“Профилактика психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к ДОУ”


Дабылова Гульнара Ахметовна

педагог-психолог ГККП «Ясли-сад «Балапан»

Жарқайың ауданының білім бөлімі жанындаға

«Балапан» бөбекжай-бақшасы»

мемлекеттік коммуналдык қазыналық қәсіпорыны

Государственное коммунальное казенное предприятие

«Ясли-сад «Балапан»

при отделе образования Жаркаинского района

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

педагога-психолога по теме:

“Профилактика психоэмоционального напряжения

у детей в период адаптации к ДОУ”

                       Подготовила: педагог-психолог Дабылова Г.А.

2020г.

Описание проблемы

   Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации детей к условиям детского сада.

   Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.

   Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.

Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.

Факторы, влияющие на адаптацию это:

– возраст ребенка;

– состояние здоровья;

– уровень развития;

– характеристика нервной системы;

– умение общаться с взрослыми и сверстниками;

– сформированность предметной и игровой деятельности;

– приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Условия успешной адаптации

• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

• Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный

период, направленная на формирование эмоциональных контактов “ребенок – взрослый” и “ребенок – ребенок”.

Направленность развития детей, в рамках которой проводится работа по проекту:

комплексная (социализация, сохранение здоровья, развитие познавательных процессов).

Участники проекта:

дети, родители, воспитатели  группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра.

Тип проекта:

практико-ориентированный, групповой.

Цель проекта:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачи проекта:

  1. Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
  2. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
  3. Оказание педагогической и психологической помощи родителям.
  4. Реализовать модель социального партнерства дошкольного учреждения с родителями.
  5. Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий и игр для детей в период адаптации к детскому саду.

Актуальность проекта: Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются не один десяток лет. Важность эффективной организации адаптационного периода связана с тем, что при поступлении в детский сад и связанную с ним разлуку с матерью ребенок переносит наиболее болезненно именно в возрасте 1-3 лет. Только слаженные, продуманные действия педагогического коллектива и родителей помогают преодолеть трудности в адаптации детей к детскому саду.

Существует противоречие, связанное с тем, что, с одной стороны, существует ряд теоретических исследований адаптации малышей к условиям ДОУ, отдельные методы и технологии работы с участниками образовательного процесса, представленные в литературе. С другой стороны, в нашем дошкольном учреждении не было системности в работе в период адаптации, взаимодействия участников образовательного процесса.

В начале работы в дошкольном учреждении я  столкнулась с рядом проблем:

1. Родители детей раннего возраста часто допускают типичные ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, особенно в период поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Но воспитатель группы не всегда готов к этой деятельности в силу многоаспектности процесса адаптации. Ему необходима помощь узких специалистов: медика, педагога-психолога, музыкального руководителя.

2. Отсутствие эффективных форм работы с родителями, позволяющими побудить интерес к жизни ребенка в детском саду, снизить тревожность родителей, сформировать активную позицию в процессе адаптации ребенка.

Таким образом, возникла необходимость в разработке системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации на основе принципов развития и интеграции образовательного процесса, основанной на сотрудничестве воспитателей и узких специалистов.

Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта:

1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2. Обучение воспитателей методам проведения игр с детьми в период адаптации, оказания консультативной помощи родителям;

3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Пути и методы решения поставленных задач:

Задача по преодолению стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду является приоритетной. Для ее решения в нашем детском саду  традиционно использовались следующие формы работы:

– постепенный прием детей в группу детского сада;

– гибкий режим пребывания ребенка в группе;

– утро радостных встреч;

– индивидуальный подход к детям на основе их психологических особенностей (информация об особенностях ребенка на основе анкетирования и бесед с родителями при приеме ребенка в дошкольное учреждение).

Для повышения эффективности процесса адаптации детей к детскому саду и облегчения разлуки с матерью было решено использовать такие формы работы с детьми:

– адаптационные игры в течение дня;

– адаптационные игровые занятия с детьми.

Адаптационные игры в течение всего времени пребывания ребенка в группе в соответствии с режимом проводятся воспитателями группы. Игровое взаимодействие строится на основе уровня адаптированности  ребенка и включает в себя три  этапа:

1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новыми взрослыми.

•Цель: формирование доверия к педагогам.

•Задачи: удержание внимания на новом взрослом; установление эмоционального контакта; стимулирование инициативы в общении;

•Формы организации игрового взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами.

2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.

•Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

•Задачи: освоение места расположения игрушек и игровых зон; обучение ориентировке в новых предметных условиях, подчинятся правилам; стимулирование самостоятельного выбора игрушек, занятий.

•Формы организации игрового взаимодействия: психогимнастические игры, игры-имитации, предметные игры.

3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками:

•Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

•Задачи: стимулирование доброжелательного внимания к ровесникам, отклика на эмоции сверстника; формирование умения действовать сообща; обучение обмену действиями как способу общения.

•Формы организации игрового взаимодействия: коммуникативные игры, хороводные игры.

  Цель работы психолога – помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через: – Помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей; – Помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями; – Помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада

   Успешность реализации модели организации адаптационного периода подразумевает последовательность её этапов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

Консультации по проведению периода адаптации

Выставка литературы

Практикум по заполнению листов адаптации

Я  практикую оценку поведения ребёнка в баллах.  Каждый из факторов адаптации (эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит) оценивается в баллах от 1 до 3. Это позволяет более объективно оценить поведение ребёнка и проанализировать течение адаптационного периода.

Собеседование. Воспитатели изучают литературу, программу и мы проводим собеседование по знанию возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. РАБОТА С ДЕТЬМИ

Наблюдение за ребёнком

Проводится в форме игры в кабинете психолога. Здесь важно выявить развитие социальных навыков: умения вступать в контакт с незнакомым взрослым, самостоятельность, инициативность, усидчивость. Поведение ребёнка в кабинете психолога демонстрирует нам его типичное поведение в новой ситуации и установление отношений с новыми людьми. Здесь сразу видны проблемы малыша. Первая встреча с ребёнком становится первой консультацией семье.

Предварительная диагностика

Если ребёнок активен и с удовольствием играет, то можно провести диагностику и заполнить первую графу карты развития ребёнка. Мы разработали карту развития ребёнка, которая включает несколько возрастных этапов с 1 г до 4 л

Все данные в краткой форме заносятся в карту. При повторной диагностике данные заносятся карандашом другого цвета: это позволяет проследить динамику в развитии ребёнка и составить объективную характеристику его развития, а также наметить пути коррекции на самом раннем этапе, если это необходимо.

3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Общее родительское собрание

На собрании выступают разные специалисты. Психолог знакомит родителей с вариантами течения адаптации, рассказывает, какие трудности ожидают семью в острый период, какой может быть реакция ребёнка, как помочь малышу в период адаптации. Даются стандартные рекомендации для всех родителей и примерный алгоритм адаптации ребёнка (привыкание шаг за шагом)

1 шаг – ребёнок приходит в детский сад на 1-2 часа;

2 шаг – ребёнок остаётся на обед;

3 шаг – ребёнок проводит в детском саду 4 часа – с завтрака на обеда;

4 шаг – ребёнок остаётся на дневной сон;

5 шаг – ребёнок остаётся до полдника;

6 шаг – ребёнок в детском саду полный день.

Встреча с родителями и ребёнком

Цель: выявить особенности семейного воспитания и дать индивидуальные рекомендации по подготовке конкретного ребёнка к поступлению в д/с. Знакомим родителей с тем, что перестройка ранее сложившегося стереотипа поведения является для ребёнка очень трудной задачей. Встреча проводится в мае, сразу после получения путёвки, когда есть ещё возможность изменить режим, отучить от вредных привычек, привить необходимые по возрасту навыки.

Анкетирование родителей.  Цель: выявить особенности поведения ребёнка, его умения и навыки, особенности режима, кормления, укладывания на сон, индивидуальные привычки и особенности – вся информация о ребёнке, которая поможет воспитателям установить с ним контакт.

II ОСНОВНОЙ ЭТАП.

1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

Ведение листов адаптации (ежедневно)

Встречи – обсуждения течения адаптации (2 р в неделю) у каждого ребёнка, выбор линии дальнейшего поведения, изменения времени пребывания детей в д/у. переход к следующему шагу привыкания. Последовательность шагов привыкания залог успешной адаптации. Переход на следующий шаг алгоритма осуществляется только после успешного преодоления ребёнком предыдущего. Длительность каждого шага зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Помощь в установлении контакта с отдельными детьми.

Для психолога во время основного периода главное – не наблюдение за работой воспитателя и анализ её, а конкретная помощь, особенно в острый период адаптации. Это и помощь физическая (успокоить плачущих, одеть, накормить, уложить спать) и помощь в установлении контакта с отдельными детьми. Детей с резко отрицательным эмоциональным состоянием забираю в кабинет психолога, успокаиваю,  устанавливаю сначала контакт двоих:  психолог-ребёнок, затем ввожу в группу, где помогаю установить контакт воспитатель-ребёнок в группе детей.

