«Использование игр и игровых упражнений в коррекционно-образовательной деятельности у младших школьников для развития фонематических представлений»


Кондратьева Алла Алексеевна

учитель-логопед КГУ «Средняя школа № 8 имени Шокана Уалиханова» г. Степногорска, Акмолинской области

«Использование игр и игровых упражнений в коррекционно-образовательной деятельности у младших школьников для развития фонематических представлений»

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет количество  знаний, которые должен усвоить ребенок. Педагоги же хотят, чтобы усвоение этих знаний было не автоматическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям сплавиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. 

Так, мой многолетний опыт  коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами позволил  мне разработать и успешно применять систему коррекционного воздействия по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста, что приводит к успешному  овладению знаниями, то есть осознанию детьми речевой действительности и ее элементов: звуков, слогов, слов, предложений.

Всем детям приходится учиться и  от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения. Поэтому основная  задача логопедических занятий – это развитие речи.

Если ребенок путает звуки в произношении, он перепутает их и на письме. Он так же смешает слова, которые различаются только одним звуком: шок – сок, жар – шар, лак – рак и тд. Именно поэтому на логопедических занятиях я уделяю огромное внимание развитию фонематических процессов. Развитие фонематических процессов включает в себя:

  • Развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов;
  • Развитие умения разделять слова на звуки;
  • Развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;
  • Развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Умение  различать фонемы – это фундамент, на котором основано и понимание речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.

Фонематический анализ слов  – это характеристика каждого звука. Ребенок разбирает слова на слух. Схемы разбора обозначаем квадратами и разукрашиваем их в зависимости от характеристики звука.

В логопедической практике отводится  большое значение формированию у детей осознанной ориентировки в звуковом строении речи (Ф.А. Сохин, Э.И. Труве, Г.А. Туманова).

Однако, как показывает ежегодное логопедическое обследование,  которое проводится по плану работы логопункта с 1 по 15 сентября, данное звено речевой системы у многих первоклассников страдает.

Результаты ежегодного логопедического обследования указывают на неоднородность контингента детей, поступающих в школу, как по уровню ориентировки в звуковом строении речи, так и в лексико-грамматическом содержании.

Для восполнения обнаруженных пробелов необходима целенаправленная работа, которая проводится на логопедических занятиях.

Хорошо представляя себе трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, все обучение с учащимися я стараюсь строить на игровых приемах.

Первые операции, которые необходимо отработать с первоклассниками – это умение слышать звук в слове и выделять его в той позиции, в которой он слышится четко.

В начале добукварного периода на логопедических занятиях работа направлена на развитие фонематического восприятия, слухового внимания и слуховой памяти на базе неречевых и правильно произносимых звуков, а так же с гласными звуками и буквами их обозначающими.

Учитывая, что учащиеся на письме часто пропускают гласные буквы, иногда оставляя от слов лишь опорные согласные, я стремлюсь показать роль гласных звуков в слове. Дети экспериментальным путем убеждаются, что гласные произносятся свободно, воздух не встречает преград. Согласным – наоборот всегда что-то мешает: губы, язык, зубы. Для обозначения звуков используем цветные фишки красного, синего, зеленого цветов.

Умея дифференцировать гласные и согласные звуки, первоклассники приступают к определению этих звуков в слогах. В этом случае на логопедических занятиях акцент делается на звуковой анализ и синтез слоговой структуры.

Для закрепления умения различать гласные и согласные звуки и буквы проводятся следующие игры и упражнения.

Игра: «Скажи слог»

Показать схему слога.

Логопед показывает первый звук, дети добавляют второй звук – получается слог.

Игра: «Покажи схему»

Логопед называет слог. Дети показывают нужную схему (складывают ее из фишек на столе)

Игра: «Подбери и назови слог»

Логопед показывает цветную схему слога. Дети из набора букв складывают возможные варианты.

Игра: «Слоговая азбука Морзе»

Логопед диктует слоги, дети их записывают красными и синими кружочками. Побеждает тот, кто правильно «набрал  сигналы».

На этом этапе учащиеся знакомятся с открытыми и закрытыми слогами, а так же со слогами со стечением согласных.

Следующий этап работы – отработка звукового анализа и синтеза слова. Для этой цели я использую прием, предложенный Д.Б. Элькониным: дети, прежде чем выложить из фишек звуковой состав слова, произносят слова с длительной протяженностью каждого звука (прием интонирования).

Подобранные для этой цели слова состоят из гласных и твердых согласных. Начинается работа с 3-х, затем 4-х, 5-ти и т.д. звуковых слов. Вводится понятие «графическое изображение слова». Под картонной полоской – графическим символом слова – выкладываются цветные фишки-звуки (синие, красные).

