«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»


Кольцова Лилия Анатольевна

заведующая ГККП «Ясли-сад «Балапан»

ГККП «Ясли-сад «Балапан»

при отделе образования Жаркаинского района

Педагогический проект

«Формирование математических представлений

у детей дошкольного возраста

 посредством игровых технологий»

Подготовила:

Кольцова Л.А.

2020 год

Содержание

Паспорт проекта 3
Пояснительная записка 5
Теоретическая частьАктуальность темы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством игровых технологий.Игровые технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста 6     6 8  
Практическая часть проектаОрганизационно-подготовительный этапОсновной практический этапЗаключительный этап 12 12 15 18
Перспектива развития проекта 20
Заключение 20
Список используемой  литературы 21


Информационная карта проекта

1. Наименование организации ГККП «Ясли-сад «Балапан» при отделе образования Жаркаинского района  
2. Название проекта «Формирование математических представлений  у детей  дошкольного возраста посредством игровых технологий»
3. Автор проекта Кольцова Л.А.
4. Тип  проекта Информационно-игровой, познавательный
5. Продолжительность проекта Долгосрочный (сентябрь 2019 г. – май 2020 г.)
6. Участники проекта Дети  дошкольного возраста, родители (законные представители) и педагоги
7. Цель проекта Формирование у детей  дошкольного возраста математических представлений посредством применения игровых технологий
  Задачи Для педагога 1.Изучить теоретические основы игровых технологий для практического применения в образовательном процессе с дошкольниками. 2.Обогатить развивающую  предметно-пространственную среду в группе по математическому развитию.  Для детей 1. Развивать у детей  познавательные способности, любознательность, логическое  мышление, самостоятельность, умение устанавливать закономерности, находить оптимальные решения. 2.Повысить  мотивацию детей, интерес к занятиям математикой за счет разнообразия игр. Для родителей 1.Вовлечь родителей в образовательный процесс в рамках проекта, стимулировать их творческую активность. 2.Повисить уровень педагогических знаний  родителей по математическому развитию ребенка.
8. Предполагаемый результат У  детей 1.Дети  проявляют познавательные интересы, активны в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения. 2. Повысится интерес к математике. У педагога 1.Пополнение центра математики разнообразием развивающиющих, дидактических  игр математического содержания. 2.Внедрение игровых технологий в образовательный процесс с дошкольниками. У родителей 1.Участие   родителей в реализации проекта. 2.Повышение  уровня педагогических знаний  родителей по математическому развитию ребенка.  
9. Итоговый продукт Информационная копилка «Занимательная математика»
10. Этапы проведения проекта I этап- организационно-подготовительный II этап- основной практический III этап- заключительный

Пояснительная записка.

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить
случая, сделать его немного занимательным
»
Б. Паскаль

В дошкольных учреждениях появляются новые информационные средства обучения и развития детей дошкольного возраста. В последнее время наиболее актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. Данный вид технологий используется во взаимодействии с детьми, с родителями, в методической работе. Как говорил К.Д. Ушинский, что «Детская природа требует наглядности». И это не картинки, таблицы или схемы, а более близкая к детской природе игра, пусть даже если и научно-познавательная.  Игры, в том числе и математические, несут в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть. Следует обратить внимание на то, что игровые технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям, это позволяет увеличить предлагаемый материал для ознакомления.

I. Теоретическая часть

1.1.Актуальность темы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством игровых технологий»

Использование игровых технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества образования в детских образовательных учреждениях и практической потребностью в использовании в ДОУ современных образовательных программ. С введением Государственного образовательного стандарта дошкольного образования использование  игровых технологий в образовательном процессе детского сада поможет расширить возможности внедрения в педагогическую работу современных методических разработок, а также  будет способствовать целенаправленному  формированию математических представлений. Игра, как ведущий вид детской деятельности, в том числе математического содержания, несет в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть.

Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на  возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.  Математическое развитие в свете современных требований изменилось, стало ориентироваться  на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний. Отсюда следует, что процесс  математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен:

–  активизировать мыслительную деятельность;

– позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности;

–  развивать творческие способности и уверенность  в своих силах.

