«Интегрированный урок познание мира и экология»


Скачкова Алла Ионасовна

учитель начальных классов КГУ «ОСШ № 16 г.Темиртау»  Карагандинская область

Интегрированный урок познание мира и экология   4 класс

Составила и провела учитель начальных классов Скачкова Алла Ионасовна

КГУ  «ОСШ№16» г. Темиртау    Карагандинская область

Тема урока: «Вода. Охрана воды» 

Цель: доказать, что вода находится в природе в трёх состояниях; проделать с водой опыты; довести до сознания учащихся необходимости бережного использования воды.

Задачи:

Учить задумываться над проблемой разумного использования воды.

Повысить знания  потребления воды  в повседневной жизни.

Вовлекать школьников в полезную деятельность по энергосбережению

Оборудование: презентация  с интернета «Вода – источник жизни»

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Загадка:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.  (вода)

Учитель:

Вода – это одно из главных условий жизни для всех. Она встречается везде: в океанах, морях, родниках, облаках, в снежинках, в живых телах. Вода на Земле распространена неравномерно. Реки и озёра содержат пресную воду. Из неё состоят также льды Арктики и Антарктики.  Большая часть пресной воды человеку не доступна. Поэтому мы можем использовать лишь малую часть. В организме человека очень  много воды. ¾  ты состоишь из воды – она нужна для твоего организма. Например, в теле человека весом 70 кг составляет воды 49 литров.

«Пить» – это слово люди произносят одним из первых, едва только научатся говорить.

«Пить» – просит ребёнок, обращаясь к матери.

С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода – жизнь становится невозможной. Потому что вода – эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство.

Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Она добывает электрический ток. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Но это всё стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества. Вода – самое распространённое и самое загадочное вещество на земном шаре. «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

2. Девиз урока:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги –

Мы ведь на планете не одни.

Актуализация знаний.      Деление на группы.

                                               Свойства воды.

Каждая группа составляет синквейн. 

Выступает спикер группы.

1 группа. Вспомни опыт и докажи, что вода прозрачна.

2 группа. Вспомни опыт и докажи, что вода бесцветна.

3 группа. Докажи, что вода не имеет запаха.

Вывод: В чём сходство, а в чём различие?

                                                                 Вода

                                               прозрачная, бесцветная

                                               течёт, сжимается, испаряется

                                               вода – одно из главных богатств Земли.

                                                                    Жизнь

3. Новая тема.

Вода в природе.   Превращения воды.

  • Жидкость становится твёрдым веществом.

Ты видишь на лужах первый лёд. Днём пригрело солнце, и лёд растаял. Выпал первый снег. Лёд и снег  – это вода в твёрдом состоянии. При температуре 0 и ниже вода превращается в лёд. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, превращаются в снежинки и падают на землю. Так образуется снег.

  • Сжимается или расширяется вода при превращении в лёд.

Вода при охлаждении сжимается. Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. Но происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется.

  • Жидкость становится газом.

Ты протёр мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

  • Круговорот воды в природе.

Опыт. Будем нагревать воду.  Над  которой закреплён холодный предмет, тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.

Круговорот воды происходит и в природе. С поверхности морей и рек, озёр и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Из облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега.

Взаимопроверка.

Что такое вода?

В каких трёх состояниях находится вода в природе?

При каком условии образуется лёд?

Как образуется пар?

Знаете ли вы?

  1. По нормам на каждого жителя  города приходится около 220 литров воды в сутки.
  2. Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды.
  3. Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды.
  4. Разовый смыв в туалете 8 – 10 литров.
  5. Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды.

Практическое задание.

.  Задача №1

Маша не закрыла кран и один час разговаривала по телефону. Сколько воды расходуется за 1 час?

Решение: 1мин = 15 л   1ч = 60 мин    

                  60 * 15= 900 л

Ответ: через незакрытый кран  выливается около 900 л воды за час.

Задача №2

Принимая душ 1 мин человек расходует  20 л воды. Сколько расходуется воды за 5 мин?

Решение: 1мин = 20л   20* 5 = 100 л

Ответ: расходуется 100 литров воды.

Задача №3

В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?

Ответ: из неисправного крана вытекает 32л воды.

 Что вы узнали из своих наблюдений?

Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

Капелька воды – это много или мало?

Работа по группам.

Из неисправного крана капает вода

Неисправный кран Посчитай
За 1 мин  
За 1 час  
За 1 сутки  
За 1 мес. (30 дней)  

Вывод: ______________________________________________________________

Сколько воды в день тратишь ты и твоя семья на бытовые нужды?

Бытовые нужды Расход воды  (л)
Приготовление пищи  
Мытьё посуды  
Умывание  
Стирка  
Уборка  

Вывод: _________________________________________________________

Не будем ждать завтра!

Подумаем, что может сделать сейчас каждый из нас.

Предлагаем установить в квартире индивидуальные приборы учёта по горячей воде, холодной воде, канализации. Вы всегда будете знать, сколько воды использует ваша семья. Установка приборов учёта воды даст возможность оплачивать только фактически потребляемые ресурсы.

Употребление воды в семье.

Имя ученика Семья из 4 человек без прибора учёта горячей воды Семья из 4 человек с индивидуальным прибором учёта горячей воды (кубометр)
  Тариф составляет в месяц 516,51тг. 516,51 х 4 чел. = 2066тг. При наличии прибора учёта оплата за 1 кубометр составит 178,73тг. Примерно рассчитано на 1 чел. – 2 кубометра, если 1 кубометр = 1000л Семья из 4-х человек потребляет 8 кубометров воды 8 х 178,73 = 1429тг
  2066 – 1429 = 637тг (экономит семья ежемесячно)  

Вывод:________________________________________________________

Имя ученика Семья из … человек без прибора учёта холодной воды Семья из … человек с индивидуальным прибором учёта холодной воды (кубометр)
  На 1 человека 318,72тг 1 кубометр = 33,78тг

Сколько затрачивается средств из семейного бюджета на оплату за использованную воду?

Подсчитай, сколько раз в день ты «встречаешься» с водой?

Как можно сократить потребление воды и сэкономить семейный бюджет?

  • Закрывайте кран, пока чистишь зубы и полощешь рот: сразу наливай воду в стаканчик. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережёшь!
  • Но бывает, мы расходуем зря много воды, даже не замечая этого. Ты моешь руки, умываешься под сильной струёй. Прикрой немного кран, это не помешает умыться, а воды утечёт меньше.
  • Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струёй. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
  • Выключайте воду, когда работаете на кухне или говорите по телефону.
  • Не мойте посуду под струёй воды. Лучше мыть посуду в раковине, закрыв отверстие пробкой.
  • Замените ванну душем: при мытье в ванной расходуется 150 – 180 литров воды, а под душем в 3 раза меньше.
  • Установка счётчиков воды в квартире даст возможность оплачивать только фактически потребляемые ресурсы. Экономя воду, мы экономим энергию, которая затрачивается на подачу чистой и отвод использованной воды, подогрев воды, а также снижаем поступление в природу загрязнённых сточных вод.
  • Не оставляйте открытыми краны горячей и холодной воды, если в этом нет необходимости.

Презентация  «Вода – это источник жизни»

Учитель:

Эффективное использование воды – ключ к успешному решению экологической проблеме. Каждый из нас может уменьшить расходование воды. Сегодня на уроке мы поняли главное: мы должны экономно расходовать воду не только дома, но и в школе.

Как вы понимаете смысл пословиц?

  • Экономно воду лей, дорожить водой умей.
  • Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Выполни тест:

1. Лёд и снег – это вода …

А) в твёрдом состоянии   Б) в жидком состоянии    В) в газообразном состоянии

2. За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

А) за счёт того, что вода, превращаясь в лёд, расширяется

Б) за счёт того, что вода, превращаясь в лёд, сжимается

В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано

3. В какой воде больше растворено воздуха?

А) в холодной                 Б) в тёплой                     В) в горячей

4. Вода испаряется:

А) от повышения температуры воздуха

Б) под воздействием ветра и солнечного тепла

В) под воздействием  осадков

5. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

А) вода с поверхности пола испарилась

Б) вода впиталась в поверхность пола

В) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу

Домашнее задание

Нарисуй плакат « Берегите воду!»

Рефлексия.

А если б не было воды?

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

 Для меня было открытием то, что…

Что мне этот урок  дал для жизни?

Напишите  эссе.