«Использование игр и игровых упражнений в коррекционно-образовательной деятельности у младших школьников для развития фонематических представлений»
Кондратьева Алла Алексеевна
учитель-логопед КГУ «Средняя школа № 8 имени Шокана Уалиханова» г. Степногорска, Акмолинской области
«Использование игр и игровых упражнений в коррекционно-образовательной деятельности у младших школьников для развития фонематических представлений»
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет количество знаний, которые должен усвоить ребенок. Педагоги же хотят, чтобы усвоение этих знаний было не автоматическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям сплавиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Так, мой многолетний опыт коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами позволил мне разработать и успешно применять систему коррекционного воздействия по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста, что приводит к успешному овладению знаниями, то есть осознанию детьми речевой действительности и ее элементов: звуков, слогов, слов, предложений.
Всем детям приходится учиться и от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения. Поэтому основная задача логопедических занятий – это развитие речи.
Если ребенок путает звуки в произношении, он перепутает их и на письме. Он так же смешает слова, которые различаются только одним звуком: шок – сок, жар – шар, лак – рак и тд. Именно поэтому на логопедических занятиях я уделяю огромное внимание развитию фонематических процессов. Развитие фонематических процессов включает в себя:
- Развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов;
- Развитие умения разделять слова на звуки;
- Развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;
- Развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Умение различать фонемы – это фундамент, на котором основано и понимание речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.
Фонематический анализ слов – это характеристика каждого звука. Ребенок разбирает слова на слух. Схемы разбора обозначаем квадратами и разукрашиваем их в зависимости от характеристики звука.
В логопедической практике отводится большое значение формированию у детей осознанной ориентировки в звуковом строении речи (Ф.А. Сохин, Э.И. Труве, Г.А. Туманова).
Однако, как показывает ежегодное логопедическое обследование, которое проводится по плану работы логопункта с 1 по 15 сентября, данное звено речевой системы у многих первоклассников страдает.
Результаты ежегодного логопедического обследования указывают на неоднородность контингента детей, поступающих в школу, как по уровню ориентировки в звуковом строении речи, так и в лексико-грамматическом содержании.
Для восполнения обнаруженных пробелов необходима целенаправленная работа, которая проводится на логопедических занятиях.
Хорошо представляя себе трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, все обучение с учащимися я стараюсь строить на игровых приемах.
Первые операции, которые необходимо отработать с первоклассниками – это умение слышать звук в слове и выделять его в той позиции, в которой он слышится четко.
В начале добукварного периода на логопедических занятиях работа направлена на развитие фонематического восприятия, слухового внимания и слуховой памяти на базе неречевых и правильно произносимых звуков, а так же с гласными звуками и буквами их обозначающими.
Учитывая, что учащиеся на письме часто пропускают гласные буквы, иногда оставляя от слов лишь опорные согласные, я стремлюсь показать роль гласных звуков в слове. Дети экспериментальным путем убеждаются, что гласные произносятся свободно, воздух не встречает преград. Согласным – наоборот всегда что-то мешает: губы, язык, зубы. Для обозначения звуков используем цветные фишки красного, синего, зеленого цветов.
Умея дифференцировать гласные и согласные звуки, первоклассники приступают к определению этих звуков в слогах. В этом случае на логопедических занятиях акцент делается на звуковой анализ и синтез слоговой структуры.
Для закрепления умения различать гласные и согласные звуки и буквы проводятся следующие игры и упражнения.
Игра: «Скажи слог»
Показать схему слога.
Логопед показывает первый звук, дети добавляют второй звук – получается слог.
Игра: «Покажи схему»
Логопед называет слог. Дети показывают нужную схему (складывают ее из фишек на столе)
Игра: «Подбери и назови слог»
Логопед показывает цветную схему слога. Дети из набора букв складывают возможные варианты.
Игра: «Слоговая азбука Морзе»
Логопед диктует слоги, дети их записывают красными и синими кружочками. Побеждает тот, кто правильно «набрал сигналы».
На этом этапе учащиеся знакомятся с открытыми и закрытыми слогами, а так же со слогами со стечением согласных.
Следующий этап работы – отработка звукового анализа и синтеза слова. Для этой цели я использую прием, предложенный Д.Б. Элькониным: дети, прежде чем выложить из фишек звуковой состав слова, произносят слова с длительной протяженностью каждого звука (прием интонирования).
Подобранные для этой цели слова состоят из гласных и твердых согласных. Начинается работа с 3-х, затем 4-х, 5-ти и т.д. звуковых слов. Вводится понятие «графическое изображение слова». Под картонной полоской – графическим символом слова – выкладываются цветные фишки-звуки (синие, красные).