Система учебных программ математического образования в дошкольном образовании при участии семьи должна обеспечить: условия,  образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни. Использование игры в математическом развитии ребенка  поможет повысить  мотивацию детей и интерес к занятиям математикой. Таким образом, обновление содержания образования требует поиска адекватных способов решения поставленных задач, а значит, использования современных методов, форм обучения и воспитания, современных педагогических технологий обучения. В настоящее время одной из  технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, обеспечить активности ребенка в деятельности, как этого требует Стандарт дошкольного образования, является игровая технология. Данная технология позволяет ребенку самостоятельно выбирать практические действия, экспериментировать, свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Нам, педагогам, необходимо создать условия, в которых ребенок выступает не как объект образования, а как субъект: ставит цели, ищет пути и способы их достижения, удовлетворяет свои потребности и интересы.

На сегодняшний день понятие «игровые   технологии» подразумевает большую и разнообразную группу методов при организации педагогического процесса в форме различных развивающих игр. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, и она обладает главным признаком, четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-позновательной направленностью. 

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий, чтобы используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

В любой деятельности, применяя игровые технологии,  у детей развиваются психические процессы. И игровые технологии могут быть направлены на  развитие  внимания, восприятия, памяти, мышления, творческих способностей  и многое  другое.

1.2. Игровые технологии в математическом развитии детей  дошкольного возраста

Игровые технологии, применяемые в математическом развитии, в первую очередь направлены на познавательный интерес, на освоение детьми связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира ребенка. Современные логические и математические игры разнообразны. Цели применения игр следующие: овладение детьми средствами познания – эталонами цвета, формы, эталонами мер, моделями, образами, речью, способами познания – сравнением, обследованием, управлением, счетом, классификацией, сериацией, накопление логико- математического опыта, развития мышления, сообразительности и смекалки. Важным положительным моментом является то, что  игровые технологии помогают детям освоить различные по своей степени сложности игровыедействия, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет,  измерение. Такие игры имеют определенную цель – это формирование математических представлений, а так же способы действий, и главное развитие мыслительных операций.

Принципы организации данных игр:

– отсутствие принуждения;

– развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);

– поддержка игровой атмосферы;

– взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

– переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Одним из методов технологии, направленных на накопление логико-математического опыта, являются сюжетные логико – математические игры. Они могут рассматриваться в качестве аналога НОД. Для них характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными  и творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией.

В данных играх  дети осваивают средства и способы познания (сенсорные и измерительные эталоны, речь, модели, сравнение, счет и обобщение, измерение, классификация и сериацию), соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний, умения действовать по указанию педагога, образцу, правилам и алгоритмам, собственному замыслу.

Проблемные ситуации в условиях применения игровой технологии  рассматриваются не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умение формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации – способствовать развитию творческих способностей детей.  Важно помнить, что следуя игре собственного воображения, ребенок переносит свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи.

В проблемной ситуации важна роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий. Данное освоение способствует развитию способностей, воображения, мышления познавательной мотивации. Структурными компонентами проблемной ситуации являются проблемные вопросы, действия. Включают занимательные задачи, вопросы,  задачи-шутки и другие виды нестандартного математического материала, поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность.

Особое место  в игровой технологии отводится  творческим задачам, вопросам, ситуациям. Они являются самыми новыми из перечисленных ранее методов. Творческие задачи имеют много решений, но не имеют  четкого алгоритма решения.  Они способствуют переносу имеющихся представлений в иные условия деятельности, а это требует осознания самого знания. Поэтому ребенку дошкольного возраста целесообразно предъявлять творческие задачи, ставить творческие вопросы после того, как необходимые для решения знания уже имеются у ребенка, когда у него уже накоплен определенный багаж знаний. Следовательно, использовать данный метод игровой технологии лучше  в старшем дошкольном возрасте. Творческие задачи, вопросы  способствуют развитию смекалки,  воображения, творческого мышления, самостоятельности, уверенности в своих возможностях.

Таким образом, игровая технология позволяет разнообразить образовательный процесс, делая его не просто образовательной деятельностью, а  образовательной деятельностью с увлекательными образовательными ситуациями.