Помощь в установлении контакта с родителями

Обычно есть родители, в общении с которыми сразу возникают трудности. Разъяснение воспитателям позиции и опасений родителей и обсуждение с родителями позиции воспитателей позволяет снять остроту проблемы непонимания, если она возникает.

Консультация о типах высшей нервной деятельности и особенностях работы с каждой категорией детей. Это необходимо потому, что только учёт индивидуальных типологических особенностей с самого раннего возраста даёт возможность предупредить возможные проблемы в поведении детей. Правильная тактика в отношениях с детьми раннего возраста снижает вероятность появления «трудных»  детей в дошкольных группах детского сада.

2. РАБОТА С ДЕТЬМИ

Снятие отрицательного эмоционального состояния, психологическая поддержка детей. Обычно переход в новую обстановку – кабинет психолога, где много интересных игрушек, где ребёнок был с мамой, где есть возможность получить индивидуальное внимание – такой переход снимает острую эмоциональную реакцию.

Помощь детям в установлении контакта с взрослыми и сверстниками. Это обучение детей приёмам общения со сверстниками и взрослыми, упражнение в установлении контактов.

Обучение предметным действиям. Это с отдельными детьми, которые проявляют полную пассивность.

3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Психологическая поддержка тем родителям, кто в ней нуждается.

Цель: дать возможность родителям рассказать о своих опасениях, выяснить тревожащие их вопросы.

Помощь в установлении контакта с ребёнком в новых жизненных обстоятельствах.

Выясняются особенности поведения ребёнка дома, изменения в поведении, обсуждается, как надо вести себя родителям и как не надо в этот сложный период жизни всей семьи.

Помощь в установлении контакта с воспитателями

Разъяснение недоразумений, формирование положительного отношения к воспитателям и детскому саду в целом.

Индивидуальное консультирование. Это при возникновении новых проблем в общении с ребёнком или родители рассказывают о своих ранее скрываемых опасениях или тревоге, связанной с развитием ребёнка.

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

Анкетирование

Выявление положительного опыта, трудностей, предложения администрации и специалистам по совершенствованию организации периода адаптации

Собеседование-оценка уровня адаптированности детей к детскому учреждению.

Выявляется общий эмоциональный фон поведения, взаимоотношения с взрослыми и детьми, реакция на изменение привычной ситуации.

Выявление детей, вызывающих тревогу, для углублённой диагностики

Выявление трудных родителей для проведения индивидуальных бесед

2. РАБОТА С ДЕТЬМИ

Занятия по адаптации с детским коллективом, цель которых – создать положительный эмоциональный настрой в группе, снизить импульсивность, тревогу, агрессию.

Повторная диагностика детей, требующих внимания:

– не говорящие дети;

– дети с проблемами в поведении;

– дети с проблемами в усвоении программы.

Планирование коррекционной работы:

– консультация логопеда;

– консультация невролога ;

– индивидуальные коррекционные занятия (песочная терапия). В кабинете есть песочница, и песочная терапия активно используется для снятия напряжения у детей в период адаптации. Песок пропускает воду и поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. У детей, которые молчали и не играли в группе, после нескольких игровых занятий повышается настроение, появляется речь.

Ожидаемые результаты

• снижение тревожности у детей и родителей

• низкий уровень заболеваемости детей

• благоприятное течение адаптации

• участие родителей в учебно-воспитательном процессе ДОУ

Ожидаемый результат:

– Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет;

– Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к ДОУ;

– Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах    воспитания, обучения и развития детей младшего дошкольного возраста в период адаптации;

– Становление партнерских, доверительных  отношений между ДОУ и семьями воспитанников;

Рабочий план реализации проекта

“Профилактика психоэмоционального напряжения

у детей в период адаптации к ДОУ”

