“Профилактика психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к ДОУ”
Дабылова Гульнара Ахметовна
педагог-психолог ГККП «Ясли-сад «Балапан»
Жарқайың ауданының білім бөлімі жанындаға
«Балапан» бөбекжай-бақшасы»
мемлекеттік коммуналдык қазыналық қәсіпорыны
Государственное коммунальное казенное предприятие
«Ясли-сад «Балапан»
при отделе образования Жаркаинского района
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
педагога-психолога по теме:
“Профилактика психоэмоционального напряжения
у детей в период адаптации к ДОУ”
Подготовила: педагог-психолог Дабылова Г.А.
2020г.
Описание проблемы
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации детей к условиям детского сада.
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.
Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.
Факторы, влияющие на адаптацию это:
– возраст ребенка;
– состояние здоровья;
– уровень развития;
– характеристика нервной системы;
– умение общаться с взрослыми и сверстниками;
– сформированность предметной и игровой деятельности;
– приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Условия успешной адаптации
• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
• Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленная на формирование эмоциональных контактов “ребенок – взрослый” и “ребенок – ребенок”.
Направленность развития детей, в рамках которой проводится работа по проекту:
комплексная (социализация, сохранение здоровья, развитие познавательных процессов).
Участники проекта:
дети, родители, воспитатели группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра.
Тип проекта:
практико-ориентированный, групповой.
Цель проекта:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи проекта:
- Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
- Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
- Оказание педагогической и психологической помощи родителям.
- Реализовать модель социального партнерства дошкольного учреждения с родителями.
- Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий и игр для детей в период адаптации к детскому саду.
Актуальность проекта: Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются не один десяток лет. Важность эффективной организации адаптационного периода связана с тем, что при поступлении в детский сад и связанную с ним разлуку с матерью ребенок переносит наиболее болезненно именно в возрасте 1-3 лет. Только слаженные, продуманные действия педагогического коллектива и родителей помогают преодолеть трудности в адаптации детей к детскому саду.
Существует противоречие, связанное с тем, что, с одной стороны, существует ряд теоретических исследований адаптации малышей к условиям ДОУ, отдельные методы и технологии работы с участниками образовательного процесса, представленные в литературе. С другой стороны, в нашем дошкольном учреждении не было системности в работе в период адаптации, взаимодействия участников образовательного процесса.
В начале работы в дошкольном учреждении я столкнулась с рядом проблем:
1. Родители детей раннего возраста часто допускают типичные ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, особенно в период поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Но воспитатель группы не всегда готов к этой деятельности в силу многоаспектности процесса адаптации. Ему необходима помощь узких специалистов: медика, педагога-психолога, музыкального руководителя.
2. Отсутствие эффективных форм работы с родителями, позволяющими побудить интерес к жизни ребенка в детском саду, снизить тревожность родителей, сформировать активную позицию в процессе адаптации ребенка.
Таким образом, возникла необходимость в разработке системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации на основе принципов развития и интеграции образовательного процесса, основанной на сотрудничестве воспитателей и узких специалистов.
Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта:
1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обучение воспитателей методам проведения игр с детьми в период адаптации, оказания консультативной помощи родителям;
3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Пути и методы решения поставленных задач:
Задача по преодолению стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду является приоритетной. Для ее решения в нашем детском саду традиционно использовались следующие формы работы:
– постепенный прием детей в группу детского сада;
– гибкий режим пребывания ребенка в группе;
– утро радостных встреч;
– индивидуальный подход к детям на основе их психологических особенностей (информация об особенностях ребенка на основе анкетирования и бесед с родителями при приеме ребенка в дошкольное учреждение).
Для повышения эффективности процесса адаптации детей к детскому саду и облегчения разлуки с матерью было решено использовать такие формы работы с детьми:
– адаптационные игры в течение дня;
– адаптационные игровые занятия с детьми.
Адаптационные игры в течение всего времени пребывания ребенка в группе в соответствии с режимом проводятся воспитателями группы. Игровое взаимодействие строится на основе уровня адаптированности ребенка и включает в себя три этапа:
1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новыми взрослыми.
•Цель: формирование доверия к педагогам.
•Задачи: удержание внимания на новом взрослом; установление эмоционального контакта; стимулирование инициативы в общении;
•Формы организации игрового взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами.
2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.
•Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
•Задачи: освоение места расположения игрушек и игровых зон; обучение ориентировке в новых предметных условиях, подчинятся правилам; стимулирование самостоятельного выбора игрушек, занятий.
•Формы организации игрового взаимодействия: психогимнастические игры, игры-имитации, предметные игры.
3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками:
•Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
•Задачи: стимулирование доброжелательного внимания к ровесникам, отклика на эмоции сверстника; формирование умения действовать сообща; обучение обмену действиями как способу общения.
•Формы организации игрового взаимодействия: коммуникативные игры, хороводные игры.
Цель работы психолога – помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через: – Помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей; – Помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями; – Помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.
Успешность реализации модели организации адаптационного периода подразумевает последовательность её этапов.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Консультации по проведению периода адаптации
Выставка литературы
Практикум по заполнению листов адаптации
Я практикую оценку поведения ребёнка в баллах. Каждый из факторов адаптации (эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит) оценивается в баллах от 1 до 3. Это позволяет более объективно оценить поведение ребёнка и проанализировать течение адаптационного периода.
Собеседование. Воспитатели изучают литературу, программу и мы проводим собеседование по знанию возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. РАБОТА С ДЕТЬМИ
Наблюдение за ребёнком
Проводится в форме игры в кабинете психолога. Здесь важно выявить развитие социальных навыков: умения вступать в контакт с незнакомым взрослым, самостоятельность, инициативность, усидчивость. Поведение ребёнка в кабинете психолога демонстрирует нам его типичное поведение в новой ситуации и установление отношений с новыми людьми. Здесь сразу видны проблемы малыша. Первая встреча с ребёнком становится первой консультацией семье.
Предварительная диагностика
Если ребёнок активен и с удовольствием играет, то можно провести диагностику и заполнить первую графу карты развития ребёнка. Мы разработали карту развития ребёнка, которая включает несколько возрастных этапов с 1 г до 4 л
Все данные в краткой форме заносятся в карту. При повторной диагностике данные заносятся карандашом другого цвета: это позволяет проследить динамику в развитии ребёнка и составить объективную характеристику его развития, а также наметить пути коррекции на самом раннем этапе, если это необходимо.
3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Общее родительское собрание
На собрании выступают разные специалисты. Психолог знакомит родителей с вариантами течения адаптации, рассказывает, какие трудности ожидают семью в острый период, какой может быть реакция ребёнка, как помочь малышу в период адаптации. Даются стандартные рекомендации для всех родителей и примерный алгоритм адаптации ребёнка (привыкание шаг за шагом)
1 шаг – ребёнок приходит в детский сад на 1-2 часа;
2 шаг – ребёнок остаётся на обед;
3 шаг – ребёнок проводит в детском саду 4 часа – с завтрака на обеда;
4 шаг – ребёнок остаётся на дневной сон;
5 шаг – ребёнок остаётся до полдника;
6 шаг – ребёнок в детском саду полный день.
Встреча с родителями и ребёнком
Цель: выявить особенности семейного воспитания и дать индивидуальные рекомендации по подготовке конкретного ребёнка к поступлению в д/с. Знакомим родителей с тем, что перестройка ранее сложившегося стереотипа поведения является для ребёнка очень трудной задачей. Встреча проводится в мае, сразу после получения путёвки, когда есть ещё возможность изменить режим, отучить от вредных привычек, привить необходимые по возрасту навыки.
Анкетирование родителей. Цель: выявить особенности поведения ребёнка, его умения и навыки, особенности режима, кормления, укладывания на сон, индивидуальные привычки и особенности – вся информация о ребёнке, которая поможет воспитателям установить с ним контакт.
II ОСНОВНОЙ ЭТАП.
1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Ведение листов адаптации (ежедневно)
Встречи – обсуждения течения адаптации (2 р в неделю) у каждого ребёнка, выбор линии дальнейшего поведения, изменения времени пребывания детей в д/у. переход к следующему шагу привыкания. Последовательность шагов привыкания залог успешной адаптации. Переход на следующий шаг алгоритма осуществляется только после успешного преодоления ребёнком предыдущего. Длительность каждого шага зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Помощь в установлении контакта с отдельными детьми.