 

Что бы помочь детям в разборе слов, им  предлагаются предметные картинки, названия которых по фонетическому составу соответствуют схемам.

Задание: «Подбери к схемам слова»

Игра: «Сложи слово»

Логопед проговаривает слово с утрированным интонированием каждого звука. Учащиеся выкладывают фишками звуки по порядку. Определяют  количество гласных, повторяют правило – сколько в слове гласных, столько и слогов. Затем слово делят на слоги: раздвигают фишки в стороны. Ставят ударение.

Для привлечения интереса и увеличения эффективности усвоения материала на занятия привлекаются различные герои.

Задание: Бетмен облетел весь земной шар в поисках слов, состоящих из таких звуков. Помогите ему найти три слова с такой звуковой схемой                       Господин Пузиков заказал завтрак. Определи звуковую схему слов, и ты узнаешь, что съел господин Пузиков.

Упражнение: назови слова, какие гласные звуки слышим? Запиши гласные буквы.

Упражнение: Соедини  картинки с одинаковыми первыми звуками.

Задание: «Определение места звука в слове»

Для этого задания используется следующая схема, на которой заданный звук находится в начале, в середине или в конце слова.

Определи место звука «А» в словах        
Определи место звука «И» в словах          
Найди место звука «Р» в словах      
                                                

       Найди место звука «Л» в словах:      
                    
   

Упражнение: «Определение количества звуков в слове и их последовательность»

Называние звуков последовательно один за другим.

Ответить на вопросы: «Какой звук слышим перед звуком «Х», после него?»

Упражнение: «Составление слов из звуков»

Данных последовательно (логопед называет слово по звукам, дети говорят целое слово)

Данных вразброс (в начале предлагаются слова из 3-х, 4-х звуков. Путем манипулирования со звуками дети называют слова)

БУЗ, ЗОКА, ТОНЗ, АЗАВ, ЗАРО

Игра: «Образование новых слов путем замены одного звука другим»

БОЧКИ-ДОЧКИ БУДКА-БУЛКА
      КРЫША-КРЫСА

Игра: «Составление слов из набора слогов»

Игра: «Цепочка слов»

Работа над твердыми-мягкими согласными начинается со знакомства с принципом обозначения мягкости и твердости согласных на слух и в произношении, как в слове, так и вне его. Во время знакомства с мягкими и твердыми согласными знакомлю детей с братьями-волшебниками, которых зовут ТОМ и ТИМ.

В начале этого раздела использую следующие задания:

Игра: «Подбери картинку на такой же звук».

Цель этого задания заключается в выделении твердых-мягких согласных звуков из начала слова.

 

При выполнении этого задания дети определяют твёрдость-мягкость согласного сначала по артикуляционным признакам (мягкие согласные – рот улыбается, твердые согласные – рот серьезный), затем на слух. Продолжается знакомство с графическим обозначением  мягких согласных – зеленого цвета (    ).

Затем ребята знакомятся с понятием, что буква – это знак звука,каждый  звук обозначается буквой: например, звук  [М] и звук [Мь] обозначаются буквой «М» (эМ).

Упражнение: Баба Яга обожает всё, что начинается с буквы В. Но она не знает, забирать ей вертолёт  или нет, потому что буквы «Вь» не бывает. Чего не знает Баба Яга?

Вывод: каждый  звук обозначается буквой. Звук  [В] и звук [Вь] обозначаются буквой «В» (ВЭ)

Развитию умения различать мягкие и твердые согласные способствует звуко-буквенный  разбор слов.

Затем постепенно даю понятие о том, что мягкость или твердость согласных обозначается последующей гласной буквой. Что бы узнать, какой согласный звук – мягкий или твердый нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной. На этом этапе учу детей при записи слова учитывать букву, которая пишется за согласной.

Вместе с ребятами делаем вывод:

Буквы А и Я обозначают гласный звук [А].

Буква А обозначает звук [А] после твердого согласного.

     Буква Я обозначает звук [А] после мягкого согласного.

Аналогично выполняются задания на дифференциацию гласных О-Ё, У-Ю, Э-Е. В задания включается сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками МАЛ-МЯЛ, ВОЗ-ВЁЗ, ЛУК-ЛЮК.

Усложнение работы во 2-ом и 3-их классах осуществляется за счет подбора письменного  материала и постепенного уменьшения числа наглядных опор.

За время коррекционного воздействия ребята успевают приобрести навык звуко-буквенного анализа слов, что положительно сказывается на овладении навыками письма и чтения.