«Развитие исполнительских навыков в процессе работы над хоровым произведением»

Бичурина Эльмира Раисовна

преподаватель спец.дисциплин КГУ «Комплекс «Колледж искусств- специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля»» РК, г.Петропавловск

КГУ «Комплекс «Колледж искусств- специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля»»

РК, г.Петропавловск.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ».

Преподаватель Бичурина Э.Р.

Концертмейстер Латышева Л.А.

Тема: «Развитие  исполнительских навыков в процессе работы над хоровым произведением»

г.Петропавловск, 2019г.

Открытый урок

со студенткой 4-ого курса отделения «Хорового дирижирования» Айгерим К      .

Тема урока: подготовка студента к управлению хором на государственном экзамене. Работа над художественным образом, выразительностью исполнения в казахской народной песне  в обработке  Д.Мацуцина «Бұрылтай».

Цель урока:  подготовить студентку к свободной и точной выразительности в жестах во время выступления.

Задачи урока: применяя навыки дирижирования, выразительность лица и пластику рук в жестах раскрыть содержание исполняемого произведения.

Обучающие:

– научить свободному владению своим дирижерским аппаратом. Добиваться осознанного «ведения» мелодической и гармонической составляющих звучания партий, их полифонического взаимодействия, звукообразования в целом, формированию округлого звука коллектива, «цепного» дыхания.

Развивающие:

1. Сознательно, через самоанализ, применять полученные навыки, добиваясь свободы при дирижировании.

2. Расширить музыкальный и общий кругозор учащегося в процессе.

3. Развивать воображение, эмоциональную свободу и творческий подход к произведению.

4. Формировать и развивать исполнительские возможности.

Воспитательные:

1. Воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость.

2. Воспитывать уверенность в себе.

3. Развивать инициативность, самостоятельность в действиях и свободу  воплощения в процессе управления исполнением музыкального произведения.

4. Формировать мотивацию к принятию самостоятельных решений тех или иных возникающих задач при работе с коллективом.

Форма урока: индивидуальная.

Методы и технология обучения:

Словесные (объяснение, беседа, обсуждение, изложение задач)

Наглядные (показ мимикой лица, руками)

Слуховые (применение внешнего и внутреннего слуха)

Оснащение урока: нотный материал, музыкальный инструмент, пюпитр.

План урока:

1. Организационный момент: сообщение цели и задачи урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа над произведением «Бұрылтай» :

3.1. Совместная работа педагога и ученика.

3.2. Активизация прежде приобретённых навыков и знаний.

3.3. Эмоционально-художественное раскрытие литературного текста музыкального произведения.

3.4. Передача художественного замысла текста через выразительное

дирижирование данного произведения.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

Содержание урока:

1. Организационный момент . Небольшая беседа со студенткой для настроя и сосредоточенности перед началом практической работы.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока. (2мин.)

3. Проверка домашнего задания:

3.1 игра на инструменте хоровой партитуры и определение технических

задач стоящих на данном этапе:

— при исполнении хоровой партитуры, обратить внимание на умение перестроится на смену темпов в разделах, характеризующих образ произведения. Звукоизвлечение должно соответствовать замыслу и трактовке произведения. Важно, чтобы студентка представляла реальное звучание хора, и, исходя из этого, извлекала звук.

3.2. Беседа со студенткой об особенностях казахских народных песен. Обратить внимание на жанровые особенности в произведении.

3. Работа над произведением казахской народной песни «Бұрылтай».

3.1 В процессе обучения дирижерскому мастерству в классе хорового дирижирования происходит момент, когда студент выходит перед хором для управления исполнением. Для будущего хормейстера это большая ответственность, так как он должен демонстрировать не только техническое владение телом, но и выступить как исполнитель, осознающий свои представления о звучании данного произведения, свои мысли, готовый в любой момент отреагировать на происходящее. Конечно,  «взращивание» такого исполнителя требует длительного времени и разностороннего подхода для развития его личности. Дирижер должен быть образованным как в хоровой музыке, так и в музыкальном искусстве в целом. Ему надо любить и ценить то дело, которое он выбрал для себя.

3.2. С самого начала обучения студента нужно направить к мысли, к  пониманию того, что только при большом труде он может добиться определенных результатов. Необходимо развивать в нем такие черты, как любознательность, пытливость, неудовлетворенность уровнем своих знаний.

Готовя произведение для выхода и работы с коллективом, студент проходит огромный путь к становлению материала. Проникновение в художественный образ должно родиться из собственного понимания музыки и текста (конечно под руководством и контролем педагога). Только то произведение может считаться готовым для работы с хором, которое прочно усвоено, безукоризненно выучено наизусть, проанализировано, «вжито» и проработано.

Студентка, разучивая это произведение, прослушала его в исполнении профессионального хора, принимая во внимание все его тонкости: звуковедение, хоровые приёмы, выразительность слов, изобразительность.

3.3. Важная сторона в исполнительстве – воображение. Воображение помогает обучающемуся ясно нарисовать картину произведения. На основе словесного текста и музыки, исполнитель воссоздаёт в яркой форме образы, переживания и чувства, представляет описываемые события в своей фантазии. Для студента необходимо яркое внутреннее видение того, что он хочет добиться от хора. Оно поможет ему определить те методы и формы работы, необходимые для результата.

3.4. Важно то, что надо выявлять индивидуальность, развивать яркость и самобытность натуры молодого будущего дирижера.  От урока к уроку полученные новые штрихи и эмоциональные состояния фиксируются в сознании и памяти студента, и его самостоятельные выходы к хору будут обогащаться все большей уверенностью в своих силах и умениях, что, в свою очередь, будет отражаться на интерпретации произведения.

Хочется обратить внимание на важность психологической подготовки обучающегося к работе с коллективом. Педагог должен проводить большую воспитательную работу по развитию воли, внимания, вкуса, слышания, самоконтроля, к владению аудиторией.

4. Подводя итоги проведённого урока, необходимо проанализировать все

технические моменты, которыми пользовался обучающийся, дать оценку полученным навыкам.

5. Найти в Интернете исполнителей этого произведения, прослушать их интерпретации, обратить внимание на звуковедение, на трактовку, исполнение. Выделить те моменты, которые можно позаимствовать для исполнения в своем коллективе.