Для психолога во время основного периода главное – не наблюдение за работой воспитателя и анализ её, а конкретная помощь, особенно в острый период адаптации. Это и помощь физическая (успокоить плачущих, одеть, накормить, уложить спать) и помощь в установлении контакта с отдельными детьми. Детей с резко отрицательным эмоциональным состоянием забираю в кабинет психолога, успокаиваю, устанавливаю сначала контакт двоих: психолог-ребёнок, затем ввожу в группу, где помогаю установить контакт воспитатель-ребёнок в группе детей.
Помощь в установлении контакта с родителями
Обычно есть родители, в общении с которыми сразу возникают трудности. Разъяснение воспитателям позиции и опасений родителей и обсуждение с родителями позиции воспитателей позволяет снять остроту проблемы непонимания, если она возникает.
Консультация о типах высшей нервной деятельности и особенностях работы с каждой категорией детей. Это необходимо потому, что только учёт индивидуальных типологических особенностей с самого раннего возраста даёт возможность предупредить возможные проблемы в поведении детей. Правильная тактика в отношениях с детьми раннего возраста снижает вероятность появления «трудных» детей в дошкольных группах детского сада.
2. РАБОТА С ДЕТЬМИ
Снятие отрицательного эмоционального состояния, психологическая поддержка детей. Обычно переход в новую обстановку – кабинет психолога, где много интересных игрушек, где ребёнок был с мамой, где есть возможность получить индивидуальное внимание – такой переход снимает острую эмоциональную реакцию.
Помощь детям в установлении контакта с взрослыми и сверстниками. Это обучение детей приёмам общения со сверстниками и взрослыми, упражнение в установлении контактов.
Обучение предметным действиям. Это с отдельными детьми, которые проявляют полную пассивность.
3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Психологическая поддержка тем родителям, кто в ней нуждается.
Цель: дать возможность родителям рассказать о своих опасениях, выяснить тревожащие их вопросы.
Помощь в установлении контакта с ребёнком в новых жизненных обстоятельствах.
Выясняются особенности поведения ребёнка дома, изменения в поведении, обсуждается, как надо вести себя родителям и как не надо в этот сложный период жизни всей семьи.
Помощь в установлении контакта с воспитателями
Разъяснение недоразумений, формирование положительного отношения к воспитателям и детскому саду в целом.
Индивидуальное консультирование. Это при возникновении новых проблем в общении с ребёнком или родители рассказывают о своих ранее скрываемых опасениях или тревоге, связанной с развитием ребёнка.
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Анкетирование
Выявление положительного опыта, трудностей, предложения администрации и специалистам по совершенствованию организации периода адаптации
Собеседование-оценка уровня адаптированности детей к детскому учреждению.
Выявляется общий эмоциональный фон поведения, взаимоотношения с взрослыми и детьми, реакция на изменение привычной ситуации.
Выявление детей, вызывающих тревогу, для углублённой диагностики
Выявление трудных родителей для проведения индивидуальных бесед
2. РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия по адаптации с детским коллективом, цель которых – создать положительный эмоциональный настрой в группе, снизить импульсивность, тревогу, агрессию.
Повторная диагностика детей, требующих внимания:
– не говорящие дети;
– дети с проблемами в поведении;
– дети с проблемами в усвоении программы.
Планирование коррекционной работы:
– консультация логопеда;
– консультация невролога ;
– индивидуальные коррекционные занятия (песочная терапия). В кабинете есть песочница, и песочная терапия активно используется для снятия напряжения у детей в период адаптации. Песок пропускает воду и поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. У детей, которые молчали и не играли в группе, после нескольких игровых занятий повышается настроение, появляется речь.
