабря 1979 года советским руководством принято решение о вводе войск в Афганистан.  25 декабря в 15 часов в солнечный зимний день советские войска вошли в Афганистан. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП это такая боевая машина перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула это столица Афганистана  разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить.  Помнить, чтобы не повторить! Эта война длилась  10 лет.  Война – какое страшное слово.  Сколько бед и слез приносит она вновь и вновь. Это  еще одна война которая не пожалела души молодых ребят .

2 чтец Данил Яковлев.

Кабул далекий и безжизненная степь
Пропахли дымом от разрывов громких,
Ты долго не увидишь сыновей,
Спасающих другой народ от горя.
Мы, Родина, покинули тебя,
Нам совесть путь – дорогу указала:
Иди и выполняй святой приказ,
Чтоб Родина спокойно засыпала.

Продолжение презентации.

На экране вы видите  этапы  войны.

Воспитатель: Пребывание советских войск в Афганистане разделялось на 4 этапа: 1.Декабрь 1979г. по февраль 1980г. . Ввод  советских войск в Афганистан, размещение по гарнизонам и различным объектам.

2.Март 1980г. апрель 1985г..Ведение  активных боевых действий, в том числе  широкомасштабных. совместно с афганскими  соединениями и  частями.

3. Май 1985-декабрь 1986 года. Применение мотострелковых ,воздушно -десантных и танковых подразделений, для повышение морально-боевой устойчивости афганских войск. Продолжалось оказание помощи для новой демократической власти Афганистана. Состоялся вывод 6 советских войск  на родину.

4. Январь 1987 год-февраль 1989 год. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального  примирения. Подготовка  советских  войск к возвращению на Родину и осуществление  полного из вывода.

С территории Афганистана войска  уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн  на марше.

Хочется сегодня вспомнить и наших земляков принявших участие в той  тяжелой войне. В целом это 17000 воинов-интернационалистов . В декабре 1979г. никто не осознавал весь трагизмАфганской войны. И только тогда «Черные  тюльпаны»  так назывались боевые вертолеты доставили на Родину тела погибших солдат и офицеров стало понятно, чем может обернуться для всех эта война.

15031 чел погибших, 50000 человек получили ранения.  330 чел.  без вести, среди них 924 казахстанцев , 46 семипалатинцев вернулись домой.

3 чтец

“Живым не возьмешь”, прошептали губы.

Кольцо гранаты – в бессмертье дверцы.

И взрыв прогремел, как победные трубы,

Сразив врага разорвавшимся сердцем.

Скажи мне, где корни прозрения к смерти?

И где истоки высокого долга?

Они – в отцах, что шагнули в бессмертье,

Они – в той войне, где Москва и Волга.

Воспитатель :

Усть – Каменогорцы свято чтят память о своих земляках, погибших в Афганистане: в  городе Усть-Каменогорске открыт мемориал Воинов-афганцев. Память о погибших в Афганистане увековечена в комнатах боевой славы, музеях  школ, на мемориальных досках .

Сейчас  ребята  расскажут о мемориале славе памяти воинов – интернационалистов, находящийся на улице Славского.

 Выступление детей.    Горлов Руслан, Горлов Иван . Спасибо ребята Молодцы ! Всем  присутствующим  нужно знать священные места своего города, возлагать цветы к мемориалу.

Сценка «АФГАН «

 Выступают : Короткова Диана. Селиванова Наталья. Яковлев Данил

Соколова Алина, Еремеев Николай. Рындин Алексей. Байбеков Данил.

 Сегодня ребята приготовили домашнее задание  рисунки на военную тему .  Дети комментируют свои работы .

О чем ребята ваши рисунки? Что вы хотели выразить ими ? Какие моменты запечатлели в них ? Ответы – чтобы не было войны и был мир. Что война это боль и слезы.

 Презентация  подарочной папки для гостя.

 Воспитатель:

Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому – тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан.

Предоставляется слово участнику боевых сражений в Афганистане – Долгову Александру Владимировичу. Александр  Владимирович закончил войну в звании сержант наводчик – оператор БМП боевой машины  пехоты .Служил  Афганистан провинция  Бадахшан, гарнизон Тергиран.

Беседа с  участником. Вручение памятного альбома с работами детей.

Заключение

Стихи группы   детей : Соколова Алина,Семен Рыжих,  Байбеков Данил.

4 чтец  Алексей Рындин

Спокойно спите, матери-отцы,
Невесты-жены, сердцу дорогие.
Храним мы свято честь родной страны,
Мы, верные сыны твои, Россия.
И, повстречавшись на родной земле,
Уйдя в круговорот воспоминаний,
Помянем не вернувшихся парней
Единственной минутою молчанья.

Воспитатель:

Прошу почтить их память вставанием и минутой молчания.

( объявляется минута молчания)

Звуки монометра. 1 мин

 Девочки в черных платках выходят и держат свечи .

Рефлексия :  ребята подведем итог нашей встрече:
Мы всегда должны помнить о тех, кто в мирное время исполнял свой «интернациональный долг», кто отдавал жизнь ради жизни  будущих поколений в «горячих точках».    У вас на столах  сердечки напишите своих пожелания и прикрепим их  на нашу картинку «За мир ».

Заключение  нашей встрече мы исполним песню «Аист на крыше»

Спасибо за внимание!