Этапы проекта:

Подготовительный  этап:

– Определение проблемы (темы)

– Первичная диагностика  математического  развития дошкольников;

– Планирование  деятельности педагога,  детей, родителей;

– Разработка анкет для родителей;

– Подбор материала, пособий и изучение методической литературы;

– Организация развивающей предметно-пространственной среды по математическому развитию.

.Основной практический этап:

– Теоретические, познавательные, интересующие детей стороны математического развития;

– Образовательная деятельность с детьми;

– Изготовление информационного кейса «Занимательная математика».

Заключительный этап:

– Итоговая диагностика уровня математических знаний;

– Оценка полученных результатов,  самооценка. Анализ выполнения проекта.

– Определение перспективы дальнейшей работы.

II. Практическая часть реализации проекта

2.1. Организационно-подготовительный этап

На подготовительном этапе для меня было важно узнать, уровень сформированности математических представлений. Разработала диагностику и провела ее с детьми. В диагностике принимало участие 19 детей. Диагностика проводилась в начале учебного года. В индивидуальном взаимодействии с ребенком, в игровой форме задавала вопросы, просила выполнить задания, используя необходимый инструментарий, подобранный к возрасту детей.

Первичная диагностика показала невысокий уровень  сформированности представлений о количестве, изменения в числовом ряду, вызывает затруднение выстраивание предметного ряда по величине, сформированности пространственных отношений на плоскости листа.  Большинство детей затруднялись соотнести изображенный предмет на картинке с геометрической фигурой, расположенный под ней.

Так же мной проводилось наблюдение за совместной и самостоятельной детской  деятельностью. Я отметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм. Однако они затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. Очень мало дошкольников проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче дети теряют интерес к игре. Результаты диагностики позволили мне выявить возникшие пробелы у дошкольников в математическом развитии, а так же наметить план взаимодействия с детьми, учитывая  индивидуальные особенности каждого ребёнка.  Чтобы плодотворно решать возникшие проблемы по вопросу формирования математических представлений, используя игровые технологии у детей старшего дошкольного возраста, мною был составлен перспективный план (Приложение 1), в котором отражена работа со всеми участниками образовательного процесса и все направления образовательной деятельности, используя игровые технологии математической направленности.

Для более успешного развития детей в области познавательного развития (математических представлений), огромную роль играет, конечно, предметно-развивающая среда. На подготовительном этапе мною тщательно была организована и размещена развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивала  у каждого ребенка интерес к математике, к играм математического содержания, потребности во взаимодействии и общении со сверстниками во время игр. Подобрала наглядный материал математического содержания, тематические альбомы, картотеку игр, развивающие и дидактические игры, что помогло бы мне в работе над реализацией проекта.

Так же на подготовительном этапе я изучила большой объем методической литературы, статей, журналов по теме «Игровые технологии в математическом  развитии детей».

Важным условием успешного формирования математических представлений у дошкольников является его окружение. Родители (законные представители) играют важную роль во всестороннем развитии детей. Мы знаем, что всем родителям необходимы педагогические знания. Используя различные игровые приемы родители (законные представители) могут привить своим детям первоначальные знания в области математики. Для того чтобы узнать, имеют ли родители представления о развитии своих детей в математическом развитии, какие игры предпочитают, выполняют ли родители с детьми различные задания математического содержания,  мною было проведено анкетирование.Проведя анализ анкет, выяснилось, что около половины респондентов в не полной мере понимают, какие математические представления имеет их ребенок. Многие родители ответили, что дети в домашних условиях не проявляют интереса к развивающим играм, в том числе и  математического содержания, а они в свою очередь, не поддерживают интерес детей. Большинство родителей считают, что те знания, которые получают их дети в детском саду достаточны.

Проведя диагностику с детьми и  анкетирование родителей, я поставила перед собой задачи, направленные на  математическое развитие детей в соответствии с возрастными особенностями, повышение уровня компетентности родителей,  обогащение развивающей предметно-пространственной  предметной среды в группе.

2.2. Основной практический этап

С начала проектной деятельности велось взаимодействие со всеми участниками по подготовке развивающей среды. Так я подготовила для детей большое разнообразие наглядного и игрового материала:

1. Игры «Геометрическая мозаика», «Веселый счет», «Собери танграм» и т.д.