Этапы Период Мероприятия Ответственный
этап Май – июнь 1.Изучение литературы по теме проекта.   2. Подготовка договоров для родителей вновь поступивших детей, подготовка презентации «Знакомство с детским садом» 3. Подготовка памяток и рекомендаций для родителей и педагогов по теме проекта. 4.  Подготовка рекомендаций для родителей вновь прибывших детей для публикации на сайте ДОУ.   Педагог-психолог, воспитатели   Педагог-психолог         Педагог-психолог
2 этап Июнь-октябрь    1. Общее организационное собрание для родителей вновь поступивших детей.  2. Постепенный прием детей в группы ДОУ.     3. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся»  4. Консультация  для воспитателей групп: «Взаимодействие с детьми во время адаптации». 5.Наблюдение за детьми во время адаптационного процесса. 6.Консультирование родителей по вопросу адаптации детей к ДОУ. 7.Заполнение и ведение адаптационных листов, с целью диагностики адаптации вновь пришедших детей. 8.Сенсорные игры с детьми. 9.Подвижные игры с детьми. 10.Занятия с детьми во время адаптации по программе 11. Организация творческого конкурса «Улыбка малыша в период адаптации» с привлечением родителей. 12. Мини-лекция (на родительском собрании) «Дружная семья – здоровый ребенок». Заведующая     Воспитатели Медсестра Педагог-психолог   Педагог-психолог        Воспитатель Педагог-психолог     Педагог-психолог   Педагог-психолог   Педагог-психолог       Воспитатель        Воспитатель   Педагог-психолог         Воспитатель Педагог-психолог     Педагог-психолог    
3 этап ноябрь 1.Диагностика адаптационного периода в группе.  2. Мини-презентация о проведении проекта (на педагогическом совете)  3. Аналитический отчет по адаптации детей к ДОУ. Педагог-психолог   Педагог-психолог   Педагог-психолог  

Результаты деятельности

В рамках проекта  проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья ребенка:

– эмоциональное состояние;

– социальные контакты с взрослыми и детьми;

– познавательная и игровая деятельность;

– реакция на изменение привычной ситуации.

В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях с взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

Акмолинская область

Жаркаинский район

с.Пригородное

Консультация

для

воспитателей

«Игра как средство адаптации детей»

Подготовила: педагог-психолог Дабылова Г.А.

ГККП «Ясли-сад «Балапан»

2020г

Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и соответствуют ли они современным требованиям.

В возрасте 2 – 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью.

Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых умений и навыков.

Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ является особенность педагога и организации педагогического процесса.

У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность.

Так Выготский Л.С.  полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.

На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер; игровые действия однократные, между собой не связаны, стереотипны. Ребенок пока не осознает, что играет: он просто действует с предметами формирование игровых замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. В процессе формирования игровых замещений ребенок отделяет действие (назначение) и название (слово) от конкретного предмета, благодаря чему становится возможным перенос значения одного предмета на другой. Существенно меняется характер игры между третьим и вторым годом жизни детей: усиливается игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение. Оригинальные игровые замещения, наблюдаемые у детей этого возраста, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества. Таким образом, развитие ребенка происходит в игровой деятельности.

Каждому периоду соответствует определенный способ игры.  Для 2-летних детей характерны, в основном, игры-наблюдения, игры-действия или параллельная игра. Решающая роль в организации игрового взаимодействия детей этого возраста принадлежит взрослому.

В период адаптации ребенок в самостоятельной игре является главным ее участником, задача педагога заключается в формировании у него игровых навыков. Позиция воспитателя по отношению к игре бывает следующей:

*
  •                  воспитатель «над» детьми;
*
  •                  воспитатель – создатель игры;
*
  •                   воспитатель – равный партнер в игре.

С детьми раннего возраста следует использовать различные виды игр:

*
  •                 игры обучающего характера,
*
  •                 сенсорные,
*
  •                 сюжетно-дидактические,
*
  •                 подвижные,
*
  •                 музыкально-дидактические,
*
  •                 игры-забавы,
*
  •                 игры-развлечения,
*
  •                 театрализованные (кукольные театры и инсценировки).

Приоритет следует отдавать играм, инициаторами которых являются сами дети:

*
  •                 игры-экспериментирования (с водой, песком, снегом, глиной),
*
  •                 игры с животными,
*
  •                 игры со специальными игрушками для экспериментирования (различные конструкторы),
*
  •                  сюжетно-отобразительные игры,
*
  •                  элементы сюжетно-ролевых игр (сюжет строится по ходу игры, а не планируется заранее),
*
  •                  театрализованные игры, игры-драматизации.

Планирование игр должно осуществляться по следующим принципам:

*
  • ориентировка на интересы и желания детей,
*
  • разнообразие,
*
  • вариативность,
*
  • преемственность,
*
  • учет уровня игровых умений,
*
  • способы отображения,
*
  • самостоятельность и творчество,
*
  • взаимоотношения и взаимодействия.