Ожидаемые результаты
• снижение тревожности у детей и родителей
• низкий уровень заболеваемости детей
• благоприятное течение адаптации
• участие родителей в учебно-воспитательном процессе ДОУ
Ожидаемый результат:
– Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет;
– Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к ДОУ;
– Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего дошкольного возраста в период адаптации;
– Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;
Рабочий план реализации проекта
“Профилактика психоэмоционального напряжения
у детей в период адаптации к ДОУ”
Этапы | Период | Мероприятия | Ответственный |
этап | Май – июнь | 1.Изучение литературы по теме проекта. 2. Подготовка договоров для родителей вновь поступивших детей, подготовка презентации «Знакомство с детским садом» 3. Подготовка памяток и рекомендаций для родителей и педагогов по теме проекта. 4. Подготовка рекомендаций для родителей вновь прибывших детей для публикации на сайте ДОУ. | Педагог-психолог, воспитатели Педагог-психолог Педагог-психолог |
2 этап | Июнь-октябрь | 1. Общее организационное собрание для родителей вновь поступивших детей. 2. Постепенный прием детей в группы ДОУ. 3. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся» 4. Консультация для воспитателей групп: «Взаимодействие с детьми во время адаптации». 5.Наблюдение за детьми во время адаптационного процесса. 6.Консультирование родителей по вопросу адаптации детей к ДОУ. 7.Заполнение и ведение адаптационных листов, с целью диагностики адаптации вновь пришедших детей. 8.Сенсорные игры с детьми. 9.Подвижные игры с детьми. 10.Занятия с детьми во время адаптации по программе 11. Организация творческого конкурса «Улыбка малыша в период адаптации» с привлечением родителей. 12. Мини-лекция (на родительском собрании) «Дружная семья – здоровый ребенок». | Заведующая Воспитатели Медсестра Педагог-психолог Педагог-психолог Воспитатель Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Воспитатель Воспитатель Педагог-психолог Воспитатель Педагог-психолог Педагог-психолог |
3 этап | ноябрь | 1.Диагностика адаптационного периода в группе. 2. Мини-презентация о проведении проекта (на педагогическом совете) 3. Аналитический отчет по адаптации детей к ДОУ. | Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог |
Результаты деятельности
В рамках проекта проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья ребенка:
– эмоциональное состояние;
– социальные контакты с взрослыми и детьми;
– познавательная и игровая деятельность;
– реакция на изменение привычной ситуации.
В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:
У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях с взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.
Акмолинская область
Жаркаинский район
с.Пригородное
Консультация
для
воспитателей
«Игра как средство адаптации детей»
Подготовила: педагог-психолог Дабылова Г.А.
ГККП «Ясли-сад «Балапан»
2020г
Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и соответствуют ли они современным требованиям.
В возрасте 2 – 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно.
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью.
Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых умений и навыков.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ является особенность педагога и организации педагогического процесса.
У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность.
Так Выготский Л.С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.
На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер; игровые действия однократные, между собой не связаны, стереотипны. Ребенок пока не осознает, что играет: он просто действует с предметами формирование игровых замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. В процессе формирования игровых замещений ребенок отделяет действие (назначение) и название (слово) от конкретного предмета, благодаря чему становится возможным перенос значения одного предмета на другой. Существенно меняется характер игры между третьим и вторым годом жизни детей: усиливается игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение. Оригинальные игровые замещения, наблюдаемые у детей этого возраста, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества. Таким образом, развитие ребенка происходит в игровой деятельности.
Каждому периоду соответствует определенный способ игры. Для 2-летних детей характерны, в основном, игры-наблюдения, игры-действия или параллельная игра. Решающая роль в организации игрового взаимодействия детей этого возраста принадлежит взрослому.
В период адаптации ребенок в самостоятельной игре является главным ее участником, задача педагога заключается в формировании у него игровых навыков. Позиция воспитателя по отношению к игре бывает следующей:
- воспитатель «над» детьми;
- воспитатель – создатель игры;
- воспитатель – равный партнер в игре.
С детьми раннего возраста следует использовать различные виды игр:
- игры обучающего характера,
- сенсорные,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные,
- музыкально-дидактические,
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- театрализованные (кукольные театры и инсценировки).
Приоритет следует отдавать играм, инициаторами которых являются сами дети:
- игры-экспериментирования (с водой, песком, снегом, глиной),
- игры с животными,
- игры со специальными игрушками для экспериментирования (различные конструкторы),
- сюжетно-отобразительные игры,
- элементы сюжетно-ролевых игр (сюжет строится по ходу игры, а не планируется заранее),
- театрализованные игры, игры-драматизации.
Планирование игр должно осуществляться по следующим принципам:
- ориентировка на интересы и желания детей,
- разнообразие,
- вариативность,
- преемственность,
- учет уровня игровых умений,
- способы отображения,
- самостоятельность и творчество,
- взаимоотношения и взаимодействия.
Таким образом, учитывая значимость игры и возможности игровых умений и психологических особенностей детей в данном возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ наименее болезненным.