2.Тематические альбомы «В мире математики», «Занимательная математика», «Решай и считай», «Логические примеры»

3. Картотека ребусов, задач на смекалку, загадок и т.д.

Образовательная деятельность была выстроена так, чтобы при использовании игровых технологий, формировались математические представления, и чтобы это выражалось в практических действиях. При организации и проведении непрерывной  образовательной деятельности использовались разнообразные игровые мотивации и сюрпризные моменты: «Буратино не умеет считать, давайте ему поможем»,  «К нам приехал цирк, но нам нужно купить билет и найти свое место. Как это сделать?» и т.д.

Я использовала компьютерные презентации «Веселый счет», «Засели цифры в домик», «Веселые фигурки», компьютерные игры «Скоро в школу. Развиваем внимание,  логическое мышление, память», «Скоро в школу. Учимся считать». С помощью  презентаций и компьютерных игр дети вовлекаются в образовательную деятельность, она становится эмоционально-окрашенной, вызывает у детей математический интерес, а так же является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом для формирования математических представлений в игровой форме. Так же презентации и игры на компьютере способствуют хорошей результативности. Конспекты непрерывной образовательной деятельности были разработаны в соответствии с ГОСО ДО, согласно перспективному планированию.

В режимных моментах с целью формирования математических представлений совместно с детьми проводились элементарные опыты и эксперименты. Перед началом опыта, детям давалась игровая проблемная ситуация, например «У гимнасток замотались ленточки, что делать?», или «Куклам нужен столик. Как нам купить подходящий столик?» Опыты и эксперименты в игровой форме позволяют детям самостоятельно или совместно с педагогом сформировать практический опыт, добывать путем поиска или эксперимента, анализировать, т.е. добывать знания самостоятельно.

Еще одной  интересной формой взаимодействия с детьми стали математические сказки, задачи-загадки, ребусы и т.д. С помощью них у детей развивается логическое мышление, память, умение анализировать. Большую роль в математическом развитии мне оказал народный фольклор и художественное слово. Широкое использование народного творчества пробуждает у детей интерес к математике, к совершенствованию познавательной деятельности, а так же умственного развития. Например, для ознакомления с частями суток или времен года детям предлагала веселые стихотворения, задания практического характера. Это мне помогло в том, чтобы дети лучше усвоили знания о ориентировке в пространстве. Через художественные произведения знакомила детей с цифрами.

С целью закрепления полученных математических знаний в конце каждого месяца я проводила с детьми развлечение и викторины. В октябре было организовано развлечение. На данной мероприятии, детям предлагалось самостоятельно решать математические задачки. Всем детям понравилось развлечение, оно вызвало у них радостное настроение.

В ноябре проходила викторина. Викторина была направлена на развитие у детей сообразительности, находчивости, способности к остроумным рассуждениям. Также в ходе викторины у детей закреплялись математические знания и умения посредством игры-викторины.». Здесь дети развивали свои счетные навыки, способности производить действия в уме, проявлять смекалку, воображение, логическое мышление. А самое главное, доставили детям радость от проведения совместного интеллектуального развлечения-игры, и доброжелательной атмосферы командной игры.

Для меня очевидно, для того, чтобы обеспечить полноценное математическое развитие в семье, родители (законные представители) должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. Я провела родительское собрание «Роль игровых технологий в математическом развитии детей». На родительском собрании была поднята тема о повышении компетентности родителей в вопросах применения игровых технологий для развития детей в математических представлений. В ходе проведения собрания предлагала игровые практические ситуации математического содержания, кроссворды. Мною был подготовлен большой информационный материал: консультации «Математика вокруг нас», «Развиваемся играя», «Роль компьютерных игр в математическом развитии дошкольников» и т.д.; буклеты «Запоминай, играя», «Математические игры и упражнения» и т.д.; памятки «Средства формирования элементарных математических представлений в детском саду», «Влияние интеллектуальных игр на математическое развитие личности» и мн.др. Чтобы повысить компетенцию в вопросе математического развития детей посредством игровых технологий  в семье, я провела с родителями (законными представителями) ряд мероприятий: мастер-класс, деловая игра. Родители на данных мероприятиях показали себя активными участниками, дали элементарные знания о математике, а так же поддерживали интерес, к познанию математических представлений, используя все возможности игровых технологий. Совместно с детьми и родителями (законными представителями) были организованы и проведены такие мероприятия, как КВН «Математический турнир» и  «Играем в математику» и т.д.  Данные мероприятия были направлены на то, чтобы приобщить родителей к участию в жизни детского сада, повысить уровень педагогической культуры.