Таким образом, учитывая значимость  игры и возможности игровых умений и психологических особенностей детей в данном возрасте,  можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ наименее болезненным.

Если рассматривать игру,  как особую форму освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определенный результат на выходе, то игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка 2 – 3 лет к условиям ДОУ – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребенка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.

Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:

1.  игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми;

2.  игры по освоению социального пространства ДОУ.

Задачами первого направления будут:

  •     формирование положительного эмоционального настроя;
  •     снижение эмоционального напряжения и тревоги

Содержание работы в рамках этого направления должно обеспечивать эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.

Дать положительный эмоциональный заряд и обеспечить комфортное состояние детей могут игровые моменты, подобранные по дням недели с определенной целью.

Сюда входят словесно-тактильные игры, игры забавы, удовлетворяющие потребности малышей в движении, общении и образном поэтическом слове, хороводные и подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения, способствующие установлению контакта ребенка со сверстниками и дающие положительный эмоциональный заряд 

Основной задачей второго направление игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребенку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.

Известно, что одно из базовых новообразований социального развития в раннем возрасте – формирование чувства доверия к миру, и своевременное развитие этого новообразования будет способствовать более успешной социализации и адаптации ребенка.

Для реализации задачи данного направления работы предлагаются:

– мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства;

– мероприятия по межвозрастному общению для накопления опыта социальных коммуникаций, проводимых в игровой форме

Мероприятия построены на игровом сюжете, который включает подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх.

На мероприятиях по межвозрастному общению главными «учителями» по ознакомлению малышей выступают дошкольники, которые на более понятном «языке» ознакомят их с социальным миром.

Таким образом, подготовленная, четко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ.

Представленная в данной работе игровая педагогическая технология  способствует развитию полноценного общения детей со сверстниками,  социализации и формированию базового доверия к миру. С использованием в педагогической практике игровой технологии дети безболезненно привыкают жить в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам, ориентироваться в пространстве ДОУ.

Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.

Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

1. Ф. И. О. ребенка _______________________________________________________________

2. Дата рождения ________________________________________________________________

3. Домашний адрес, телефон ____________________________________________________________________

4. Состав семьи__________________

Какой ребенок по счету в семье? ___________________

5. Мать _____________________________________________________________

Ф. И. О., год рождения ____________________________________________________________________

Образование, специальность ____________________________________________________________________

Место работы, телефон, рабочий телефон _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6. Отец

Ф. И. О., год рождения _____________________________________________________________________

Образование, специальность _____________________________________________________________________

Место работы, телефон, рабочий телефон _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

7. С кем проживает ребенок _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

9. Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними) ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) _____________________________________________________________________

11. К кому из членов семьи ребенок больше привязан _____________________________________________________________________

12. Часто ли ребенок болеет (причина), какие заболевания, травмы перенёс _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

13. Основные виды игр и занятий дома _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

14. Легко ли рассмешить ребенка _____________________________________________________________________

15. Какие игрушки любит, кто их убирает _____________________________________________________________________

16. Любимая пища _____________________________________________________________________

17. Нелюбимая пища _____________________________________________________________________

18. Есть ли у ребёнка аллергия (на что) _____________________________________________________________________

19. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)

а) активен, в хорошем настроении б) с капризами

20. Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц) ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

21. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения __________________________________________________________

_____________________________________________________________________

22. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)

а) активен, лидер б) легко присоединяется к играющим в) испытывает трудности

23. Любимые занятия, интересы:

а) лепка, рисование, конструирование б) подвижные игры, физическая активность

в) книги, познавательные игры г) другое  _________________________________

24. Часто ли капризничает ваш ребёнок? _____________________________________________________________________

25. Что может вызвать гнев у ребёнка? _____________________________________________________________________

26. Наказываете вы ребенка? Если да, то как? _____________________________________________________________________

27. Какие меры поощрения вы применяете ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

28. Кто занимается воспитанием ребёнка? _____________________________________________________________________

29. Кто гуляет с ребёнком? _____________________________________________________________________

30. Кто будет забирать ребёнка из детского сада? _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

31. Жилищные условия: квартира, кирпичный дом, деревянный дом, съёмное жильё (подчеркниете)

32. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.) _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

33. Что ждёте от детского сада? _____________________________________________________________________

34. Какую помощь можете оказать группе? _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

35. Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель? _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

36. Ваши пожелания _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто заполнял анкету? _____________________________________________________________________

Дата заполнения _________________________________

Подпись _______________________

Спасибо!