Что бы помочь детям в разборе слов, им предлагаются предметные картинки, названия которых по фонетическому составу соответствуют схемам.
Задание: «Подбери к схемам слова»
Игра: «Сложи слово»
Логопед проговаривает слово с
утрированным интонированием каждого звука. Учащиеся выкладывают фишками звуки
по порядку. Определяют количество
гласных, повторяют правило – сколько в слове гласных, столько и слогов. Затем
слово делят на слоги: раздвигают фишки в стороны. Ставят ударение.
Для привлечения интереса и увеличения эффективности усвоения материала на занятия привлекаются различные герои.
Задание: Бетмен облетел весь земной шар в поисках слов, состоящих из таких звуков. Помогите ему найти три слова с такой звуковой схемой | Господин Пузиков заказал завтрак. Определи звуковую схему слов, и ты узнаешь, что съел господин Пузиков. |
Упражнение: назови слова, какие гласные звуки слышим? Запиши гласные буквы.
Упражнение: Соедини картинки с одинаковыми первыми звуками.
Задание: «Определение места звука в слове»
Для этого задания используется следующая схема, на которой заданный звук находится в начале, в середине или в конце слова.
Определи место звука «А» в словах | Определи место звука «И» в словах |
Найди место звука «Р» в словах
| Найди место звука «Л» в словах: |
Упражнение: «Определение
количества звуков в слове и их последовательность»
Называние звуков последовательно один за другим.
Ответить на вопросы: «Какой звук слышим перед звуком «Х», после него?»
Упражнение: «Составление слов из звуков»
Данных последовательно (логопед называет слово по звукам, дети говорят целое слово)
Данных вразброс (в начале предлагаются слова из 3-х, 4-х звуков. Путем манипулирования со звуками дети называют слова)
БУЗ, ЗОКА, ТОНЗ, АЗАВ, ЗАРО
Игра: «Образование новых слов путем замены одного звука другим»
БОЧКИ-ДОЧКИ | БУДКА-БУЛКА |
КРЫША-КРЫСА |
Игра: «Составление слов из набора слогов»
Игра: «Цепочка слов»
Работа над твердыми-мягкими согласными начинается со знакомства с принципом обозначения мягкости и твердости согласных на слух и в произношении, как в слове, так и вне его. Во время знакомства с мягкими и твердыми согласными знакомлю детей с братьями-волшебниками, которых зовут ТОМ и ТИМ.
В начале этого раздела использую следующие задания:
Игра: «Подбери картинку на такой же звук».
Цель этого задания заключается в выделении твердых-мягких согласных звуков из начала слова.
При выполнении этого задания дети определяют твёрдость-мягкость согласного сначала по артикуляционным признакам (мягкие согласные – рот улыбается, твердые согласные – рот серьезный), затем на слух. Продолжается знакомство с графическим обозначением мягких согласных – зеленого цвета ( ).
Затем ребята знакомятся с понятием, что буква – это знак звука,каждый звук обозначается буквой: например, звук [М] и звук [Мь] обозначаются буквой «М» (эМ).
Упражнение: Баба Яга обожает всё, что начинается с буквы В. Но она не знает, забирать ей вертолёт или нет, потому что буквы «Вь» не бывает. Чего не знает Баба Яга?
Вывод: каждый звук обозначается буквой. Звук [В] и звук [Вь] обозначаются буквой «В» (ВЭ)
Развитию умения различать мягкие и твердые согласные способствует звуко-буквенный разбор слов.
Затем постепенно даю понятие о том, что мягкость или твердость согласных обозначается последующей гласной буквой. Что бы узнать, какой согласный звук – мягкий или твердый нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной. На этом этапе учу детей при записи слова учитывать букву, которая пишется за согласной.
Вместе с ребятами делаем вывод:
Буквы А и Я обозначают гласный звук [А].
Буква А обозначает звук [А] после твердого согласного.
Буква Я обозначает звук [А] после мягкого согласного.
Аналогично выполняются задания на дифференциацию гласных О-Ё, У-Ю, Э-Е. В задания включается сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками МАЛ-МЯЛ, ВОЗ-ВЁЗ, ЛУК-ЛЮК.
Усложнение работы во 2-ом и 3-их классах осуществляется за счет подбора письменного материала и постепенного уменьшения числа наглядных опор.
За время коррекционного воздействия ребята успевают приобрести навык звуко-буквенного анализа слов, что положительно сказывается на овладении навыками письма и чтения.