Если рассматривать игру, как особую форму освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определенный результат на выходе, то игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка 2 – 3 лет к условиям ДОУ – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребенка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.
Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:
1. игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми;
2. игры по освоению социального пространства ДОУ.
Задачами первого направления будут:
- формирование положительного эмоционального настроя;
- снижение эмоционального напряжения и тревоги
Содержание работы в рамках этого направления должно обеспечивать эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.
Дать положительный эмоциональный заряд и обеспечить комфортное состояние детей могут игровые моменты, подобранные по дням недели с определенной целью.
Сюда входят словесно-тактильные игры, игры забавы, удовлетворяющие потребности малышей в движении, общении и образном поэтическом слове, хороводные и подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения, способствующие установлению контакта ребенка со сверстниками и дающие положительный эмоциональный заряд
Основной задачей второго направление игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребенку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.
Известно, что одно из базовых новообразований социального развития в раннем возрасте – формирование чувства доверия к миру, и своевременное развитие этого новообразования будет способствовать более успешной социализации и адаптации ребенка.
Для реализации задачи данного направления работы предлагаются:
– мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства;
– мероприятия по межвозрастному общению для накопления опыта социальных коммуникаций, проводимых в игровой форме
Мероприятия построены на игровом сюжете, который включает подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх.
На мероприятиях по межвозрастному общению главными «учителями» по ознакомлению малышей выступают дошкольники, которые на более понятном «языке» ознакомят их с социальным миром.
Таким образом, подготовленная, четко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ.
Представленная в данной работе игровая педагогическая технология способствует развитию полноценного общения детей со сверстниками, социализации и формированию базового доверия к миру. С использованием в педагогической практике игровой технологии дети безболезненно привыкают жить в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам, ориентироваться в пространстве ДОУ.
Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.
Анкета для родителей «Давайте познакомимся»
Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.
1. Ф. И. О. ребенка _______________________________________________________________
2. Дата рождения ________________________________________________________________
3. Домашний адрес, телефон ____________________________________________________________________
4. Состав семьи__________________
Какой ребенок по счету в семье? ___________________
5. Мать _____________________________________________________________
Ф. И. О., год рождения ____________________________________________________________________
Образование, специальность ____________________________________________________________________
Место работы, телефон, рабочий телефон _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
6. Отец
Ф. И. О., год рождения _____________________________________________________________________
Образование, специальность _____________________________________________________________________
Место работы, телефон, рабочий телефон _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
7. С кем проживает ребенок _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
9. Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними) ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) _____________________________________________________________________
11. К кому из членов семьи ребенок больше привязан _____________________________________________________________________
12. Часто ли ребенок болеет (причина), какие заболевания, травмы перенёс _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
13. Основные виды игр и занятий дома _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
14. Легко ли рассмешить ребенка _____________________________________________________________________
15. Какие игрушки любит, кто их убирает _____________________________________________________________________
16. Любимая пища _____________________________________________________________________
17. Нелюбимая пища _____________________________________________________________________
18. Есть ли у ребёнка аллергия (на что) _____________________________________________________________________
19. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)
а) активен, в хорошем настроении б) с капризами
20. Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц) ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
21. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения __________________________________________________________
_____________________________________________________________________
22. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)
а) активен, лидер б) легко присоединяется к играющим в) испытывает трудности
23. Любимые занятия, интересы:
а) лепка, рисование, конструирование б) подвижные игры, физическая активность
в) книги, познавательные игры г) другое _________________________________
24. Часто ли капризничает ваш ребёнок? _____________________________________________________________________
25. Что может вызвать гнев у ребёнка? _____________________________________________________________________
26. Наказываете вы ребенка? Если да, то как? _____________________________________________________________________
27. Какие меры поощрения вы применяете ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
28. Кто занимается воспитанием ребёнка? _____________________________________________________________________
29. Кто гуляет с ребёнком? _____________________________________________________________________
30. Кто будет забирать ребёнка из детского сада? _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
31. Жилищные условия: квартира, кирпичный дом, деревянный дом, съёмное жильё (подчеркниете)
32. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.) _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
33. Что ждёте от детского сада? _____________________________________________________________________
34. Какую помощь можете оказать группе? _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
35. Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель? _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
36. Ваши пожелания _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто заполнял анкету? _____________________________________________________________________
Дата заполнения _________________________________
Подпись _______________________
Спасибо!