В рамках проекта я тесно сотрудничала и с другими дошкольными образовательными учреждениями. Посещала методические мероприятия, где педагоги делились опытом работы по познавательному развитию.

2.3. Результаты диагностики

Стартовая диагностика – 10.09.2019г

Промежуточная диагностика – 10.01.2020г

Итоговая диагностика – 10.05.2020г

По результатам можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности математических представлений по всем критериям и этому способствовало использование  игровых технологий. 

У детей заметно повысились знания при соотношении сенсорных эталонов  формы с формой предметного изображения, и реальных предметов – 51%. Хорошие результатыпоказали дети  и привыявлении степени овладения зрительным синтезом, сформированности наглядно-образных представлений – 50 %. Повысился и уровень знаний у детей  о днях недели – 59%, о временах года в разные месяца – 57%. Хотелось бы отметить, что при повторном проведении диагностики дети уже самостоятельно выполняли все задании, а если возникали трудности, то старались сами найти пути решения, без помощи взрослого (педагога).

Можно сделать вывод, что применение игровых технологий  при взаимодействии с детьми, родителями (законными представителями) всесторонне развивают детей, а так же являются эффективным и положительным средством для  формирования математических представлений. В результате наблюдения за самостоятельной и совместной деятельностью детей, мной был сделан вывод о том, что дети стали более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в своих силах.

Перспектива развития проекта

Меня заинтересовала данная тема, так как применение игровых технологий в математическом развитии и для всестороннего развития детей сегодня актуальна как никогда.

В процессе реализации проекта я считаю, что родители и дети преодолели данные существующие проблемы.  Применение в игровой форме различных приемов  взаимодействия со всеми участниками проекта, помогло целесообразно решить проблемы. В условиях внедрения ГОСО ДО.

В дальнейшем планирую изучать проблемы математического развития, применяя ТРИЗ-технологии. Использовать в работе с детьми проектный метод. Активно использовать информационные компьютерные технологии, в том числе и мультимедийные презентации, повысив свою ИКТ-компетентность.  Во взаимодействии с родителями планирую продолжать использовать активные формы работы. Также планирую проецировать свой опыт работы на педагогов других групп ДОУ, с целью распространения педагогического опыта.

Заключение

В процессе организации работы над проектом мною был проведен анализ проблемы математического развития детей дошкольного возраста. На теоретическом и практическом уровне был рассмотрен процесс математического развития с использованием игровых технологий. Я повысила свою компетентность по использованию игровых технологиий в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. Работая над темой проекта, нами была обогащена развивающая предметно-пространственная среда. Пополнился уголок познавательного  развития иллюстративным материалом, учебно-игровыми пособиями, дидактическими и развивающими играми.

Мы систематизировали информационный, наглядно – демонстрационный материал для детей и родителей: были созданы картотеки логико – математических игр, экспериментов с математическим содержанием, занимательных вопросов и задач; подобраны консультации для родителей, буклеты, памятки. Эффективность работы с детьми и родителями по данному вопросу была доказана в ходе реализации проекта. Продуктом проекта стала папка – копилка «Занимательная математика», где собраны все материалы по формированию математических представлений посредством игровых технологий.

По результатам проделанной работы могу сделать вывод, что все используемые игровые технологии отвечают интересам детей, обеспечивают эффективное  развитие и интереса к познавательной деятельности и самое главное соответствуют ГОСО и стимулирует к дальнейшему математическому развитию на этапе подготовки к школе.

Список  литературы

1. Горячева О.В. Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста

2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 2007.

3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Знанте, 2000

4. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.

5. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Наука, 2009

6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 2006.

7. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

8. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.: Знание, 2003.

9.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М.: Инфра-М, 2005.

10.Шевелёв К.В. «Дошкольная математика в играх» «Мозаика – Синтез» 2004г. – 80 стр.